Статья О.И. Ефремовой «Наши духовные ценности» посвящена организации краеведческой деятельности учителя – словесника и учащихся на уроках   литературы.

«Запас» добра в людях ограничен, а в последнее время истощается, поэтому надо  не призывать к патриотизму, а воспитывать уважение к людям на примере своих близких и почитаемых земляков.

Каждому человеку необходимо знать свои корни. Краеведение – это та область, которая неразрывно связана с воспитанием чувства любви  к месту, где ты живёшь, к истории своего края. Россия –  самобытное государство, истоки которого выразительно передают храмы – памятники. Этих величавых сказителей на  Руси достаточно много. Одни из них радуют глаз золотом куполов, другие пугают полуразрушенным напоминание  о безверии.

В «Слове о погибели Русской земли» сказано: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами  многими славишься ты, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми  холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими …–  всем ты преисполнена, земля Русская!»

Церковь –  неотъемлемая часть истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни. Изучение истории храма необходимо осуществлять в единстве трёх временных измерений: прошлое, настоящее, будущее.

Школа – основное место проведения  краеведческой работы с учащимися, учитель – словесник – её организатор. Литература – ведущий предмет века, так как позволяет реализовать принцип интеграции, когда на учебных занятиях используются сведения географии, истории, обществознания, литературы, основ православной культуры. Обучающиеся свободно проводят смысловые параллели, опираясь на жизненный опыт, художественное произведение. Поисковая и исследовательская работа воспитывает в ученике творчество, духовный подъём, интерес к почитаемым землякам. Данную деятельность можно организовать на уроках,  факультативных занятиях, краеведческих кружках.

Пути и методы изучения родного края разнообразны . Их выбор зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, от целей занятия и задач. Местный материал знаком ученику, а это значит, что каждый  может сделать своё открытие или почувствовать себя причастным к истории своего края.

Полевской лицей Курского района посещают дети десяти  населённых пунктов, в каждом из которых находится храм с историей в два века. На протяжении семи лет обучающиеся лицея «пишут» историю церкви, которая появилась в д. Муравлёво  в 2010 году. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возведён на месте  Скорбященского, который  действовал до 1917 года. В 30-е годы он был разобран по брёвнышку. Около 80 лет церковные службы проводились в молитвенных домах, которые открывались так же быстро, как и закрывались.

Деревня Муравлёво – небольшое селение, но для Курской области одно из святейших мест. Что притягивает сюда паломников из разных уголков страны? Это родина монахини Мисаилы (в миру Матрёна Гавриловна Зорина), которая проживала здесь с 1854 года по 1953 год. Скромная соотечественница считала своё место рождения «ценным – драгоценным». Встречи с местными жителями, посещение домика матушки Мисаилы, изучение литературы, связанной с её деяниях, создание видеофильмов и фотоальбомов, благоустройство территории вокруг храмов в д. Муравлёво, посещение могилы старицы и святого источника – вот то немногое, что ежегодно делают педагоги и обучающиеся лицея.

 В стихотворении «Молитва» (1839г.) М.Ю. Лермонтов пишет:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Одиночество, душевная боль наполняют строки поэта, который рано потерял мать. Маленькой Матрёне, жившей в селе Зорино, было три года, когда её родителей не стало. По решению местной власти двух сироток (Матрёна и её сестра) должны были содержать жители деревни. В 17 лет Матрёну выдали замуж за Василия Зорина, который часто обижал сироту.

Чувством желания свободы наполнено стихотворение 17-летнего Лермонтова «Ангел» (1831г.):

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Именно ангел вернул к жизни Матрёну, когда она заболела и «умерла». Очнулась Матрёна Гавриловна уже в гробу, увидев в святом углу лик Божией Матери Троеручицы.

Жизнеописание Мисаилы как бы представляет собой художественное воплощение знаменитого 5-го доказательства, данного Кантом – нравственное доказательство (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Ничего в этом мире не происходит случайно, всё имеет свой явный или тайный смысл. Мудрый дьявол, профессор Воланд, поясняет, что на войне люди  погибают, а вот рядом кричащий ребёнок не погибнет, потому что «он ещё не успел согрешить». Матрёна далеко не младенец, но уж точно «ещё не успела согрешить», чтобы покинуть земной мир, её путь ещё не пройден.

Шли к Матрёне больные, убитые горем, люди разных рангов, а в годы Великой Отечественной войны за советом обращались оккупировавшие Курск немцы. В день объявления войны она сказала: « Немец придёт сюда, а Курская область будет границей, но как немец придёт, так и уйдёт». Ей писали, к ней ехали, ища помощи и  получая желаемое.

В настоящее время  в месте «ценном – драгоценном» началось строительство второго храма имени Луки Крымского, с которым у Мисаилы была духовная связь. Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Есенецкий) – архиепископ, профессор, доктор, политзаключённый, лауреат Сталинской премии. Он стал жертвой репрессий, проведя в ссылке около 11 лет. В 1995 году был причислен к лику святых, а в 2000 году канонизирован. Изучая на уроках литературы творчество и биографию М. Булгакова, обращаемся к его произведению «Записки юного врача». Автобиографические факты данных рассказов относятся к периоду работы Булгакова земским врачом в одной из сельских больниц. Приобретаемый главным героем опыт врача, воспитывает в нём  огромную ответственность перед людьми и пациентами.

Так, юный Валентин Феликсович Войно-Есенецкий в 1907 году начинает свою практику  в одной из земских больниц на десять коек в Фатеже. Он всегда мчится к страдающим и нуждающимся, какая бы погода ни была на улице. В работу Валентин Феликсович вкладывает много любви, заботы и тепла, что помогает больным выздороветь, именно в этот период он знакомится с монахиней Мисаилой.  «В самое трудное время, – писал владыка, – я очень ясно, почти реально ощущаю, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня». В последние годы жизни епископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.

Святитель Лука и матушка Мисаила пока не так широко известны, как патриарх Тихон или преподобная мученица великая княгиня Елисавета.  Но их биография является необыкновенной и поучительной для школьников, которые только начинают свой земной путь.

 

Литература

 

1. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе — ГЛ. 1988.

2. Марущак В. Святитель – хирург. Житие архиепископа Войно-Ясенецкого. – М.: Даниловский благовестник, 2010.

3. Соколова Л.М. «Курская молитвенница монахиня Мисаила». - Курск: Издательство ООО «Мечта», 2010–2012гг.

Автор: О.И. Ефремова

You have no rights to post comments