Представляем рабочую программу курса внеурочной деятельности по литературному краеведению (9-11 классы) «И только дух животворит…» (Художественный мир произведений Е.И. Носова).
Программа составлена Каргаловой М.А., Мерзликиной Л.В., учителями русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 35 им. К.Д. Воробьёва» города Курска.
Срок реализации – 2017-2019 учебный год. Курс «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества Курских писателей и поэтов. В основе данной программы лежит изучение творчества писателя – земляка Е.И. Носова. Программа носит практический, прикладной характер: предполагает подготовку творческих проектов, научно-исследовательских работ, развитие творческой деятельности; различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала о писателе.
Программа рассчитана на 34 часа.
Цель курса: обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Курским краем и отражает его жизнь.
Задачи:
социально-педагогические: сформировать у обучающихся представление о месте Курского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
обучающие: обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой работы;
познавательные: формировать навыки исследовательской деятельности с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью; расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы родного края;
развивающие: развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность;
воспитательные: воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитания высоконравственной личности, воспитание речевой культуры школьников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 часа)
Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Цели и задачи занятий по литературному краеведению.
Раздел 1. ( 3 часа)
«Творчество Е. И. Носова – большая мудрая книга». Основные темы: «Иди и поклонись родной земле…». Традиции и новаторство.
«В галерее Мастера». Многогранность таланта Е. И. Носова.
Самостоятельная работа: запись тезисов лекции.
Формы контроля: проверка записей в тетрадях
Практическое занятие. Источники информации. Работа с устными источниками. Интервью. Исторические источники. Работа с документами. Библиографические источники, принципы работы с ними. Музейные и архивные источники.
Самостоятельная групповая работа: работа с информацией, создание памятки или алгоритма работы с различными источниками.
Формы контроля: выступления групп, оформление и представление материала в различной форме.
Раздел 2 (8 часов)
«Художественное слово Мастера» включает темы:
«Причастность к душе народа».
Русские народные мотивы в рассказе « Кулики - сороки».
«У правды особый путь». Путь правды, истины, милосердия.
Тема детства в художественной прозе Е. И. Носова.
Роль христианской символики в повести «Усвятские шлемоносцы».
«Врачующая сила» художественной детали.
«Если ты слеп, душа твоя глуха….». Проблемы человеческого равнодушия.
Горькая судьба ветеранов в наше время. «Душа малостью живет».
Раздел 3 (6 часов) «Малая родина» включает темы:
«Живые лоскутки» детства – основа нравственности.
Картины родной природы. «Природу нельзя трогать руками».
Образ отчего дома в творчестве автора. «Родина моя Курщина»,
Человек на земле. «Гимн хлеборобу, доярке, кузнецу».
Тема единения и родства человеческих душ. «Герои Носова – апостолы добра, справедливости и красоты».
Раздел 4 (17 часов). «Духовный подвиг русского народа в Великой Отечественной войне» включает темы:
Шлемоносцы Е. И. Носова – русские Микулы Селяниновичи,
«Красное вино победы». Русский солдат на войне. Тема страдания, неиссякаемого жизнелюбия русского человека.
«Шопен, соната номер два». «Скорбно-светлый реквием» в сердцах русского народа.
«Фанфары и колокола» Е.И. Носова и К.Д. Воробьева.
«Вот она, наша славянская душа!».Тема святости, совести, верности, доблести.
«И расцветают маки…». Тема «священной памяти».
Читательская конференция «И пусть в душе у каждого будет своя Поклонная Гора».
Литературно – музыкальная композиция «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…».
Духовное завещание потомкам. «Зерна Истины и семена Добра».
«Стук сердца в конвертах». Е. И. Носов в письмах, записках, воспоминаниях.
Литературно – музыкальная композиция «Е. И. Носов. Монолог о времени и о себе». (Встреча с Мастером).
Рабочая программа с тематическим планированием (файл docx, 41,5 КБ).
Программа составлена Каргаловой М.А., Мерзликиной Л.В.