На уроке в 8 классе обучающиеся исследуют речевые особенности героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Автор разработки: Мальцева Ю.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 21».

 

Речевая манера персонажей – способ раскрытия характеров героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Цель урока: осознание обучающимися значения речи персонажей как одной из важнейших характеристик героя, раскрытие понятия «речевой портрет».

Коммуникативные УУД: осознаниероли речевого компонента, его важности в становлении и развитии личности

Познавательные УУД: осознание того, что речевая манера персонажей-это способ раскрытия характеров героев комедии.

Регулятивные УУД: развитие умения работать в команде, осознание важности значения роли каждого в работе группы, умение делать выводы от частного к общему.

УМК: Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.- (ФГОС. Инновационная школа).

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, аудио и видеозаписи, раздаточный материал: 1) на группу: памятка «Правила работы в группе», материалы для коллажа (силуэты героев), лист формата А3; 2) на каждого: рабочие листы – программки, конверты с заданиями, учебник, рабочая тетрадь.

Пояснительная записка

Используемые технологии: элементы квест-технологии, здровьесберегающей технологии, витагенной технологии (обращение к жизненному опыту учащихся).

Основные условия квест-технологии:

Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, было предложено использовать игру, как один из методов обучения, ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего, не говоря уже о разделении на положительных и отрицательных героев, что, в свою очередь, может достаточно сильно повлиять на психику ребенка и сформировать правильное мировосприятие. Неудивительно, что квесты чаще всего и называют именно «бродилками» (не является обязательным переход из кабинета в кабинет), поскольку для достижения цели в любом эпизоде прохождения игры нужно решать какую-то головоломку или находить единственно правильное решение в определенной ситуации для выхода на следующий этап (на то задание, которое имеет непосредственное отношение к уроку).

Квест игра командная, когда несколько человек должны согласовывать свои действия между собой. И только от правильности принятого вместе решения и четкого взаимодействия зависит конечный результат.

Другими словами, технология квеста в педагогике – это, во-первых, достижение конечной цели через поиск промежуточных решений.

Во-вторых, система подсказок (и только после подсказки-формулировка задания). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав. В ряде случаев такую детскую логику можно сравнить с тем, что сегодня принято называть термином «скальпель Оккама». Этот принцип предполагает, что первое самое простое решение какой-то задачи, пришедшее на ум, и является правильным.

В-третьих, работать должны все и в команде. На современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Грубо говоря, общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

Итак, создание квеста по любому предмету сводится к следующему: постановка задачи (введение) и распределение ролей; список заданий (список вопросов, заданий, предваряющих основные задачи); порядок выполнения поставленной задачи (условия работы группы, штрафы, бонусы); конечная цель (приз-на уроке-это оценка).

Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: правильное логическое мышление и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Технология квестов на уроках литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций.

 

ХОД УРОКА

1. Приветствие. Фрагмент песни в исполнении Николая Караченцова (портрет на слайде)
Судьба актерская печальная
В слезах и блестках. 
Ловлю, ловлю такси случайное 
На перекрестках. 
Обмотан город в бинт афиш 
Их треплет ветер 
Провинциальный мой Париж 
Уж полон сплетен. 
ПРИПЕВ: 
Дайте свет, включите солнце, 
Я для вас играю роль 
Кто рыдает, кто смеется 
Над актерскою судьбой. 
Помоги мне добрый зритель 
В миг трагичного финала 
Ты мой друг и мой спаситель 
Завтра все начнем сначала.

Первый звонок. Добрый день, дорогие друзья. Сегодня я приглашаю вас в театр. Это будет не совсем обычный театр, я бы даже сказала-экспериментальный. Сцена (на экран и доску) будет импровизированной, а зрители (на детей) станут участниками представления. Именно от нашей совместной работы сегодня будет зависеть успех спектакля. 1 мин.

2. Установка на работу.

Второй звонок. Я предлагаю вам сегодня примерить роли «добрых» активных зрителей, зрителей-помощников (о которых и поет Николай Караченцев), которые будут, выполняя определенные задания, создавать канву сегодняшнего действия. Займите места в импровизированном зрительном зале согласно вашим билетам. У каждого из вас будет своя роль: те, у кого на билетах есть изображение часов-будут следить за временем выполнения предложенного задания; те, у кого изображено перо и чернильница-записывать необходимую в ходе выполнения задания информацию, корректировать записи в индивидуальных рабочих листах. Те, на чьих билетах изображен микрофон, будут от имени всей группы объявлять результаты выполнения заданий. Те зрители, на билетах которых нет никаких изображений, могут выбрать для себя любое действие прямо сейчас (нарисуйте и покажите всем).

К.С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Одно из главных правил работы театра-единодушная талантливая работа в команде. Мастерство каждого – вклад в общее дело, успех каждого-успех всех». Решая сегодня задание индивидуальное, вы обеспечиваете успех выполнения групповых заданий. Обратитесь, пожалуйста, к памяткам «Правила работы в группе» (ПРИЛОЖЕНИЕ) и озвучьте их:

  1. Каждый делает вклад в выполнение общего задания.
  2. Внимательно слушать друг друга, не перебивая.
  3. Приходить к общему решению.
  4. Только выполнив одно задание, можно переходить к следующему.
  5. Подавать сигнал о выполнении задания всем вместе.
  6. Помнить о правиле «трёх мушкетеров».2 мин.

3. Тема урока.

Третий звонок. Уважаемые зрители. Прозвенел третий звонок, занавес поднят, и мы можем начинать.

Почему мы обратились к таким понятиям, как театр, спектакль, зритель сегодня на уроке литературы? (изучаем комедию Н.В. Гоголя «Ревизор», род драма, пьеса-жанр, предназначена для постановки в театре). Мы продолжаем чтение, обсуждение, исследование бессмертной комедии.

Внимание на экран.«Заговори, чтобы я тебя увидел». Что имел ввиду античный философ Сократ?

Что характеризует речевая манера человека? (Делают выводы: социальный статус, возраст, образование, образ жизни, профессия, историческая эпоха, внутренний мир, особенности характера).

Запишите эти выводы в свои рабочие тетради, которые лежат перед каждым на столах. В конце урока вас ждет небольшой подарок. Вы обязательно его сохраните (можно вклеить  в рабочие тетради).

*Прим. В конце урока раздаю театральные программки, где вся информация по уроку есть (по всем трем группам).

Итак, речевая манера может характеризовать человека с разных сторон. А литературного персонажа?

На слайде: Речевая манера персонажа – средство создания ? в ?

Какова же тема урока?

На слайде: «Речевая манера персонажей – средство создания образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Запишите дату, тему урока в свои рабочие тетради. 3 мин

4. Постановка целей урока. Какие средства создания образов Гоголем в комедии мы уже рассмотрели? ПОРТРЕТ, «ГОВОРЯЩИЕ» ФАМИЛИИ, ГРОТЕСК, САТИРА.

Что нам предстоит сегодня выяснить? Чему научимся? Как это может помочь нам в дальнейшем при изучении комедии Гоголя «Ревизор»? А в жизни? Какой способ анализа произведения выберем? (индуктивный (от частного к общему) или дедуктивный? Вспомним особенности каждого-на слайд)1 мин.

5. Квест 1. Немое кино.

Какие персонажи из комедии Гоголя сегодня выйдут на сцену? (Хлестаков, Городничий, чиновники* для каждой из трёх групп –ведущие персонажи).  Чтобы раскрыть характер каждого исследуемого нами образа нам  понадобятся критерии, по которым мы будем определять речевые особенности каждого. Определим их.

На экране кадры без звука из телеспектакля «Ревизор» (1969 г.). Мы можем понять тему, цель или предмет разговора? А что можем узнать?

Как определили? Каков первый критерий создания образа через речевые средства? 1 мин

Критерий 1. Жесты, мимика, поза (невербальные средства - verbum лат. слово).

Задание 1. Найдите в тексте невербальные средства общения, присущие  героям (по группам) и попробуйте определить, что они могут обозначать. Какие особенности пьесы как жанра могут нам в этом помочь (авторские ремарки, что это? напомните). Следуем подсказкам в рабочих листах (действия и явления).

Сделайте записи в рабочих листах (по образцу:Городничий-хватается за голову(2 раза в явлении 4 и 5)-выражение страха, ужаса, не знает, что делать, или надевает вместо шляпы бумажный футляр-ужасная растерянность). О чем могут нам сказать эти ремарки (невербальные средства)?

Приезда ревизора никто не ждал (группы: городничий, чиновники), делишки быстро не покрыть (группы:городничий, чиновники), Хлестаков - трус и позёр (группа: Хлестаков).

Зрители (роли) следят за временем. На выполнение задания отводится 3-4 минуты (нужно распределить грамотно работу каждого внутри группы, чтобы успеть). Не забудьте подать сигнал о выполнении задания.

Квест 2. Где логика?

На экране картинки (у каждого из группы-свои): море с волнами, один, море с волнами, два, море с волнами, три, застывшие фигуры, что-то еще). Название какой детской игры зашифровано в этом ребусе? Почему мы обратились к этой игре во время изучения гоголевской комедии? Есть ли в комедии «застывшие», «замершие» фигуры? 1 мин

Задание 2.

На экране немая сцена из комедии (у каждого учебник, закладка - отрывок от слов «...ревизор...» до непосредственно немой сцены).

Чтение последнего явления(1 человек от группы).1 мин

Какая эмоция скрывается за застывшими позами и выражениями лиц героев? А оно одинаковое? (страх, у каждого есть чего бояться, «окаменение»). Почему Гоголь настаивает на «единодушном окаменении»? Почему так расположены фигуры? Есть ли этому какое-то объяснение (иерархия, степень вины). Ваш жизненный опыт мог подсказать вам ответ?

Вывод: невербальные средства общения могут многое сказать об эмоциях человека (литературного персонажа), но не всё о характере. 1 мин

Квест 3. Иди по стрелкам.Стрелки интонационные на слайде, знаки препинания на слайде, по букве слова «интонация» (у каждого члена группы свои стрелки, буквы, знаки, только при создании общей картины можно решить квест):

Что получилось? Знаки и стрелки какую сторону речи обозначают? (интонационную) Каждая из стрелок за какую интонацию отвечает? (ответы) 1 мин

От чего зависит интонационная особенность речи? (от речевой ситуации).

Критерий 2. Интонация героев.

Задание 3. Работая с комедией Гоголя,  заполните таблицу«Особенность интонации героев» (на столе одна на группу) (1-Хлестаков, 2-городничий, 3-чиновники: Лука Лукич, Ляпкин-Тяпкин, Почтмейстер, Земляника).

Выводы: речь городничего отличается интонационным разнообразием (все зависит от того, с кем он разговаривает), речь Хлестакова - от ситуации,интонация характеризует его как человека легкомысленного, наглого, никчемного. Интонация, характерная для чиновников, сходна в одном-страх (восклицательные предложения), но и интонационные краски присутствуют-самодовольство, хитрость. 4 мин

Задание 4. Кто говорит? (прослушайте и определите по интонации и тембру голоса, кто из персонажей произносит реплики? И. Ильинский читает, аудио). 2 мин

Задание 5. Чтение по ролям отрывка (по 1 человеку из группы). 2 мин

Важна ли интонационная и невербальная стороны речи персонажей для «господ актеров»? Давайте сравним свое чтение, сделанные нами выводы и актерскую игру.

Задание 6. Фрагмент из  телеспектакля «Ревизор» (можно занять расслабленные позы).1 мин-просмотр, 1 мин-вывод.

Вывод: от интонации и невербальных средств зависит создание и восприятие зрителями, читателями  образа персонажа, в который талантливо «вживаются» актеры. Так и в нашей речи-интонационная составляющая важна(«Я вас знаю» «Я вас знаю!»).

Квест 4. Отгадай словечко.

Восстановите пословицы, фразеологизмы, цитаты. 1 группа - пословицы и поговорки.

Что объединяет все мудрые высказывания? СЛОВО.

Можем ли мы только по интонации и жестам создать правильный образ литературного персонажа? Человека? А что наиболее важно? Как он говорит или что он говорит? (предмет и цель речи).  3 мин

Критерий 3. Предмет, цель речи, содержание.

Задание 7.  Исходя из определенной речевой ситуации, восстановите пропуски в фрагменте книги Ю. Манна «Поэтика Гоголя», читая произведение. Грамотно распределите свои роли для работы в группе (по Хлестакову, городничему, чиновникам).

Сделайте общий вывод о характере героя. 4 мин

Что общего в речи героев? Можем ли мы считать их образы, характеры типичными?

Задание 8.  Обратимся еще раз к  речевым критериям, по которым мы распознавали характеры гоголевских персонажей, к  тем граням личности, которые мы можем выяснить, исследуя речевую манеру персонажа. Составьте кластер «О чем можно узнать по речевой манере персонажа»?  Элементы кластера лежат на столах. Надо заполнить и составить кластер.

Групповая работа (каждая группа-по своему образу). Защита кластера (группа решает, кто выступает, зависит от билета). Вешаем на доску. 3-4 мин

Задание 9.  Перед вами на столах силуэты персонажей (по группам-силуэт Хлестакова, силуэт городничего, силуэты чиновников). Заполните силуэт особенности речевой манеры каждого героя, наклеивая картинки (у каждого) на силуэт.

Что получилось? Своеобразный портрет, но не внешности, а речи. Как назовем такой портрет?

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ (определение на слайде Подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей, появляется после самостоятельно данной детьми формулировки)  Что это такое?

Дадим определение, запишем в словарики в тетради.

Почему ни умственных особенностей, ни душевных качеств нет на ваших портретах? Мы их не определили? Их нет-пустота и глупость, невежество и социальные пороки, ни душевности, ни духовности-пустота и окаменелость. 4-5 мин

Подведение итогов, вывод. 

Задание 10. Я читаю описание речевой манеры, вы отгадываете, кто скрывается за речевым портретом, поднимая силуэт. 2 мин

Рефлексия. Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли их? Какие выводы  по образам комедии можете сделать? Что нового для себя открыли? Как действовали? Какой путь избрали?

Вывод: В ходе нашего урока мы пришли к общему выводу, что жизненная полнота характеров комедии находит свое воплощение в их речевой манере. Она неотделима от психологического облика литературного персонажа, да и человека, является важнейшим средством раскрытия характеров. Речь героев комедии отражает их отношение к жизни, их внутренний мир, жизненные цели и стремления.

Предлагаю Вам оценить свою работу, используя критерии оценки за  сегодняшний урок.  Выставление оценок. По тем же критериям оцените работу своей группы. Каждого члена группы. 2 мин

Критерии оценки на уроке (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Завершение урока. Первое действие спектакля по пьесе Гоголя окончено. Настало время антракта. Занавес закрывается.

Завтра увидимся снова. И снова на сцене будут персонажи гоголевского произведения, снова занавес приоткроет нам тайны гоголевских произведений только уже других и по роду, и по жанру и по сюжету.

Домашнее задание:

1) Проанализировать по всем критериям речевой манеры женские образы комедии. Сделать выводы.

2) В читательский дневник записать «Портрет» Гоголя: герои, краткое содержание. Вспомнить определение понятий «портрет», «гротеск», записать в словарики в тетради.

3) посмотреть фильм «Ревизор» Н. Михалкова 1999 г., сравнить особенность игры актеров 1969 и 1999, есть ли отличия? Как просматривается речевая особенность персонажей?

На прощание я хотела бы подарить вам программки, в них вся информация по сегодняшнему уроку. Можете вклеить их в тетради.

И у меня есть для вас небольшое напутственное стихотворение актёра театра и кино Валентина Гафта (портрет на слайде).

Играя роль...
Играя роль, не забывай, что текст 
не главное, куда важней поступки
 
и поступь. Оглянись внимательно –

В комедии лишь доля шутки.
Но в шутках не всегда заложен смех.

Вы сегодня были активными, думающими и эмоционально открытыми зрителями. Помните, что «текст, не главное, куда важней поступки». У каждого из нас своя роль в жизни. Но сегодня со своей ролью активных, замечательных, думающих и эмоционально открытых,» «добрых» и тонко чувствующих зрителей вы справились превосходно! И, конечно, заслужили аплодисменты. Всего доброго!

(Можно песню Караченцова включить опять) 2 мин


ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Автор разработки: Мальцева Ю.В.

You have no rights to post comments