Данный материал представляет собой уникальный интерактивный тренажёр, разработанный для отработки навыков грамматического анализа.
В отличие от типовых примеров, здесь собраны предложения, которые вызывают наибольшие трудности у девятиклассников. Разработка включает в себя чёткий алгоритм действий, теоретическую справку и 10 специально подобранных заданий с ответами для самопроверки.
Автор-разработчик: Панькова Татьяна Михайловна
Часть 1: Теоретический блок (Памятка для ученика)
Задание: Грамматический анализ. Выпишите грамматическую основу предложения.
Важно! Нужно найти ВСЕ главные члены в указанных предложениях. Подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и другими частями речи. Сказуемое может быть простым глагольным (ПГС), составным именным (СИС) или составным глагольным (СГС).
Алгоритм выполнения:
1. Найдите сказуемое. Задайте вопросы: «Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он?»
2. Найдите подлежащее. Задайте вопрос: «Кто? Что?» выполняет действие или находится в определённом состоянии.
3. Проверьте себя: Может ли эта конструктора быть самостоятельным предложением? Выражает ли она законченную мысль?
4. Выпишите основу в той форме, в которой она стоит в предложении (союзы и частицы не входят в основу!).
На что обратить внимание:
• Подлежащее может быть выражено местоимением (Я, Он, Кто-то), инфинитивом (Учиться – важно), цельным словосочетанием (Мы с другом, Две берёзы).
• Типы сказуемого:
ПГС: Он **читает** книгу.
СИС: Он **был умён**. / Осень **была дождливой**.
СГС: Он **хотел уйти**. / Я **должен сделать** это.
Часть 2: Практический блок (Интерактивный тренажёр)
Инструкция для ученика: Внимательно прочитайте каждое предложение. Выпишите его грамматическую основу(-ы). Будьте внимательны: в некоторых предложениях две грамматических основы!
Задания:
1. Первые лучи солнца зажигают бриллианты росы на лугу.
2. Будь настойчив в достижении своей цели.
3. Мы с сестрой долго ждали возвращения родителей из отпуска.
4. Мне стало грустно от его рассказа.
5. Ночь была холодная и ветреная.
6. Он продолжал упорно тренироваться, хотя уже очень устал.
7. Наступила осень, и с деревьев начал опадать яркий лист.
8. Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
9. Несколько человек вышли из леса на опушку.
10. Отец попросил меня купить хлеба.
Часть 3: Блок самопроверки (Ответы и комментарии)
Совет: Сначала выполните все задания самостоятельно, а только потом сверяйтесь с ответами.
Ответы и разбор сложных случаев:
1) лучи зажигают (подлежащее «лучи», простое глагольное сказуемое «зажигают»).
2) (ты) будь настойчив (это односоставное определенно-личное предложение. Подлежащее ты восстанавливается из формы глагола-сказуемого. Сказуемое – составное именное: глагол-связка будь + именная часть настойчив).
3) мы с сестрой ждали (подлежащее – цельное словосочетание «мы с сестрой» (значение «я и сестра»), сказуемое «ждали»).
4) мне стало грустно (безличное предложение. Нет и не может быть подлежащего. Сказуемое «стало грустно»).
5) ночь была холодная и ветреная (сказуемое – составное именное: связка была + однородные именные части холодная, ветреная).
6) он продолжал тренироваться (Первая основа. Сказуемое – составное глагольное: вспомогательный глагол «продолжал» + инфинитив «тренироваться». Вторая основа «он устал» в придаточном предложении).
7) наступила осень, лист начал опадать (Сложное предложение с двумя основами. 1: осень наступила. 2: лист начал опадать (СГС)).
8) любить – значит жить (Особый случай. Подлежащее выражено инфинитивом «любить», сказуемое – составное именное, где связкой является слово «значит», а именная часть – «жить»).
9) несколько человек вышли (Подлежащее – цельное количественное словосочетание «несколько человек», сказуемое «вышли»).
10) отец попросил (Первая основа). Я куплю (Вторая основа в придаточном изъяснительном, подлежащее «я» восстанавливается из контекста, сказуемое «куплю»).



