Для итогового контроля по русскому языку в 11 классе предлагаем материалы в формате ЕГЭ.

 

Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

Итоговый контрольный тест

11 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3.

(1)Понятие «содержание высказывания» связано в категорией информативности речи и присуще только тексту. (2) (…) сообщает читателю авторское понимание отношений между явлениями действительности, видение их значимости в различных сферах жизни. (3)Здесь может быть два вида информации: содержательно-фактуальная (какие явления, событии отображает автор) и содержательно-концептуальная (что автор думает об отображаемом явлении, событии и т.п.) (4)Эти две разновидности информации называют темой и основной мыслью (идеей) текста.

 

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Понятие «содержание высказывания» сообщает читателю авторское понимание отношений между явлениями действительности.

2) Содержание высказывания связано напрямую с  категорией информативности речи, и  два вида информации: содержательно-фактуальная и содержательно-концептуальная - составляют тему и основную мысль текста.

3) Содержание высказывания сообщает читателю авторское понимание отношений между явлениями действительности, видение их значимости в различных сферах жизни.

4) Понятие «содержание высказывания» присуще только тексту, кроме того, имеется два вида информации:  содержательно-фактуальная и содержательно-концептуальная; они являются темой и основной мыслью текста.

5) Авторское понимание отношений между явлениями действительности называют темой и основной мыслью текста, и  отбор материала подчинён основной мысли высказывания.

 

  1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это слово.

 

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ЯВЛЕ́НИЕ, -я, ср.

  1. Возникновение, начало. Явление новых друзей. Явление мысли.
  2. В философии: проявление, выражение сущности, то, в чём она обнаруживается. Я. и сущность.
  3. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.
  4. Событие, случай. Странное, загадочное я.
  5. В пьесе: часть акта, в к-рой состав действующих лиц не меняется.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мЕстностей

намЕрение

некролОг

иксЫ

партЕр

 

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Я решал возникавшие проблемы самым ЭКОНОМИЧЕСКИМ и неброским способом.

Слова записки заключали в себе какой-нибудь СКРЫТЫЙ, тайный смысл.

ЭФФЕКТНОСТЬ выхода его на публику была поистине ошеломляющей.

На практике агент почувствовал только РАЗДРАЖЕНИЕ и тревогу.

После издания его стихов сразу же появились негативные ОТЗЫВЫ знаменитых писателей.

 

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово.

Задатки оперетты имеются в музыкально-комедийных спектаклях, распространённых у многих народов мира.

 

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ШЕСТИСТА рублей

подели на СЛОГИ

ремонт ТУФЕЛЬ

заполните ТАБЕЛИ

стал более ЗЛЫМ

 

8. Установите соответствие между грамматической ошибкой (обозначено буквами) и предложением, в котором она допущена (обозначено цифрами).

Грамматическая ошибка:

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

Предложение:

1) Гармонист тронул перламутровые пуговки, и восхитительные звуки Моцарта наполняют блиндаж.
2) Часы, выполненные мастером, не только дороги нам как музейные редкости, но и как вечный пример технического мастерства русских умельцев.
3) Необходимость в сумке-термосе может возникнуть в разных ситуациях, в частности во время поездки в машине либо по приезде в жаркий день на дачу.
4) Деревянная ложка упоминается в летописи «Повести временных лет», и речь в этом произведении идёт не только о деревянных, но и о серебряных ложках.
5) Изучая повадки пчёл, этих удивительных существ, пчеловодами каждый день совершаются открытия.
6) Все, кто приезжает в Санкт-Петербург, обязательно оказывается на Невском проспекте, воспетом и Пушкиным, и Гоголем.
7) Человек творческого склада привносил в строительство что-то своё, и, если новое строение удавалось, на него равнялись другие мастера.
8) Очень давно было создано множество самых разнообразных календарей, представлявших собою системы исчисления больших промежутков времени.
9) Следует также напомнить, что В.Г. Перов, один из известнейших художников-передвижников, в 1880 году написал картину «Плач Ярославны». 

9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

1) неув…дающий талант, вопл…тить идею, выг…рки

2) уг...дать ответ, приг...диться для уроков, сож…ление об ушедшем

3) др...жать от холода, др...знить петуха, потр...сение от случившегося

4) созр...вание плодов, изм...рение температуры, сост...влять план

5) перед...вать привет, потр...сающий успех, голая р…внина

 

10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) Пр...терпеться к лишениям, пр...бывать в столице, пр...клоняться перед талантом

2) и...худалый от болезни, бе...страшный разведчик, получить ра...чёт

3)  бе…вкусный обед,  бе…численные ошибки, развиваться самостоятельно

4) нед…жареный бекон, над…рванное письмо, от…сланный назад

5) ад…ютант, суб…ект, раз…ярённый зверь

 

11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) смаз...ик, копиров...ик

2) отходч…вый, однояйц…вый

3) клетч…тый, придирч…вый

4) докрасн…, девч…нка

5) врач…м, товарищ…м

 

12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бор...щийся народ, стро...щийся дом

2) выстро...нный посёлок, увлеч...нный человек

3) замеш...нный в преступлении, обещ...нная поддержка

4) утер...нные документы, прострел...нная нога

5) постел…м скатерть, увид…м впоследствии

 

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Расположившись на песчаном берегу и (не)желая терять ни минуты, я направился к воде.

Без прошлого (не)получится ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего.

(Не)встреченный мною друг растерялся в незнакомом городе.

Мне (не)жаль бездельников, которые только и ждут, когда за них кто-то выполнит работу.

Нам пришлось вброд перейти (не)широкую, но глубокую речку;

 

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других знаков препинания.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ  мы очень устали, (ЗА)ТО сколько осталось впечатлений!

(ТЕ)ЖЕ ветры сумрачные дули, (ТЕ)ЖЕ облака бесстрастно шли.

Красное солнце! ГЛЯНЬ(КА) в оконце! Старшая сестрица, ДАЙ(КА) нам водицы!

Шелестя листвой, качались под ветром деревья, по (ТЁМНО)СИНЕМУ небу всё (ТАК)ЖЕ бежали облака.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ целого лета (В)СЛЕДСТВИЕ сильных дождей размыло плотину.

 

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

Засыпа(1)ая обломками разруше(2)ых обнажё(3)ых скал, долина была раскале(4)а, как печь.

 

16.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Картина привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы.
  2. Страстное желание правды и стремление написать непременно все с натуры привели художника на вершины швейцарских Альп.
  3. Злого пса-ворчуна зубастого на железную цепь привязывает и пошел он домой призадумавшись к молодой хозяйке за Москву-реку.
  4. Он как-то не то рассеянно, не то расстроенно развел руками и надолго застыл в этой диковинной позе.
  5. Я листья считал на дереве и ночью в глухом пруду пытался поймать звезду.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Парусное судно(1) обмотавшееся веревками (2) и завесившееся парусами (3) дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре (4) не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я снова здесь, в семье родной,

Ах ты (1)  рощица (2)  ты моя зеленая!

Чем же ты (3)  рощица (4)  изукрашена?

Изукрашенная разным ягодам,

Я (5) калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все обрадовались (1) когда подковы лошадей зазвякали (2)  высекая (3) искры из камней (4) и показалась почти плоская вершина отрога.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Однако он хорошо понимал (1) что (2) если не браться за дело (3)  все равно не узнаешь (4)  каким будет конец.

 

21.Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) История города Коломны связана с именем Дмитрия Донского, знаменитого русского князя. (2) Именно здесь князь венчался с Евдокией, знаменитой суздальской княжной. (3)Главная достопримечательность города – Коломенский кремль, одна из самых больших и мощных крепостей своего времени. (4) Кроме того, заслуживают внимание Брусенский монастырь, Воскресенская церковь, Троицкая церковь и  храм Петра и Павла. (5) Также будут интересны для посещения и музей «Коломенская пастила», и Коломенский краеведческий музей. (6) Таким образом, Коломна  - привлекательный для туристов город.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20–26.

(1)От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. (2)Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. (3)Фотография поблёкла, края, смазанные ещё при съёмке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в вечность, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время. (4)Из сорока пяти человек, закончивших когда-то 7 «Б», до седых волос дожило девятнадцать. (5)Мне почему-то сейчас не хочется вспоминать, как мы убегали с уроков, устраивали толкотню в раздевалке, чтобы хоть на миг прикоснуться к той, которую любили настолько тайно, что не признавались в этом самим себе.

(6)А ещё мы с детства играли в то, чем жили сами. (7)Классы соревновались не за отметки или проценты, а за честь написать письмо папанинцам или именоваться «чкаловским», за право побывать на открытии нового цеха завода или выделить делегацию для встречи испанских детей.

(8)И ещё я помню, как горевал, что не смогу помочь челюскинцам, потому что мой самолёт совершил вынужденную посадку где-то в Якутии, так и не долетев до ледового лагеря. (9)Самую настоящую посадку: я получил «плохо», не выучив стихотворения. (10)Потом-то я его выучил: «Да, были люди в наше время…» (11)А дело заключалось в том, что на стене класса висела огромная самодельная карта и каждый ученик имел свой собственный самолёт. (12)Отличная оценка давала пятьсот километров, но я получил «плохо», и мой самолёт был снят с полёта. (13)«Плохо» было не просто в школьном журнале: плохо было мне самому и немного – чуть-чуть! – челюскинцам, которых я так подвёл.

(14)Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех, кого нет на этой земле: я хочу понять. (15)Ведь никто же не хотел умирать, правда?

(16)А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила война. (17)Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. (18)Но из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.

(19)Улыбнись мне, товарищ. (20)Я забыл, как ты улыбался, извини. (21)Я теперь намного старше тебя, у меня масса дел, я оброс хлопотами, как корабль ракушками. (22)По ночам всё чаще и чаще слышу всхлипы собственного сердца: оно уморилось. (23)Устало болеть.

(24)Я стал седым, и мне порой уступают место в общественном транспорте. (25)Уступают юноши и девушки, очень похожие на вас, ребята. (26)И тогда я думаю, что не дай им Бог повторить вашу судьбу. (27)А если это всё же случится, то дай им Бог стать такими же.

(28)Между вами, вчерашними, и ими, сегодняшними, лежит не просто поколение. (29)Мы твёрдо знали, что будет война, а они убеждены, что её не будет. (30)И это прекрасно: они свободнее нас. (31)Жаль только, что свобода эта порой оборачивается безмятежностью…

(32)В девятом классе Валентина Андроновна предложила нам тему свободного сочинения «Кем я хочу стать?». (33)И все ребята написали, что они хотят стать командирами Красной Армии. (34)Да, мы искренне хотели, чтобы судьба наша была суровой. (35)Мы сами избирали её, мечтая об армии, авиации и флоте: мы считали себя мужчинами, а более мужских профессий тогда не существовало.

(36)В этом смысле мне повезло. (37)Я догнал в росте своего отца уже в восьмом классе, а поскольку он был кадровым командиром Красной Армии, то его старая форма перешла ко мне. (38)Гимнастёрка и галифе, сапоги и командирский ремень, шинель и будёновка из тёмно-серого сукна. (39)Я надел эти прекрасные вещи в один замечательный день и не снимал их целых пятнадцать лет. (40)Пока не демобилизовался. (41)Форма тогда уже была иной, но содержание её не изменилось: она по-прежнему осталась одеждой моего поколения. (42)Самой красивой и самой модной.

(43)Мне люто завидовали все ребята. (44)И даже Искра Полякова.

– (45)Конечно, она мне немного велика, – сказала Искра, примерив мою гимнастёрку. – (46)Но до чего же в ней уютно. (47)Особенно, если потуже затянуться ремнём.

(48)Я часто вспоминаю эти слова, потому что в них – ощущение времени. (49)Мы все стремились затянуться потуже, точно каждое мгновение нас ожидал строй, точно от одного нашего вида зависела готовность этого общего строя к боям и победам. (50)Мы были молоды, но жаждали не личного счастья, а личного подвига. (51)Мы не знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить. (52)Что зреет он медленно, незримо наливаясь силой, чтобы однажды взорваться ослепительным пламенем, сполохи которого ещё долго светят грядущим поколениям.

(По Б. Л. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013) – выдающийся русский писатель и сценарист, лауреат Государственной премии СССР.

 

20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Автору порой уступают место в общественном транспорте, и он думает, что молодёжь должна повторить судьбу старшего поколения и  стать такими же.
  2. Классы, по воспоминаниям Б. Васильева, соревновались не за отметки или проценты, а за право побывать на открытии нового цеха завода или выделить делегацию для встречи испанских детей.
  3. Автор уверен, что в молодости незнания восполняются верой в собственное бессмертие
  4. Мальчики избирали профессию военнослужащих, так как считали себя мужчинами, а более мужских профессий тогда не существовало.
  5. Автор и его одноклассники были молоды, жаждали личного подвига, но не знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить.

 

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными?

  1. Предложение 13 уточняет содержание предложения 12.
  2. Предложения 17 и 18 противопоставлены по содержанию.
  3. В предложениях 32 – 35 представлено повествование.
  4. В предложениях 36 – 39 представлено описание.
  5. В предложениях 48 - 21 представлено рассуждение.

 

24.Из предложений 1–5  выпишите фразеологизм. Ответ запишите без пробелов, запятых и других знаков препинания.

 

25. Среди предложений 33 - 37 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

 

  1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, приведённого ниже. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Повествуя о предвоенном времени, Б.Л. Васильев излагает свои воспоминания эмоционально насыщенно. Он использует такой приём, как (А) _______(предложения 39,40), а для создания ощущения беседы с читателем (Б) _______(предложение 25). Призывая молодых людей задуматься о выборе профессии, автор использует такое  средство, как (В) _______(предложения 49,50). В тексте встречается такой троп, как (Г) _______ («черты растворило время» в предложении 3).

 

Список терминов:

1) метафора

2) обращение

3) парцелляция

4) эпитеты

5) вопросно-ответная форма

6) фразеологизмы  

7) лексический  повтор 

8) восклицательные предложения       

9) контекстуальные синонимы

 

Критерии оценивания:

На «5» - 32 – 34 балла.

На «4» - 31 – 26 баллов.

На «3» - 25  – 18 баллов.

На «2» - 17 и ниже.