Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» Синякова Марина Владимировна знакомит с разработкой урока русского языка в 8 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения», посвящённому Году кино.

Урок русского языка в 8 классе

Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада всех вас видеть, и учеников, и гостей. Очень хочу, чтобы наша работа принесла нам положительные эмоции и новые знания.  Хорошего вам настроения и успехов!

Все ли готовы к уроку? Тогда вперед! Начать наш урок мне хочется с игры. «Вся наша жизнь – игра!» – утверждал А.С. Пушкин, и я не могу с ним не согласиться. Играть мы будем в «Ассоциации».

Мое задуманное слово – слово «Предложение». Какие ассоциации оно у вас вызывает? Прежде чем вы начнете говорить, я попрошу выйти к доске двух человек, чтобы помочь мне и записать слова или сочетания слов, которые будут названы.

Игра «Ассоциации» – терминологический диктант

Предложение

- синтаксическая единица,

- грамматическая основа,

- законченная мысль,

- интонационная законченность,

- простое-сложное,

- второстепенные члены,

- восклицательное,

- цель высказывания,

- двусоставное,

- односоставное,

- осложненное,

- текст,

- словосочетание,

- слово…

– Спасибо! Обратите внимание на слова, которые мы записали. Работавшие у доски мои помощники, наверно, и не заметили, что справились с первым видом работы – с терминологическим диктантом, только лингвистические термины называли  вы, сидящие в классе. Обратим внимание на написание этих терминов. Есть замечания?

(Звучат замечания, если есть).

Спасибо моим помощникам, вы справились с заданием.

Играя, мы вспомнили с вами многое, что нам известно о предложении из курса 5–7 классов, назвали ключевые слова, необходимые нам в восьмом классе для изучения темы «Предложение». Все эти понятия, термины очень важны, несомненно. Но есть одно словосочетание среди названных вами, без которого предложение просто не может существовать. Как вы думаете, какое это словосочетание?

(Грамматическая основа, главные члены).

Правильно. Вы только что сформулировали первую часть темы нашего урока. Откройте тетради и запишите, пожалуйста, число, классная работа, тема урока «Главные члены предложения.

Лексическая разминка

Итак, главные члены предложения… Подберите, пожалуйста, синоним к слову «главные».

(Основные, важные, обязательные).

Чтобы продолжить формулировку темы урока, вспомним, что же является главными членами предложения, что входит в грамматическую основу.

(Подлежащее и сказуемое).

– Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Первым вы назвали подлежащее. С него мы и начнем изучение темы. Допишем в тетради.    Подлежащее и способы его выражения».

Итак, тема урока записана «Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения».

Перед каждым из вас на партах лежат ваши личные рабочие карточки. Подпишите их, пожалуйста, и посмотрите на первое задание. Это таблица. Вы неоднократно работали с такой таблицей и на уроках русского, и на уроках литературы.

(На экране – таблица «З-Х-У»).

В ней три графы: знаю, хочу узнать, узнал(а).

Я попрошу вас заполнить сейчас первую графу. Что вы знаете о подлежащем? Затем вторую графу: что хотите узнать о нем. И третью графу мы постараемся заполнить в конце урока, чтобы понять, узнали вы что-нибудь новое об этом главном члене предложения.

Заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Главный член предложения

Кто главнее – сказуемое или подлежащее?

Подлежащее может быть выражено разными частями речи: перечислить

Вместе со сказуемым образует грамматическую основу

Чем бывает выражено подлежащее?

 

Обозначает предмет речи

 

 

Отвечает на вопросы Кто? Что?

 

 

Выражается существительным, местоимением в И.п.

 

 

 

Прочитайте ваши варианты. Мы послушаем несколько человек.

Ответы детей.

Итак, чтобы узнать то, что вы для себя определили, нам необходимо повторить материал прошлых уроков.  Мы говорили о словосочетаниях и учились находить их в предложении, не путать с сочетаниями, которые не являются словосочетаниями с точки зрения синтаксиса. Насколько хорошо вы усвоили эту тему, мы сейчас проверим. Работаете в парах. Читаем второе задание ваших рабочих карт.

Распределите сочетания слов на группы: являются словосочетаниями - не являются словосочетаниями. Словосочетания подчеркните. Объясните, почему вы так решили.

Год кино, кино и театр, неожиданный подход, фильм снят, остаются в памяти, не смотрел, зрители восхищаются, запомнится надолго, старое кино, классика кинематографа, школьный фильм, неизвестные актеры, показ и премьера, идет сериал, режиссерская находка, оператор снимает, заинтересованно смотрел, в течение фильма, талант артиста, публика рада, важная тема, очень познавательный, кино вдохновляет, международный кинофестиваль, российское кино.

Прежде чем мы проверим вашу работу, скажите, пожалуйста, какая тема объединяет все сочетания слов в задании и почему.

(Объединяет тема кино, так как в России этот год объявлен Годом кино).

Да, вы правы, и этот год уже подходит к концу. Он не прошел для российского кинематографа зря. Были режиссерские победы на международных кинофестивалях, например, Андрей Кончаловский объявлен лучшим режиссером, а его фильм «Рай» высоко оценили зрители многих стран. Сейчас на экранах нашего города идет фильм «Дуэлянт», который тоже взял несколько призов. Так что российское кино заявило о себе в очередной раз в мире. И мы с вами должны этим гордиться.

Вернемся к нашей работе. Итак, что вы подчеркнули, что, по-вашему,  является словосочетаниями?

Чтение работы – словосочетания.

Есть замечания? Вопросы? Все так выполнили? Дополнительное задание – определить вид подчинительной связи в этих словосочетаниях.

(Ответы детей по цепочке).

Теперь новое задание всем: замените словосочетания режиссерская находка, российское кино, построенные на основе согласования, на словосочетания с управлением  – находка режиссера, кино России.

А теперь примыкание изменим в управление - заинтересованно смотрел – смотрел с интересом.

Молодцы!

Перейдем к другим сочетаниям слов.

(Чтение работы – не словосочетания).

Итак, сделаем вместе вывод относительно темы нашего урока. Грамматическая основа является словосочетанием?

(Нет, так как отношения между главными членами равноправные).

Оценка работы

Ребята, скажите, всегда ли в предложениях есть два главных члена?

(Нет, не всегда).

Как называются предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое?

(Двусоставное).

Как называется предложение, в котором только один главный член?

(Односоставное).

Значит, в предложении необязательно наличие двух главных членов. Но один должен быть обязательно, на то он и главный!

Изучая словосочетания, мы вместе пришли к выводу, что нельзя выяснять, кто главнее, важнее в предложении: подлежащее или сказуемое.

Но в то же время есть точка зрения, что именно подлежащее является хозяином предложения. Так ли это? Постараемся выяснить сегодня.

Вернемся к теме нашего урока и попробуем сформулировать лексическое значение термина «подлежащее». Подумайте и запишите свои варианты определения в карточке заданий.

Возможный вариант:

Подлежащее – главный член предложения, грамматически связанный со сказуемым, обозначающий предмет речи.

Хорошо. Поработаем с получившимся предложением.

Задание: Дайте общую характеристику этому предложению.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленными однородными определениями, выраженными причастными оборотами).

Как вы определили, что предложение двусоставное?

(Есть и подлежащее, и сказуемое).

Чем выражено подлежащее в этом предложении?

(Именем существительным, т.к. оно отвечает на вопрос «что?»).

Какие еще части речи могут играть роль подлежащего?

Ответить на этот вопрос нам поможет короткометражный фильм, в котором задействованы ученики класса, занимающиеся в школьном театральном кружке «Калейдоскоп» и клубе «Зеленая лампа». Они предлагают нашему вниманию творческий лингвистический проект - «Фильм, фильм, фильм!»

Я прошу вас не только следить за игрой актеров, но и внимательно слушать их реплики. Они нам пригодятся для дальнейшей работы.

Просмотр фильма

Идет репетиция. Режиссер, расхаживая по сцене, обращается к артистам

Режиссер – Прав был Шекспир, прав! Жизнь-театр, а люди в нем актеры… Театр – это, конечно, жизнь! Но не замахнуться ли нам, друзья мои, на кинофильм? Кино-это жизнь тоже, но на экране! Как думаете?

Существительное – Прекрасная идея!

Инфинитив – А почему бы и не попробовать?...

Режиссер – Если возражений нет, начнем, пожалуй, с короткометражного фильма.  И сценарий у меня, как видите, уже есть! Сейчас будет распределение ролей!

Местоимение – А фильм как называться будет?

Числительное – О чем он?

Режиссер – Фильм называется «Самый главный». Вижу удивление. Нет-нет, он не обо мне. Рановато пока! Итак, к делу! Определяем  основных исполнителей и дублеров. В нашем фильме две главные роли - Подлежащее и Сказуемое.

Глагол – Какие характеры нам надо будет играть?

Режиссер – Первым в списке действующих лиц (главных и второстепенных членов) в фильме стоит Подлежащее – оно обозначает предмет речи, является своеобразным хозяином предложения. К его голосу прислушивается второй главный член – Сказуемое. Сегодня будем искать исполнителей на роль Подлежащего. Я думаю, роль Подлежащего следует предложить имени Существительному.

(Существительное вскакивает и взволнованно слушает, хлопая в ладоши).

Режиссер – Оно называет предмет в широком смысле слова, как же без него? Что думаете по этому вопросу?

Существительное – Роль независимого главного члена предложения почетна и ответственна. Благодарю за доверие. И для роли, если позволите, возьму свою начальную форму – Именительный падеж.

Режиссер – Если нет возражений, то главный исполнитель утвержден!

Местоимение – Вношу предложение! Прошу назначить главным исполнителем роли Подлежащего и меня, Местоимение! Да-да, не сочтите это нескромным, но будем точны: если имя Существительное называет предмет, то я, Местоимение, указываю на него.

Инфинитив – Справедливое замечание. Не сказать – роль потерять! Каково! Оказывается, и я, Инфинитив, могу иногда дублером роль Подлежащего сыграть!

Режиссер – Не возражаю!  Местоимение может играть роль Подлежащего. Дублерами основных артистов, кроме вызвавшегося самостоятельно Инфинитива,  назначаю имя Прилагательное, имя Числительное, Наречие, Причастие. Хотя таких случаев в сценарии немного, но в хорошем кино и эпизодические роли должны быть сыграны отлично!

Междометие – Я тоже хочу играть в кино! Неужели мне,  Междометию, даже маленькой роли не достанется?

Режиссер – Сейчас посмотрю… Есть! Нашел. «Ура неслось со всех сторон!» Это ваша роль, дорогое Междометие! Учите сценарий!

Междометие – Ой, неужели?! Ура! Спасибо!

Режиссер листает сценарий.

Режиссер – Хотя в основном мы определили артистов на роль Подлежащего, следует иметь в виду, что иногда для исполнения главной роли понадобятся не слова, а словосочетания. По силам ли нам это?

Части речи хором

Инфинитив – Конечно.

Местоимение – По силам!

Существительное – Справимся!

Числительное – Мы можем образовать такие словосочетания, которые в предложении будут играть роль Подлежащего вместе. Например, «два брата». Справимся!

Фразеологизм – Да и я, Фразеологизм,  не против немного побыть в главной роли. Стреляный воробей, многое знаю и умею!

Режиссер – Вот и прекрасно! Роли распределены, впереди – большая, интересная, но трудная работа! Верю, она принесет нам успех!

Работа с классом

Вот и фильму конец, а кто слушал – молодец! Молодцы вы или нет, мы поймем, если вы ответите на ряд моих вопросов. Прошу актеров, задействованных в картине, не помогать и не мешать думать остальным.

Почему полетное название фильма «Самый главный»?

(Речь идет о подлежащем, которое считается главным в предложении).

Какие же части речи могут играть роль подлежащего?

(Ответы детей).

Вы правы! Оказывается, многие части речи могут выступать в роли подлежащего. Чтобы убедиться в правильности наших выводов, обратимся к параграфу учебника. Откройте страницу ……….. и прочитайте про себя теорию. Примените прием маркированного чтения. Напоминаю: во время работы с текстом вы отмечаете для себя следующую информацию:

- знал(а);

- новое;

- думал(а) иначе;

- не понял(а).

Чтение параграфа

Есть ли информация, которая для вас оказалась непонятной?

Если нет, то думаю, пришло время заполнить третью графу таблицы ваших карточек заданий – что нового вы узнали о подлежащем.

(Заполнение таблицы, несколько ответов).

Спасибо. Теперь, зная, чем может быть выражено подлежащее в предложении, приступим к практической работе, к закреплению материала. Вы можете при необходимости обращаться к параграфу.

Задание 4 ваших рабочих карточек.  Перед вами несколько предложений. Определите, чем в них выражено подлежащее. Подчеркните его и надпишите, чем выражено. Работаем группами, по 4 человека.

 Люди во всем мире любят ходить в кино.

 Кино – неотъемлемая часть нашей жизни. Оно входит в жизнь вместе со сказками. «Приключения Буратино», «Королевство кривых зеркал», «Золушка» сделали детские годы светлыми и добрыми. Со временем интересы меняются… Но кино остается!

Кто-то помнит свой любимый фильм почти наизусть. Остальные могут цитировать отдельные фразы. Учиться на примерах героев фильмов – признак умного человека.

Найдется, пожалуй, лишь несколько человек, не любящих кино. Мне их искренне жаль…

Много хороших фильмов выходит на российские экраны ежегодно. «Ахи» и «охи» восторга раздаются во всех кинотеатрах страны. Смотрящие переносятся во времени ми пространстве, учатся сопереживать, познают мир.

Год Кино завершается… Но кинематограф вечен!

Пришло время проверить работу. Сначала прочитаем выразительно текст.

(Чтение текста учеником.)

Теперь самопроверка. На экране перед вами правильные ответы. Проверьте свои работы и оцените их по следующим критериям:

Нет ошибок или один недочет – «5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».

Если больше допустили ошибок, то вернитесь снова к теории учебника дома, чтобы на следующих уроках работа была выполнена на положительную оценку.

(Самооценивание).

Скажите, есть ли среди вас те, кто выполнил работу на «5»? Я рада. Вы справились с заданием. Молодцы!  

Готовясь к сегодняшнему уроку, я вспомнила строки из стихотворения Юрия Левитанского. Стихотворение «Кинематограф…» было положено на музыку, песню исполнял известный актер Андрей Миронов.  Там есть следующие строки:

Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!

А потом придут оттенки, а потом полутона,

то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.

А потом и эта зрелость тоже станет в некий час

детством, первыми шагами тех, что будут после нас

жить, участвовать в событьях, жить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино! 

Каждый человек сам пишет сценарий своей жизни, и один из эпизодов – это школьная жизнь, уроки, новые знания, которые вы получаете здесь и сейчас. Наш сегодняшний урок подходит к концу. И мне бы хотелось, чтобы вы в любой из предложенных мною форм – в форме синквейна или методом неоконченных предложений охарактеризовали то, чему научились, что осталось в сердце, в голове, в душе после урока. Выберите для себя посильное задание и за работу! Кто выбирает синквейн, вам предлагаются два слова, выбор за вами.

Первый вариант – работа со словом «кино», а второй вариант – работа со словом «подлежащее».

Возможные варианты

Кино

Учит, развивает

Доброе, серьезное, любимое

Кино любят все люди

Искусство

Подлежащее

Главенствует, распоряжается

Основное, необходимое, важное

Подлежащее – главный член предложения

Основа

Неоконченные предложения

1. Сегодня я узнал... .

2. Урок запомнился мне… .

3. Я понял (или Я не понял… ).

4. Мне необходимо это знать.

5.  На уроке мне было… .

(Ответы учеников).

Спасибо. Теперь дело за домашним заданием.

Домашнее задание будет нескольких видов: каждый выберет себе по душе.

Для всех : параграф …,

На выбор письменно выполнить одно из предлагаемых вам заданий:

1. Упражнение

2. Составить кластер «Подлежащее и способы его выражения с примерами из художественных произведений.

3. Написать сочинение-рассуждение «Почему подлежащее называют хозяином предложения?»

4. На основе словосочетаний из первого задания рабочей карточки написать сове впечатление о творческом проекте одноклассников.

Оценки за урок

Спасибо всем за урок. Завтра мы продолжим разговор о грамматической основе предложения. Как пишут в титрах многих фильмов: «Продолжение следует…»

Рабочая карточка

«Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения»

1. Распределите сочетания слов на группы: являются словосочетаниями – не являются словосочетаниями. Объясните, почему вы так решили.

Год кино, кино и театр, неожиданный подход, фильм снят, остаются в памяти, не смотрел, зрители восхищаются, запомнится надолго, старое кино, классика кинематографа, школьный фильм, неизвестные актеры, показ и премьера, идет сериал, режиссерская находка, оператор снимает, заинтересованно смотрел, в течение фильма, талант артиста, публика рада, важная тема, очень познавательный, кино вдохновляет, международный кинофестиваль, российское кино.

2. Заполните таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

 

 

 

 

3. Найдите в предложения текста подлежащие, подчеркните их и укажите, какой частью речи они выражены.

Люди во всем мире любят ходить в кино.

Кино – неотъемлемая часть нашей жизни. Оно входит в жизнь вместе со сказками. «Приключения Буратино», «Королевство кривых зеркал», «Золушка» сделали детские годы светлыми и добрыми. Со временем интересы меняются… Но кино остается!

Кто-то помнит свой любимый фильм почти наизусть. Остальные могут цитировать отдельные фразы. Учиться на примерах героев фильмов – признак умного человека.

Найдется, пожалуй, лишь несколько человек, не любящих кино. Мне их искренне жаль…

Много хороших фильмов выходит на российские экраны ежегодно. «Ахи» и «охи» восторга раздаются во всех кинотеатрах страны. Смотрящие переносятся во времени ми пространстве, учатся сопереживать, познают мир.

Год Кино завершается… Но кинематограф вечен!

4. Синквейн к словам  "кино" и "подлежащее".

 

Автор: Синякова Марина Владимировна

You have no rights to post comments