Контрольная работа предназначена для учащихся 10 класса. Составлена в 4 вариантах. Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений по основным темам программы за первое полугодие.

Составитель: Чефранова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 50 им. Ю.А. Гагарина» г. Курска.

Пояснительная записка

В основу работы положены задания КИМ по русскому языку (ОГЭ и ЕГЭ). В контрольные измерительные материалы включены задания по темам, изученным или повторенным на конец 1 полугодия 10 класса:

  • правописание гласных в корне слова;
  • употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
  • употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
  • правописание приставок;
  • употребление Ь и Ъ;
  • правописание суффиксов имен существительных и имен прилагательных;
  • правописание падежных и родовых окончаний;
  • выразительность русской речи.

Работа рассчитана на 45 минут и включает 21 задание в форме тестов.

Каждое правильно выполненное задание 1-20 оценивается 1 баллом. Задание 21 оценивается 4 баллами (по одному баллу за каждый правильно выбранный термин; порядок записи цифр в ответе имеет значение). Всего за работу, выполненную без ошибок, можно набрать 24 балла.

Перевод баллов в отметки:

22-24 балла – «5»

19-22 балла – «4»

13-18 баллов – «3»

Менее 13 баллов – «2»

Контрольная работа (тест)

10 класс, 1 полугодие

Вариант 1

  1. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) предл..гать, р..стет, ук..ризна, насл..ждение

2) пол..гать, оч..ровательный, р..скошный, вопл..щение

3) сокр..щать, ср..стание, нас..ждать, об..ятельный

4) погл..щать, сн..ряжать, заст..влять, отв..рить дверь

  1. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) пост..новление, п..лисадник, впеч..тление, ум..лять (то есть просить)

2) рест..врация, подр..сли, пост..мент, сост..влять

3) прик..снуться, вопл..щение, нагром..ждать, отст..вать

4) л..ндшафт, пред..нность, аккомп..нировать, укр..шать

  1. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

1) раств..риться, изл..гать, р..стение

2) заг..реть, ср..внять с землей, к..сание,

3) изл..жить, пл..вучесть, з..ря

4) пл..вец, ур..вень, водор..сли

  1. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) погл..щение, выч..тать, отвл..кать

2) под..литься, выр..сли, г..рьковатый

3) ст..мулировать, запл..сневеть, с..мволический

4) угн..тать, р..месленник, осв..домленный

  1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) опл..тить штраф, запр..щённый приём, откл..нение

2) ср..внение, плащ пром..кает, бл..стящий

3) настр..ение, подн..мать, обж..гание

4) созревает оз..мь, оп..реться, выд..рнуть из земли

  1. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) осн..стить, уг..дали, пров..нциальный

2) напр..вление, оз..рение, оп..лчение

3) вд..леке, не..тделимый, зак..лоть

4) объед..нение, ч..столюбие, л..пата

  1. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) сл..боватый, обл..котился, л..бретто

2) ст..муляция, г..рдыня, прив..дение (в замке)

3) од..брительный, р..пертуар, оч..стительный

4) уд..вление, посв..тить(фонариком), отр..слевой

  1. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё.

1) кляч..нка

2) ш..винизм

3) ж..рнов

4) ш..ковое состояние

  1. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих?

1) медвеж..нок, еж..вый,  мяч..м

2) клоч..к, деш..вый, тяж..лый

3) береж..т ,заверш..нный, привлеч..нный

4) рубаш..нка, щ..лкать, ш..лк

  1. Определите слово с буквой Ы после Ц.

1) ц..рк

2) революц..я

3) ц..новка

4) ц..ганская

  1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..ободрился, гостепр..имный, пр..ломление

2) транс..ранский, контр..гра, пред..дущий

3) ра..жать, чре..вычайно, не..давленный

4) об..ятия, в..едливый сторож, пан..европейский

  1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града

2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный

4) из..мать, дез..нформация, от..граться

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чре..мерный, бе..чувственный, не..говорчивый

2) пр..градить, пр..страстный, пр..следователь

3) не..правданный, п..становка, под..зрение

4) об..явление, раз..ехаться, сер..ёзный

  1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) ад..ютант, об..ективный , в..ющийся

2) без..мянный, без..сходное, супер..гра

3) непр..метный, воспр..имчивый, пр..обрести

4) бе..покойство, ..дешние жители,  ..добная булка

  1. В каком ряду во всех словах пишется Е?

1) к батаре.., в уль.., на темен..

2) у брон.., в ине.., в волнень..

3) в волнени.., к галере.., у Натали..

4) о лихолеть.., к Прасковь.., в низовь.. Волги

  1. В каком словосочетании в окончании обоих слов пропущена буква Е?

1) в ранн..й осен..

2) к соседн..й станци..

3) о весенн..й прохлад..

4) свеж..мдуновени..м

  1. В каком слове пишется Е?

1) студенч..ство

2) земля-кормил..ца

3) крив..зна

4) кузнеч..к

  1. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется Е?

1) кож..ца

2) метел..ца

3) пальт..цо

4) кресл..це

  1. Определите средство выразительности.

     И невозможное возможно.

1) эпитет

2) оксюморон

3) метафора

4) сравнение

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

21. Прочитайте текст.

       (1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

     (5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

     (8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

     (10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

     (13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

     (17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой*)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как _______ (предложения 1, 11), а такой приём, как _______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _______ («сверхделовой» в предложении 12) и _______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

Список терминов:

1) эпитет

2) диалектизм

3) лексический повтор

4) индивидуально-авторские слова

5) литота

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) фразеологизм

9) риторическое восклицание


СКАЧАТЬ файл со всеми 4 вариантами КИМа (docx, 210 КБ).

Использованные источники

  1. Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ). Открытый банк заданий ЕГЭ - http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
  2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ» - https://rus-ege.sdamgia.ru/

Составитель: Чефранова Татьяна Ивановна

You have no rights to post comments