В своей работе учитель рассказывает о методических приемах формирования читательской грамотности обучающихся, знакомит с приёмами работы по созданию собственного авторского стиля у учащихся.
Автор: Никулина Софья Вячеславовна
Мастер-класс «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся»
Тема: Фразеологизмы как компонент идиостиля
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности посредством определенных методических приёмов на уроках русского языка и литературы
Планируемые результаты:
- обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы;
- познакомить с приёмом работы по созданию собственного авторского стиля у учащихся;
- показать коллегам пример из личного опыта по интерпретации полученной информации на основе изучения темы «Фразеология» в 6 классе
Оборудование: проектор, листы с текстами.
Ход мастер-класса
Приветствие.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер-классе.
Постановка педагогической проблемы.
Предлагаю вам выполнить задание для определения темы нашего разговора. Нужно составить слово из заданных вопросов. (Приложение 1.)
Совершенно верно. Тема моего выступления звучит так: приёмы формирования читательской грамотности с использованием фразеологизмов на уроках русского языка и литературы.
Тема мастер-класса «Методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся». Фразеологизмы как компонент идиостиля
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности посредством определенных методических приёмов на уроках русского языка и литературы.
Задачи (слайд № 3)
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
- Что такое «Фразеологизмы», знают все. А если забыли, перед вами определение из «Толкового словаря русского языка».
- А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше мнение.
В международном исследовании PISA дается следующее значение данному понятию.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую не понимают смысла прочитанного из- за незнания значений слов, сочетаний, выражений;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– Сегодня я продемонстрирую вам некоторые виды заданий и упражнений, которые использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
- Прием «Соотнеси текст с автором произведения»
Работа с отрывками художественных произведений (Приложение 2)
- Работать сегодня мы будем с отрывками художественных произведений.
Я предлагаю вам прочитать текст, определить автора, найти фразеологизмы и определить их значение
- Прием «Удачная рыбалка».
Распознавание значения фразеологической единицы.(Этот прием помогает сфокусировать внимание обучающихся и настроиться на рабочий лад) Работа в рабочих листах. (Приложение 3)
Задание. Определение значения фразеологизмов (соедини фразеологизмы с их значением. Работа в группах по трем тематическим направлениям (семья, дружба, времена года.
- Прием« Рукописи не горят»
Создание авторского идиостиля с использованием предложенных фразеологизмов. (Сопоставление собственного стиля и достигнутых результатов обучающихся)
Данный прием помогает активировать зрительную память, способствует выработке собственного стиля при написании текстов собственного сочинения и понимание значения фразеологизмов не только в художественных произведениях, но и в обыденной жизни.
Для начала поясню, что такое идиостиль.
Идиостиль – это индивидуальный авторский стиль писателя или поэта, специфика речи художественных произведений, предмет изучения стилистики.
Свой мастер – класс я построила на понимании темы «Фразеология» и мне хотелось бы в конце занятия процитировать слова М. Шолохова, который писал о народном характере фразеологизмов.
«Многообразны человеческие отношения, которые запечатлелись в народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас во фразеологических сочетаниях радость и страдания людей, смех и слезы, любовь и гнев, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков»
Использованная литература
- Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний /Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов. – 4-е изд., стер. – М., 2001.
- «Дубровский» А. С. Пушкин // Рус. яз. в шк. – 2001. – № 1. – С. 43-46.
- Фразеологический словарь современного русского языка/ Ю.А. Ларионова. – М.: «Аделант», 2014. – 512с.
Приложение 1
- Он неверующий Ф…Он неверующий (Фома)…
- Только и видели (пропал)
- Чуть свет (рано)
- Намотает на ус (запомнит)
- В час по чайной ложке (медленно)
- Шиворот – навыворот (наоборот)
- Рукой подать (близко)
- С гулькин нос (мало)
- Тьма-тьмущая (много)
- Показать, где раки зимуют (проучить)
- Откуда ни возьмись (внезапно)
- Хоть глаз выколи (темно)
Приложение 2. Отрывки из текстов художественных произведений
1.Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник,оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей да другие дядья у ней в мужиках состояли-вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала.
2.— Прибор сюда, — закричал Кирила Петрович, — милости просим, Антон Пафнутьич, садись да скажи нам, что это значит: не был у моей обедни и к обеду опоздал. Это на тебя не похоже, ты и богомолен, и покушать любишь.— Виноват, — отвечал Антон Пафнутьич, привязывая салфетку в петлицу горохового кафтана, — виноват, батюшка Кирила Петрович, я было рано пустился в дорогу, да не успел отъехать и десяти вёрст, как вдруг шины у переднего колеса пополам — что прикажешь? К счастью, недалеко было от деревни; пока до неё дотащились, да отыскали кузнеца, да всё кое-как уладили, прошло ровно три часа, делать было нечего. Ехать ближним путём через Кистенёвский лес я не осмелился, а пустился в объезд...— Эге! — прервал Кирила Петрович, — да ты, знать, не из храброго десятка; чего ты боишься?— Как чего боюсь, батюшка Кирила Петрович, а Дубровского-то; того и гляди попадёшься ему в лапы. Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт.
3.Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
4.Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Приложение 3
1.Фразеологизмы о семье и их значение
Вылитый отец (мать)//О детях, похожих на своих родителей
Отбиться от дома //Изредка бывать дома, забросить домашние дела.
Плоть от плоти//Родной ребенок
Отрезанный ломоть//Человек, который отделился от семьи и не поддерживает с ней тесную связь
Под одной крышей //Вместе, в семье, в одном доме
Бабушкины сказки//О чем-то, что является нереальным, маловероятным
Бабушка надвое сказала//Выражение сомнения в наступлении какого-либо события
Свить гнездо//Устроить семейную жизнь, создать уют.
Поставить на ноги//Воспитать, помочь стать самостоятельным
В чем мать родила//То есть без одежды
Показать кузькину мать//Просторечная, шутливо ироничная угроза наказания в чей-либо адрес
Годится в отцы (в матери)//О сильной разнице в возрасте между мужчиной и женщиной
Материнское молоко на губах не обсохло//Пренебрежительное высказывание о молодом и неопытном человеке
Вылетать из гнезда//Оставлять родительский дом, становиться самостоятельным
Подруга жизни//Говорится о жене, супруге
Ни кола, ни двора//О человеке, не имеющем своего дома, своего хозяйства
Седьмая вода на киселе//Об очень дальней степени родства с каким-либо человеком
2.Фразеологизмы на тему «дружба» и их значение
Дружеское плечо// Проявить дружеские чувства в сложную минуту
Не в службу, а в дружбу// Говорят, когда просят оказать услугу за просто так, а не по обязанности.
Не разлей вода//Неразлучные друзья
Пуд соли съесть// Дружить долгое время, пройти вместе немало испытаний
Старый друг// Давнишний, проверенный друг
Закадычный друг// Близкие, искренние, дружеские отношения
Плечо к плечу, плечом к плечу// Жить, работать дружно, без больших разногласий
Неразлучные друзья// Добрые друзья, крепкая дружба
3.Фразеологизмы на тему «Времена года» и их значение
Бабье лето - Небольшой период в начале осени, когда стоит благодатная, теплая погода.
Осень на носу - В значении: очень близко.
Бархатный сезон - Теплый период в начале осени.
Цыплят по осени считают - Судить о деле надо по конечным результатам.
Лето красное пропела - О беспечном человеке, неспособном заранее подготовиться к предстоящим трудностям.
Зимой снега не выпросишь - О скупом человеке.
Сколько лет, сколько зим - Приветствие при встрече давно не видевшихся людей.
Осень жизни - В значении немолодые годы.
Весна не за горами - О скором приходе весны.
Мёртвый сезон - Период затишья в делах.
Показать, где раки зимуют - Так говорят, если хотят кого-то серьезно наказать.
Задать (нагнать) жару - Победить, разгромить, поколотить
Нагнать холоду (в отношениях) - Вести курс на ухудшение отношений
Жар костей не ломит - Выражение мнения о том, что излишнее тепло не повредит здоровью
Приложение 4. Рассказы детей для сравнения идиостиля
Текст 1.
Подростковый период выражает юношеский максимализм и отсутствие сентиментализма. Особенно это заметно по отношению к близким людям, несмотря на то, что большинство из нас являются вылитыми родителями. Ранее близкие ребёнку мама и папа становятся, как седьмая вода на киселе. Это не всегда хорошо и иногда мешает процессу сепарации. Со временем юноши и девушки отбиваются от дома и желают свить своё гнездо. В будущем дети сами становятся родителями и им так же тяжко управляться с своенравным характером бунтарей, желающих выбраться из родительского гнёздышка. И плоть от плоти становится отрезанным ломтем. В итоге страдают все без исключения, помимо людей, которым все равно друг на друга.Однако все желания человека зависят от воспитания и привитой идеологии.
Текст 2.
Майкл всё больше отдалялся от мистера Эшли. Раньше они водили дружбу, но теперь расстояние между ними неуклонно росло. Когда – то у них был закадычный друг, который разрушил жизни обоих. А ведь они съели не один пуд соли. Но однажды Майкл решил завести разговор и вернуть былые отношения.
- Вы плохо спите, Эшли?
- С чего вы так решили?
- У вас чёрные круги под глазами. Словно вас хорошо избили.
- Души мёртвых преследуют меня, и я ничего не могу с этим поделать.
Майкл так же, как и его старый друг боролся с призраками прошлого. Он вздохнул и проговорил:
- Они тоже навещают меня.
- Нам надо держаться вместе. Хватит нагонять холоду в наших отношениях
Майкл, недолго думая, кивнул головой.
В эту ночь призраки прошлого не беспокоили Эшли.
(Кира, 6А)
_____________________________________________________________________________
Текст 1.
В конце недели наша мама оставила нас на полчаса дома одних. Мы с братом пытались убрать свою комнату. Шестилетняя Лиза все никак не могла одолеть завтрак. И в конце концов съела как кот наплакал. Маленький Егор ревел белугой, потому что его оставили одного. Пришла мама. И мы поняли, что у неё золотые руки. Непонятным образом она успевала всё: убрать кухню и приготовить вкусную еду, накормить сестру и успокоить младшего, помочь нам убрать комнату, в которой мы прибрались спустя рукава. Зато в воскресенье мы целый день били баклуши, и это было классно.
Текст 2.
В этом году было чудесное бабье лето. В конце октября мы ходили в футболках. Потом наступила зима, но было все равно хорошо. На зимних каникулах я встретил своего закадычного друга.
- Сколько лет? Сколько зим? – воскликнул он, увидев меня. Мы весело проводили время. Но весна не за горами. Скоро конец учебного года. Ещё один важный период в моей жизни. А в школе весна всё покажет. Кто и как проводил время в этом учебном году.
Летом мы поедем на море. Загорать. «Жар костей не ломит», - говорит мой отец. И он прав. После отдыха на море, мы многие месяц не знали никаких болезней.
(Алексей, 6А)