Пакет материалов поможет подготовиться к итоговому сочинению по направлению «Я и другие».
Составители: учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» города Железногорска Курской области Нестерова Наталия Владимировна, Ланина Лидия Сергеевна, Щепотина Ольга Михайловна
При раскрытии тем, связанных с направлением «Я и другие», целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
Направление «Я и другие» многоаспектно, как многоаспектны понятия, положенные в его основу. Словари по педагогике и психологии личности определяют «Я» как «свойство человека выделять себя из окружающей среды, чувствовать свою целостность, физическое и психическое состояние», «основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру – «не Я». Формирование «Я» осуществляется на основе деятельности, освоения социального опыта воспитания и самовоспитания. Я –это некое внутреннее единство, целостность, образующаяся из самых разнообразных стремлений личности, переживаний, проявлений и неповторимость личности.
Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого.
«Я» не может существовать без понятия «другие».
Другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не- Я. Другой —это любой, кто не является мной, отличен от меня, не тождественен и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду, и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение. Осуществление коммуникации —одной из основных жизненно необходимых потребностей человека как «социального животного» — невозможно без осознания Другого как равноценного партнера, без признания его права на различие.
«Я» осознает себя, формируется и проявляется в отношениях и взаимодействии с «другими» - индивидуумами, группами людей, обществом в целом. Это позволяет выделить некоторые аспекты рассмотрения данного направления.
Формы человеческого взаимодействия: «Я» и другие люди, личности, индивидуумы.
Проблема взаимодействия людей интересовала многих ученых во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получила название взаимодействия. Межличностное взаимодействие –это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.
Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми и выражаться в разных формах – дружба, любовь, сотрудничество, ученичество и т.д.
Можно выделить как позитивные межличностные отношения (отношения «навстречу людям»), так и негативные («против других»).
Позитивные межличностные отношения («навстречу людям»).
Любовь – наиболее сложный вид межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к другому, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов. Любовь может проявляться как по отношению к представителю другого пола, так и по отношению к родителям, детям, другим членам семьи, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.).
Дружба – это устойчивые индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.
Качеством, несовместимым с отношениями любви и дружбы, становится эгоизм, разрушающий человеческие взаимоотношения. Эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.
Негативные межличностные отношения («против других»).
К негативным межличностным отношениям можно отнести негативизм (своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся вне мотивированном, отрицательном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям), неприязнь к другим (негативное отношение к людям, которое может проявляться в дискриминации, расизме и т.д.), ненависть (стойкая форма межличностных отношений, проявляющаяся в активном негативном чувстве, направленном на явления, противоречащие потребностям личности, убеждениям, ценностям), агрессия (форма межличностных отношений, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесении физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение), жестокость (проявление грубого отношения и обращения с другими живыми существами, которое может сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений).
Взаимоотношения личности и общества.
Любой человек - представитель социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Проблему личности и общества можно рассматривать с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.
Значение ключевых слов
Личность — это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями.
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Социальное самоопределение – осознание человеком своей социальной природы, своего места в обществе. В широком смысле - процесс и результат формирования социального самосознания личности, совокупности философских, политических, правовых, этических и эстетических идей и представлений, обусловленных данным историческим этапом развития общества. Социальное самоопределение индивида составляет необходимую основу успешной ориентации в социальной реальности, гармоничного сочетания его жизненных целей с общественными потребностями.
Взаимодействие – это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.
Межличностный конфликт – открытое противостояние на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации, обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу. Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.
Список литературы для аргументации по направлению «Я и другие»
Н. М.Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»
М. Горький «На дне»
А. Платонов «Юшка»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
М. А. Булгаков Мастер и Маргарита»
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Б. Васильев «Летят мои кони»
В. Железников «Чучело»
В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Уильям Голдинг «Повелитель мух»
Энтони Берджесс «Заводной апельсин»
РэйБрэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Аргументы для итогового сочинения по направлению «Я и другие»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Как общество влияет на человека? Оно прививает личности определенные ценности, черты характера и особенности поведения. Этот процесс проиллюстрировал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Главный герой вращался в высшем свете столицы, получил стандартное для дворян воспитание, поэтому усвоил специфичные нормы обращения с людьми и извращенное понимание морали. Он пресытился любовью, не верил в дружбу и ставил мнение презираемых им людей выше своего собственного. Именно по этой причине он предпочел дуэль сЛенским извинениям, хотя сам хотел признать вину и избежать схватки. Но страх перед тем, что его признают трусом, направил его на ложный путь. В результате Евгений убил человека и стал изгнанником с вечным чувством вины, зато его не посчитали малодушным едва знакомые люди, которых он не уважал. Общество сделало Онегина марионеткой, которая покорно шла у него на поводу, потеряв индивидуальность и волю.
М. Горький «Старуха Изергиль»
Почему между личностью и обществом возникают конфликты? Причина в том, что есть люди, которые не могут органично встроиться в свою социальную реальность. Они нарушают законы общей жизни, как, например, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра. Он был высокомерен и считал, что все вокруг принадлежит ему по праву силы и превосходства. Сын орла и земной женщины получил от девушки отказ, но не смирился с ним, а убил ее. За это люди решили наказать его страшной карой — изгнанием. Они не захотели делить кров и пищу с убийцей, который поставил свои потребности выше морали и естественного права человека на жизнь. Ларра не смог освоиться среди соплеменников и попрал их законы, поэтому у него возник конфликт с обществом.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Может ли один человек изменить общество? Многие авторы полагают, что нет. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» доказал, что один человек, как бы его не возвышала народная стихия, не может менять историю или управлять ее процессами. Он не в силах влиять на общество, даже если носит на голове корону. В качестве примера он рассмотрел выдающуюся личность Наполеона. При всей своей власти он не смог предотвратить моральное разложение французской армии, которая пришла в Москву и превратилась в горстку мародеров. Как только солдаты увидели брошенное богатство, они начали грабить и копить его. Их уже не интересовала цель прибытия. Какие бы меры ни принимались «наверху», рядовые бойцы и офицеры предавались пьянству, разврату и стали жертвой своей жадности. Когда пришло время уходить , армия развалилась, потому что каждый вез награбленное. Если даже «великий человек» Наполеон не смог изменить своих солдат, то как может кто-либо другой тешить себя иллюзиями, что у него это получится?
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
В. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Его утверждение не вызывает сомнений, ведь именно окружение формирует нормы поведения, морали, этики, которые образуют мировоззрение личности. Это доказал М. Шолохов в романе «Тихий Дон». Главный герой родился обычным казаком: пахал землю, удил рыбу, охотился, проходил военную службу, имел надел земли и избу. Однако судьба привела его на войну и свела с необычным окружением. Прибыв в московский госпиталь после ранения, Григорий познакомился с бойцом по фамилии Гаранжа, который помог ему осознать нелепость и преступность Первой Мировой войны. Все увиденные Мелеховым картины и умные речи язвительного товарища сплелись воедино и изменили мнение героя о военной службе и власти в стране. Если до войны Григорий не задумывался о правомерности решений правительства и свою бедность принимал как должное, то после демобилизации начал мыслить по-другому. Он стал разделять убеждения «красных» и стремиться к социальной справедливости. Несмотря на казачье происхождение, которое было ближе к ментальности Белого движения, Мелехов сделал выбор в пользу того, что открыло ему новое окружение. Именно оно и сформировало его мировоззрение.
И.С. Тургенев «Бирюк»
Можно ли жить без общения с людьми? Конечно же, нет. Даже те, кого принято называть «нелюдимыми», не могут отказаться от социальных контактов, потому что они составляют часть нас самих. Так, герой рассказа Тургенева «Бирюк» прослыл дикарем и жестоким лесным сторожем. Из-за его рвения к работе никто в деревне не любил и не понимал его. Принципиальный лесник запрещал рубить деревья и не уступал даже за деньги. Общение с ним ни у кого не складывалось. Однако рассказчик при встрече с Бирюком не заметил враждебности и нежелания общаться. Лесник охотно проводил его в свою избу и познакомил с детьми. Более того, он даже отпустил вора леса, когда услышал его историю о бедности в семье и отсутствии выбора. Значит, даже если нам кажется, что человек может прожить без социальных контактов, это не так: все мы нуждаемся в общении и удовлетворяем эту нужду в той или иной мере.