Автор рассказывает о своём прадеде, кадровом офицере, ветеране войны, командире партизанского отряда.
Руководитель Кондрашова Елена Николаевна
Передо мной фотография красивого молодого офицера с открытым мужественным лицом, с легкой улыбкой на губах. 28 лет. Впереди вся жизнь. Это мой прадедушка Александр Васильевич Акимов.
Война для всех начиналась по-разному. О ней много говорили, но людям не верилось или не хотелось верить, что мирная жизнь может так внезапно оборваться. У всех было хорошее настроение, кто-то планировал в выходной день сходить с детишками в парк, кто-то в кино, кто-то на рыбалку или просто отдохнуть дома. 22-е июня. Воскресенье.
Мой дед Владимир Александрович рассказывал: «Перед войной отец проживал в Москве, работал и учился, окончил офицерские курсы в 1940 году, а 7-го июня 1941 года был призван в Красную Армию. Он начал службу младшим лейтенантом. 20-го июня всех командиров и политработников собрал комиссар дивизии и сказал, что написан приказ о переводе всего офицерского состава на казарменное положение. С минуты на минуту начнется война. За неделю до этого мама получила письмо, где отец с радостью сообщал, что получил ордер на жилье в Москве. Настроение, конечно, у всех было очень приподнятое. Мама стала собирать вещи, готовиться к переезду, и вдруг 21-го июня пришла телеграмма: «С переездом воздержись!»
Вот так для Александра Васильевича началась война. И не было возможности попрощаться с родными и близкими, обнять и расцеловать детей, жену. Дивизию погрузили в эшелоны и отправили бить фашистов. Да, именно, бить. Они ехали с таким настроением, что разобьют любого врага и ни на шаг не пустят его на свою землю. Но чем дальше шли эшелоны с дивизией на запад, тем сложнее становилась обстановка. Начались беспрерывные бомбежки. Появились первые потери в живой силе и технике. Первые месяцы войны складывались очень трагично. И все же дивизия дралась насмерть за каждую пядь земли, истекая кровью, нанося огромные потери врагу, с боями выходя из полного немецкого окружения. В боях под Смоленском прадедушка получил первое ранение в ногу. Когда стало ясно, что к своим не пробиться, бойцы стали собираться в небольшие группы от 16 до 35 человек и вести боевые действия против оккупантов уже в глубоком тылу. Так начиналось партизанское движение на Смоленщине.
Из рассказа деда Владимира я узнала, что с октября 41года прадедушка партизанил в Смоленских лесах. Собрав вокруг себя небольшой отряд, он громил фашистов и полицаев. За голову прадеда была назначена награда 10000 немецких марок. Узнав, что в деревню направляется карательный отряд, чтобы сжечь и уничтожить всех ее жителей, Александр Васильевич со своим отрядом, который насчитывал уже около 100 человек, устроил засаду по обе стороны «Старой Смоленской дороги», по которой шли каратели. Недолгий бой, и все они были уничтожены. Более 300 фашистов навсегда остались лежать на смоленской земле. «В далекие послевоенные годы отец, когда слышал песню «Ой, туманы мои, растуманы», говорил мне, что эта песня о его отряде», – вспоминает дед Владимир.
Меня заинтересовала история песни «Ой, туманы мои, растуманы». Людям старшего поколения хорошо известна эта песня Владимира Захарова на стихи Михаила Исаковского, написанная в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны.
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.
На прощанье сказали герои:
– Ожидайте хороших вестей.
И на Старой Смоленской дороге
Повстречали незваных гостей.
Повстречали – огнем угощали,
Навсегда уложили в лесу
За великие наши печали,
За горючую нашу слезу.
С той поры да по всей по округе
Потеряли злодеи покой:
День и ночь партизанские вьюги
Над разбойной гудят головой.
Не уйдет чужеземец незваный,
Своего не увидит жилья...
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родная сторонка моя!
Песня эта – сказ о партизанах, суровый и вдохновенный. С первых же дней Великой Отечественной войны народные мстители стали лютой карой для фашистских захватчиков, силой неуловимой, страшной, непонятной. Борьба народных мстителей – каждодневный подвиг – вызывала восхищение и гордость советских людей. О партизанах слагались стихи и песни. «Ой, туманы мои, растуманы» – одна из самых прекрасных. Я считаю, что прадедушка был прав: эта песня и о нем.
От имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Александр Васильевич награжден Орденом Отечественной войны 1 степени (Приказ от 2 февраля 1945 года). Этот орден, а также другие награды дедушки Саши после его смерти переданы на хранение внуку.
Это всего лишь небольшие эпизоды из военной биографии моего прадеда. Незадолго до окончания войны, оправившись от тяжелых ран, Александр Васильевич был приписан к резерву и только после Победы в октябре 1945 года уволен в запас по ранению в звании «гвардии капитан». В мирное время ветеран продолжал честно работать. Умер он на 74 году жизни. В заключение своего рассказа хочу сказать, что моя семья хранит добрую память о дедушке и передаст эту память из поколения в поколение. Спасибо деду за Победу!