В своём сочинении Паршина Елизавета, ученица 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Курска, делится впечатлениями от просмотра фильма кинорежиссёра Ю. Васильева «Герой», рассуждая об актуальности киношедевра и вечных человеческих ценностях в современном мире.

Работа награждена дипломом I степени муниципального этапа конкурса школьных сочинений «Десятая муза», посвящённого Году российского кино в Российской Федерации.

Руководитель Киреева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59».

 

Сто лет спустя

Рассказ о кинофильме «Герой» (2016)

 

– Вы знаете, что такое время?.. секунда, минута, час, месяц, год?..

– Вы можете до него дотронуться, ощутить, почувствовать, попробовать?..

На эти вопросы довольно сложно ответить. Это нечто воздушное, прозрачное, лёгкое, мобильное и нематериальное. Его нельзя попробовать на вкус, определить цвет или потрогать на ощупь.

Время – одно из самых простых и при этом самых непонятных вещей в природе. Время стирает границы между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим. Когда это понимаешь, то находишься в каком-то подвешенном состоянии, где всё второстепенное уходит на второй план, как бы за кадр, а остаётся вечное, непоколебимое, самое ценное, которое проносишь до конца своей жизни. Именно такие у меня остались впечатления после просмотра современного кинофильма «Герой» режиссёра Юрия Васильева.

Вы можете подумать: «Ха, герой… В наше время каждого второго можно назвать героем. Кошку убрал с трамвайных путей – герой, бабушке место уступил в общественном транспорте – тоже герой, помог детишкам в детском доме – опять герой. Так что же здесь такого?» Да, я могу согласиться с мнением большинства людей: героев с древних времён много: от Ильи Муромца до миллиона освободителей Сталинграда или Курска от фашистов. Однако герой Юрия Васильева – другой! Андрей Петрович Долматов. Этот человек, живущий вне времени, обладает исключительными качествами. Для него честь, достоинство, справедливость, бескорыстие, ценность жизни простого деревенского парня превыше всего. Ему не нужны награды, почести, его душу заполняет только любовь, бесстрашие и мужество. Такое сердце не имеет границ, оно живёт вечно.

Многие, посмотревшие этот фильм, могут отметить сложность восприятия: бесконечное переплетение кадров современной жизни, жизни простого парня Андрея Куликова, увлекающегося дорогими машинами, с кадрами начала 20 века, радостями и печалями разных дворянских семей, тяжёлыми моментами фронтовых событий Первой мировой войны может потерять сюжетную линию. Но с моей точки зрения, это великолепная находка режиссёра показать на границе времён человека, обладающего исключительной способностью, способностью любить. Да-да, любить! Любить искренно, безвозвратно, несмотря ни на что…

Историческая канва фильма оживляет повествование. Режиссёр Юрий Васильев отсылает нас, зрителей, к эпизоду из Первой мировой войны – Ледяному походу. Мы перемещаемся на Кубань. Вспомним историю. Деникин говорил: «Это была кучка людей, затерянных в широкой донской степи, которая уходила от тёмной ночи в безвестные скитания за синей птицей». Следуя словам этого исторического лица, автор картины очень реалистично показывает поход уже затравленной, оборванной Добровольческой армии по Кубани.

Посмотрев данные эпизоды, я наяву ощутила дождь, сменявшийся заморозками. В полдень вышло солнце, и вдруг температура падает до двадцати градусов мороза. Армия в буквальном смысле шла по размякшему кубанскому чернозёму, который покрывался на глазах оледеневшей коркой. Если вспомнить историю, то для всех участников похода был учреждён знак – на георгиевской ленте терновый венец, пересечённый мечом. Именно этот крестик 1914 года я наблюдала в военных кадрах данной картины.

Среди исторических моментов особым жёстким рефреном проходят слова одного из героев фильма: «…война эта как ржавчина разрушает всё человеческое в людях». Да, мир в корне изменился. Злоба, ненависть, жажда власти… Люди делятся на два враждующих лагеря, начинают судить друг друга, устраивают жестокую расправу. Счастливая беззаботная жизнь юной княгини Верочки Чернышевой сменяется кровавыми серыми буднями работы медсестры в госпитале. Кружевные пышные платья, завораживающая музыка… Только недавно окрылённая любовью к Андрею Вера кружилась в бесконечном вальсе с ним на балу. А теперь боль, страдание, ужас в глазах раненых. Андрей Петрович отправляет Веру в Париж, спасая её от ненависти и злобы. Сам остаётся на полях сражения.

«Долматов, – обращается к нашему герою сослуживец, – война проиграна! Если бы у меня была такая барышня как Вера, я бы сел на коня и уехал в Швейцарию любоваться водопадами!» На что Андрей отвечает: «Нет. Мы давали присягу. Кто, если не мы?!» Вера, честь, Отечество – не пустые слова для Долматова. Любовь к Родине была выше личной любви. Андрей Петрович погибает на поле сражения, закрывая от пуль своей спиной высокомерного барона Ливена. Прадед Андрея Куликова умер, спасая чужую жизнь, а любовь осталась. Эта любовь будет жить вечно, и лишь через столетие обретёт своё воплощение в 2016 году в случайной встрече юноши, увлекающегося машинами, и девушки Веры, правнучки княгини Веры Чернышевой.

Мне бы хотелось ещё немного рассказать о необычном актёрском составе. Главную роль (роль молодого парня Андрея Куликова и его прадеда Андрея Петровича Долматова) сыграл Дима Билан. Это дебют в его творчестве. Из интервью с ним после фильма я узнала, насколько певец старательно вживался в роль, учился верховой езде, погружаясь в атмосферу Первой мировой войны. Значительно позже он узнает, что его прадед действительно служил у Николая II в охране, в казачьей сотне.

Роль Веры и роль прабабушки Веры – возлюбленной Андрея Долматова – великолепно сыграла довольно-таки опытная актриса Светлана Иванова, снимавшаяся ранее в других фильмах.

Хочется ещё отметить тот факт, что рабочее название данной картины – «Музыка во льду». Эта строчка взята из стихотворения Бориса Пастернака «Высокая болезнь». В своём произведении поэт музыкой называет целое поколение русской интеллигенции. Однозвучно с этим история создания фильма «Герой». «Идея создания фильма родилась в Париже, на встрече с русскими эмигрантами, потомками тех самых князей и ротмистров, которые вынуждены были покинуть Россию сто лет назад. Но их дети и внуки по-прежнему считают себя русскими. Изучая архивы, мы открыли для себя забытые страницы российской истории. Это Кубанский поход, «Ледяной» поход – бой, который начал летопись белогвардейского движения, трагический, но в то же время очень красивый эпизод Гражданской войны», – рассказал режиссер Юрий Васильев.

После просмотра кинофильма я долго себе задавала вопрос, почему было изменено название картины. И ответ, с моей точки зрения, оказался довольно-таки прост: все бы ждали от главного героя, которого сыграл Дима Билан, песен в его исполнении, а этого просто не было. Цель режиссёра-постановщика была иная: рассказать современному зрителю поучительную историю, из которой люди бы узнали, что некоторые ценности нашей жизни незыблемы и могут пройти сквозь века.

Я, по своей сущности, не киноман. Мне больше по душе фильмы, которые заставляют задуматься над теми или иными проблемами, картины со смыслом. Сегодня в современных кинозалах редко встретишь такие экранизации, но вот фильм «Герой» режиссёра Юрия Васильева мне очень понравился. Он не обычный, не стандартный, отсылает к вечным человеческим ценностям. Главный герой своим личным примером доказал, что любить Родину надо не на словах, а на деле. Нужно до конца своих дней оставаться Человеком с большой буквы, чтобы о тебе с гордостью вспоминали потомки.

Автор сочинения: Паршина Елизавета