Материалы для проведения итогового контроля  по русскому языку в 7 классе.  Форма контроля – диктант с грамматическим заданием.

 

Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

Итоговая контрольная работа

7 класс

  1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(1)Архангельская обл…сть (по)исти(н,нн)е рай для туристов. (2)Тут встрет…шь огромное ко(л,лл)ичество стари(н,нн)ых построек м…настырей церквей.(3)Велик…лепно деревя(н,нн)ое зо(т,д)чество.

(4) Главной достопр…мечательностью Архангельской обл…сти можно считать Соловецкий архипелаг, или (по)просту Соловки. (5)Распол…гаясьв западной части (Б,б)елого моря он состоит из множ…ства островов.  (6)Эти места находящ…ся (не)далеко от (П,п)олярного круга пор…жают красотой и (не)обычностью р…льефов и оч…ртаний берегов. (7)На Соловецком архипелаге на…читывается более тысячи исторических об…ектов но главный их них -  Соловецкий мон…стырь построе(н,нн)ый в XV веке.  (8)(Не)лёгкая судьба вып…ла на его долю: мон…стырь был самой мощ…ной военной крепостью России и суровой государственной тюрьмой как в царское время так и в сове…ский п…риод.(9)В наши дни ш…девры арх…тектуры включе(н,нн)ы в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

(10)Ун…кальность Архангельской обл…стисвяз…на и с природой этих мест. (11) Кроме бальнеологических курортов и м…неральных источников, (з,с)десь наход…тся множ…ство заповедников позволя…щих насл…диться красотой Севера. (12) Густая сеть рек и озёр пр…влекает к себе любителей рыбалки.(13)(З,С)десь в больших ко(л,лл)ичествах вод…тся р…зличные виды рыб а особенно це...ым тр…феем сч…таются сиг и хариус.

(По А. Мерникову, 163 слова)

 

  1. Выполните языковые разборы:

Морфемный и словообразовательный: заповедников (предложение 11)

морфологический: недалеко (предложение 6)

синтаксический: предложение 6.

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5 - 7 текста. Запишите ответ.
  3. Определите и запишите лексическое значение слова «рай» из предложения 1.
  4. В предложениях 11-12найдите слово, употреблённое в переносном значении, выпишите это слово.
  5. Объясните значение пословицы Кто путешествует, тот познаёт мир, запишите ваше объяснение.