Бинарный урок литературы и истории в 6 классе «Чтобы помнить…» (страницы истории Великой Отечественной войны и лирики военных лет) подготовили учителя МБОУ «Гимназия № 25» г. Курска Агафонова Галина Вячеславна и Ефимова Елена Александровна.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели: проанализировать источники памяти (исторические и литературные) о Великой Отечественной войне, сделать вывод о значимости памяти о прошлом в жизни каждого человека.

Грянул год, пришёл черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.

А. Твардовский

Пожалуй, никогда за время
существования советской поэзии не было написано
столько лирических стихов, как за годы войны.

А. Сурков



Формируемые УУД

Личностные:

повышение мотивации к обучению через участие в разных формах работы на уроке;

формирование основ гражданской идентичности личности через изучение истории России и русской литературы;

нравственно-эстетического оценивание через изучение подвигов русских солдат и эмоционального отношения к событиям Великой Отечественной войны.

Познавательные:

формулирование цели как всего урока, так и его этапов; поиск и выделение необходимой информации;

выдвижение гипотез и их обоснование;

информационная обработка текстов разных видов, cоздание устных и письменных высказываний на предложенную тему.

Коммуникативные:

сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса, создание устных и письменных высказываний на предложенную тему.

Регулятивные:

умение работать в паре, в группе, самостоятельно, планировать свои действия и действия партнера, формулировать затруднения и искать выходы по решению возникших проблем.

ХОД УРОКА


1. Мотивационный.

Показ видеоролика  о начале ВОв.

Сценка.

Фрагмент песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…».

Учитель акцентирует внимание учеников на просмотре видео.

Деятельность обучающихся:

Смотрят видеоролик.

Участвуют в сценке (3 девочки играют в резиночку. Одна скачет на скакалке. Раздается детский смех. Потом трагическая музыка.) или наблюдают за сценическим действом.

Исполнение фрагмента песни заранее подготовленными детьми.

Девочки, поникнув, уходят.

2. Формулировка темы, целеполагание.

Беседа

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и почему сегодня на урок к Вам пришли 2 учителя – истории и литературы?

- Давайте запишем тему урока (открываем доску). Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чем мы сегодня будем заниматься?

Деятельность обучающихся:

Ребята, отвечая на наводящие вопросы учителя, формулируют тему и цель урока.

3. Актуализация знаний по предложенной теме и организация пробного первичного действия

Эстафета

- По историческим меркам Великая Отечественная война закончилась не так уж давно. Но сменилось уже несколько поколений. Вам повезло, что вы не были участниками той ужасной войны, но помнить об этой войне мы обязаны. Как вы думаете, кто был главным участником этой войны?

- Конечно, это был солдат. Передавая фигурку солдата, вспомните, о каких событиях войны вы знаете.

Деятельность обучающихся:

Передают друг другу фигурку солдата и вспоминают, что знают о ВОв.

4. Выявление затруднения.

Проблемный вопрос

- В годы ВОВ литература не теряла актуальность. Напротив, много читали: и прозу, и стихи. Советский писатель Николай Корнеевич Чуковский вспоминал: «В осажденном Ленинграде удивительно много читали, читали классиков и поэтов, читали в землянках и домах, читали на батареях и вмерзших в лед кораблях. Охапками брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промерзших квартирах при свете коптилки читали, читали…»

- Больше всего читали о войне, о самоотверженных подвигах русских солдат. Слово способно было одушевить, приободрить вдали от дома, в разлуке с сродными. Казалось бы, в годы войны не оставалось времени для чтения. Но книги брали с собой на фронт. Сохранилась книга Георгия Шенгели – пробитая пулями, залитая кровью. Неизвестному солдату, которого она сопровождала в бою, удалось выжить: пули застряли в книге. Он погибнет позже – в боях под Уманью. В его вещмешке нашли эту книгу, в которой вместо закладок были засохшие листья.

На старой гравюре
В истрёпанной книге:
Укрылись от бури
Пугливые бриги;
На прочных причалах
Стоят корабли;
Вдоль скал одичалых
Дома залегли.

- Ребята, кто может нам рассказать всю правду о войне?

- Сейчас очень  много информации о ВОв. Людям известно практически о каждом часе войны, мельчайшие подробности. Где мы можем почерпнуть информацию о войне?

(Исторические хроники, газеты, приказы, воспоминания участников войны, письма, литературные произведения).

Учитель предлагает узнать побольше об участниках войны.

Деятельность обучающихся:

Ребята отвечают, что правду войны знают ее участники.

5. Разработка и реализация плана по разрешению проблемы.

Проектная деятельность, групповая работа

- Посмотрите на эпиграф к уроку – слова Твардовского А.Т. применимы к каждому поэту и прозаику военной поры. Многие военные лирики были непосредственными участниками боевых действий. Вспомним некоторых из них. Объединимся в группы по цвету кружочков, лежащих перед вами. Ваша задача – создать листок памяти, приклеив фотографию поэта и строки о его участии в войне.

Деятельность обучающихся:

Ребята работают в группах по 5 человек, оформляют Листки памяти (формат А 3), затем приклеивают их на доску под общим названием проекта «Поэты-участники ВОв».

6. Включение в систему знаний и умений.

Работа  с историческими документами

- История ВОВ не была бы так хорошо изучена без такого живого источника, как письма с фронта. Это художественная летопись жизни целой эпохи в личных переживаниях отдельных людей. Это история Второй Мировой войны в глазах ее участников. «Милые, добрые, любимые...» – так, как правило, начинались письма с фронта, проникнутые любовью к близким. Родным отправлялись стихи, фотографии, вырезки из газет. Письма писали прямо в окопах и отправляли с поля боя. Везде строки о погибших товарищах и желание отомстить за них, мучительное желание победы. Письма помогали выжить. У каждого из них своя история, печальная или радостная. Порой вместо письма приходила похоронка – известие о гибели.

Деятельность обучающихся:

Зачитывают письма с фронта.

7. Поэтическая страница.

Выразительное чтение, презентация

Учитель приглашает учеников услышать слова поэтов-участников войны.

Деятельность обучающихся:

Под презентацию шестиклассники читают фрагменты стихов поэтов военных лет.

8. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Мастер-класс, письма в прошлое, парная работа

- Каждый солдат на войне проявлял героизм ежедневно. Благодаря их мужеству мы живем в мирной стране, радуемся, учимся, дружим. Многие не вернулись с фронта, а те, кому посчастливилось вернуться, умерли уже от ран, старости. Но мы все равно  им благодарны за их подвиг. Перед вами листы, на которых солдаты писали весточки  домой, и у нас с вами есть возможность обратиться к солдатам той войны. Что бы вы им сказали? Напишите на бумаге.

- Так как во время войны бумаги было очень мало, то эти листочки складывали треугольником и отправляли без конвертов.

Учитель демонстрирует образец, как сделать письмо-треугольник.

- Ребята, какой на войне был самый желанный гость как  на передовой, так и в тылу? (почтальон)

- Самый желанный гость во время войны был почтальон. Должность почтальона в военное время именовалась экспедитором. Немцы уничтожали линии связи. Почтовые вагоны цепляли ко всем поездам, даже к военным эшелонам. Почта собиралась прямо на поле боя, в сумке почтальона всегда были карандаши и бумага, чтобы написать письма.

Деятельность обучающихся:

После написания писем  ребята заворачивают письма. Их можно вручить на 9 мая ветеранам.

Затем ученик, исполняющий роль почтальона, собирает письма в специальную сумку.

9. Динамическая пауза.

Марш

- Многие люди шли на фронт в качестве добровольцев. С платформ вокзалов раздавался Марш «Прощание Славянки». Представим себя в роли добровольцев и помаршируем.

Деятельность обучающихся:

Маршируют вместе с учителем

10. Поэтическая страница.

Выразительное чтение наизусть

Деятельность обучающихся:

Читают наизусть фрагменты стихов поэтов-участников войны (тексты сопровождаются слайдовой презентацией).

11. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Работа с картой

- Каждый солдат на войне был героем. Он рисковал каждый день, каждый час своей жизнью ради свободы страны, народа. 21 тысяча человек получили
звание Героя Советского союза.

- А кому еще в годы войны давали звание героя? (городам)

Деятельность обучающихся:

Работа в парах

- Перед вами рабочие листы. Прочитайте задание №1 и найдите на карте город-герой. Затем по очереди отметьте звездочкой город на  карте на доске.

Деятельность обучающихся:

Работают с рабочим листом, затем – с картой.

12. Включение в систему знаний и умений.

Идейно-тематический анализ художественного текста

- По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными...

- О чём это стихотворение?

- Какова основная мысль этого стихотворного произведения?

- Что, по вашему мнению, символизируют чулочки?

Деятельность обучающихся:

Заранее подготовленная ученица читает наизусть стихотворение

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети,
И эта девочка была.

Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:

«Чулочки тоже снять мне дядя?» –
Не упрекая, не грозя,
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже!»
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?

И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!

… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»

Муса Джалиль

13. Музыкальная минутка.

Игра «Угадай мелодию»

- Многие стихи военных лет были положены на музыку, став песнями. « Военные песни. Они не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках информбюро, но для победы нашей, для нашей выстраданной победы они – песни – сделали очень многое».Р.Рождественский. Как вы думаете, какую роль играла песня в военное время? «Это нельзя назвать подвигом, а честной солдатской службой назвать можно».

(Фонограмма песен военных лет)  

- Что за песни вы услышали? (Эти песни были написаны в годы войны).

• Песня «В землянке» в 1942 г. композитором Константином Листовым и поэтом Алексеем Сурковым.

• Песня «Темная ночь» в 1943 г. композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым.

• Песня «В лесу прифронтовом» композитором Михаилом Исаковским и поэтом Матвеем Блантером.

(Если ребята не знают текста песен, то можно дать задание изучить песни и спеть на классном часе, посвященном Дню Победы).

Деятельность обучающихся:

Угадывают песни о войне.

14. Просмотр видеоролика.

«Свеча памяти».  

Видео «Окончание войны».

- Многие с нетерпением ждали возвращения с войны отцов, дедов, сыновей. Как обещание звучали строки стихотворения  К.Симонова «Жди меня».

- Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.

- За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин). Первыми в годы войны этого звания были удостоены советские летчики: М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов,- таранившие фашистские самолеты на подступах к Ленинграду.

- Герои есть почти в каждой нашей семье. Давайте вспомним их.

Деятельность обучающихся:

Смотрят видео.

Заранее подготовленный ученик в костюме солдата читает стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Передают горящую свечу, вспоминая подвиги своих предков-участников ВОв.

15. Рефлексия

Ассоциации

Лишь бы не было войны!
Больше ничего не надо!
Дома будут пусть отцы,
Дети, матери – все рядом.
Пусть никто и никогда
Нас не тронет как когда-то.
Пусть останется война,
В том далеком сорок пятом.

На кружочках белого цвета пишут своё отношение или ассоциацию на тему войны. Приклеивают на чёрный круг на доске.


Технологическая карта бинарного урока (файл docx, размер 34,6 КБ)

Приложение для проектов (файл docx, размер 26,6 КБ)

Презентация к уроку (файл pptx, размер 1,17 МБ)

 

Авторы: Агафонова Галина Вячеславна и Ефимова Елена Александровна

You have no rights to post comments