Ведущая технология данного урока – интеграция. Изучение явления «радуга» в художественном произведении, в изобразительном искусстве, в науке (физике) позволяет не только в сравнении выявить мастерство писателя и художника в создании словесного и визуального образа, но и формирует целостную картину мира в сознании детей.

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №35 им. К.Д. Воробьёва» Осьмакова Евгения Борисовна.

Ключевые слова: интеграция, художественный текст, научный текст, изобразительные средства языка, рассказы Е. Носова.

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, физика).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока:интегрированный  проблемный урок.

Цели урока:

  • популяризировать творчество Е.И. Носова среди юной читательской аудитории;
  • приобщить к вдумчивому прочтению, к пониманию глубины слова мастера;
  • развить навык анализа и сопоставления формы и содержание художественного и научного текста;
  • познакомить обучающихся с открытием И.Ньютона и с научным понятием такого явления, как радуга;
  • научить видеть прекрасное в привычных явлениях жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить изучающему чтению художественного произведения;
  • развить эмоциональное восприятие художественного текста;
  • развить умений в понимании образного языка произведений литературы и искусства;
  • формировать навык восприятия и сопоставительного анализа; художественного и научного текста.

Развивающие:

  • развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать;
  • формирование логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие образного мышления, воображения;
  • развитие устной речи;
  • развитие языковой чуткости.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к родному краю через творчество писателя;
  • Воспитание эстетического восприятия слова мастера;
  • воспитание чуткого и бережного отношения к художественному произведению живописи, к слову в языке и литературе;
  • воспитание внимательности к природе, наблюдательности, открытого восприятия окружающего мира.

Методическое обеспечение урока:

  • живописные полотна русских художников, изображавших радугу: И.К. Айвазовского, Н.Н. Дубовского, А.К. Саврасова;
  • заранее подготовленные иллюстрации детей к рассказу Е.И. Носова «Радуга»;
  • таблица для заполнения на уроке «Средства выразительности речи в рассказе Е.И. Носова «Радуга»;
  • текст рассказа Е. И. Носова «Радуга».

План урока:

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Постановка проблемного вопроса.
  5. Открытие учащимися нового знания.
  6. Проверка понимания.
  7. Включение новых знаний в систему знаний.
  8. Итог урока. Рефлексия деятельности. Выставление отметок.
  9. Домашнее задание.

 

Особенности внутреннего мира и творческой индивидуальности писателя в рассказе Е.И. Носова «Радуга»

 

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Методические рекомендации: учитель приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку,используя метод беседы, побуждает интерес уч-ся к уроку и формирует положительную мотивацию к обучению.

Примерные вопросы:

  • Чем близки произведения Е. Носова курскому читателю?

(Е. Носов – наш земляк, родился в с. Толмачёво на высоком берегу Сейма и большую часть жизни прожил в г. Курске, поэтому, читая рассказы Е. Носова, часто встречаешь название нашего города ,известных нам рек, деревень, видишь описание природы Курского края).

  • О чём пишет Е. Носов?
  • Кто они – герои его произведений?

(Герои его произведений – самые обыкновенные люди, из которых складывается текущая жизнь с её бытовыми радостями и горестями, но, несмотря на свою обыденность,  это люди, глубоко чувствующие, способные видеть красоту и тайну природы).

2. Актуализация знаний.

Слово учителя : К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ «Радуга». Хочется отметить, что одной из особенностей этого рассказа является тот факт, что это первое опубликованное произведение писателя, которое появилось в областном альманахе для детей в 1957году. Именно с него читатель начал своё знакомство с творчеством  Е.И. Носова.

Примерные вопросы:

  • А чем ещё он отличается от других рассказов?
  • Какие мысли, чувства, воспоминания пробудил в вас этот рассказ? Что вас поразило?

(Вспомнилась радуга: её величие, таинственность, поразила красота и точность изображения этого природного явления в тексте).

  • Какие вопросы невольно возникали в процессе прочтения?

(Что заставило главного героя пуститься в погоню за радугой? Что такое радуга?)

3. Постановка учебной задачи.

Предложите, о чём мы могли бы вести разговор на сегодняшнем уроке, зная содержание рассказа?!

(О главных героях, о их взаимоотношениях, о радуге как необычайном явлении природы, о том, как раскрываются характеры героев через восприятие этого природного явления, о красоте, точности, естественности слова Е.Носова и т. д.).

Вы уже определили роль радуги в рассказе, а что для нас радуга…

Создайте ассоциативный ряд к слову «радуга».

(Дуга, небо, цвет, чудо, счастье, цветная, радость)

Формулируем тему урока и записываем в тетрадь: «Обыкновенное чудо» (особенности внутреннего мира и творческой индивидуальности писателя в рассказе Е. Носова «Радуга).

Как понимаете смысл словосочетания «обыкновенное чудо»?

(Чудо – поразительное, необычное, удивляющее, а обыкновенное – заурядное, ничем не выдающееся. Приходим к выводу, что речь сегодня пойдёт о чудесном в обыкновенном и о том, как автор умеет подобное заметить и передать читателю).

4. Постановка проблемного вопроса.

Как научиться видеть чудо в самом обыкновенном? (записываем в тетрадь)

Определение необходимости нового знания:

Можем ли мы ответить сейчас на этот вопрос? Ответим на него в конце урока.

5. Открытие учащимися нового знания.

Поисковая работа ведётся на основе частичного анализа текста.

Работа над содержанием текста: обстоятельства, характеры, идейное содержание рассказа.

Примерные вопросы:

  • Где происходит действие рассказа? («…в пятидесяти километрах от Курска, в верховьях речки Тускари, где некогда вдохновенно творил Фет…», в конкретно названном месте. Обращаем внимание на фетовское имение, т.е. можем даже назвать село – Воробьёвка, в котором жил и писал последние 15 лет А.А. Фет. Сегодня там музей-усадьба писателя).
  • Назовите героев рассказа? (рассказчик и Евсейка).
  • Что мы узнаём о них из рассказа? (Евсейка-мальчик лет 10, учится в 4 классе, который помещается на 2 этаже фетовского особняка, возил к поезду брата, который подарил ему гармошку. О рассказчике нам мало что известно, кроме того, что мы понимаем:это взрослый человек и направляется он в Свободинскую машинно-тракторную станцию).
  • Как мы можем охарактеризовать взаимоотношение героев? (Несмотря на разницу в возрасте, мы видим общение на равных. С одной стороны рассказчик, который легко находит общий язык с мальчиком, обращаясь к нему, как к равному себе «брат», а с другой стороны мальчонка, который изо всех сил старается вести себя, как взрослый человек «…размотал вожжи, зачем-то, раз-другой пнул сапогом переднее колесо…», способный самостоятельно принимать решения. Именно поэтому  автор серьёзно называет его Евсей).

Слово учителя: Перед нами обычные герои, которые встретились в совершенно житейских условиях.

  • Что чудесного есть в этом рассказе? (Появление радуги – самый яркий и красочный момент).

Выразительное чтение фрагмента текста с описанием  радуги.

«Пока я дремал … чтобы тотчас залиться багрянцем».

Проверка эмоционального восприятия художественного текста.

Примерные вопросы:

  • Какие эмоции в вас пробудило описание радуги?
  • Какая картина представилась вам?
  • Дома вы попробовали изобразить представленное красками, давайте посмотрим, что у вас получилось? (Ребята комментируют свои работы)

Лексическая работа (работа со словарём).

Учитель обращает  внимание учеников на малознакомые слова:

 лесополоса-полоса  лесных насаждений, простёрлись-раскинулись, косогор – склон горы, холма; особняк – благоустроенный дом городского типа.

Работа с изобразительными средствами писателя.

Примерные вопросы:

  • Как отразилось мастерство писателя в том, что вы так живо и красочно представили эту пейзажную зарисовку? (Средства выразительности речи)
  • Что мы относим к средствам выразительности речи?

 Игра «Кто больше! Кто быстрее!»

Методические рекомендации: необходимо найти средства художественной выразительности и распределить по колонкам  таблицы, можно дать задание по рядам: 1ряд – эпитеты; 2 ряд – олицетворение;3 ряд – метафору и сравнение.

Средства выразительности речи в рассказе Е. Носова «Радуга».

Эпитеты

Олицетворение

Метафора

Сравнение

 1.

 1.

 1.

 1.

 2.

 2.

 2.

 2.

 3.

 3.

 3.

 3.

 4.

 4.

 4.

 4.

 5.

 5.

 5.

 5.

 6.

 6.

 6.

 6.

  •  Какое чувство вызвала радуга у главных героев? Докажите текстом.

(Евсейка переживает неописуемый восторг, о чём говорят восклицательные предложения в тексте. Чувство восхищения красотой, которая вдруг раскинулась по небу да ещё и поздней осенью, заставляет пуститься  главного героя в погоню за ускользающей радугой. Рассказчик (взрослый человек) тоже поддаётся этому азарту и начинает верить, что они вот-вот догонят радугу.) Учащиеся находят в тексте слова, подтверждающие эту мысль.

  • Как характеризует рассказчика эпизод погони за радугой? (Как человека увлекающегося, способного давать волю чувствам, верить в невозможное, верить в чудеса.)
  • Кто первый понимает, что радугу не догнать? (Рассказчик)
  • Рассказчик пытается объяснить Евсейке, почему они не догнали радугу.
  • А вы можете мне и друг другу это объяснить? (Ребята пытаются объяснить, что этоза явление природы и в чём его особенность)

Работа со значение слова радуга как научным понятием.

Слово учителя: Этому восхитительному явлению природы есть  научное объяснение, которое впервые сформулировал и обосновал английский учёный Исаак Ньютон. Ваш учитель физики помог нам разобраться в этом вопросе и, на минутку представив себя великим учёным, передала нам  страничку из научного дневника И. Ньютона (читает один из учеников, чтение сопровождается презентацией)

… Я Исаак Ньютон, учёный, живу в Англии и работаю в Кембриджском университете.

 Я люблю ставить научные опыты, и мне всегда было интересно, что такое цвет и свет.

И вот однажды, в 1666 году, во время Великой чумы, мой университет  был закрыт,  я остался дома и решил провести необычный опыт, на который у меня не было времени из-за текущей работы со студентами.

Я затемнил окно тёмной шторой, оставил в нём лишь небольшое отверстие, напротив отверстия поместил экран  и стал ждать, когда в комнату будет падать солнечный свет. Когда солнце стало светить ярко,  я поднёс к  отверстию в шторе стеклянную призму (пирамидку). Каково же было моё удивление, когда я увидел, что белый луч, пройдя сквозь стеклянную призму, превратился…

Когда за первой призмой я расположил вторую, то разноцветный пучок как по мановению волшебной палочки опять превратился в пучок белого свет, а у меня на экране появился   «солнечный зайчик».

И тогда я понял, почему на небе появляется  радуга: солнечный свет проходит сквозь многочисленные капли воды, которые, как моя стеклянная призма, дробят свет на 7 цветных лучей…

6. Первичная проверка понимания.

Сопоставление художественного и научного объяснения явления «радуга».

Примерные вопросы:

  • Рассказ Ньютона о радуге такой же яркий и образный как рассказ Е. Носова?
  • Понял Евсейка объяснение рассказчика? (Не понял, потому что воспринимает это явление не разумом, а чувствами, душой, сердцем.)
  • Что для Евсейки радуга? (Чудо, которое герою посчастливилось увидеть и всем сердцем прочувствовать).

Работа с произведениями живописи. Семантика радуги на полотнах художников.

Примерные вопросы:

А вы обыкновенные люди? Вы умеете видеть сердцем? Давайте проверим.

Методические рекомендации: учитель обращает внимание детей на картины, которые сопровождали их на протяжении всего урока (Дубовской Н.Н. «Радуга»,1950г., И.А. Айвазовский «Радуга»,1873г., А.К. Саврасов «Радуга»,1875г.) Подчёркивает, что картины написаны в разное время, имеют разный сюжет, но есть что-то, что их объединяет.

  • Что объединяет эти картины? (Изображение радуги. На каждой картине присутствие человека, что говорит о неразрывной связи природы и человека.)
  • Если присмотреться повнимательнее, можем ли мы сказать, что символизирует радуга на этих картинах?( На картине Айвазовского среди спасающихся в лодке людей мы видим  человека,  который протянул  руки к радуге в знак благодарности за спасение, за свершившееся чудо; на картине Дубовского – рыбак, как заворожённый, смотрит на радугу, которая огромным колесом спустилась на землю, словно божье благословление. Радуга на этих полотнах  –символ радости и чуда. На картине  Саврасова изображён обыденный деревенский пейзаж того времени: покосившиеся избы, размытые дороги, неровный берег реки, и вдруг мы видим прозрачную, чуть заметную радугу, которая  дарит веру в лучшее, прекрасное, чудесное. Радуга  на этих полотнах символизирует веру человека в чудо).

7. Включение новых знаний в систему знаний.

Методические рекомендации: в качестве систематизации и обобщения всего сказанного и прочувствованного учитель предлагает ученикам написать синквейн на темы «Чудо» или « Радуга» по вариантам. (Пишут под музыкальное сопровождение мелодии «Когда в душе расцветает весна»)

8. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

Как научиться видеть чудо в самом обыкновенном?

Какими качествами должен обладать человек»? (Наблюдательностью, душевной открытостью, близостью к природе, беспокойством души, любознательностью, как герои Е.И. Носова.)

Слово учителя: В рассказе «Радуга», как и во многих других произведениях Е. Носова, звучит призыв: будь чуток душой, наблюдателен, открыт ко всему новому, будь частью природы – и ты увидишь, как чудесен мир!

Самооценка учащимися собственной деятельности.

Методические рекомендации: Учитель предлагает оценить работу, проделанную на уроке – выбрать цвет, на котором написан критерий, характеризующий урок:

красный – тревожность,

оранжевый – открытие,

жёлтый – активность,

зелёный – творчество,

голубой – креативность,

синий – размышление,

фиолетовый – равнодушие.

9. Домашнее задание (по выбору):

  • сочинение-фантазия «Вдруг мир стал чёрно-белым»;
  • сочинение-миниатюра «Чудеса природы родной земли»;
  • творческий пересказ эпизода от лица Евсейка.

 

Литература

  1. Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока //Методист.– 2003.
  2. Носов Евгений. Избранные произведения в 2-х томах, Том 2-ой. – М.: Советская Россия, 1983.

Автор: Осьмакова Евгения Борисовна

You have no rights to post comments