Пакет материалов для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» подготовлен коллективом учителей-составителей.

Составители: учителя русского языка и литературы МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова» Черемисиновского района района Курской области

Солодилова Елена Станиславовна, Фомина Елена Владимировна;

учитель МБОУ «Рыльская СОШ № 4» Рыльского района Курской области Жигулина Ксения Александровна

 

Значение ключевых слов

Молодёжь (молодое поколение) — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Жизненная позиция – это выражение отношения определенного индивида к конкретным моментам, которые случаются в данной реальности.

Позиция (многозн.) — точка зрения

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремится человек в духовном и нравственном плане.

Культурные запросы - потребности индивида, определяющие характер и возможности его духовного и физического развития.

Зумеры (поколение Z) - поколение, родившееся после 1994 года, живущее в совсем ином мире по сравнению со своими предшественниками. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Для них цифровые сервисы и технологии — это неотъемлемая бытовая часть жизни. Эти подростки отдают предпочтение престижным занятиям, для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки и высшее образование (предпринимательство, программирование, юриспруденция, маркетинг, массмедиа).

Афоризмы и цитаты к направлению

  • Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества. Л.Н. Толстой
  • И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? «Я имею привычку предпочитать красное!» – отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновенье... И.С. Тургенев, "Отцы и дети"
  • Нынешняя молодежь действительно ужасна. Но самое ужасное то, что мы к ней не относимся. Пабло Пикассо
  • Тот, кто в совершенстве овладеет электронной почтой, будет миллионером в двадцать первом веке. Билл Гейтс
  • Душа уходит, приходит техника. С.В. Безруков
  • В погоне за «сокровищами» – деньгами, славой, властью – современный человек потерял нечто очень важное. Он потерял самого себя. Анхель де Куатье, "Дневник сумасшедшего"
  • И общество, где не почитают стариков, и общество, где не любят молодежь, равно несовершенны. Андре Моруа
  • Двадцать первый век углубил озабоченность двадцатого всем внешним и поверхностным…Эндрю Ридкер
  • Будущее приобретается в настоящем. Сэмюэл Джонсон

 

Примерный список тем по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

  • Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  • Кто является героем для молодежи?
  • Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  • Актуальна ли классическая литература в наши дни?
  • Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Как меняется язык в XXI веке?
  • Кто такой «герой XXI века»?
  • Можно ли назвать поколение Z потерянным?
  • Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
  • Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  • Важно ли сохранять связь между поколениями?
  • Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
  • Что читает современное поколение?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  • Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
  • Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  • Что представляет собой портрет моего поколения?
  • Могут ли социальные сети заменить реальное общение?
  • Почему молодежь стремится жить в городе?

 

Список произведений по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  • А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска», «Душечка», «Попрыгунья»
  • Стругацкие «Трудно быть богом»
  • К. Паустовский «Телеграмма»
  • М. Шолохов «Тихий Дон»
  • Т. Толстая «Кысь»
  • Е. Замятин «Мы»
  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
  • Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
  • Я. Вишневский «Одиночество в сети»
  • Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
  • Д. Браун «Код да Винчи»
  • С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние»
  • С. Лем «Солярис»
  • О. Рой «Изгои»
  • П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
  • Е. Замятин «Мы»
  • Стругацкие «Трудно быть богом»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона»
  • Я. Вишневский «Одиночество в сети»
  • Мариам Петросян «Дом, в котором…»
  • Тамара Михеева «Островитяне»
  • Владимир Железников«Чучело»
  • Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
  • Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»
  • Дарья Варденбург «Правило 69 для толстой чайки»
  • Ч. Айтматов «Плаха»

Аннотации

  1. «Священная книга оборотня», автор Виктор Пелевин.

Современная молодежь предпочитает выбирать книги, которые можно интерпретировать как произведение постмодернизма. В указанном романе описана любовь подростков к русскому фольклору. Героями книги проанализированы известные сказки, среди них была и «Крошечка-Хаврошечка». Они обсуждали эту историю и трактовали ее по-новому, исходя из своих исключительных познаний. Например, персонаж сказки корова рассматривается в качестве символа нефтяного потенциала России: она, как и горючий ресурс, является кормилицей русского народа. Размышления, приведенные в романе, не могут оставить читателя равнодушным.

  1. «Похороните меня за плинтусом», автор Павел Санаев.

Независимо от того, в каком веке живут люди, семья остается основополагающей ценностью. При этом борьба с несправедливостью в родственном кругу остается острой проблемой. Мальчик Саша, главный герой романа, живет с бабушкой, решившей отнять внука у матери, обвинив собственную дочь в том, что та не справится с воспитанием мальчика из-за своего замужества. Он старается отчаянно сопротивляться влиянию пожилой женщины, сохраняя в своем сердце любовь к матери. Опека бабушки деспотична: строгие наказания сменяются страстными обожаниями. Внук для нее – игрушка. Пожилая женщина распоряжается им, как ей заблагорассудится, при этом обвиняя всех вокруг за такую «тягость» в жизни как Саша и жалея себя. Главному герою удается принимать такую семью, при этом мальчик страдает от навязанной сверхопеки и тоскует по матери.

  1. «Чучело», автор Владимир Железников.

Правда. Именно ее желают добиться большинство молодых людей, открывая для себя мир. Поэтому их и вдохновляют такие единомышленники, как героиня повести «Чучело» Лена Бессольцева. Лену, новенькую в классе, дети посчитали доносчицей и объявили бойкот, хотя на самом деле таковым являлся любимец класса Дима. Девочка была невольной наблюдательницей процесса, в ходе которого мальчишка стал доносчиком, но держала это в секрете. Дима ей нравился, и девочка ждала от него самостоятельного признания в случившемся. Однако тот не спешил рассказывать одноклассникам правду, а позже и вовсе присоединился к травле Лены. Правда открылась на Дне рождения Димы – девочка при всех высказала свои обвинения в адрес именинника. Ребята из класса признали, что были не правы и извинились перед Леной.

  1. «Правило 69 для толстой чайки», автор Дарья Варденбург.

Как молодое поколение изменит мир? Скорее всего, подростки поспособствуют упрощению важнейших вопросов взаимоотношений в обществе, так как сейчас много внимания уделяется созданию комфортной среды для людей с ограничениями и временными трудностями. Для молодежи не существует границ и подтверждает это главный герой книги «Правило 69 для толстой чайки». У Якоба Беккера дефекты речи, которые мешают ему общаться с людьми. В свои 13 лет мальчик мечтает о путешествии вокруг Света и стремится к достижению поставленной цели. Владеть парусником – это не самое главное, чему должен научиться главный герой. Парню также нужно приобрести навык налаживания контакта с людьми. Он учится исправлять дефекты речи. Якобу все дается сложно, но он не сдается и своим стремлением показывает, что в жизни все достижимо, даже если твои физиологические возможности ограничены.

  1. «Островитяне», автор Тамара Михеева.

Не зависимо от того, в какой эпохе живет человек, ему всегда хочется понимания, любви и доброты. Для молодого поколения эти духовные ценности не менее важны, что еще раз доказано в данной книге. Главные герои чувствуют себя одинокими. И Руслан, и Лиза пытаются найти в мире то, что позволит осознать себя нужными и понятыми. Девочка живет в многодетной семье и из-за бесконечных забот никому нет дела до нее. Лиза замыкается и все глубже уходит в себя. У Руслана, несмотря на то что он не имеет ни сестер, ни братьев, не получается обратить внимание родственников на себя. Подростки хотят быть услышанными и любимыми, но безуспешно. В то же время герои ценят и уважают свои семьи. Желанную внутреннюю гармонию Руслану и Лизе приносит первая любовь.

  1. «Дом, в котором…», автор Мариам Петросян.

Для нынешней молодежи характерна раскованность, откровенность и способность отстаивать свои права. Очередное подтверждение этому – главные герои данного романа. Дети-инвалиды, оставленные родителями, отказались покорно принимать уготованную судьбу и решили создать новый мир внутри стен интерната. Их сообщество получилось уникальным: герои придумали разные роли, которые не давали бы им чувствовать себя ущемленными. Невзирая на все испытания и трудности, дети не устают давать отпор судьбе – обстоятельства не могут стать причиной несчастья. Каждый день они борются за свое «место под солнцем», оставаясь при этом честными перед собой и окружающим миром.

  1. «Телеграмма», автор Константин Паустовский

Описанная ситуация может происходить и в современном мире. Люди часто обращают свое внимание на переходящие ценности, забывая о самом главном - о своей семье. Как и Настя, наши современники тратят время на пустые занятия, пытаясь прикрыть своё невнимание к близким этими пустыми делами. Часто молодое поколение забывает о своих родных, предоставляя их самим себе. Но важно правильно расставлять приоритеты. Рассказ учит читателей тому, что нужно заботиться о своих близких, пока  для этого еще есть возможность.

8. «Плаха», автор Ч. Айтматов.

Книга известного советского писателя — роман-предупреждение, затрагивающий острые нравственные проблемы современности. Автор исследует приобретения и потери современного человека в его духовной жизни, в отношении к Родине, народу, другому человеку, природе, оценивает его нравственные качества в их развитии, исторических взаимосвязях и испытаниях реальной жизнью.

Действие романа происходит в Средней Азии, в Моюнкумской степи. Произведения начинается с описания волков. По вине человека гибнет их естественная среда обитания. Люди врываются в саванну как хищники, как преступники. Волки в произведении – символ нравственной силы, которой лишены люди.

Писатель детально разрабатывает в романе сюжетную линию Бостона, олицетворяющего нравственную норму, ту естественную человечность, которая нарушена и осквернена Базарбаем. Волчица уносит сына Бостона. Бостон убивает сына, волчицу, Базарбая. Истоки этого убийства — в нарушении существовавшего равновесия. Трижды пролив кровь, Бостон понимает: он и самого себя убил этими тремя выстрелами. Начало же этой катастрофы было там, в Моюнкумской саванне, где по чьему-то плану, скрепленному авторитетными печатями, было порушено естественное течение жизни.

Сюжетная линия волков и Бостона развивается параллельно с линией Авдия Каллистратова. После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой и Лёнькой. Он пытается вразумить их, стать их духовным наставником. Своим нравственным влиянием он хочет отправить этих павших людей от криминального пути.

Оказавшись в среде полудеклассированного элемента — людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии — он не стерпел убийства множества животных «для плана» — пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. 

Судьба героев неразрывно связана с историей волчьей семьи, и Плаха у каждого своя.