Бабичева Ж.В., Дюмина Т.П., Семерова А.И., учителя русского языка и литературы МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области, разработали на основе краеведческого материала для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку выпускников основной школы.

Данный материал (5 вариантов) может быть использован как на уроках, так и для самостоятельной работы.

 

Вариант 1

Задание 1. Чтение текста.

Аркадий Петрович Гайдар, уроженец Курской области. Выразительно прочитайте текст о доме писателя.

На подготовку у вас есть 2 минуты.

Будущий писатель детских книг Аркадий Петрович появился на свет в доме под номером 31 по улице Карла Либкнехта города Льгова, что в Курской губернии, в январе 1904 года в семье Голиковых. Прожил он здесь недолго – родители, участвовавшие в революционных событиях, покинули Льгов, опасаясь ареста. О жизни во Льгове Аркадий Гайдар вспоминал с теплом: "Большие синие сливы, разноцветные маленькие домики в саду и над ними рой золотистых пчёл, ещё верстак со стружками, пахнущими сосновым лесом..." Позднее, когда особенно усилились репрессии, в уезд прибыли казаки, начались аресты, супруги Голиковы с сыном Аркадием без особых сборов покинули обжитой дом.

Но город Льгов до сего дня сохранилтот небольшой домик, считающийся местной достопримечательностью. В 1989 году в доме был открыт музей. В мемориальной части музея находится гостиная, комната матери Натальи Аркадьевны, кабинет отца писателя, класс, в котором он преподавал и литературная экспозиция, полностью посвященная жизни и творчеству писателя.  Она представлена в виде его личных писем, дневниковых записей, предметов интерьера.(157 слов).

(По материалам Интернета)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ цитату А. Гайдара: «Это было счастливое время. Здесь у меня появились сёстры, сначала Наталья, а потом и Ольга».

У вас 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберете один из вариантов беседы:

  1. Экспозиция музея (на основе фотографии).
  2. Мой самый интересный день в школе (повествование на основе жизненного опыта).
  3. Нужно ли знать историю своего края? (рассуждение по поставленному вопросу).

У вас 1 минута на подготовку. Высказывание должно составлять не более 3 минут.

Карточка участника собеседования

Тема 1. Экспозиция музея

Опишите фотографию, обратив внимание на следующие детали:

- что вы видите на фото;

- как расположены предметы;

- какую цель преследовал автор снимка, запечатлев данные предметы.

 

Тема 2.  Мой самый интересный день в школе.

Расскажите:

- как начинался этот день;

- чем именно отличался от других;

- какая роль была отведена лично тебе.

Тема 3. Нужно ли знать историю?

В своем высказывании постарайтесь ответить на вопросы:

Важно ли сохранять культуру и традиции?

Возможно ли будущее без прошлого?

Что значит долг перед предками?

Задание 4.  Диалог.

Дайте полные ответы на вопросы собеседника.

Карточка собеседника – экзаменатора

К теме 1.

  • Какие музеи вы посещали?
  • Экспозиция какого из них особенно запомнилась и почему?
  • Если бы вы были учредителем музея, то кому или чему он был бы посвящен?

К теме 2.

  • Какие школьные предметы тебе нравятся больше?
  • Нравится ли тебе участвовать в школьных мероприятиях?
  • Что бы ты изменил в школьном распорядке?

К теме 3.

  • Чем известен ваш край?
  • Кто из знаменитых людей твоего края близок тебе?
  • О каком памятнике культуры ты мог бы рассказать?

 

Вариант 2

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о курской усадьбе поэта А.А. Фета.

На подготовку у вас есть 2 минуты.

Среди заповедных уголков России, с которыми неразрывными узами связана русская поэзия, – курское имение Афанасия Афанасьевича Фета Воробьёвка, что в 10 километрах от Коренной пустыни. С селом Воробьевка связаны последние 15 лет жизни замечательного поэта.

Здесь с 1876 года он жил и творил. Именно в Воробьёвке были написаны стихотворения, которые вошли в сборник «Вечерние огни» – вершина «фетовской вселенной красоты». В стихотворениях поэта мир предстаёт перед нами в бесконечном движении, в тончайших переливах красок, их оттенков и сочетаний. Природа у него не просто существует, она живёт, активно, радостно и добро: «мерцает свет, готовый всё озарить, всему помочь», «цветы, закачавшись, сильнее пахнут, с началом дня», «с поля широкого тень жмётся под ближнюю осень», «опавший лист дрожит от нашего движенья». Фет любил свой парк, свои тополя, липовые аллеи – весь этот тихий красивый уголок, под его влиянием он весь без остатка погружался в поэзию. Здесь поэт ощущал свою причастность к вечной, неиссякаемой жизни.(151 слово). (По Баскевич И.З.)

Задание 2. Пересказ текста.

 

Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ цитату П.И. Чайковского, который высоко ценил творчество А. А. Фета:

«В лучшие свои минуты Фет выходит из пределов поэзии.  Он уже не просто поэт, а скорее поэт-музыкант».

У вас 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберете один из вариантов беседы:

  1. Домашняя библиотека (на основе фотографии).
  2. Любимый праздник моей семьи (повествование на основе жизненного опыта).
  3. Профессия должна быть любимой или доходной? (рассуждение по поставленному вопросу).

У вас 1 минута на подготовку. Высказывание должно составлять не более 3 минут.

Карточка участника собеседования

Тема 1. Домашняя библиотека

Опишите фотографию,  обратив внимание на следующие детали:

- что вы видите на фото;

- как расположены предметы в интерьере;

- какую цель преследовал автор снимка, запечатлев данные предметы.

Тема 2.  Любимый праздник моей семьи.

Расскажите:

- о членах вашей семьи;

- чем данный праздник  отличался от других;

- какая роль в его подготовке отведена лично тебе.

Тема 3.  Профессия должна быть любимой или доходной?

В своем высказывании постарайтесь ответить на вопросы:

Чем необходимо руководствоваться при выборе профессии?

Должна ли работа приносить удовольствие?

Что важно: профессиональная деятельность или мнение других людей о ней?

Задание 4.  Диалог.

Дайте полные ответы на вопросы собеседника.

Карточка собеседника – экзаменатора

К теме 1.

Есть ли у вас домашняя библиотека?

Какие книги должны быть в домашней библиотеке?

Как вы относитесь к семейному чтению?

К теме 2.

Какой праздник для тебя самый любимый?

Как в твоей семье готовятся к праздникам?

Какие государственные праздники тебе известны?

К теме 3.

Какие профессии близки и интересны тебе?

Нравятся ли тебе профессии твоих родителей?

Что значит «престижная профессия»?

 

Вариант 3

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о легендарной картине А. Дейнеки.

На подготовку у вас есть 2 минуты.

Вам, наверное, приходилось видеть грандиозное полотно «Оборона Севастополя». Его автором является Александр Александрович Дейнека – наш земляк.

Выразительно прочитайте текст о легендарной картине.

Удивительно, что в дни Великой Отечественной войны, да еще в самые тяжелые, тревожные, трагические ее месяцы, рождались не только талантливые литературные произведения, но и настоящие художественные шедевры.

Знаменитая картина Александра Александровича Дейнеки "Оборона Севастополя" создана им именно в такое время.

Зима 1941-1942 годов была очень жестокой в южном Крыму. Но не только из-за холодов, но прежде всего потому, что снег просто почернел от взрывов. Севастополь стоял насмерть, моряки-черноморцы сражались бесстрашно, до последнего...  Им и посвящено легендарное полотно.

Художник А.А. Дейнека всегда в своем творчестве воспевал людей могучих, которым многое по плечу, и в его картинах неизменно восхищение земными возможностями человека. До войны он не раз бывал в Крыму, любил и знал этот край, рыбачил, любовался Севастополем, дружил с его жителями. Во время Великой Отечественной войны ему довелось побывать на другом фронте, однако подвиг севастопольцев впечатлил его с особенной силой. Он вчитывался в официальные сводки, расспрашивал очевидцев, остальное добавило его воображение. Работа так захватила художника, что он завершил ее за 8 месяцев, и "Оборона Севастополя" была представлена на московской выставке "Великая Отечественная война".(179 слов).

(По Сергею Воробьеву)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ цитату А.А. Дейнеки: "Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но она настоящая».

У вас 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберете один из вариантов беседы:

Выберете один из вариантов беседы:

  1. Зимние забавы (на основе фотографии).
  2. Отдых с родителями (повествование на основе жизненного опыта).
  3. Зачем нужно охранить природу? (рассуждение по поставленному вопросу).

У вас 1 минута на подготовку. Высказывание должно составлять не более 3 минут.

Карточка участника собеседования

Тема 1. Зимние забавы.

Опишите фотографию,  обратив внимание на следующие детали:

- какому зимнему развлечению посвящена фотография;

- опишите героев снимка и их эмоции;

- что хотел  передать своей работой фотохудожник.

Тема 2.  Отдых с родителями.

Расскажите:

- о членах вашей семьи;

- где обычно отдыхает ваша семья;

- чем этот отдых особенно запомнился.

Тема 3.  Зачем нужно охранять природу?

В своем высказывании постарайтесь ответить на вопросы:

- насколько важна проблема охраны природы;

- что можешь сделать лично ты для сохранения окружающей среды;

- как природа влияет на человека.

Задание 4.  Диалог.

Дайте полные ответы на вопросы собеседника.

Карточка собеседника-экзаменатора

К теме 1.

  1. Какое время года любишь ты?
  2. Какие развлечения предпочитаешь ты и твои друзья?
  3. Занимаешься ли ты зимними видами спорта?

К теме 2.

  1. Какой отдых предпочитает твоя семья: активный или пассивный?
  2. Планируете ли вы свой отдых заранее?
  3. Какой отдых можно назвать познавательным?

К теме 3.

  1. Какую пользу природа приносит человеку?
  2. Несем ли мы ответственность перед будущими поколениями?
  3. От чего больше всего страдает окружающая среда?

 

Вариант 4

Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Григорий Шелихов (Шелехов), русский исследователь, мореплаватель. В 1783-1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке. Основатель  Северо -Восточной компании.  Наш земляк.

Выразительно прочитайте текст о Г. Шелихове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Имя Григория Шелихова увековечено во времени. На портрете Г.И. Шелихов выглядит лощеным царедворцем: мундир с кружевами на обшлагах, жилетка, парик... Однако жизнь его, выходца из купеческой среды, проходила вдали от столицы, в постоянных путешествиях и плаваниях. Шелихов – один из первыхисследователей Курильских островов,  инициатор торговых отношений с Японией.  

Одним из первых российских купцов он понял необходимость создания крупных промысловых компаний и в 1783 г. отправился к берегам северной Америки, на остров Кадьяк, где основал постоянные русские поселения. На новых землях ввел православную веру, научил хлебопашеству и кораблестроению, организовал исследования островов и народов, на них проживающих, построил школу. Известный русский поэт Г.Р. Державин неслучайно назвал его "Колумбом российским. По отзывам его современников, он обладал необыкновенным умом, буквально впитывал всевозможные знания. У него были недюжинные способности предпринимателя и организатора: сильная воля, смелость, умение налаживать деловые связи, чувствовать изменение ситуации и разумно рисковать.

За освоение северо-восточных земель императрица Екатерина II наградила Г.И. Шелихова медалью «Ея Величества», золотой шпагой и грамотой. Имя Шелихова носят залив Охотского моря, пролив,бухта у озера Круза, город и поселок в Иркутской области, бухта и река на одном из Курильских островов.  (186 слов).

и немецкий языки. Затем вышла в свет вторая (По материалам Интернета)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Г.Р.Державина, русского поэта 18 века, о Г.И. Шелихове:

Как царства падали к стопам Екатерины, –

Росс Шелехов без войск, без громоносных сил

Пустился в новый свет чрез бурные пучины,

И три народа ей и Богу покорил.

Подумайте, где лучше использовать слова Г.Р.Державина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.  

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Семья (на основе описания фотографии).

Тема 2. Экскурсия, которая запомнилась мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Что значит быть интеллигентным человеком? (рассуждение по поставленному вопросу).

У Вас есть  1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточка участника собеседования

Тема 1. Семья.

Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

  • присутствующих членов семьи;
  • занятие (чем занимаются);
  • общую атмосферу и настроение членов семьи;
  • место встречи и время.

Тема 2. Экскурсия.

Расскажите о том, как Вы побывали на экскурсии.

Не забудьте рассказать:

  • где и когда Вы были на экскурсии;
  • с кем Вы были на экскурсии;
  • как Вы готовились к экскурсии:
  • почему Вам запомнилась эта экскурсия.

Тема 3. Интеллигентность.

Что значит быть интеллигентным человеком?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Что такое интеллигентность?
  • Важно ли для Вас быть интеллигентным?
  • В чем должна проявляться интеллигентность?
  • Как Вы понимаете выражение «это неинтеллигентно»?

Задание 4 Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 1. Семья

Опишите фотографию.

  • Любите ли Вы проводить время со своей семьей? Почему?
  • Что вы любите делать вместе?
  • Как вы проводите выходные?

Карточка собеседника-экзаменатора

     Тема 2. Экскурсия.

Расскажите о том, как Вы были  на экскурсии.

  • Нужны ли экскурсии? Почему?
  • Какие советы Вы дали бы тем, кто впервые отправляется на экскурсию?
  • Что, по Вашему мнению, заставляет людей оправляться на экскурсию?

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 3. Интеллигентность.

Что значит быть интеллигентным?

  • Что означает, по Вашему мнению, слово «интеллигентный»?
  • Вы умеете вести себя интеллигентно?
  • Приведите пример неинтеллигентного поведения.

 

Вариант 5

Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Малых Евгений Васильевич. Наш земляк. Его именем названа улица в нашем городе.

У Вас 2 минуты на подготовку.

Малых Евгений Васильевич - помощник командира стрелкового взвода 1089-го стрелкового полка 322-й стрелковой дивизии, сержант.Родился в1924 году в Курске. В армию призван в феврале 1943 года.Помощник командира стрелкового взвода комсомолец сержант Евгений Малых в ходе наступательных боёв в августе-сентябре 1943 года взорвал семь блиндажей, три дзота, в рукопашных схватках и огнем из личного оружия уничтожил более 100 гитлеровцев.

16 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Малых Евгению Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1817).

В 1944 году Е.В. Малых стал офицером, окончив курсы младших лейтенантов. Командир стрелкового взвода гвардии лейтенант Малых 19 апреля 1945 года был тяжело ранен в бою и 20 апреля скончался в госпитале от полученных ран. 

Был похоронен на офицерском кладбище в городе Зорау (Польша). Позднее перезахоронен на Кутузовском мемориале под городом Болеславец, рядом с останками фельдмаршала Кутузова.

Награждён орденами Ленина, Красной Звезды. 

Именем Евгения Малых названа улица в Курске, где установлены бюст Героя и мемориальная доска. (174 слова).  (По материалам Интернета)

2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.В. Суворова, выдающегося полководца, о героизме: «Мужественные подвиги достовернее слов».

Подумайте, где лучше использовать слова  А.В. Суворова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Поход (на основе описания фотографии).

Тема 2.  День, который запомнилась мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Нужно ли быть толерантным? (рассуждение по поставленному вопросу).

У Вас есть  1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточка участника собеседования

Тема 1. Поход.

Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

  • место и время похода;
  • участников похода;
  • общую атмосферу похода и настроение участников;
  • природу.

Тема 2. Каникулы. (Один из дней  летних каникул, который запомнилась мне больше всего).

Расскажите о том, почему Вы запомнили именно этот день.

Не забудьте рассказать:

  • когда это было;
  • почему запомнился этот день;
  • кто был рядом с Вами;
  • где это происходило.

Тема 3.  Толерантность.

Нужно ли быть толерантным?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Что значит быть толерантным?
  • Толерантны ли Вы?
  • Одинаковы ли по смыслу выражения: быть толерантным и быть терпимым?
  • Как Вы понимаете выражение «толерантное отношение»?

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 1. Поход.

Опишите фотографию.

1) Любите ли Вы ходить походы?

  • С кем Вы любите ходить?
  • Как Вы планируете свои походы?

Карточка собеседника-экзаменатора

     Тема 2. Каникулы.

Расскажите о том, как прошли Ваши каникулы.

  • Весело ли прошли летние каникулы? Что запомнилось более всего?
  • Нужно ли планировать свои каникулы? Как?
  • Что, по Вашему мнению, дают каникулы?

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 3. Толерантность.

Нужно ли быть толерантным?

1) Хотите ли Вы быть толерантным?

2) Знакомы ли  Вы с толерантными людьми?

3) Приведите пример толерантного поведения.


Скачать ПОЛНОСТЬЮ материал (файл doc, размер 7,33 МБ).

Литература

  1. Сергей Воробьев, блог «Любовь к жизни» https://sergeyurich.livejournal.com/.
  2. Музей А. Гайдара во Льгове (сайт: http://gorenka.org/index.php/pamyatniki-gubernii/5175-lgov-muzej-a-p-gajdara).
  3. Баскевич И.З. Фетовская вселенная красоты. – Курск, КИНПО(ПКиПП)СОО, 2012г.

Авторы: Бабичева Ж.В., Дюмина Т.П., Семерова А.И.

You have no rights to post comments