Урок построен на краеведческом материале, использовались ресурсы электронного учебного пособия «Я-курянин».

Урок «открытия» новых знаний в 5 классе по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» с применением технологии развития критического мышления. 

Автор: Бобринева Олеся Николаевна

 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Цель: узнать, какие существительные называются собственными и нарицательными, научиться отличать их друг от друга и правильно писать.

Планируемые результаты:

Личностные: иметь сформированную мотивацию к обучению, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Предметные: уметь различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять их в письменной речи.

Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности, анализировать и планировать собственную работу, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД).

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Уметь систематизировать материал, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы при решении проблемы (Познавательные УУД)

Ресурсы: учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др.; «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке русского языка!

 

  1. Мотивация и целеполагание

Я пришла к вам на урок с ящиком. Предлагаю вам отгадать, что в нем. Первая подсказка – на доске (фото В.И. Даля и небесной дали). В процессе урока мы должны догадаться, что общего между этими фотографиями и что же лежит в ящике (обучающиеся устанавливают связь между фотографиями и определяют тему урока. Если они не догадаются, кто на фото, учитель помогает сформулировать тему. Вторая подсказка будет на другом этапе урока).

- На нашем уроке речь пойдет об именах существительных собственных и нарицательных. Обратите внимание на правильное написание этих слов.

- Сформулируйте цель нашего урока: узнать, какие существительные называются собственными и нарицательными, научиться отличать имена собственные от нарицательных и правильно писать их (с заглавной буквы, в кавычках).

 

  1. Активизация

Работа с сигнальными карточками

- Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» СИНЯЯ или «нет» КРАСНАЯ. * Имя существительное – это часть слова? (нет)

* Имя существительное – это часть речи? (да)

* Имя существительное обозначает признак предмета? (нет)

* Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? (да)

* Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет)

* Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (да)

* Имена существительные принадлежат к одному из двух родов (нет)

* Имена существительные принадлежат к одному из трех склонений? (да)

* Имя существительное может быть любым членом предложения? (да)

* Все имена существительные изменяются по числам? (нет)

 

  1. Выявление проблемной задачи

На доске записаны слова:

Писатель – писатели

Евгений Иванович Носов -

Река – реки

Тускарь -

Поселок – поселки

Курск -

Имя – имена

Аркадий -

Вопросы и задания:

– Прочитайте пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика? (К нарицательным существительным)

– Измените по числам слова правого столбика. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова? (собственные)

– Какой вывод можно сделать? (Имена существительные собственные не изменяются по числам).

 

  1. Изучение нового материала

Работа с учебником (пар. 89, стр.58-59) и кластером

Из истории терминов

Слово «собственный» происходит от старославянского «собьство», что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее».

Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова «нарицати» – называть. Также раньше было слово «рицати» - говорить.

 

  1. Первичное закрепление изученного материала
  • лингвистическая разминка

Работа с мультимедийной доской (выходят два ученика и распределяют слова в две соответствующие друг другу колонки – нарицательные и собственные. Попутно ведется коллективное комментирование. Если обучающиеся затрудняются в определении значения существительного, обращаемся к помощи искусственного интеллекта (Алиса или Маруся)).

https://learningapps.org/watch?v=p5ne1cbuk22

 

ГОРОД – КУРСК

РЕКА – ТУСКАРЬ (река, левый приток Десны, самый длинный из её притоков. Протекает по территории России и Украины)

ПИСАТЕЛЬ – ГАЙДАР Аркадий Петрович (писатель, классик детской литературы, «Чук и Гек», «Горячий камень», «Тимур и его команда», родился во Льгове, настоящая фамилия – Голиков)

ХУДОЖНИК – ДЕЙНЕКА Александр Александрович (художник универсального дарования, родился в Курске, Курская государственная картинная галерея имени Дейнеки)

ПОЭТ – ФЕТ Афанасий Афанасьевич (в 1877 году купил имение 1-я Воробьевка в Щигровском уезде)

(ТАНЕЦ) – ТИМОНЯ (традиционный танец Курской области)

(За пояснением об особенностях танца «Тимоня» обращаемся к фрагменту видео информационного портала «Я-курянин»

https://ikur46.ru/themplane/27-folklor-solovinogo-kraya-tradiczionnye-tanczy/)

 

  • индивидуальная работа с географической картой Курской области (Приложение)

Обучающиеся получают открытки-приглашения пройти туристическим маршрутом курского школьника, исследуют туристические маршруты Курской области:

  1. Маршрут «По Северному фасу Курской дуги» (с остановкой в КП Центрального фронта м. Свобода).
  2. Экологический маршрут «Стрелецкая степь».

(Материал взят с сайта https://ikur46.ru/themplane/7-priroda-kurskoj-oblasti-zapovedniki-i-prirodnye-parki-maloj-rodiny/ )

Читая условные обозначения, обучающиеся выписывают имена собственные, затем представляют краткий рассказ-экскурсию.

 

ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД О ПРАВОПИСАНИИ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

 

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Измайлова о прописной букву (читает подготовленный ученик)

Прописная буква

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

- Проверим, кто из вас самый внимательный. Ещё раз повторим, какие важные дела у большой буквы.

  • лингвистическое исследование

Это интересно!

Учитель: Ребята, а может ли имя собственное стать нарицательным? (предположения).

Оказывается, может. Как это происходит, ответите вы, исследовав лингвистический материал. Работаем в парах. Прочитайте материал для исследования. Оформите свои наблюдения в виде небольшого устного ответа.

1-ая пара

Ставшее уже привычным для нас блюдо – макароны – родилось в Италии. Придумал их некто Марко Арони. Он жил в 18 столетии. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянца. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные, тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Гости были в восторге.

Как образовалось нарицательное существительное МАКАРОНЫ?

(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст и пришли к такому выводу….»)

ОТВЕТ: Имя собственное Марко Арони превратилось в нарицательное существительное, когда имя автора блюда превратилось в название самого блюда.

2-ая пара

Кто не знает вкусного мороженого пломбир? Свое название это лакомство получило по месту его изготовления. Впервые изготовили такое сливочное мороженое во французском городе Пломбьер.

Как образовалось нарицательное существительное ПЛОМБИР?

(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы проанализировали текст и пришли к такому выводу….»

ОТВЕТ: Имя собственное Пломбьер превратилось в нарицательное, когда название города стало названием лакомства, изготовлявшегося в этом городе.

 

Учитель: Таких слов в русском языке очень много. Английский фельдмаршал Джон Френч носил теплую военную куртку с накладными карманами, а французский генерал Гастон Галифе – брюки, обтянутые у колен. Этих мужчин называют изобретателями френча и галифе – востребованных видов одежды.

Метод лучевого исследования рентген произошел от имени немецкого физика Вильгельма Рентгена.

Покровителя искусств и науки называют меценатом. Слово пошло от древнеримского богача и благодетеля Гая Цильния Мецената.

Ватман, плотная бумага для черчения и рисования, названа в честь английского промышленника Джона Ватмана.

 

  1. Физкультминутка

Учитель: Если я называю имена существительные собственные, то вы приседаете, а если имена нарицательные – хлопаете в ладоши.

Лес, ворона, Ирина, машина, Рома, Пушкин, мама, волк, Англия, Новгород, муравей, Барсик, яблоко, художник, Иванович, Надежда.

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель: В русском языке возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена существительных превращаются в собственные.

Задание: с данными словами составьте словосочетания:

1 вариант – чтобы эти слова были нарицательными существительными

2 вариант – чтобы эти слова были собственными существительными
гордый орёл – город Орел

яркий огонёк – журнал «Огонек»

мой ровесник – театр «Ровесник» (ТЮЗ) (с 1965 года со школьного театра)

огромный лев –Лев Яшин

русские богатыри – картина Виктора Васнецова «Богатыри»

туманная даль –  Даль Владимир Иванович, фамилия русского писателя, составителя «Толкового словарь живого великорусского языка». И это вторая подсказка!

Теперь вернемся к нашему ящику. Что же там? («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля). Мы еще обратимся к этому словарю.

 

Учитель: «Толковый словаря живого великорусского языка» стал делом всей жизни В.И. Даля. Положив в основу словаря народную речь, включив в него лексику общеупотребительную, диалектную, книжную, Даль стремился отразить в нем все лексическое богатство русского языка. Это незаменимый помощник, который помогает разгадывать тайны слов.

 

ДЕЛАЕМ ВЫВОД О ПРАВОПИСАНИИ КАВЫЧЕК

 

Обратите внимание! С заглавной буквы, но без кавычек пишутся названия поисковых систем, фирм, марок автомобилей и т.д. на латинице. Примеры: компания RUTUBE, корпорация PepsiCo. Названия марок автомобилей, самолетов, музыкальных или танцевальных групп и т.д., написанные современной кириллицей, заключаются в кавычки. Аналогичные названия, написанные латиницей, не пишутся в кавычках. Сравните правописание: Группа «Кино»/Группа Rolling Stones, Автомобиль «Москвич»/Автомобиль Mazda.

 

  1. Включение в систему знаний и повторения (творческие задания)

Работа в парах

- Составить текст-приглашение на концерт (правильно вписать имена собственные)

- Составить текст-поздравление для школьной газеты (на основе заметки из газеты «Золотухинская жизнь»)

1 пара
Внимание!
Только 20 марта в поселке Солнечный,

в здании Дома Культуры,

состоится выступление танцевального коллектива MekkaDenc

и народного ансамбля песни и танца «Горница».

Билеты можно приобрести по адресу:
улица Новая, дом 2.
С вопросами обращаться к директору Дома культуры

Седых Евгении Олеговне.
Начало концерта - в 19.00.
2 пара

Поздравляем!

Учеников Солнечной средней школы с победой

в областном конкурсе исследовательских работ «Юннат – 2024»:

Пашков Матвей – 1 место,

Сухочева Мария – 2 место,

Псарев Евгений – 3 место.

Желаем ребятам успеха и дальнейших побед!

 

Учитель: Ребята, сегодня у нас в гостях ученица 9 класса Сухочева Мария. Она недавно защитила итоговый проект «Кожлянская игрушка» и провела несколько мастер-классов по изготовлению игрушки для ребят нашей школы. Результатами своей работы Маша поделится с вами.

Представление проекта «Кожлянская игрушка»

(с использованием материала портала «Я-курянин»)

https://ikur46.ru/themplane/12-kozhlyanskaya-igrushka/)

 

на примере названия деревни Кожля обучающиеся делают вывод о том,

что названия населенным пунктам даются неслучайно

 

НА ДОСКЕ ТЕКСТ

Сколько их, детинцев, на Руси! Кремли: в Новгороде, в Казани, в Рязани, в Вологде… Ярославль, Суздаль, Переславль-Залесский, Владимир…

Монастыри-крепости: Кирилло-Белозерский, Горицкий…

Земляные валы: Белозерский, Дмитровский…

Башни: Сухаревская…

Ворота: Красные, Мясницкие…

Скрыли, снесли многие стены, башни, монастыри, кремли.

Зачем башни, ворота?.. Только для красоты?..

(отрывок из дневника А. Яшина)

Учитель: Используя толковый словарь, объясните значение слова детинец (работа со словарем)

СЛОВАРЬ В.И. ДАЛЯ. 1. Хорошо укрепленное сооружение во внутренней части города внутри крепостной ограды, приспособленное к самостоятельной обороне. 2. Крепость или замок, господствующие над городом. 3. перен. Твердыня, оплот. 

 

Итак, старинное название самого укрепленного места в крепости объясняется тем, что именно там, куда труднее всего было добраться врагу, во время осады прятали самое дорогое – детей. Синонимы: центр, кремль, цитадель.

 

Курский кремль — историческая крепость, основанная в XVI веке. Однако назвать Курскую крепость кремлём в привычном понимании нельзя, так как она никогда не была каменной. В документах XV–XVII веков её именовали острогом.

На бывшей территории детинца можно увидеть сегодня, например, Знаменский собор, Воскресенскую церковь и единственную сохранившуюся башню Курской крепости.

https://ikur46.ru/themplane/8-znamenskij-sobor-istoricheskij-czentr-g-kurska/

В преддверии 1000-летнего юбилея города понятие «Курский кремль» становится всё более популярным, и соответствующую территорию планируют благоустроить.

 

- Ребята, давайте ответим на вопросы, поставленные автором: Зачем башни, ворота?.. Только для красоты?..

Ответы учеников: Это история русского народа. Каждое название хранит в себе память поколений. Мы должны знать историю своей малой родины, историю России. Стыдно быть Иванами, не помнящими родства…

  1. Рефлексия

- Ребята, на сегодняшнем уроке не было (имя отсутствующего ученика). Поднимите руку те, кто без подсказок и помощи учебника сможет объяснить тему сегодняшнего урока (поднимаются руки).

Кому еще нужно поработать с учебником, чтобы рассказать отсутствующим об именах собственных и нарицательных? (поднимаются руки)

 

  1. Домашнее задание: подготовить мини-проект на тему “Тайна моего имени”. О значении имён можно узнать много интересного из книг Л. Успенского «Ты и имя твоё» и М. Горбаневского «В мире имён и названий» (обратитесь в библиотеку)