Проект «Задания для развития читательской грамотности обучающихся на занятиях русского языка» выполнили преподаватели ОБПОУ «КЭМТ».

Разработчики: Т.В. Кучерявая, Савчук Ирина Владимировна

 

СОДЕРЖАНИЕ

Битва на Курской дуге

Курский край в произведениях И.С. Тургенева

Курская антоновка

Тихий уголок земли Курской

 

БИТВА НА КУРСКОЙ ДУГЕ

Текст 1.

КУРСКАЯ БИТВА (5 июля–23 августа 1943 года)– совокупность стратегических оборонительных (5–23 июля) и наступательных (12 июля – 23 августа) операций Красной армии в Великой Отечественной войне с целью сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку. По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. В нём участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов; сражение проложило «путь к великим советским наступательным действиям 1944-45 годов». Битва продолжалась 50 дней. Также, в историографии считается самым крупным (величайшим) танковым сражением в истории.

Текст 2.

Битва на Курской дуге разгоралась. Первоначальные планы немцев – коротким ударом мощных танковых сил взломав наши укрепления южнее и севернее Курска, сжать клещи и, окружив всю курскую группировку Красной Армии, устроить там «немецкий Сталинград» – были сразу спутаны стойкостью обороны. Немецкому командованию в первые же дни стало ясно, что обороны ему не прорвать и что, если бы это даже и удалось, потери его при этом были бы так велики, что не хватило бы сил сжать клещи. Но останавливаться было поздно. Слишком много надежд – стратегических, тактических, политических – было связано у Гитлера с этой операцией. Лавина тронулась с места. Она неслась теперь под гору, всё увеличиваясь в объеме, наматывая на себя и увлекая с собой всё, что попадалось на пути, и у тех, кто ее стронул, не было силы ее остановить. Продвижение немцев измерялось километрами, потери – дивизиями и корпусами, сотнями танков и орудий, тысячами машин. Наступающие армии слабели, истекая кровью. Немецкий штаб отдавал себе в этом отчет, но у него уже не было возможности удержать события, и он принужден был бросать все новые и новые резервы в пекло разгоравшейся битвы.

Советское командование парировало немецкие удары силами линейных частей, державших здесь оборону. Наблюдая нарастание немецкой ярости, оно держало свои резервы в глубине, ожидая, пока иссякнет инерция вражеского удара. Как узнал потом Мересьев, их полк должен был прикрывать армию, сосредоточенную не для обороны, а именно для контрудара…

Алексей волновался. Но это не был страх смерти. Это не было даже ощущением опасности, свойственным и самым храбрым, хладнокровным людям. Его заботило другое: проверили ли оружейники пулеметы и пушки; не отказал бы мегафон в новом, не опробованном в бою шлеме; не отстал бы Петров, не зарвался бы он, если доведется ввязаться в драку; где палка – не потерялся ли подарок Василия Васильевича; и даже: не стянул бы кто-нибудь из землянки книжку – роман, дочитанный вчера до самого интересного места и впопыхах забытый на столе. Он вспомнил, что не попрощался с Петровым, и уже из кабины помахал ему рукой. Но тот не видел. Лицо ведомого в кожаной рамке шлема пылало красными пятнами. Он нетерпеливо следил за поднятой рукой командира. Вот рука опустилась. Закрылись кабины.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Сформулируйте главную мысль, объединяющую текст 1 и текст 2.
  2. Определите, к какому стилю речи относится текст 1. Свой ответ аргументируйте.
  3. Определите, к какому стилю речи относится текст 2. Свой ответ аргументируйте.
  4. Сформулируйте и запишите три вопроса к тексту 2, начинающихся со слов «когда», «что было бы, если», «почему».
  5. Что такое историография (текст 1)? Объясните значение данного слова.
  6. Рассмотрите фотографию (г. Курск). Что изображено на ней? Как это связано с содержанием текста 1 и текста 2?

7. Отметьте вопрос, на который нельзя получить ответ, прочитав текст 2.

  • Была ли у немецкого командования возможность контролировать ход сражения?
  • Для какой цели полк, в котором служил Мересьев, не был отправлен на линию обороны?
  • О каком событии читал советский народ на следующий день после сражения?
  • Испытывал ли Алексей страх смерти?

8. «Стойкость обороны» – одна из причин, по которым немецким захватчикам не удалось одержать победу в Курской битве. Как вы думаете, что подразумевается под данным словосочетанием?

9. Перечислите качества характера, которые помогли людям выстоять в Курской битве.

10. Составьте ассоциативный ряд к выражению «Великая Отечественная война».

 

КУРСКИЙ КРАЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.С. ТУРГЕНЕВА

 

Курский край не раз встречается в произведениях мастера пейзажа, эталонного портретиста, русского западника, «пленительного и могучего волшебника слова», уроженца Орловской губернии И.С. Тургенева.Курский материал писателю был дан действительностью.

И.С. Тургенев не раз бывал на Курской земле. В селе Семёновка Щигровского уезда когда-то находилось имение матери И.С. Тургенева, Варвары Петровны, а затем его старшего брата Николая. Сюда писатель любил приезжать поохотиться на дичь.

В знаменитом цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника», а именно в рассказах «Бурмистр», «Контора», «Гамлет Щигровского уезда», «Касьян с Красивой мечи», «Льгов», а также в новелле «О соловьях» действия происходят либо в Курской губернии, либо приводится описания курских мест.

Особое место в цикле рассказов принадлежит «Гамлету Щигровского уезда», целиком посвященному курской действительности 40-х годов XIX века. Это достаточно откровенный рассказ о конкретных событиях собственной биографии писателя и их проницательный психологический анализ.

В рассказе «Льгов» И.С. Тургенев переносит читателя в другой уголок Курской земли – город Льгов, «большое село на болотистой речке Росоте». Вёрст за 5 от Льгова эта речка превращается в широкий пруд, заросший густым тростником». Именно сюда автор и Ермолай приезжают охотиться на уток. Прототипом Ермолая стал крестьянин-охотник Афанасий Алифатов, с которым И.С. Тургенев познакомился в 1837 г. Писатель его выкупил за тысячу рублей; тот поселился в лесу, в пяти верстах от Спасского. Именно со слов Афанасия Алифатова была записана новелла «О соловьях».

В рассказе «Касьян с Красивой мечи» не раз вспоминается Курск (Красивая Меча – река в Тульской и Липецкой областях). Главный герой – крепостной крестьянин Касьян восхищается курским простором: «А то за Курском пойдут степи, этакие степные места, вот удивление, вот удовольствие человеку, вот раздолье-то, вот божья-то благодать». В беседе с рассказчиком Касьян также упоминает, что ходит ловить в Курск соловьев.

О курских соловьях упоминается в небольшой новелле И.С. Тургенева «О соловьях». Данное произведение – своеобразное пособие об известной курской певчей птице. В новелле рассказывается о том, как мценский купец Ш-в «под Курском у мальчика купил за двугривенный», а в Петербурге продал птицу «за тысячу двести рублей ассигнациями». В письме к своему знакомому – «любителю и знатоку всякого рода охот» – повествователь говорит о том, что «лучшими соловьями всегда считались курские». У них свои трели, особенно колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается так называемый «кукушкин переплет». Рассказчик говорит, что он «кукушкин переплет» только два раза слыхивал и оба раза в Тимском уезде (Курская губерния). Далее автор рассказывает, где живут соловьи, когда их лучше слушать и как лучше ловить.

Как видим, с Курским краем связаны яркие страницы произведений писателя И.С. Тургенева.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Выделите в тексте смысловые части, озаглавьте их.
  2. С какими произведениями И.С. Тургенева вы знакомы? Перечислите их.
  3. Как вы понимаете выражение «пленительный и могучий волшебник слова»?
  4. Как вы думаете, почему И.С. Тургенев в своих произведениях упоминает Курские края?
  5. Соотносите название произведения и его содержание. 

«О соловьях»

рассказ об охоте на уток

«Касьян с Красивой мечи»

курская действительность 40-х годов XIX века

«Льгов»

повествование об известной курской птичке

«Гамлет Щигровского уезда»

описание курских просторов

  1. Отметьте вопрос, на который нельзя получить ответ, прочитав текст.
  • Бывал ли И.С. Тургенев на Курской земле?
  • Был ли прототип у Ермолая из рассказа «Льгов»?
  • В каком произведении читатель может узнать об особенностях трели курского соловья?
  • Описывал ли И.С. Тургенев, кроме курской природы, характер, привычки курян?
  1. Соловей – один из символов Курской области. Какие ещё символы Курской области вы можете назвать?
  2. Охарактеризуйте тремя эпитетами творчество И.С. Тургенева.

 

КУРСКАЯ АНТОНОВКА

Одним из символов Курского края, наряду с соловьем, является знаменитая антоновка. Её издавна считают национальным русским яблоком, и интерес к ней всегда был особенный.

Точных данных о том, когда же начала произрастать яблоня сорта Антоновка, до сих пор нет. Считается, что впервые она появилась в Курской губернии, откуда в XIX веке и начала распространяться по средней России.

По одной из версий, данный сорт яблок представил в 1896 году на Нижегородской выставке С.В. Батов, назвав его Духовая антоновка в честь некоего садовника Антона, который якобы вывел данный сорт.Эпитет духовая связан со словом дух, что значит запах, аромат. И действительно, антоновские яблоки обладают невероятным ароматом и к тому же отличаются необыкновенной сочностью.

В дореволюционной России антоновка, наряду с зерном, являлась одним из самых востребованных продуктов, ввозимых в Москву и Санкт-Петербург.Яблоко шло на мочение, мармелад, пастилу, желе и просто потребление.

Антоновка богата витаминами. Именно поэтому она оказывает оздоравливающее действие на организм. В царское время считалось, что печеные яблоки антоновки полезны при сухом кашле. Тем, кого мучила простуда, советовали отвар из сушеных листьев этого дерева. Лечили ими даже ожоги и язвы, смазывая больные места свеженатертой массой со сливочным маслом.

Антоновские яблоки являлись для людей не только пищей телесной, но и духовной, вдохновляя на творчество. Антоновку изображали на картинах, предметах быта, о ней писали литературные произведения. Широко известны картина художника Балабина А.Ф. «Курская антоновка» и рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

В настоящее время насчитывают более 20 различных сортов антоновки. Фруктовое дерево произрастает в основном в средней полосе России, но с успехом выращивается и на Урале, и в Сибири.В Курской области разведением антоновских садов занимаются плодосовхозы Обоянского района.

Ароматная антоновка издавна считается одним из символов плодородия курской земли. В центре столицы соловьиного краяей установлен памятник. Его автор - скульптор Вячеслав Клыков.

Знаменитое яблоко до сих пор радует своим освежающим запахом и неповторимым вкусом!

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Определите микротему каждого абзаца текста и составьте его план.
  2. В тексте представлена одна из версий происхождения названия сорта яблок. Найдите абзац, содержащий данную информацию, и зачитайте его.
  3. Опираясь на прочитанный вами текст, выберите верное утверждение:
  • фруктовое дерево произрастает в основном на Урале и в Сибири, но с успехом выращивается и в средней полосе России;
  • впервые яблоня сорта Антоновка появилась в Нижнем Новгороде, откуда в XIX веке её привезли для распространения в Курск;
  • отвар сушеных листьев антоновки помогал при простуде.
  1. Найдите в тексте предложение, в котором объясняется причина оздоравливающего воздействия антоновки на организм человека.
  2. С помощью цитаты из текста подтвердите или опровергните утверждение о том, что в настоящее время существуют несколько сортов антоновки.
  3. В тексте встречается выражение «духовная пища». Как вы понимаете его значение? Перечислите, что, по-вашему, может служить духовной пищей?
  4. Найдите в тексте синонимы к слову «дух». Продолжите этот синонимический ряд еще одним синонимом.
  5. Антоновка является одним из символов курской земли. Какие ещё символы соловьиного края вам известны? Выполните иллюстрацию одного из них.
  6. В Курске существует ежегодная премия общественного признания «Курская антоновка», которую присуждают жителям Курской области, наиболее проявившим себя в той или иной сфере. Попытайтесь объяснить выбор данного названия премии?

 

ТИХИЙ УГОЛОК ЗЕМЛИ КУРСКОЙ

Коренная пустынь – тихий, благословенный уголок земли Курской. Находится она в местечке Свобода на правом берегу реки Тускарь. Здесь расположен мужской монастырь, основанный на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Древнее название Курского Коренного монастыря – «Чёрная Коренная пустынь», что означает глухое, запущенное место.

По преданию 1295 г.в густых лесах на берегу реки на месте будущего посёлка Свобода охотники из Рыльска обнаружили икону, повернутую ликом к земле на корне дерева. Когда охотник ее поднял, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. По названию местности икона получила именование Курской, а Коренной – потому, что обретена при корнях дерева. Нашедшие икону сразу ощутили её силу и благодатность. Через некоторое время на месте обретения была сооружена часовня.

В XIV веке Курская земля подверглась набегам татар. Они разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. Через некоторое время священнослужитель, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части иконы, сложил их вместе – и они соединились, срослись.

В 1597 году на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» по указу царя Федора Иоанновича основали монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Он стал первым храмом на этом месте.

Знаменательным событием в жизни курского края с XVII в. является крестный ход с чудотворной иконой Курской Коренной Божией Матери «Знамение» от Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Тысячи богомольцев из окрестных сел, уездных городов и со всей России собирались в Курске к девятой пятнице по Пасхе. К этому же событию приурочивалось и открытие ярмарки. 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

  1. Составьте план текста, указав основные события, представленные в тексте.
  2. Попробуйте подобрать свой заголовок к данному тексту.
  3. Что означает слово «благословенный»? Подберите к нему синонимы.
  4. Рассмотрите изображение. О каком событии, описанном в тексте, идет речь?

5. Является ли слово «благодатность» устаревшим? Что оно означает?

6. Зачитайте абзац, в котором говорится о времени основания первого храма на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

7. Перед вами картина И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии». Приведите из текста цитату, отражающую изображенное на картине.

8. Отметьте неверное утверждение:

  • Коренная пустынь находится в местечке Свобода, недалеко от Командного пункта генерала К.К. Рокоссовского.
  • Икона была найдена охотниками из Курска.
  • Первым храмом на месте обретения иконы стал монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
  • К Крестному ходу было приурочено открытие ярмарки.

9. Найдите в тексте предложение со словом «чудотворная». Как вы понимаете его значение? Составьте ассоциативный ряд, вызванный данным словом.

10. Какие ещё символы Курского края вы знаете? Подготовьте сообщение о любом из них.