Барских Ильи, ученика 11-го класса МОУ «Гимназия №10» города Железногорска Курской области, стал призёром муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».
Автор на примере героя повести В. Быкова «Обелиск» рассказывает о роли учителя в формировании личности. Проводит параллель между прошлым и настоящим, подчёркивает значение школы в воспитании патриотизма.
Руководитель: Талдыкина Елена Васильевна
Нас, нынешнее поколение молодёжи, всегда будут интересовать страницы жизни людей, вынесших на своих плечах бремя войны. Мы прикасаемся к народному подвигу, узнаём о тех, кто боролся до конца, независимо от того, где был его фронт: на передовой, в тылу врага, у станка… Все они работали на Победу, и она завоёвана теми, кого с детства учили любить свою землю.
Кто варит сталь, кто растит хлеб, кто охраняет рубежи нашей Родины – всех коснулась добрая учительская рука. Его труд нельзя измерить, он не имеет ни веса, ни длины, ни объёма. Но не бесследны в мире учительские будни. Его долг – растить гражданина, формировать личность. Изо дня в день он отдаёт питомцам все силы своей души, знания, умения и опыт. У учителя такая миссия – сохранять пример человечности для детей любых времён и поколений, в самый трудный момент протянуть руку помощи, оказаться рядом с воспитанниками. Любовь к Родине, воинский долг, коллективизм, чувство товарищества – вот основные черты, присущие героям советской военной поры, заложенные учителем. Они с юных лет осознали общий смысл борьбы за судьбу страны, сознательно шли на подвиг, на самопожертвование.
Наша земля густо покрыта солдатскими одиночными и братскими могилами. С большой любовью и болью в сердце оберегают потомки мемориальные плиты и обелиски с высеченными на них именами героев, воинов, партизан. Безгранично любя жизнь, они самоотверженно шли на подвиг и на смерть. Их стойкость и выдержка были воспитаны советской школой. Говорят, что слово учителя – его дело. Это утверждение верно только тогда, когда он сам следует принципам, которые не только проповедует своим ученикам на уроках, но и отстаивает их в жизни. Щедро посеянные зёрна справедливости рано или поздно дадут всходы.
Сельский учитель Алесь Мороз, герой повести Василя Быкова «Обелиск», добровольно положил жизнь на плаху вместе со своими учениками, приговорёнными к расстрелу. Хромой калека Алесь Иванович Мороз продолжал учить детей на оккупированной территории: «Не будем учить мы, будут оболванивать они. Я не затем очеловечивал этих ребят, чтобы их расчеловечили». Учитель осознавал, что прививать подросткам любовь к добру – это значит воспитывать непримиримых противников фашизма.
И Пушкин, и Тургенев, и Толстой были надёжной прививкой против нацистской заразы. Алесь Мороз создавал жизненно необходимую для войны с врагом в тылу базу для партизанского движения, помогая людям не поддаваться на посулы фашистов, не дать себя запугать. Он стал для своих учеников безоговорочным авторитетом. Именно ему мужики передали радиоприёмник. Ученики Мороза втайне от него совершили покушение на подгулявших немцев и полицаев, чтобы убить предателя, но были схвачены, а учитель, вовремя предупреждённый, скрылся у партизан. Тогда оккупанты объявили, что если сам Мороз придёт к ним, то арестованных ребят отпустят. Понимая, что фашисты обманут, учитель всё-таки пошёл. Пошёл потому, что не мог оставить своих учеников одних перед лицом смерти. Своим героическим поступком он помог детям сохранить твёрдость духа, подтвердил смертью свои убеждения. Всё это было вкладом в дело борьбы, работало на победу.
Пусть он не убил ни одного немца, но он прививал детям любовь к Родине и ради своих воспитанников принял добровольную смерть. Его ученики совершили подвиг. И в этом заслуга Мороза. Надо обладать большой силой воли, великим мужеством, чтобы помочь детям быть героями до конца. Он не посылал ребят на безрассудную диверсию, но считал себя ответственным за них перед родителями, перед общественным мнением, перед своей совестью. Добровольно идёт несмотря на то, что его отговаривают в отряде, считая поступок ненужной жертвой. «Не надо было приходить, учитель!» – говорит пришедшему в село старик Бахан. И только одно слово в ответ: «Надо!». Поступок Мороза, хотя и не принёс сиюминутного практического результата, тем не менее стал орудием в борьбе с врагом, ярко показал самоотверженное мужество партизан и звериную идеологию фашистов и их приспешников.
Подвиг Мороза не кончился вместе с его жизнью. На его место встал воспитанный и спасённый им Павлик Миклашевич. Учитель Мороз погиб, и уже много лет спустя идёт спор о его подвиге. Спор о том, должна ли быть на обелиске к пяти фамилиям казненных оккупантами школьников добавлена шестая – учителя Мороза, разделившего по своей воле их страшную участь. Самопожертвование Мороза – это пример человечности и духовной стойкости. Его воспитание сказалось в том, что ребята захотели действовать, мстить врагу.
Школа и сегодня – поле боя. Одно из самых страшных последствий войны – реальность её возрождения в нынешнем мире. Это не прошлое. Это настоящее. Безопасность России – это очень важно для защитников Отечества. США и Европа ополчились на Россию из-за её противодействия нацизму, который они сами поддерживают и пестуют сегодня. Ехидная усмешка канцлера Германии Шольца по геноциду очень красноречива: нацизм собирается властвовать над человечеством, а Россия этому мешает.
Те, кто хочет убить нашу память о Великой Отечественной войне, умалчивают о потерях от бомбёжек, расстрелов, виселиц, концлагерей и всего того, что принесла оккупация на территорию СССР, призывают фактически отказаться от своей истории. На Украине всё это прекрасно получилось, там смогли вычистить память и гордость за своих героических предков, подменив настоящую историю, а героями сделали палачей и предателей. Врут, подменяя понятия, манипулируя цифрами. Ложь очень ядовита и умудряется проникнуть в некоторые незрелые умы молодого поколения, оболванивая их, по словам учителя Мороза. Отчасти в этом виноваты мы сами: не очень бережно хранили память о той Великой войне. Русских призывают каяться за то, что наши предки якобы «оккупировали» половину Европы. Не освободили от нацизма, а именно оккупировали. Так говорят те, кто стыдливо предпочитает умалчивать о том, что минимум половина освобождённых были для Гитлера самыми настоящими друзьями и союзниками, а граждане этих стран вместе с немцами воевали и зверствовали на территории Советского Союза.
Нам и нашим предкам, сломившим шею нацизма, каяться не в чем. Пусть каются те, кто после войны пригрел десятки тысяч нацистов – военных преступников, руки которых по локоть в крови. То, что происходит сейчас, это продолжение Великой Отечественной войны, в которой наследники победителей воюют с бандеровскими бандами. Наших солдат позвал народ Донбасса, и они пришли как освободители защитить своих братьев от истребления, уничтожить фашистов в их логове. Россия пришла наказать преступников. Нацизм на Украине надо искоренить. И наши воины борются, чтобы бандеровцы не распяли человека на кресте за то, что он говорит по-русски.
Мы потомки победителей. Пусть кается тот, кто виновен в гибели мирных людей, в гибели своих и наших солдат, а подвиг и патриотизм героев России станут примером для подрастающего поколения, сегодняшних учеников, моих сверстников.
Можно много хорошего и тёплого написать об учителях. Все они оставили след в наших сердцах, прививая нравственные скрепы на всю жизнь, вкладывая тепло, доброту и широту своей души.