Учителя русского языка и литературы МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области Кузнецова Т.С. и Татаренкова С.К. в соответствии с демоверсией итогового собеседования по русскому языку для выпускников основной школы подобрали тексты для выполнения заданий 1 и 2 (15 вариантов).

Краеведческая направленность представленных текстов для чтения вслух даёт возможность приобщить обучающихся к культурному наследию родного края, способствует познанию духовно-нравственных традиций народа.

Необходимость во введении итогового собеседования появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы и связана с формированием коммуникативных навыков. Основной акцент делается на оценке спонтанной речи, поэтому на подготовку отводится минимум времени. Учитываются темп чтения, интонации, паузы в нужных местах, смысловые акценты.

Все тексты, представленные в пособии и используемые для подготовки к собеседованию, посвящены выдающимся личностям курского края: М. Щепкину, Г. Свиридову, Н. Асееву и др. Стоит отметить, что это не только люди, имена которых уже давно вошли в историю, но и наши современники, например, писатель Е.И. Носов, скульптор В.М. Клыков. Предлагаемый нами материал призван помочь девятиклассникам подготовиться к выполнению первого и второго заданий устного собеседования.

Задание 1 – чтение небольшого текста вслух.

Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.

Выразительное чтение – один из аспектов навыка чтения. Это чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи.

Признаки выразительного чтения (по И.П. Цыбулько):

1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

Рекомендации по подготовке к выразительному чтению:

  • внимательно прочитайте текст;
  • определите тему, основную мысль текста;
  • определите цель чтения (убедить слушателя);
  • внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам;
  • прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки;
  • прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух (по И. П. Цыбулько).

Задание 2 – пересказ прочитанного текста с включением цитаты. Время на подготовку – 1 минута.

Рекомендации по подготовке к пересказу:

  • прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно;
  • самостоятельно прочитать текст и сформулировать его основную мысль;
  • пронумеровать количество абзацев;
  • выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста;
  • установить причинно-следственные связи между событиями;
  • пересказать текст, логично и уместно включив приведенное высказывание.

(По И. П. Цыбулько).

Во время подготовки учащиеся могут делать записи: план текста, ключевые слова, имена, даты – и во время пересказа пользоваться этими записями.

  • Цитату, которую нужно вставить в текст, заучивать или записывать не надо.
  • Вариант вставки цитаты в текст может быть не один!
  • Цитату нельзя просто «прилепить» к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.
  • Уместно (но необязательно!) при включении цитаты пользоваться «подводящимими» словами, например: «Оценивая вклад … (имя героя текста) в … (его дело), … (автор цитаты) говорил…«… (автор цитаты) высоко ценил … (герой текста) и говорил, что …» и т. п.
  • Можно просто воспользоваться одним из способов цитирования.

Критерии оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задание 1. Чтение текста вслух

Таблица 1

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация

 

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста

1

Интонация не соответствует пунктуационному  оформлению текста

0

Темп чтения

 

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче

0

Максимальное количество баллов

2

 

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Таблица 2

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

Баллы

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

 

 

Все основные микротемы исходного текста сохранены

1

Упущена или добавлена одна микротема или более

0

П2

Соблюдение фактологической точности при пересказе

 

 

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет

1

Допущены фактические ошибки (одна и более)

0

П3

Работа с высказыванием

 

 

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично

1

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во  время пересказа

0

П4

Способы цитирования

 

 

Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и более)

0

Максимальное количество баллов

4

 Таблица 3

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм

 

 

Грамматических ошибок нет

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

 

 

Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм

 

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок

1

Допущены речевые ошибки (четыре и более)

0

П

Искажения слов

 

 

Искажений слов нет

1

Допущены искажения слов (одно и более)

0

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10

Тексты для чтения, представленные в пособии, по мнению составителей, способствуют воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к культуре и истории родного края, потребности сохранять историческую память.

 

Вариант 1

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом советском геоботанике, флористе Василии Васильевиче Алёхине (1882 - 1946).

У Вас 2 минуты на подготовку.

Василий Васильевич Алёхин – советский геоботаник, флорист, основатель московской геоботанической школы, организатор и заведующий кафедрой геоботаники Московского государственного университета.

Весь долгий путь исследовательской деятельности В.В. Алёхина с юности до последних дней был посвящен проблемам степей и их охране. Василий Васильевич Алёхин открыл для науки целинные степи в Курской области Стрелецкого, Казацкого и Ямского участков с прилегающими к ним участками дубовых лесов. Эти земли были пожалованы царем в XVI веке служилым людям. В течение трех столетий они не распахивались и не продавались, а использовались лишь под выпас скота и сенокос. Здесь сохранились мощные чернозёмы, луговая степь с характерным растительным и животным миром. Эти степи Алёхин назвал курской растительной аномалией, так как на одном квадратном метре здесь произрастает до 88 видов и около 1000 экземпляров растений. Цветущих растений в степи такое множество, что во время цветения каждые 10 дней меняется ее основной цветовой аспект.

Василий Васильевич Алёхин неоднократно поднимал вопрос об охране курских степей и был инициатором создания степного заповедника. В 1935 году осуществилась мечта учёного: учрежден Центрально-Черноземный государственный заповедник, которому присвоили имя профессора Алёхина.

Классические работы Алёхина об исследовании курских степей вошли во все учебники ботанической географии и стали известны во все мире. Учёный руководил многими геоботаническими экспедициями. Изучение степной растительности стало главным делом его жизни.

ЗАДАНИЕ 2.Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова В.В.Алёхина: «Научное значение заповедников состоит в том, что здесь в условиях наименее нарушенной природы можно ставить опыты в природе и вести систематические планомерные наблюдения из года в год, в течение целого ряда лет. Эти длительные наблюдения, и только они, во многих случаях могут дать решение многим научным вопросам».

Подумайте, где лучше использовать слова В.В.Алёхина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Вариант 2

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте вслух текст о Никола́е Никола́евиче Асе́еве (1889-1963), русском поэте и переводчике.

У Вас 2 минуты на подготовку.

Юность Николая Асеева связана с городом Курском. Он родился в городе Льгове, Курской губернии, в семье страхового агента. В 1909 году окончил курское реальное училище.

Годы детства на всю жизнь запомнились поэту: и катания на санках с горы, и сверкающая на солнце река Тускарь, и детские игры. Поэт часто вспоминал, что от бабушки у него врожденное чувство слова, что именно она еще в раннем детстве научила задумываться над загадкой слов. Деду он обязан своим поэтическим дарованием, поэтическим видением. Асеев пишет, что дед был знатоком языка, говорил на чистейшем орловско-курском диалекте, обладал способностью увлекать слушателя своими красноречивыми рассказами.

В своих произведениях поэт, преодолевая подчас нарочитую усложненность поэтической образности, стремится к простоте и ясности стиха.

Поэт-лирик широко и активно воспринимал явления общественной жизни, стремился передать высокий пафос рождения нового мира.

В 1914 году Асеев встретился с Маяковским, и это оказало влияние на всю его жизнь. Как известно, Маяковский очень быстро сдружился с Асеевым, очевидно увидев в нем черты подлинного поэтического дарования, может быть даже раньше, чем его почувствовал сам поэт.

Пятидесятилетний литературный путь Асеева был завершен блестящим лирическим сборником «Лад». Асеев — автор многих работ по вопросам теории русского стиха, проблемам традиции и новаторства, один из основателей «Левого фронта искусств», исследователь русского стиха и наставник молодых поэтов.

Асеев выпустил за свою жизнь более 30 книг стихотворений и прозы.

ЗАДАНИЕ 2.Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н.Н. Асеева: «Я лирик по складу своей души, по самой строчечной сути».

Подумайте, где лучше использовать слова Н. Н. Асеева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Вариант 3

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста

Выразительно прочитайте вслух текст о курском пианисте, джазмене, основателе и арт-директоре международного фестиваля «Джазовая провинция» Леониде Владиславовиче Винцкевиче, 1949 год рождения.

У Вас 2 минуты на подготовку.

Леонид Владиславович Винцкевич родился в Курске в семье скрипача и хирурга. Начал играть на фортепиано с семи лет. Окончил Курскую музыкальную школу №1, затем — Курское музыкальное училище, Казанскую консерваторию по классу фортепиано.

По окончании консерватории Винцкевич возвращается в родной город и становится солистом Курской филармонии. Таковым остаётся и поныне.

В 1974 г. в СССР началось создание первых государственных джазовых учебных заведений — эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ. В числе первых 20 городов, где создавалось такое отделение, был и Курск, и Леонид принял в его организации активное участие.

Винцкевич случайно услышал записи фольклорного хора села Фощеватово Белгородской области. Музыканта поразил гармонический и ритмический строй этих песен, он перенес их фрагменты на нотную бумагу, стараясь постичь природу ритмической организации фольклорного пения, сходной по восприятию с джазовым драйвом. Результатом обобщения всех этих влияний стали первые авторские композиции Леонида Винцкевича («Леший», «Осенняя песнь», «Бурлацкая», «Полынь-трава»), которые он показал на джазовых фестивалях.

«Джазовая провинция» – традиционный ежегодный джазовый фестиваль, проводимый в Курске в ноябре месяце с 1997 с участием лучших отечественных и зарубежных джазовых музыкантов. Фестиваль учреждён Российским фондом культуры по инициативе курского музыканта Леонида Винцкевича и директора Курской филармонии Ольги Макаровой. В соответствии с программой фестиваля после первых концертов, проводимых в Курске, участники фестиваля гастролируют по городам Центрального Черноземья и Поволжья и завершают фестиваль в Москве или Санкт-Петербурге.

ЗАДАНИЕ 2.Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Л.В. Винцкевича: «За 20 лет выросло целое поколение молодых ценителей этого искрометного искусства, образовалось интеллектуальное сообщество людей, влюбленных в эту музыку, и объединились сотни музыкантов, десятки стран и городов».

Подумайте, где лучше использовать слова Л.В. Винцкевича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Вариант 4

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста

Выразительно прочитайте вслух текст о русском писателе Константине Дмитриевиче Воробьёве (1919-1975).

У Вас 2 минуты на подготовку.

Один из самых ярких представителей «лейтенантской» прозы Воробьев Константин Дмитриевич родился в благословенной «соловьиной» Курской области, в селе под названием Нижний Реутец в Медвенском районе. Сама природа там располагает к тому, чтобы петь или слагать песни, сама душа курской земли рождает в её благодарных обитателях желание овладеть словом и запечатлеть эту красоту.

Будущий писатель окончил сельскую школу-семилетку, курсы киномехаников.

В 1941 году Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть «Дорога в отчий дом». В названии этом прозвучала главная мечта всей его жизни. Но первую публикацию, состоявшуюся только через сорок лет, в 1986 году, журнал «Наш современник» назвал «Это мы, Господи!». В повести описаны страшные события, которые пришлось пережить автору: фашистский застенок, концлагерь, расстрелы товарищей.

После освобождения Литвы Константин Воробьев, писатель ещё почти никому не известный, домой в Курскую область уже не вернулся. Видимо, земля Литвы, за которую проливал кровь, остановила его. Там же в 1956 году вырос его «Подснежник» – сборник рассказов, после которого Константин Воробьев – писатель уже профессиональный. Настоящую известность Воробьёву принесли повести «Крик», «Убиты под Москвой».

Константин Воробьев – писатель настоящий. Его перечитывают, даже если любят только позитив. Просто чувствуют – так надо, ЭТО забывать нельзя.

Куряне гордятся своим земляком и сохраняют память о нём. В селе Нижний Реутец Медвенского района открыт Дом-музей Константина Воробьева, его имя носят школа № 35 и улица в городе Курске, установлен памятник писателю.

ЗАДАНИЕ 2.Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Евгения Ивановича Носова: «Константин Воробьев принадлежит к тем не частым писателям, которых потом многократно перечитывают. Уже известно, чем начинается и чем заканчивается то или иное произведение, а вот почему-то опять тянет к книге, хочется перелистать еще и еще... И это повторное, уже неспешное, углубленное постижение художника не менее радостно, нежели изначальное его открытие».

Подумайте, где лучше использовать слова Е.И.Носова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Вариант 5

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста

Выразительно прочитайте вслух текст о детском писателе Аркадии Петровиче Гайдаре (1904-1941).

У Вас 2 минуты на подготовку.

Аркадий Петрович Гайдар – детский писатель, участвовавший на стороне красных в Гражданской войне и бывший военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны.

Будущий писатель Аркадий Гайдар родился в городе Льгове Курской области. Гайдар – псевдоним, в переводе обозначающий «всадник, скачущий впереди», настоящая его фамилия – Голиков.

Впервые его произведения были напечатаны в 1925 году. Лучшими своими сочинениями Аркадий Гайдар считал повести «P.B.C.», «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Школа», «Тимур и его команда». Писатель много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. Гайдар писал для детей и подростков, ему хотелось рассказать им о том, что видел и пережил сам.

Самым же популярным произведением этого писателя стала повесть «Тимур и его команда», открывавшая цикл из пяти повестей о пионерах. Осуществить его до конца писателю помешало начало Великой Отечественной войны. Аркадий Гайдар хотел показать, что и подростки могут принести ощутимую пользу – для этого их надо лишь организовать, направив энергию в правильное русло.

По произведениям Аркадия Гайдара снято множество кинофильмов, наиболее известные из которых «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Чук и Гек», «Школа мужества», «Судьба барабанщика», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Школа», а также мультипликационные фильмы «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Горячий камень».

Каждое новое поколение читателей по-своему воспринимает художественный мир Гайдара, ищет и находит то, что созвучно времени. Заветы писателя актуальны и сегодня: его книги учат любить свою страну, уважать людей, ценить дружбу, пробуждают в душе добрые чувства, ответственность за других. В конце повести «Чук и Гек» Аркадий Петрович говорит: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь  эту огромную счастливую землю».

ЗАДАНИЕ 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.П.Гайдара: «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – 10-15 лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его».

Подумайте, где лучше использовать слова А.П.Гайдара в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Вариант 6

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте вслух текст о советском живописце, монументалисте и графике, народном художнике СССР Алекса́ндре Алекса́ндровиче Дейне́ке (1899 – 1969).

У Вас 2 минуты на подготовку.

Дейнека Александр Александрович родился в Курске в семье рабочего. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве.

Художник много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи – рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина "Эстафета по кольцу "Б", мозаика "Лыжники", скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие – убедительное тому подтверждение.  Кульминацией спортивной темы можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница», написанном в 1933 году.

Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

Великая Отечественная война заняла должное место в творчестве мастера. Прежде всего, это обилие рисунков — от полевых набросков до станковых композиций, имеющих несомненную документально-историческую ценность. От тех лет остался и цикл живописных произведений, среди которых, как представляется, наиболее известна работа "Оборона Севастополя", исполненная в 1942 году.

Картины Александра Александровича Дейнеки всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством.

ЗАДАНИЕ 2.Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова  ученика художника Николая Ерышева: «А.А. Дейнека, …будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства... основанного на культе здоровья, спорта, труда, нового образа жизни».

Подумайте, где лучше использовать слова Н. Ерышева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Вариант 7

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте вслух текст о советском и российском скульпторе, президенте Международного фонда славянской письменности и культуры Вячесла́ве Миха́йловиче Клы́кове (1939 - 2006)

У Вас 2 минуты на подготовку.

Вячеслав Михайлович Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого».

Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на родине – в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время.

За годы своей творческой деятельности Вячеслав Михайлович создал более 200 скульптурных произведений. Среди его работ памятники Н.М.Рубцову в Тотьме, К.Н.Батюшкову в Вологде, Сергию Радонежскому в Радонеже, великой княгине Елизавете Федоровне в Москве, протопопу Аввакуму в селе Григорове.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского поле.

В своих скульптурах он оставил нам героическую летопись России, в которой прославил ее великих полководцев, праведников, выдающихся деятелей, писателей и поэтов. Эта была настоящая проповедь в скульптуре, подвижническое служение Христу и России.

ЗАДАНИЕ 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова В. М. Клыкова: «Встанет храм – возродится село».

Подумайте, где лучше использовать слова В. М. Клыкова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Вариант 8

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста

Выразительно прочитайте вслух текст о курском писателе Евгении Ивановиче Носове (1925-2002).

У Вас 2 минуты на подготовку.

На весь мир прославили Курскую землю книги замечательного писателя Евгения Ивановича Носова.

Носов родился в селе Толмачево под Курском, учился школе №4 города Курска. Война прервала его учебу в школе, в 1943 году Евгений Иванович добровольцем ушел на фронт. В 1945 году тяжело ранен под Кёнигсбергом, и День Победы встречал в госпитале, о чём позже написал в рассказе "Красное вино победы". О войне у Носова написано много: повесть "Усвятские шлемоносцы", рассказы "Шопен, соната номер два", "Яблочный спас", "Памятная медаль", "Фагот".  Школу Носов окончил уже после войны.

Е.И. Носов – человек нелегкой судьбы, но талант, трудолюбие, любовь к родной земле помогли преодолеть трудности и стать выдающимся русским писателем. Его называли Мастером. Е.И. Носов был Мастером воистину во всем: он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи: Он рисовал полные тончащей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам. В каждой строке, написанной Носовым, живет его душа, в каждой живописной работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, дерева, речки. 

Писатель был очень отзывчивым человеком, очень любил природу и животных. В морозные дни он даже развешивал призывы к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц».

Заслуги писателя были отмечены наградами, званиями: Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин города Курска…

ЗАДАНИЕ 2.Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Е.Спасской: «Он всё пропускал через себя, не оставляя без ответа ни одного вопроса, был ко всему внимателен, уважителен, предельно серьёзен и ответственен».

Подумайте, где лучше использовать слова Е.Спасской в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антимонов Н. Федор Семенов – курский астроном. – Курск: Кн. изд-во, 1961.
  2. Бугров Ю.. Н. В. Плевицкая. – Курск, 2005.
  3. Гордость земли Курской. Сборник очерков о знаменитых земляках./ Составитель Шехирев М.Ф. – Курск, 1991.
  4. Еськов М.Н. Воспоминания о Евгении Носове. – М., 2005.
  5. Курск. Краеведческий словарь-справочник. – Курск: изд. «ЮМЭКС», 1997.
  6. Курск. Очерки истории города. – Воронеж: ЦЧКИ, 1975.
  7. Чегодаев А. Александр Дейнека // Искусство Советского союза. – М., 1984.

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/

http://www.personbio.co-m/

https://dic.academic.ru/

http://gorenka.org/index.php/zemlyaki/

http://old-kursk.ru/book/historian/


Скачать ПОЛНОСТЬЮ весь материал (файл doc, размер 5,83 МБ).

Авторы: Кузнецова Т.С. и Татаренкова С.К.

Добавить комментарий

Пожалуйста, не оставляйте рекламу!


Защитный код
Обновить