Творческая работа Левенец Киры, ученицы 5Б класса МКОУ «Суджанская СОШ №1», стала победителем муниципального этапа ВКС 2023 в тематическом направлении «Культура – это душа нации» (Д.С. Лихачев): 125 лет Государственному русскому музею.

Руководитель Артюхова Наталья Николаевна

 

 

Сердце, воображение и разум – вот та среда,

где зарождается то, что мы называем культурой.

К.Г. Паустовский

 

Русская культура вобрала в себя все самое ценное: достижения и победы своего народа за период его многовековой истории, духовные ценности, произведения искусства, нормы поведения… Русская культура велика и многогранна настолько, что ее невозможно познать, но необходимо хранить и беречь. В преддверии Международного дня музеев мне хотелось бы обратиться к надежным хранителям культурного наследия.

Музеи… Это память. Это история, без знания которой немыслима связь времен. Сложно представить и построить будущее, не зная истории. Посещая музеи, каждый из нас обогащает свой внутренний мир, расширяет кругозор, приобщается к прекрасному, чувствует свою сопричастность к той или иной эпохе.

Сегодня предлагаю вам совершить заочную экскурсию в Государственный Русский музей – крупнейшее в мире собрание российского искусства, – который в этом году отметил свое 125-летие со дня открытия.

Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в замечательный город Санкт-Петербург. Сегодня я ваш экскурсовод. Предлагаю отправиться по Михайловской улице в сторону памятника А.С. Пушкину, расположенного на площади Искусств. Итак, мы на месте. Перед вами Главное здание Государственного Русского музея – Михайловский дворец. Он был построен в начале девятнадцатого столетия, проект здания разработал известный архитектор Карл Росси. Величественный, массивный и в то же время легкий фасад здания, как вы уже заметили, украшен скульптурами, колоннами и барельефами. Перед входом в Русский музей нас встречают два больших льва, а также широкая парадная лестница, которая ведет прямо в галерею. Вход украшен аркой, а стены – барельефными изображениями. Центральная лестница отправляет нас в галерею на второй этаж, где располагаются семнадцать залов.

Уважаемые гости, первые четыре зала посвящены старинной русской иконописи, которая благодаря усилиям нескольких поколений музейных сотрудников с каждым годом пополнялась и сложилась в коллекцию, представляющую историко-культурную ценность. В этих залах особая атмосфера, особая тишина. Давайте остановимся и послушаем ее. Здесь, перед ликами святых, чувствуется очищение души и замирание сердца. Перед вами полотна неизвестных авторов, а также довольно известных русских мастеров, а именно Андрея Рублева и Дионисия.

Далее мы проходим в залы, в которых представлены работы 18 века. А вот зал номер семь уже не такой, как другие. Это маленький кабинет княгини Елены Павловны, супруги князя Михаила Павловича. Здесь сохранились детали времени самой Елены: цветной паркет, камин, зеркало и настенная роспись. Обратим внимание на один из редких образцов скульптурной композиции Карло Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Её образ во весь рост, как живой, стоит и смотрит вдаль. От него веет царственностью и величием, красотой и женственностью.

Прошу вас далее следовать за мной. Мы в Белом зале. Вы только послушайте: здесь возвышенная мелодия звучит в ритмах его архитектуры. Живописные росписи стен, подлинная мебель, красивый паркет… В 1826 году здесь устраивали роскошные великосветские балы, собиралось русское музыкальное общество, из которого впоследствии выросла первая в России консерватория. Давайте на минуту закроем глаза и представим зал, в котором огромное количество гостей. Дамы надели пышные платья с глубоким декольте, мужчины – элегантные фраки, и вот сошлись все в танце. Ярком, искрящемся, захватывающем… Ощущение настоящего торжества наполняет наши сердца.

Проходим дальше и обращаем внимание на образцы портретной живописи:

А на стенах – портреты;

Напудренные дамы,

Усы и эполеты

На нас глядят из рамы:

– Мы жили тут когда-то…

(Р. Алдонина «В музее»)

Уважаемые гости, прошу следовать за мной в четырнадцатый зал, который посвящен творчеству Карла Павловича Брюллова и Ивана Константиновича Айвазовского. Перед вами всем известные полотна художников. В 1833 году Брюллов написал картину «Последний день Помпеи». Давайте всмотримся в лица этих людей, изображенных мастером. Что мы видим? Боль и тревогу, безысходность и отчаяние… Народ обречен на гибель. Создается впечатление, что Брюллов лично застал толпу в страшный момент, настолько реально передал эмоции на их лицах. Примечательно, что на этом полотне Карл Павлович изобразил и художника, держащего в руках ящик с красками, пытаясь спасти самое ценное. Сколько тайных смыслов и знаков вложено в эту работу? Не счесть! Бесспорно одно: рассматривать полотно и разгадывать тайны этой картины можно часами.

Не могу не обратить внимание, дорогие гости, на не менее известную картину прославленного художника Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал». Девятая волна… Что она сулит? Опасность, тревогу, а возможно, и погибель. Айвазовский написал картину в своей мастерской по памяти. В 1844 году начинающий живописец попал в бурю в Бискайском заливе, и судно, на котором находился Айвазовский, сильно пострадало, а сам он чудом остался жив. Вот так и зародился образ нового произведения в мыслях художника, который обладал фотографической памятью. Это и выделяло его личность среди других не менее талантливых пейзажистов. «Невозможно уловить кистью движение стихии. Рисовать с натуры движение волн, раскаты молнии или порывы ветра – невозможно. Сюжет для своих картин я беру из памяти, равно как и поэт пишет свои стихотворения», – так говорил И.К. Айвазовский, раскрывая секрет своего таланта.

А теперь предлагаю вам спуститься на первый этаж, где хранится коллекция живописи второй половины девятнадцатого века. Перед вами работы В.Г. Перова, В.В. Верещагина, а также полотна И.И. Репина. У вас есть возможность самостоятельно полюбоваться уникальными полотнами талантливых художников. Погрузитесь в атмосферу неспешного созерцания прекрасных картин. Возможно, ваша душа наполнится счастьем и теплотой. А может, какое-нибудь произведение искусства станет для вас настоящим открытием. Учитесь видеть и понимать прекрасное!

Уважаемые гости, жду вас у выхода. Я думаю, вам была интересна сегодняшняя экскурсия, и вы обязательно приедете еще не один раз в наш замечательный город. Благодарю вас за внимание. До новых встреч!

У каждого народа свои обычаи, традиции, ремесло. Это и есть народная культура, которая невозможна без связи с многовековой мудростью народа. Все культурное богатство наших предков мы должны бережно хранить в виде музейных экспонатов и, конечно, изучать нашу историю. Культура преображает душу человека, способствует укреплению глубокой духовной связи с Родиной. Сумеем ли мы, молодое поколение, приумножить культурное наследие?

ГРАМОТА