В статье рассказывается о том, как вести работу по подготовке к написанию итогового сочинения. Представлены формы и методы работы по развитию основных компетенций преподавания русского языка и литературы, композиция итогового сочинения, критерии оценивания, речевые клише.

Автор: Субботина Людмила Викторовна

 

В декабре 2021 года выпускникам 11 класса  предстоит серьезное испытание: они должны будут написать итоговое сочинение, являющееся допуском к государственной итоговой аттестации.  Это тоже своего рода экзамен, на котором учащиеся должны получить «зачет».

Каким же образом это сделать? Конечно, многое зависит от самого ученика, от того, как он отнесется к этой работе, от его уровня начитанности и владения письменной речью. Но я думаю, что не нужно умалять и роли учителя в процессе подготовки.

Как руководителю районного МО мне часто в основном молодые педагоги задают вопрос, как подготовить выпускников, чтобы они получили «зачет» и  когда нужно начать работу по подготовке.  Я всегда отвечаю, что подготовку нужно вести не с  десятого  или  одиннадцатого классов, а с пятого. Для этого учителю следует еще раз вспомнить основные компетенции преподавания  русского языка и литературы.  Языковая компетенция,  предполагающая способность учащихся употреблять слова, их формы в соответствии  с нормами литературного языка.  Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками анализа и самоанализа. И одна, на мой взгляд, из главных компетенций   – коммуникативная, нацеленная на развитие умений говорить, слушать и понимать. Основное в рамках данной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты.  Именно от этого нужно оттолкнуться в своей работе по подготовке  учащихся к написанию сочинения.

Что же мы имеем, когда ребенок приходит в пятый класс? Он не владеет литературной речью, словарный запас очень беден, слабо развита память и воображение, не умеет  говорить и слушать, не говоря уже о понимании и создании текстов. Как видите, объем работы для учителя-словесника очень большой.

С чего же начать? Я думаю, что сначала  нужно  заставить учеников читать. Как это сделать? Есть много форм и методов по привитию любви к чтению. К сожалению, некоторые  в мир развития современных технологий  уже канули в лету. Я, получив пятый класс, сразу заставляю завести «Дневник читателя», где ученики фиксируют авторов и  названия прочитанных книг, кратко передают содержание и высказывают свое мнение о прочитанном произведении. Эти дневники проверяются один раз в четверть на уроках внеклассного чтения, когда ученик знакомит  своих товарищей с прочитанными книгами, делится  своим впечатлением. Такая работа оценивается учителем.

 Есть еще один способ: «Дочитай сам», или метод Кассиля. Читаю или пересказываю произведение с интересным, увлекательным сюжетом, затем на самом захватывающем эпизоде делаю паузу и прошу учеников дочитать самим дома.  Этот методический прием дает  положительный результат не только в младших классах, но и в  старших. Например, в 9 классе на уроке внеклассного чтения я начала пересказ книги В. Закруткина «Матерь человеческая» и остановилась на эпизоде,  когда Мария обнаружила в погребе раненого мальчика-немца. К сожалению, в местной библиотеке такой книги не оказалось, текст был только у меня. Но ученики, я не знаю  почему,  не стали искать текст в Интернете, создали очередь и читали дома с родителями, то есть это стало своего рода семейным чтением. 

Еще один способ, заставляющий учеников читать.

В 5–6 классах  можно предложить проекты на темы: «Что читали наши бабушки (дедушки, папы, мамы)?» с обязательным условиям выразительного чтения или пересказа  понравившегося эпизода. Конечно, интерес к чтению у ребенка формируется не в школе, а в семье с самого рождения, но современные родители или  в силу своей занятости, или по другой причине  оставляют это учителям.

Немаловажную роль в формировании компетенций играет работа с текстом. Самое главное, чтобы учащиеся поняли текст. Для этого нужно подготовить вопросы, позволяющие выявить первичное восприятие текста (это вопросы по содержанию). Затем необходимо определить тему текста (ключевой вопрос: о чем? (о ком) говорится в тексте), основную мысль (для чего написан текст?). Это своего рода часть работы по комплексному анализу текста, который  проводится  с 5 по 11 классы.

Можно давать реконструкцию текста: «письмо с дырками». Это сознательный пропуск учителем изучаемых орфограмм. Такой метод позволяет учащимся видеть ошибкоопасные места, то есть орфограммы. Также этот прием  можно использовать для того, чтобы ученик обратился к художественному произведению.  Берется отрывок из произведения, лучше прозаического, и в нем пропускаются слова.  Выполняя задание по реконструкции текста, ребенок  будет вынужден обратиться к данному произведению. В 5–6 классах для развития навыка работы  с текстом советую использовать метод сложения целого из частей текста. Эффективен данный прием при изучении тем: «Текст», «Тема текста», «Темы широкие и узкие» и т. д.

Все это, несомненно, способствует развитию  основных компетенций преподавания русского языка и литературы,  а в будущем поможет написать итоговое сочинение.

А теперь обратимся непосредственно к экзаменационной работе 2021 года. Выпускникам  предлагается пять направлений, опубликованных на сайте ФИПИ:   

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и Наказание– вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Также на этом сервере  вы  можете увидеть  рекомендации по каждому из направлений и  список примерных тем и литературных аргументов.

Работу по подготовке к написанию сочинения  начнем с выбора темы.  Следует отметить, что это очень ответственный этап. Многое зависит от того, какую тему выберет выпускник, ему нужно  быть уверенным, подойдут  ли его  аргументы  и раскроют ли смысл высказывания.  Поэтому  стоит порекомендовать более простую и понятную для него тему.

Следующий этап работы – знакомство с композицией.

Классическая структура сочинения предполагает три основные  части: вступление, основная часть и заключение. Основная часть включает  тезис, подкрепленный аргументами. И сразу же возникает вопрос: сколько должно быть аргументов?   Можно привести всего  один аргумент для объяснения тезиса. Но здесь чаще всего и кроется «подводный камень»: ведь объем сочинения – не менее 350 слов. Учитывая то, что все-таки не все  наши выпускники начитаны, следует посоветовать взять два и  более  аргументов  (оптимальное количество – два, так как большой объем затрудняет работу экспертов при проверке сочинения).  Нужно подчеркнуть, что вступление и заключение соразмерны.   

Итак, тематическое направление выбрано, с композицией учащиеся познакомились. Теперь следует обратиться к критериям оценивания. Это очень важно, потому что пишущий должен представлять, что от него хотят получить.

Всего  пять критериев:

  1. Соответствие теме. Необходимо сказать выпускникам, что самое важное – не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
  2. Привлечение литературного материала. Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент – из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное – написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
  3. Композиция и логика рассуждения. Чтобы получить балл по этому критерию, предлагается использовать классическую структуру сочинения. Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
  4. Качество письменной речи. Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна – «зачёт».
  5. Грамотность. «Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Напомните: на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём. Это  поможет свести орфографические ошибки к минимуму.

Далее нужно сказать, что  первые два критерия – обязательные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить  зачет по первым двум  критериям  и хотя бы по одному  из остальных. Итак, с критериями познакомили.

 А теперь обратимся к вступлению, задача  которого – ввести  в  тему, дать  предварительные, общие  сведения  о  той  проблеме, которая стоит за  предложенной  темой. Как видно из опыта моей работы, эта часть сочинения вызывает у школьников затруднение. Что же можно посоветовать в качестве вступления?

Краткую характеристику определенной эпохи;  анализ социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей времени; вступление может содержать размышление над главным понятием темы сочинения (война, совесть, дорога…); биографические факты из жизни автора, имеющие отношение к произведению или к поднятой проблеме; цитатное вступление  (в основе лежит цитата, имеющая прямое отношение к теме сочинения и являющаяся  «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли); личностное, предполагающее заявление собственной позиции, связанной с темой.

Для вступления предлагаю речевые клише:

-  Всем известно,  что ...

- Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди...

-  Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...

 - Люди часто размышляют о том, что .... 

- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ... 

- Кто-то считает, что ...

Очень важно, чтобы вступление  соответствовало теме, а не направлению. Поэтому не рекомендуется делать заготовки вступлений к  направлениям и заучивать их.

Далее нужно правильно сформулировать тезис.  Прежде   учащиеся должны усвоить, что тезис напрямую связан с темой. Это ответ на поставленный вопрос темы. Есть несколько способов формулировки тезиса:

- прямое выражение главной  мысли (например, Личностные качества человека во многом определяет выбор жизненного пути…);

- в виде вопроса-ответа  (например, Влияют ли личностные  качества человека на выбор жизненного пути? Несомненно, именно личностные качества человека во многом определяют его жизненный путь);

- оригинальный способ выражения мысли: можно рассказать о случае из своей жизни, если этот прием не был использован во вступлении.

Теперь необходимо связать тезис и основную мысль (аргумент). Для этого использую такие  речевые   клише:

-  В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература, например…

-  Вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

-  Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению (название,  автор), в котором...

-   Тема (поиска смысла жизни  затрагивается в романе... (автор, название);

- Вспомним героя повести... (автор, название);

- Обратимся к роману... (автор, название);

- Подтверждением этого является роман (повесть, рассказ;  автор, название). 

Затем переходим к написанию основной части, которая должна быть посвящена раскрытию конкретной  темы. Необходимо обратить внимание на четкое деление на абзацы основной части. Каждый  абзац – это  относительно  законченное  целое. Абзац  должен  быть  посвящён  изложению  одной  идее  и   не  может   начинаться  с  одной  идеи  и  заканчиваться  другой. Предложения  должны  быть  логически  связаны  так, чтобы  каждое  последующее  было  ответом  на  вопрос, возникающий  у  читателя  после  прочтения  предыдущего  предложения. Основная  часть – это  сочинение-рассуждение, поэтому выделяются тезис, доказательства, микровывод.

Перейдем к последней части – заключению. Существует несколько видов заключений:

- обобщение сказанного (обращаются к основной мысли сочинения, излагая ее более широко, развернуто);

- риторический вопрос (то есть в конце сочинения пишущий обращается к основной проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркнув ее актуальность);

- призыв или обращение, акцентирующие внимание на главной мысли сочинения;

- цитата (здесь нужно помнить, что не всякая цитата может быть уместна в сочинении, а лишь полно отражающая основную мысль). Вот  примеры речевых клише к заключению:

-  Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...

- Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

- Таким образом, следует отметить, что…

- (Цитата) «...» - писал ... В этих словах выражена мысль о ...

Таким образом, только систематическая,  последовательная, кропотливая работа учителя и ученика может привести к положительному результату.

 

Литература и интернет-ресурсы

  1. Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. – М. Дрофа, 2004.- 229 с.
  2. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом//Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»), 1996, №3.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, центр «Эйдос», 23.04.2002 г.
  4. https://fipi.ru