В статье рассказывается о том, как вести работу по подготовке к написанию итогового сочинения. Представлены формы и методы работы по развитию основных компетенций преподавания русского языка и литературы, композиция итогового сочинения, критерии оценивания, речевые клише.
Автор: Субботина Людмила Викторовна
В декабре 2021 года выпускникам 11 класса предстоит серьезное испытание: они должны будут написать итоговое сочинение, являющееся допуском к государственной итоговой аттестации. Это тоже своего рода экзамен, на котором учащиеся должны получить «зачет».
Каким же образом это сделать? Конечно, многое зависит от самого ученика, от того, как он отнесется к этой работе, от его уровня начитанности и владения письменной речью. Но я думаю, что не нужно умалять и роли учителя в процессе подготовки.
Как руководителю районного МО мне часто в основном молодые педагоги задают вопрос, как подготовить выпускников, чтобы они получили «зачет» и когда нужно начать работу по подготовке. Я всегда отвечаю, что подготовку нужно вести не с десятого или одиннадцатого классов, а с пятого. Для этого учителю следует еще раз вспомнить основные компетенции преподавания русского языка и литературы. Языковая компетенция, предполагающая способность учащихся употреблять слова, их формы в соответствии с нормами литературного языка. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками анализа и самоанализа. И одна, на мой взгляд, из главных компетенций – коммуникативная, нацеленная на развитие умений говорить, слушать и понимать. Основное в рамках данной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты. Именно от этого нужно оттолкнуться в своей работе по подготовке учащихся к написанию сочинения.
Что же мы имеем, когда ребенок приходит в пятый класс? Он не владеет литературной речью, словарный запас очень беден, слабо развита память и воображение, не умеет говорить и слушать, не говоря уже о понимании и создании текстов. Как видите, объем работы для учителя-словесника очень большой.
С чего же начать? Я думаю, что сначала нужно заставить учеников читать. Как это сделать? Есть много форм и методов по привитию любви к чтению. К сожалению, некоторые в мир развития современных технологий уже канули в лету. Я, получив пятый класс, сразу заставляю завести «Дневник читателя», где ученики фиксируют авторов и названия прочитанных книг, кратко передают содержание и высказывают свое мнение о прочитанном произведении. Эти дневники проверяются один раз в четверть на уроках внеклассного чтения, когда ученик знакомит своих товарищей с прочитанными книгами, делится своим впечатлением. Такая работа оценивается учителем.
Есть еще один способ: «Дочитай сам», или метод Кассиля. Читаю или пересказываю произведение с интересным, увлекательным сюжетом, затем на самом захватывающем эпизоде делаю паузу и прошу учеников дочитать самим дома. Этот методический прием дает положительный результат не только в младших классах, но и в старших. Например, в 9 классе на уроке внеклассного чтения я начала пересказ книги В. Закруткина «Матерь человеческая» и остановилась на эпизоде, когда Мария обнаружила в погребе раненого мальчика-немца. К сожалению, в местной библиотеке такой книги не оказалось, текст был только у меня. Но ученики, я не знаю почему, не стали искать текст в Интернете, создали очередь и читали дома с родителями, то есть это стало своего рода семейным чтением.
Еще один способ, заставляющий учеников читать.
В 5–6 классах можно предложить проекты на темы: «Что читали наши бабушки (дедушки, папы, мамы)?» с обязательным условиям выразительного чтения или пересказа понравившегося эпизода. Конечно, интерес к чтению у ребенка формируется не в школе, а в семье с самого рождения, но современные родители или в силу своей занятости, или по другой причине оставляют это учителям.
Немаловажную роль в формировании компетенций играет работа с текстом. Самое главное, чтобы учащиеся поняли текст. Для этого нужно подготовить вопросы, позволяющие выявить первичное восприятие текста (это вопросы по содержанию). Затем необходимо определить тему текста (ключевой вопрос: о чем? (о ком) говорится в тексте), основную мысль (для чего написан текст?). Это своего рода часть работы по комплексному анализу текста, который проводится с 5 по 11 классы.
Можно давать реконструкцию текста: «письмо с дырками». Это сознательный пропуск учителем изучаемых орфограмм. Такой метод позволяет учащимся видеть ошибкоопасные места, то есть орфограммы. Также этот прием можно использовать для того, чтобы ученик обратился к художественному произведению. Берется отрывок из произведения, лучше прозаического, и в нем пропускаются слова. Выполняя задание по реконструкции текста, ребенок будет вынужден обратиться к данному произведению. В 5–6 классах для развития навыка работы с текстом советую использовать метод сложения целого из частей текста. Эффективен данный прием при изучении тем: «Текст», «Тема текста», «Темы широкие и узкие» и т. д.
Все это, несомненно, способствует развитию основных компетенций преподавания русского языка и литературы, а в будущем поможет написать итоговое сочинение.
А теперь обратимся непосредственно к экзаменационной работе 2021 года. Выпускникам предлагается пять направлений, опубликованных на сайте ФИПИ:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и Наказание– вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Также на этом сервере вы можете увидеть рекомендации по каждому из направлений и список примерных тем и литературных аргументов.
Работу по подготовке к написанию сочинения начнем с выбора темы. Следует отметить, что это очень ответственный этап. Многое зависит от того, какую тему выберет выпускник, ему нужно быть уверенным, подойдут ли его аргументы и раскроют ли смысл высказывания. Поэтому стоит порекомендовать более простую и понятную для него тему.
Следующий этап работы – знакомство с композицией.
Классическая структура сочинения предполагает три основные части: вступление, основная часть и заключение. Основная часть включает тезис, подкрепленный аргументами. И сразу же возникает вопрос: сколько должно быть аргументов? Можно привести всего один аргумент для объяснения тезиса. Но здесь чаще всего и кроется «подводный камень»: ведь объем сочинения – не менее 350 слов. Учитывая то, что все-таки не все наши выпускники начитаны, следует посоветовать взять два и более аргументов (оптимальное количество – два, так как большой объем затрудняет работу экспертов при проверке сочинения). Нужно подчеркнуть, что вступление и заключение соразмерны.
Итак, тематическое направление выбрано, с композицией учащиеся познакомились. Теперь следует обратиться к критериям оценивания. Это очень важно, потому что пишущий должен представлять, что от него хотят получить.
Всего пять критериев:
- Соответствие теме. Необходимо сказать выпускникам, что самое важное – не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
- Привлечение литературного материала. Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент – из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное – написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
- Композиция и логика рассуждения. Чтобы получить балл по этому критерию, предлагается использовать классическую структуру сочинения. Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
- Качество письменной речи. Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна – «зачёт».
- Грамотность. «Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Напомните: на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём. Это поможет свести орфографические ошибки к минимуму.
Далее нужно сказать, что первые два критерия – обязательные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить зачет по первым двум критериям и хотя бы по одному из остальных. Итак, с критериями познакомили.
А теперь обратимся к вступлению, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как видно из опыта моей работы, эта часть сочинения вызывает у школьников затруднение. Что же можно посоветовать в качестве вступления?
Краткую характеристику определенной эпохи; анализ социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей времени; вступление может содержать размышление над главным понятием темы сочинения (война, совесть, дорога…); биографические факты из жизни автора, имеющие отношение к произведению или к поднятой проблеме; цитатное вступление (в основе лежит цитата, имеющая прямое отношение к теме сочинения и являющаяся «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли); личностное, предполагающее заявление собственной позиции, связанной с темой.
Для вступления предлагаю речевые клише:
- Всем известно, что ...
- Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди...
- Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...
- Люди часто размышляют о том, что ....
- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ...
- Кто-то считает, что ...
Очень важно, чтобы вступление соответствовало теме, а не направлению. Поэтому не рекомендуется делать заготовки вступлений к направлениям и заучивать их.
Далее нужно правильно сформулировать тезис. Прежде учащиеся должны усвоить, что тезис напрямую связан с темой. Это ответ на поставленный вопрос темы. Есть несколько способов формулировки тезиса:
- прямое выражение главной мысли (например, Личностные качества человека во многом определяет выбор жизненного пути…);
- в виде вопроса-ответа (например, Влияют ли личностные качества человека на выбор жизненного пути? Несомненно, именно личностные качества человека во многом определяют его жизненный путь);
- оригинальный способ выражения мысли: можно рассказать о случае из своей жизни, если этот прием не был использован во вступлении.
Теперь необходимо связать тезис и основную мысль (аргумент). Для этого использую такие речевые клише:
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература, например…
- Вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
- Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению (название, автор), в котором...
- Тема (поиска смысла жизни затрагивается в романе... (автор, название);
- Вспомним героя повести... (автор, название);
- Обратимся к роману... (автор, название);
- Подтверждением этого является роман (повесть, рассказ; автор, название).
Затем переходим к написанию основной части, которая должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Необходимо обратить внимание на четкое деление на абзацы основной части. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идее и не может начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Основная часть – это сочинение-рассуждение, поэтому выделяются тезис, доказательства, микровывод.
Перейдем к последней части – заключению. Существует несколько видов заключений:
- обобщение сказанного (обращаются к основной мысли сочинения, излагая ее более широко, развернуто);
- риторический вопрос (то есть в конце сочинения пишущий обращается к основной проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркнув ее актуальность);
- призыв или обращение, акцентирующие внимание на главной мысли сочинения;
- цитата (здесь нужно помнить, что не всякая цитата может быть уместна в сочинении, а лишь полно отражающая основную мысль). Вот примеры речевых клише к заключению:
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
- Таким образом, следует отметить, что…
- (Цитата) «...» - писал ... В этих словах выражена мысль о ...
Таким образом, только систематическая, последовательная, кропотливая работа учителя и ученика может привести к положительному результату.
Литература и интернет-ресурсы
- Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. – М. Дрофа, 2004.- 229 с.
- Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом//Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»), 1996, №3.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, центр «Эйдос», 23.04.2002 г.
- https://fipi.ru