Пакет материалов для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Забвению не подлежит» подготовили учителя русского языка и литературы.

Составители:

Птицина Елена Михайловна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К. Д. Воробьева» г.Курска

Аспидова Мария Сергеевна, учитель МБОУ «Курасовская ООШ» Курского района Курской области

 

Темы сочинений направления «Забвению не подлежит» нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы. Особое внимание в проекте уделяется произведениям писателей-земляков: К. Воробьеву, П. Сальникову, А Балашову, В. Ковалевскому.

     

Данное направление можно раскрыть через следующие аспекты:

- история, знаменательные даты;

- историческое сознание;

- память (историческая, культурная);

- источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья);

- преемственность поколений;

- забвение и ответственность;

- война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа;

- люди, изменившие мир;

- знаменитые предки;

- великие учители человечества;

- величайшие открытия и подвиги;

- наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.);

-памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.

Значение ключевых слов

Память – это:

1. Способность сохранить и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
2. Воспоминание о ком-нибудь.
3. То, что связано с умершим.

(С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)

Толковый словарь В.И. Даля

Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.

Историческая память

Набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа.

Синонимы: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие.

Антонимы: воспоминание, память, бессмертие, вечность.

Забвение — угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке. Слово «забвение » многозначное. Оно обозначает:

1) утрату памяти о чём-то — «предать забвению» означает забыть (книж.):
2) пренебрежение чем-то : забвение приличий, своих обязанностей;
3) (устаревшее) то же, что забытьё: в минуту забвения.

Толковый словарь В.И. Даля:

ср. Забытие, запамятованье; беспамятство. Впасть в забвенье. Предать что забвенью. Забвенный, забытый, позабытый, о ком, о чем не помнят (Толковый словарь В.И.Даля)

Синонимы к слову «забвение»: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие.

Антонимы к слову «забвение»: воспоминание, память, бессмертие, вечность.

Забыть — значит перестать помнить о чем то, что, по меньшей мере, в течение какого то времени удерживалось в памяти.

 

Афоризмы и цитаты по направлению «Забвению не подлежит»

  • Забвение — утрата не информации, а ценности.

Александр  Круглов

  • В забвении есть измена, предание вечности потоку времени.

Николай  Бердяев

  • Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека.

Борис Васильев

  • Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли.

Пословица

  • Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим.

Муслим  Магомаев

  • Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

Виссарион Белинский

  • Слава переходяща, забвение вечно.

Наполеон Бонапарт

  • Новость часто бывает не иное что, как забвение прошедшего.

Гавриил  Державин

  • Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвения. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак.

Виктор Гюго

  • Очень коротко живут в этой стране люди, дома, могилы.

Михаил  Жванецкий

  • Рукописи не горят.

Михаил  Булгаков

  • Ничто не вечно, но ничто не уходит совсем.

Теренс Кемп Маккенна

  • Забвение — вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем.

Эрих Мария Ремарк

  • Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее.

Варлам Шаламов

  • Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.

Валентин Распутин

  • Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов.

Николай Бердяев

 

Примерные темы итоговых сочинений по направлению  «Забвению не подлежит»

  1. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  2. Согласны ли вы с тем, что забвение есть измена.
  3. Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? Забвение стирает, память преображает.
  4. Какие события и впечатления помогают человеку взрослеть?
  5. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
  6. «Никто не забыт, ничто не забыто». Как вы понимаете строки Ольги Берггольц?
  7. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  8. Расстаться с памятью – значит уйти в никуда.
  9. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  10. «Беспамятный» человек — неблагодарный или невежественный?
  11. Почему важно чтить память о войне?
  12. В чем заключается подвиг простого русского солдата?
  13. Какие образы русской литературы можно назвать «вечными», архетипичными?
  14. Согласны ли вы с высказыванием И. Ганди: «История — самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики»?
  15. Почему нельзя забывать историю родной страны?
  16. Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны?
  17. Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории?
  18. Как ход истории влияет на судьбу людей?
  19. Как влияет война на сущность человека?
  20. В чем ценность исторического опыта?

 

Список литературы для аргументации по направлению «Забвению не подлежит»

Произведения о Великой Отечественной войне

  • Константин Дмитриевич Воробьев «Это мы, Господи!», «Уха без соли», «Крик»
  • Петр Сальников «Горелый порох»
  • Вячеслав Ковалевский «Синяя рубашка», «Заветное желание», «Могила неизвестного мальчика»
  • Дневник Тани Савичевой (этот дневник и дневниковые записи других детей представлены в сборнике «Детская книга войны»)
  • Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека»
  • Борис Львович Васильев «Экспонат №»
  • Борис Николаевич Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • Борис Львович Васильев «А зори здесь тихие…», «В списках не значился»
  • Александр Александрович Фадеев «Молодая гвардия»
  • Александр Трифонович Твардовский «Василий Тёркин»
  • Валентин Петрович Катаев «Сын полка»
  • Константин Михайлович Симонов «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»
  • Василь Владимирович Быков «Журавлиный крик»
  • Владимир Семёнович Высоцкого «Зарыты в нашу память на века»
  • Александр Трифонович Твардовский «Я убит подо Ржевом»

Произведения о Гражданской войне

  • Михаил Александрович Шолохов «Тихий дон», «Родинка»
  • Борис Андреевич Лавренев «Сорок первый»

Произведения о революции

  • Александр Блок «Двенадцать»
  • Борис Леонидович Пастернак «Доктор Живаго»

Произведения о послевоенном времени, о сталинских репрессиях

  • Анна Андреевна Ахматова «Реквием» (поэма)
  • Владимир Федорович Тендряков «Хлеб для собаки»
  • Александр Исаевич Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  • Александр Трифонович Твардовский «По праву памяти»

Произведения о войне с Наполеоном

  • Лев Николаевич Толстой «Война и мир»
  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

Произведения об исторических событиях

  • Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»
  • Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба»
  • «Слово о полку Игореве»
  • Андрей Платонович Платонов «Котлован»
  • Михаил Александрович Шолохов «Поднятая целина»
  • Алексей Николаевич Толстой «Пётр Первый»
  • Светлана Александровна Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего»

Произведения о культуре

  • Владимир Алексеевич Солоухин «Письма из Русского музея»
  • Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (письмо 40)

 

Подборка тем, тезисов и аргументов для итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит»

Как влияет война на сущность человека?

Война влияет на людей по-разному. Все зависит только от самого человека, его характера и силы воли.

О влиянии войны на сущность человека рассказывает Петр Георгиевич Сальников в повести «Горелый порох». Писатель показывает на примерах поведения героев произведения, как по-разному могут вести себя люди в сложной ситуации. Солдаты –  люди смелые, честные, мужественные. Однако обороняться было нечем, не хватало оружия и боеприпасов, чтобы противостоять фашистам. И   наступает такой момент, когда герои оказываются перед выбором: жизнь или смерть. Предосудительным поступком Денис Донцов, герой повести, считает, что  сдался в плен, проявил малодушие. Он называет свое состояние в момент пленения «контузией» и ищет ответ на вопрос: почему не выстрелил в себя, что заставило поднять руки. И не может найти. Возможно, просто стыдится произнести вслух? Я думаю, это   было желание жить, надежда на спасение, страх перед смертью. Сложно перебороть эти чувства и желания. Донцова «забил стыд». Но  в лагере для военнопленных они с Назаром Кандаковым ведут себя достойно звания советского солдата. Другой герой произведения, санинструктор Речкин, проявил себя иначе: умел донести как надо и куда надо, был находчивым, услужливым, лживым, изворотливым. А все потому, что  трус:  «унижаясь сам, Речкин унижал и своих соотечественников». Он заботился только о своей безопасности. Выжить любой ценой. Поэтому переход на сторону немцев был неудивительным. А когда бойцы Красной армии освободили военнопленных, санинструктор всячески «выгораживал» себя, клевеща на однополчан. Вот так война влияет на сущность человека, обнажая грани его души.

Почему важно чтить память о войне?

Память о войне следует не только сохранять, но и чтить. Забыть - это значит предать прошлое и настоящее.

Нельзя забывать трагические события Великой Отечественной войны. Слишком велика цена, которую заплатили сотни людей в этой борьбе. Об этом сняты многие фильмы, об этом можно прочитать в книгах. Один из самых правдивых авторов, рассказавших о войне,  –  Константин   Дмитриевич Воробьев. Повесть «Это мы, Господи!» отразила одну из самых страшных граней войны –  жизнь советских военнопленных в фашистском концлагере. Сергей Костров, герой произведения,  попадает в плен. Много пришлось пережить ему. Был в плену у немцев, бежал,  поймали, опять отвезли в концлагерь. Три года тяжких мытарств — из лагеря в лагерь, из плена в плен. В жестких, суровых, нечеловеческих условиях закаляется молодость героя. Фрицы убивали за поднятый на дороге окурок, за стон от нестерпимой боли, за голодное пошатывание в строю. А иногда убивали просто так, ради «спортивного интереса». Каунасский лагерь был пересылочным пунктом. Пленных встречали эсэсовцы, вооруженные лопатами, и с «нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начинали убивать». Каждый день в лагере мог  стать последним. Умер на руках у Кострова капитан Николаев, которому лопата раскроила череп.Это обыкновенный каждодневный фашизм, а зверства и жестокость – норма для тех, кто забыл общечеловеческий закон отношения к людям.  Обессиленными, ставшими как восковые свечи пальцами цеплялись узники  за жизнь. Голодные, они попрошайничали. Старушка, бросившая им сырые капустные листья, была убита. Тяжело переставляя колодки, шли узники, поддерживая друг друга, чтобы нарвать  по пучку травы. Существовала в лагере какая-то «питательная» трава «березка». Толкли ее в котелках, пока она пустит сок, потом размеренно жевали....Сергей не мог больше это терпеть, но и не хотел умирать,  рвался на родину и в невероятных условиях совершил побег. Что помогло ему выжить? Трава «березка»,  вера в правду, добро или  любовь к жизни? Мне кажется, источник мужества главного героя в любви к Родине и ненависти к фашизму. Читая об этом,  понимаю, что уроки прошлого нельзя забывать. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу  и чтить память о войне. Это важно, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем.

Какие события и впечатления помогают человеку взрослеть?

Трагические события и полученные от них впечатления помогают человеку взрослеть.

Какие события и впечатления помогают человеку взрослеть? На этот вопрос можно найти    ответ в рассказе Вячеслава Ковалевского «Заветное желание». Великая Отечественная война – великая трагедия. Она  обездолила жен и матерей, осиротила детей. Колеся по фронтовым дорогам, в одной из деревень автор знакомится  с девочкой. Ей двенадцать лет, она осталась одна не только среди «рассыпавшихся фундаментов и печей», она  осталась одна на всем белом свете. А когда-то с нею рядом  жили родители.  И было счастливое детство. Но началась война, отец ушел на фронт,  мать нацисты угнали в Германию. Девочка хорошо помнит, как бежала за мамой,  как оттолкнул ее тяжелый фашистский сапог.  А деревню сожгли… Теперь она «среди мусора пожарища» соорудила себе землянку, заложив нору-вход свежей соломой, и выживала как могла.  Автор застал ее, когда она копала огород, предложил помощь, поделился  своими «пожитками»: дал хлеба и сала. Голодная,  она ела с таким видом, будто выполняла важное поручение. Расставаясь, он спросил: «Что тебе хотелось  бы иметь больше всего на свете?» Ответ ошеломил рассказчика: «Что вам надо? Мы без вас вскопаем и посеем.   Лучше бы скорее прогнали немцев. Ступайте   в Германию и приведите обратно мою мамку!»     Это был ответ   взрослого человека.   Повзрослеть ей помогли впечатления, полученные от всего, что принесла с собою война: голод, сиротство, непомерная для ребенка работа и  горе, непостижимое, великое. Это нельзя предавать забвению.

«Никто не забыт, ничто не забыто». Как вы понимаете строки Ольги Берггольц?

Строки О.Ф.Берггольц «Никто не забыт,  ничто не забыто»  – призыв к памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Подвиг людей, одержавших победу в борьбе с фашизмом, навечно должен остаться в памяти народной. Должен, потому что каждый солдат достоин почестей за все, что ему пришлось пережить. Его «война» не закончилась в 45-м, а продолжалась во снах и воспоминаниях еще долгие годы. Примером этого являются герои рассказа Константина Дмитриевича Воробьева «Уха без соли»  – «Летчик» и «Диванович». Для них ничто не забыто. Каждый год седьмого августа друзья  приезжают в свое «потайное» место, чтобы отметить день второго рождения, когда удалось сбежать из плена. И место, которое тогда, в трудную военную годину, укрыло их от погони, очень дорого бывшим узникам. В полночь обмениваются подарками: «по большому листу сахарной ботвы и  по одной брюкве». Ловят рыбу, варят уху. Но в этот раз оказалось, что они забыли соль. Каждый узник держал у себя щепотку на случай побега. А если полицаи при обыске находили сумочку с солью, то…Трудно избавиться от этих мыслей, но еще труднее  избежать «страха погони и застигнутости». Внезапно на свет костра выходит человек, в котором герои узнают бывшего полицая. Какие чувства пришлось испытать «Летчику» и «Дивановичу» снова? Обиду, боль, ненависть. Но славянская душа не позволила героям «опуститься» до мщения за преступление. А что же ночной гость? С него уже «взяли» за пребывание в полицаях и немало. Но нельзя сказать, что он живет со спокойной совестью. Прошлое не дает  покоя, хотя ему хочется верить, что свою вину  искупил. Однако  нет в душе раскаяния – есть угрюмое озлобление и обида,  «не один я...». Герои долго не могли уснуть, вспоминая прошлое и рассуждая о настоящем. Но война, плени память о пережитом не смогли очерствить их души. Природное чувство сострадания не позволяет героям бросить на дороге путника, пусть и такого. Простить бывшего врага – это тоже  особенность славянской души. Забывать об этом нельзя.

К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

Утрата памяти о событиях Великой Отечественной войны может привести к духовному обнищанию людей, к потере нравственных ценностей.

О печальных последствиях  утраты памяти о Великой Отечественной войне, об уважении и отношении к ветеранам говорит Александр Дмитриевич Балашов в повести «Труба архангела». Автор специально проводит временную параллель: 70-е  - 90-е годы,    чтобы читатель смог сравнить, как в разные эпохи «почитали» героев войны.  В семидесятые глава районной администрации вручал ветерану Ивану Матвеевичу Матушкину ключи от квартиры за заслуги перед Отечеством. Все проходило по отработанному сценарию: «ключи … символические», «газета не подвела», «специально затягивал рукопожатие … пусть фотокор пощелкает». А вообще к судьбе ветеранов администрация была равнодушна. Лишь только в девяностые годы в преддверии Дня Победы вспомнили о Матушкине и направили к нему фотокорреспондента Виктора Чумакова «разузнать, жив ли Герой Советского Союза али помер давно». И что тот  увидел в поселке? У дома ветерана молодежь, похмельная, балдеющая. Она поразила его своим равнодушием и бесстрастием. Подростки ничего о ветеране не слышали, да и вряд ли их волновала его жизнь. Поразила Чумакова Райка-комерсантка, которая жила в квартире Матушкина и платила ему своим товаром – водкой. Настолько хамским было ее отношение к старику, что на душе у фотокора стало нехорошо. Нелегко жилось герою войны среди черствых, бездушных людей. Но у него была труба, в которую, как ему казалось, если «вострубить», случится Страшный суд и люди по-человечески станут относиться друг к другу. В Чумакове старик почувствовал доброго, отзывчивого человека. А вот глава администрации Григорий  Сидорович Серов, равнодушный к судьбам кого-либо вообще, встревожился после встречи с корреспондентом: «сволочной народ, эти журналисты», «яд, а не корреспондент». Но сочувствия к Матушкину все равно не проявил. И только после смерти ветерана лживо произносили на кладбище пафосные речи, после чего жестоко расправились с Чумаковым. Откуда такое равнодушие, черствость? Что сделало их духовно нищими? Я считаю, что память о событиях Великой Отечественной войны, о людях, ковавших победу.  Память, которую утратили, растеряли. Забыли об ответственности перед людьми, перед собой, перед родиной. Нельзя предавать забвению все, что связано с трагическими событиями, потому что прошлое очень важно для будущего.