В своём сочинении Котлярова Влада, ученица 10 класса МКОУ «Разветьевская СОШ» Железногорского района Курской области, делится впечатлениями от просмотра фильма кинорежиссёра С. Герасимова «Тихий Дон», рассуждая о роли киношедевра в своей жизни и жизни каждого читателя.

Работа награждена дипломом II степени регионального этапа конкурса школьных сочинений «Десятая муза», посвящённого Году российского кино в Российской Федерации.

Руководитель учитель русского языка и литературы МКОУ «Разветьевская СОШ» Железногорского района Курской области Народенко Т.В.

 

Мой «Тихий Дон»

 (по фильму Сергея Герасимова «Тихий Дон»)

 

Не чернокнижница! В белой книге

Далей донских навострила взгляд!

Где бы ты ни был – тебя настигну,

Выстрадаю – и верну назад.

М. Цветаева

 

Кинематограф – это целая Вселенная. Со своими планетами, звездами. Здесь можно найти все, от комедий Гайдая до философии Тарковского. И всё же, на мой взгляд, есть фильмы, обладающие особым гипнотическим действием, способные «перепахать» зрителя, перестроить его на новую «жизненную волну». Именно к таким я отношу фильм С. Герасимова «Тихий Дон» по одноимённому роману М.А. Шолохова. Это мой фильм, мой «Тихий Дон».

Мой потому, что стал для меня открытием, событием в моей жизни, захлестнул силой эмоций, зацепил за живое.

Несомненно, большая доля успеха принадлежит писателю, который за свой роман был удостоен Нобелевской премии. Однако, на мой взгляд, не будь фильма Герасимова, стал бы беднее не только зритель, но и читатель. Именно телеверсия романа послужила для многих поводом для его прочтения. Что сделало его потрясающе популярным, востребованным многими поколениями? Сюжет? Актёры? Гениальность режиссёра?

Конечно, сюжет. Несомненно, актёры, и всё же главная роль в успехе, я уверена, принадлежит режиссёру!

Сколько усилий пришлось приложить ему, чтобы отобрать исполнителей ролей, «отредактировать» их, «подогнать» под образ. И в результате Герасимов «попал в яблочко». То, как тщательно и кропотливо отбирали актёров, «работали» над ними, известно только самому преданному зрителю. Так, Элине Быстрицкой, исполнительнице роли Аксиньи, чтобы соответствовать образу, пришлось заметно поправиться, что далось ей нелегко. Кроме того, у неё были изящные «городские» руки, которые никак не вязались с тяжёлым крестьянским трудом. Этот «недостаток» она исправляла, вручную стирая горы белья. Походку отрабатывала, нося на коромысле тяжёлые ведра с водой из Дона.

Для режиссёра важна была каждая деталь, мелочь: голос, благодаря которому на роль Григория Мелехова утвердили Петра Глебова, каждый сантиметр на талии, нос, брови, руки, – то всё, в чём мог хоть капельку усомниться зритель.

Путь к успеху был непростым, но все испытания, нравственные и физические, искупают слова автора романа о его экранизации: «Я рад, что фильм идёт в одной дышловой упряжке с моим романом».

И это в «одной упряжке» – тот редкий случай, когда взгляды писателя и режиссёра совпали на сто процентов. Ведь ни для кого не секрет, что часто, прочитав книгу, а позже, посмотрев фильм, испытываешь двоякое чувство. Здесь же, напротив, теряешь чувство грани между Шолоховым и Герасимовым. Фильм сделал реально зримым то, что было доступно только воображению читателя.

На фоне событий, происходящих в годы братоубийственной войны, автор сумел проникнуть в самые глубины человеческих чувств.

Мы видим, как война распоряжается человеческими судьбами, ломает их, резко и бесповоротно меняет жизнь. И всё же на первом плане в романе, и в фильме – невероятно сложное переплетение человеческих взаимоотношений.

Григорий Мелехов, Аксинья, Наталья, яркие, неповторимые, абсолютно разные и в чём-то близкие, схожие, они несомненно, очень интересны и привлекательны.

Григорий – очень сильная и страстная натура. Он умеет любить и ненавидеть. Как и все на Земле, он ищет своё счастье, которое, к сожалению, ему найти не суждено. Вот он, герасимовский Гришка, вихрастый, немногословный, с дерзким взглядом из-под чёрных гнутых бровей и орлиным носом, доставшимся ему от отца. Смотришь на него и невольно ловишь себя на мысли, что не влюбиться в него невозможно, что и Аксинья и Наталья просто обречены.

Аксинья и Наталья. Герасимов представляет их зрителю как противоречие. И всё же есть нечто, что их объединяет: они знают, как разрывается от боли, рассыпаясь на осколки, человеческая душа.

Аксинья – пламя, сгусток чувств. Она всю себя, без остатка, без оглядки на мужа, людскую молву, отдаёт тому, кто стал для неё всем, – Григорию Мелехову. Её яркая, вызывающая красота – отражение непростого характера, сложной судьбы. Сцены с её участием вызывают ощущение фантастической реальности. Не понимаешь, чего в ней больше, порочности или святости. Увела чужого мужа. Готова отдать жизнь за любимого человека. Как к ней относиться? Осуждать или восхищаться? Дерзкая с мужем и покорная с Григорием, она ставит под сомнение все житейские истины.

Полная противоположность Аксиньи – Наталья (Зинаида Кириенко). Спокойная, молчаливая и покорная, с голубыми, полными печали и смирения глазами, она стала трагической заложницей своего чувства к Григорию. И дело не в том, что их насильно женили, а в том, что не может быть счастья там, где нет любви. Образ Натальи – это чёрная шаль, скрещённые беспомощно руки, полные отчаянной тоски и боли глаза. Сколько любви и скорби могло вместить в себя сердце молодой, красивой, но отвергнутой женщины!

Страшной, почти физической болью наполнена сцена прощания Натальи с этим миром. Кажется, что со смертью, наконец-то, к ней приходит покой. И если Аксинья – борец, то Наталья – мученица.

Не менее колоритны остальные герои: Степан, Мишка Кошевой, Пантелей Прокофьевич, Дарья…

Невозможно переоценить эпизод, где Дарья решает расстаться с жизнью. Белоснежная рубашка, нательный крест и до конца непокорный взгляд. Ни тени страха, отчаяния. И всё это на фоне тихого-тихого Дона под музыку Левитана, раздирающую душу. Всё очень просто и страшно.

Музыка – ещё одна деталь, которая усиливает впечатление от происходящего. Она сопровождает чудесные донские пейзажи, подчёркивает красоту и величие могучей русской реки, тех мест, где разворачиваются события.

Финал картины полон драматизма. Григорий вслед за Натальей теряет Аксинью. Сколько тоски и страха в этих впавших, когда-то озорных глазах!

И это не тоска по жизни, это страх расставания с Ним! Это фильм, выстраданный режиссёром, актёрами, зрителем. Это фильм – восторг, слезы, поиск истины. И вопросы, на которые, теперь я точно знаю, нет, и не может быть ответа.

«Тихий Дон» Герасимова – это связь времен, поколений. Я знаю многих, кто не читал роман Шолохова, но я не знаю почти никого, кто бы не смотрел «Тихий Дон». И в этом состоит еще одна заслуга создателей фильма.

Не так давно на экранах появилась новая версия романа Шолохова режиссёра Урсуляка. К сожалению, фильм меня не тронул. И я вслед за Станиславским хочу сказать: «Не верю!». Может быть, потому что до сих пор нахожусь под гипнозом Моего «Тихого Дона»!

 

Автор работы: Котлярова Влада

Котлярова Влада

You have no rights to post comments