25 апреля 2025 года состоялось  очередное занятие в «Школе молодого словесника», посвященное изучению художественного образа  Василия Теркина в литературе и культуре.

Организаторы встречи: Зимнева Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, проректор по научно-методической и проектной работе  ОГБУ ДПО КИРО, создатель сайта www.umoslovo.ru и проекта «Школа молодого словесника»; Каськова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования, координатор отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО.

Основой заседания стал урок литературы в 8 классе «Василий Тёркин: герой на страницах поэмы А.Т.Твардовского и в музейных экспонатах», который провели наставники Школы: Бобринева Олеся Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа», председатель отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО, и Прилуцкая Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Черкасскоперечанская СОШ», член отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО.

«Музей в чемодане» – инновационная идея, позволяющая на уроке литературы  взглянуть на главного героя произведения А.Т. Твардовского через призму вещей, ему принадлежавших. Каждая из них – символ Победы великого народа! Участники Школы вместе с педагогами-наставниками искали ответ на проблемный вопрос: почему автор в ходе работы над поэмой изменил характеристику своего героя?

В 1939 – 1940 гг. Вася Тёркин, почти былинный богатырь, назван «необыкновенным», а в 1941-1945 гг. он вдруг превращается в «парня обыкновенного». На этапе актуализации знаний «заглянули» в паспорт героя, вспомнили основные сведения о нем. По иллюстрациям Ореста Верейского вспоминали ключевые события в сюжете, определяли роли Тёркина. Этап усвоения новых знаний был организован через групповую работу. Обобщая выполненное на уроке, педагоги пришли к выводу: в образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду, к жизни, к людям. Его уникальность и необыкновенность – в естественности, непосредственности и обыкновенности. Весы, которые были найдены в музее-чемодане, стали метафорой, определяющей Тёркина как эталон, на которого равняются и по которому мерят свои мысли и поступки другие бойцы.

На этапе рефлексии Ольга Ивановна Ефремова, куратор «Школы молодого словесника», предложила присутствующим обсудить ключевые аспекты восприятия образа Василия Теркина как символического воплощения народного духа и нравственного идеала своего времени. Особое внимание уделялось значению героической темы в воспитании подрастающего поколения и формированию чувства гордости за историческое наследие страны.

В рамках заседания прошла встреча с современными писателями. Ирина Александровна Каськова представила гостей мероприятия. Ольга Викторовна и Наталья Викторовна Артёмовы – известные курские писательницы. Произведения сестёр Артёмовых публиковались в десятках литературных методических журналах, а также в издательстве «ЭКСМО». Писательницы Артёмовы представили молодым словесникам свои  книги: «Девочки, прославившие Россию», «Герои славянских мифов», «Мальчики, прославившие Россию», «Луна в проводах», которые были по достоинству оценены участниками встречи.

Ольга Николаевна Зимнева подвела итоги занятия, уделив внимание перспективам дальнейшей деятельности проекта «Школа молодого словесника». Было принято решение продолжить изучение проблем историко-культурологического наследия в рамках реализации проектов регионального уровня.

Участники высоко оценили уровень организации мероприятия, выразив благодарность организаторам за возможность обмена опытом, новыми педагогическими технологиями и встречу с писателями-земляками.

Презентация ПАЗЛЫ

Презентация Герой поэмы в музейных экспонатах

Задания к поэме А.Т. Твардовского