В своей работе учитель рассказывает о методических приемах формирования читательской грамотности обучающихся, знакомит с приёмами работы по созданию собственного авторского стиля у учащихся.

Автор: Никулина Софья Вячеславовна

 

Мастер-класс «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся»

Тема: Фразеологизмы как компонент идиостиля

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности посредством определенных методических приёмов на уроках русского языка и литературы

Планируемые результаты: 

  • обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы;
  • познакомить с приёмом работы по созданию собственного авторского стиля у учащихся;
  • показать коллегам пример из личного опыта по интерпретации полученной информации на основе изучения темы «Фразеология» в 6 классе

Оборудование: проектор, листы с текстами.

 

Ход мастер-класса

Приветствие.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

Постановка педагогической проблемы. 

Предлагаю вам выполнить задание для определения темы нашего разговора. Нужно составить слово из заданных вопросов. (Приложение 1.)

Совершенно верно. Тема моего выступления звучит так:  приёмы формирования читательской грамотности с использованием  фразеологизмов на уроках русского языка и литературы.

Тема мастер-класса «Методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся». Фразеологизмы как компонент идиостиля

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности посредством определенных методических приёмов на уроках русского языка и литературы.

Задачи (слайд № 3)

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

 

 - Что такое «Фразеологизмы», знают все. А если забыли, перед вами определение из «Толкового словаря русского языка».

- А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше мнение.

 В международном исследовании PISA дается следующее значение данному понятию. 

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.  В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения.

В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами: 

– дети имеют низкую скорость чтения;

– зачастую не понимают смысла прочитанного из- за незнания значений слов, сочетаний, выражений;

– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

– Сегодня я продемонстрирую вам некоторые виды заданий и упражнений, которые  использую  в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности,  способствуют формированию читательской грамотности.

  1. Прием «Соотнеси текст с автором произведения»

Работа с  отрывками художественных произведений (Приложение 2)

- Работать сегодня мы будем с отрывками художественных произведений. 

Я предлагаю вам прочитать текст, определить автора, найти фразеологизмы и определить их значение

  1. Прием «Удачная рыбалка».

Распознавание значения фразеологической единицы.(Этот прием помогает сфокусировать внимание обучающихся и настроиться на рабочий лад) Работа в рабочих листах. (Приложение 3)

Задание. Определение значения фразеологизмов  (соедини фразеологизмы с их значением. Работа в группах по трем тематическим направлениям (семья, дружба, времена года.

  1. Прием« Рукописи не горят»

Создание авторского идиостиля с использованием предложенных фразеологизмов.  (Сопоставление собственного стиля и достигнутых результатов обучающихся)

Данный прием помогает активировать зрительную память, способствует выработке собственного стиля при написании текстов собственного сочинения  и понимание значения фразеологизмов не только в художественных произведениях, но и в обыденной жизни.

Для начала поясню, что такое идиостиль.

Идиостиль – это индивидуальный авторский  стиль писателя или поэта, специфика  речи художественных произведений, предмет изучения стилистики.

Свой мастер – класс я построила на понимании темы «Фразеология» и мне хотелось бы в конце занятия  процитировать слова М. Шолохова, который писал о народном характере фразеологизмов.

«Многообразны человеческие отношения, которые запечатлелись в народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас во фразеологических сочетаниях радость и страдания людей, смех и слезы, любовь и гнев, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков»

 

 Использованная литература

  1. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний /Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов. – 4-е изд., стер. – М., 2001.
  2. «Дубровский» А. С. Пушкин // Рус. яз. в шк. – 2001. – № 1. – С. 43-46.
  3. Фразеологический словарь современного русского языка/ Ю.А. Ларионова. – М.: «Аделант», 2014. – 512с.

 

Приложение 1

 

  1. Он неверующий  Ф…Он  неверующий  (Фома)…
  2. Только и видели (пропал)
  3. Чуть свет (рано)
  4. Намотает на ус (запомнит)
  5. В час по чайной ложке (медленно)
  6. Шиворот – навыворот (наоборот)
  7. Рукой подать (близко)
  8. С гулькин нос (мало)
  9. Тьма-тьмущая (много)
  10. Показать, где раки зимуют (проучить)
  11. Откуда ни возьмись (внезапно)
  12. Хоть глаз выколи (темно)

 

Приложение 2.  Отрывки из текстов художественных произведений

1.Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала;  одевали ее плохо, жалованье она получала  самое маленькое; родни у  ней все равно что не было: один какой-то старый ключник,оставленный за негодностью в деревне, доводился ей  дядей да  другие дядья у ней в мужиках состояли-вот  и все. Когда-то она  слыла красавицей, но красота с  нее  очень скоро  соскочила. Нрава она была  весьма смирного,  или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась  смертельно;  думала  только о  том, как бы работу к сроку  кончить, никогда ни с кем  не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не  знала.

2.— Прибор сюда, — закричал Кирила Петрович, — милости просим, Антон Пафнутьич, садись да скажи нам, что это значит: не был у моей обедни и к обеду опоздал. Это на тебя не похоже, ты и богомолен, и покушать любишь.— Виноват, — отвечал Антон Пафнутьич, привязывая салфетку в петлицу горохового кафтана, — виноват, батюшка Кирила Петрович, я было рано пустился в дорогу, да не успел отъехать и десяти вёрст, как вдруг шины у переднего колеса пополам — что прикажешь? К счастью, недалеко было от деревни; пока до неё дотащились, да отыскали кузнеца, да всё кое-как уладили, прошло ровно три часа, делать было нечего. Ехать ближним путём через Кистенёвский лес я не осмелился, а пустился в объезд...— Эге! — прервал Кирила Петрович, — да ты, знать, не из храброго десятка; чего ты боишься?— Как чего боюсь, батюшка Кирила Петрович, а Дубровского-то; того и гляди попадёшься ему в лапы. Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт. 

3.Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

"Как же долго я спала!"

4.Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

 

Приложение 3

1.Фразеологизмы о семье и их значение

Вылитый отец (мать)//О детях, похожих на своих родителей

Отбиться от дома //Изредка бывать дома, забросить домашние дела.

Плоть от плоти//Родной ребенок

Отрезанный ломоть//Человек, который отделился от семьи и не поддерживает с ней тесную связь

Под одной крышей //Вместе, в семье, в одном доме

Бабушкины сказки//О чем-то, что является нереальным, маловероятным

Бабушка надвое сказала//Выражение сомнения в наступлении какого-либо события

Свить гнездо//Устроить семейную жизнь, создать уют.

Поставить на ноги//Воспитать, помочь стать самостоятельным

В чем мать родила//То есть без одежды

Показать кузькину мать//Просторечная, шутливо ироничная угроза наказания в чей-либо адрес

Годится в отцы (в матери)//О сильной разнице в возрасте между мужчиной и женщиной

Материнское молоко на губах не обсохло//Пренебрежительное высказывание о молодом и неопытном человеке

Вылетать из гнезда//Оставлять родительский дом, становиться самостоятельным

Подруга жизни//Говорится о жене, супруге

Ни кола, ни двора//О человеке, не имеющем своего дома, своего хозяйства

Седьмая вода на киселе//Об очень дальней степени родства с каким-либо человеком

 

2.Фразеологизмы на тему «дружба» и их значение

Дружеское плечо// Проявить дружеские чувства в сложную минуту

Не в службу, а в дружбу// Говорят, когда просят оказать услугу за просто так, а не по обязанности.

Не разлей вода//Неразлучные друзья

Пуд соли съесть// Дружить долгое время, пройти вместе немало испытаний

Старый друг// Давнишний, проверенный друг

Закадычный друг// Близкие, искренние, дружеские отношения

Плечо к плечу, плечом к плечу// Жить, работать дружно, без больших разногласий

Неразлучные друзья// Добрые друзья, крепкая дружба

 

3.Фразеологизмы на тему «Времена года» и их значение

Бабье лето - Небольшой период в начале осени, когда стоит благодатная, теплая погода.

Осень на носу - В значении: очень близко.

Бархатный сезон - Теплый период в начале осени.

Цыплят по осени считают - Судить о деле надо по конечным результатам.

Лето красное пропела - О беспечном человеке, неспособном заранее подготовиться к предстоящим трудностям.

Зимой снега не выпросишь - О скупом человеке.

Сколько лет, сколько зим - Приветствие при встрече давно не видевшихся людей.

Осень жизни - В значении немолодые годы.

Весна не за горами - О скором приходе весны.

Мёртвый сезон - Период затишья в делах.

Показать, где раки зимуют - Так говорят, если хотят кого-то серьезно наказать.

Задать (нагнать) жару  - Победить, разгромить, поколотить

Нагнать холоду (в отношениях) - Вести курс на ухудшение отношений

Жар костей не ломит  - Выражение мнения о том, что излишнее тепло не повредит здоровью

 

Приложение 4. Рассказы детей для сравнения идиостиля

Текст 1.

Подростковый  период выражает юношеский максимализм и отсутствие сентиментализма. Особенно это заметно по  отношению к близким людям, несмотря на то, что  большинство из нас являются вылитыми родителями.  Ранее близкие  ребёнку мама и папа становятся, как седьмая вода на киселе. Это не всегда хорошо и иногда мешает процессу сепарации. Со временем юноши и девушки отбиваются от дома и желают свить своё гнездо. В будущем дети сами становятся родителями и им так же тяжко управляться  с своенравным характером бунтарей, желающих  выбраться  из родительского гнёздышка. И плоть от плоти становится отрезанным ломтем. В итоге страдают все без исключения, помимо людей, которым все равно друг на друга.Однако  все желания человека зависят от воспитания и привитой идеологии.

Текст 2.

Майкл всё больше отдалялся от мистера Эшли. Раньше они водили дружбу, но теперь расстояние между ними неуклонно росло. Когда – то у них был закадычный друг, который разрушил жизни обоих. А ведь они съели не один пуд соли.  Но однажды Майкл решил завести разговор и вернуть былые отношения.

- Вы  плохо спите, Эшли?

- С чего вы так решили?

- У вас чёрные круги под глазами. Словно вас хорошо избили.

- Души мёртвых преследуют меня, и я ничего не могу с этим поделать.

Майкл так же, как  и его старый друг боролся с призраками прошлого. Он вздохнул и проговорил:

- Они тоже навещают меня.

- Нам надо держаться вместе. Хватит нагонять холоду в наших отношениях

Майкл, недолго думая, кивнул головой.

В эту ночь призраки прошлого не беспокоили Эшли.      

(Кира, 6А)

_____________________________________________________________________________

Текст 1.

В конце недели наша мама оставила нас на полчаса дома одних. Мы  с братом  пытались убрать свою комнату. Шестилетняя Лиза все никак не могла одолеть завтрак. И в конце концов съела как кот наплакал. Маленький Егор ревел белугой, потому что его оставили  одного. Пришла мама. И мы поняли, что у неё  золотые руки. Непонятным образом она успевала всё: убрать кухню и приготовить вкусную еду, накормить сестру и успокоить младшего, помочь нам убрать комнату, в которой мы прибрались спустя рукава. Зато в воскресенье мы целый день били баклуши, и это было классно.

Текст 2.

В этом году было чудесное бабье лето. В конце октября мы ходили в футболках. Потом наступила зима, но было все равно хорошо.  На зимних каникулах я встретил своего закадычного друга.

- Сколько лет? Сколько зим? – воскликнул он, увидев меня. Мы весело проводили время. Но весна не за горами. Скоро конец учебного года. Ещё один важный период в моей жизни. А в школе весна всё покажет. Кто и как проводил время  в этом учебном году.

Летом мы поедем на море. Загорать. «Жар костей не ломит», - говорит мой отец. И он прав. После отдыха на море, мы многие месяц не знали никаких болезней.

(Алексей, 6А)