В международном литературном конкурсе «Купель» 2015-2016 года по произведениям А. Костюнина победителем (3 место) стал Борзыкин Георгий, обучающийся 8 класса МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, написавший драму по рассказу писателя «Поводырь» (учитель Лаптева Ольга Алексеевна).
«Учатся у тех, кого любят…»
(По рассказу А. Костюнина «Поводырь», 2010 год)
Драма
Действующие лица:
Агеев Магомед (директор школы).
Антонин Карлович Качмарик– учитель музыки, баянист, слепой.
Али – одноклассник Магомеда.
Журналист.
Ученики школы.
Няня в доме престарелых.
События пьесы разворачиваются в г. Дербенте.
Действие I
2009 год. Кабинет директора школы искусств. Маленький, уютный. Окно выходит во двор. Во дворе солнечно. Слышны крики ребят. В соседней комнате играет баян.
Директор. Зовут Агаев Магомед. Родился первого апреля…
Журналист (улыбается). Какой несерьёзный день!
Директор. Пятьдесят девятого года. В Татляре окончил начальную школу, с четвёртого класса – в Дербент, интернат №1. Вот, пожалуй, и всё, что могу поведать о себе такого... Вы лучше напишите про моего учителя музыки – Антонина Карловича Качмарика. Он был чехом. И сейчас ему должно быть семьдесят лет. (Пауза. На глазах директора выступили слезы) Совершенно слепой. Всегда в круглых чёрных очках, с тросточкой, и наперевес сутулой фигуры - баян...
Действие II
1969 год. Интернат. Внизу – классы. На втором этаже – жилые комнаты. Из актового зала раздается приглушенные звуки живой музыки. Маленький Магомед остановился у двери актового зала. Просунул лицо в дверь. С интересом слушает музыку.
Баянист. Кто-оо там дверь открывает?
Магомет (думает: «Слепой!?»). Агаэв... Магомэд.
Баянист. Ну-ка, заходи.Я парень сельский, как такового русского не знал. Так, говоришь Магомед? Редкое имя. Откуда ты?
Магомет. Татляр.
Баянист. В каком классе?
Магомед (показывая четыре пальца). Чэтырэ.
Баянист. Тебе музыка нравится?
Магомед. Так-то нравица…
Баянист пальцами отстучал по столу ритм.
Баянист: Повтори.
Магомет отстукивает ритм.
Баянист: Приходи завтра после уроков, на кружок.
Действие III
1969 год. Небольшая комната. В углу стол. На стуле у окна сидит слепой баянист, учитель музыки Антонин Карлович. Магомет с нетерпением стучит в дверь.
Антонин Карлович. А, Магомед, заходи! Запомнишь, какие ноты возьму?
Баянист по очереди перебирает клавиши. Магомед в той же последовательности нажимает гладкие чёрно-белые палочки.
Антонин Карлович. Ля… ля-ля… Сможешь повторить?
Магомед повторяет за ним
Антонин Карлович. А вот так: та-та-та-та-тааа…
Магомед опять повторяет за ним.
Антонин Карлович. Магомед, ты способный мальчик! У тебя всё получится. Вот это нотный стан. Он состоит из пяти линий. И есть семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля и си. Всего семь
Магомед. Как цветов в радуге?
Антонин Карлович. Да, как в радуге… Начерти пять горизонтальных линий. Ниже поставь точку: там нота «до» пишется; вот «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».
Действие IV
1970 год. Антонин Карлович учил Магомета, служа ему поводырём в мире музыки. Магомет знал уже и домру, и балалайку, и тромбон, и контрабас. Но любимым инструментом маленького героя был кларнет.
Школьный оркестр. И вот уже Магомет – «первая скрипка» в школьном оркестре.
Антонин Карлович. Какая нота идет?
Магомет. Восьмая.
Антонин Карлович. Магомед, мальчик мой, неправильный звук. Посмотри внимательнее…
Магомед. Вы правы, Антонин Карлович!
Магомет находит правильную ноту.
Антонин Карлович: Кто там вторым голосом тянет? Али, не ту ноту взял. Попробуй ещё.
Антонин Карлович. Магомед, сынок, ты умный и талантливый мальчик. Постигай русский язык. Читай больше: рассказы, стихи. Старайся. Это великий язык! Вот, послушай:
А весною я в ненастье не верю,
И капелей не боюсь моросящих.
А весной линяют разные звери.
Не линяет только солнечный зайчик.
Магомед, до дому поведи.
Антонин Карлович берёт мальчика за руку, и они идут. <…>
На улице.
Антонин Карлович. Там лестница будет… Теперь налево, в калитку.
Магомед и Антонин Карлович проходят мимо ребят. Ребята громко смеются над мальчиком и слепым баянистом, показывают в их сторону пальцами.
Ребята. Магомедов дедушка. Ха-ха-ха… Мы сейчас в футбол идём играть, на море купаться, а ты со своим безглазым Кошмариком попрёшься?.. Поводырь! По-во-дыыырь!!! Ы-ыыы!
Магомет и Антонин Карлович молча проходят улицу.
В комнате Антонина Карловича.
Магомет. Антонин Карлыч! Я поступить хочу, в музучилище, но боюсь, что не примут.
Антонин Карлович. Не горюй! Примут.
Действие V
1970 год. Август. Маленькая комната в интернате. Антонин Карлович в черных очках, которые съехали набок. Старый учитель сидит, задумавшись.
Антонин Карлович. Магомед, ты уезжаешь, отвези меня в дом престарелых. Не хочу один здесь...
Магомет. Да как же? В приют!
Антонин Карлович. И что?
Магомет. У нас как-то родителей не бросают... Я ни разу не слышал.
Антонин Карлович. Магомед?! И что ты можешь сделать? Ты же всего-то студент первого курса! А жена моя умерла. Дети разъехались кто куда. Дочка в Москве, сын – капитан дальнего плавания: у него своя семья!
Магомет. И теперь – в приют сиротский…
В приюте.
Антонин Карлович (смотрит вдаль). До свидания, Магомет. Учись прилежно! А у меня все будет хорошо!
Магомет (едва сдерживая слезы). Как же, Антонин Карлыч! Как же вы, один? И я…
Антонин Карлович. Иди, иди! Главное – учись прилежно!
Действие VI
Спустя несколько лет. Магомет окончил училище, получил диплом и радостный вернулся домой. Только осенью через два месяца вспомнил он о старом слепом учителе.
Престарелый дом. Приемная.
Магомед. Мне бы Антонина Карловича увидеть! Музыканта слепого. Я ученик его.
Няня. Нет Антонина Карловича. Умер. Остался один баян. Забирай.
Магомет. Как умер? Когда?
Няня. Как два месяца схоронили?
Магомед. А кто хоронил? Где? Где могила?
Няня. Да кто ж знает? Похоронили и все тут…
Магомет (с тоской сжимает кулаки, слезы выступают на глазах). Да что ж такое? Что ж так? Антонин Карлыч! Да что так…
Если бы время вернуть назад и ещё раз дать нам шанс… Сегодняшним-то умом организовали бы, конечно, и почести, и похороны достойные.
Нет, никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик...