Урок внеклассного чтения в 9 классе посвящён изучению творчества поэта Серебряного века Пимена Ивановича Карпова и анализу одного из стихотворений поэта – «Под голубым шатром».
В результате анализа девятиклассники должны прийти к выводу, что стихотворение выражает чувства и переживания автора, большую смысловую нагрузку несёт цветовая гамма, использованная поэтом в произведении.
Автор разработки: Фирсова Елена Михайловна, учитель МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области.
Ключевые слова урока: поэт Серебряного века Пимен Иванович Карпов, новокрестьянский поэт, малая родина, поэзия, стихотворения, цветовая гамма, прямое и переносное значение слова.
Разработка урока
Произведения хомутовского писателя и новокрестьянского поэта, современника Блока и Есенина, Пимена Ивановича Карпова не включены в Программу по литературе для общеобразовательных школ. Однако на уроках внеклассного чтения мы знакомимся с творчеством нашего именитого земляка, жизнь и судьба которого «достойны романа», а лирика – внимательного, вдумчивого изучения. Школьники Хомутовского района Курской области имеют уникальную возможность посещать проводимые ежегодно с 1996 года Карповские чтения, участвовать в конкурсе имени Пимена Карпова, что, несомненно, стимулирует учеников к изучению творчества Певца Светлого Града.
В 9 классе изучаем с учащимися стихотворение П.И. Карпова «Под голубым шатром». К уроку совместно с учениками оформляем выставку книг с произведениями поэта и писателя.
На этапе мотивирования к учебной деятельности читаю девятиклассникам стихотворение железногорской поэтессы Ольги Алёнкиной «Сон».
Мне сон накануне приснился,
Как будто бы шла я весной,
Месяц на небе светился,
Смешной, однорогий такой.
Увидела: шёл мне навстречу
Старик. Поравнялся со мной.
Спросила его я: «Далече?»
А он отвечает: «Домой».
Котомка была за плечами –
В ней ворох бумаг и вода.
Сказал он: «Не спал я ночами,
А ты что тут ходишь одна?»
Мы с ним посидели немного,
И мне он открыл свой секрет,
Что шёл, мол, к родному порогу,
Милее которого нет.
Из этой деревни был родом,
Где травы густые растут.
Дружил он здесь с русским народом
В глубинке, что Туркой зовут.
Спросила его: «Как же имя?
Возьмите на память букет».
Да Карпов я, Карпов я Пимен –
Писатель я был и поэт».
Я «Пламень» его не читала,
Не знала его я стихов,
Но вмиг поняла: повстречала
Поэта глубинных веков.
Он долго со мною прощался
(Старик уходил ведь навек).
Вот так мне … во сне повстречался
Писатель, поэт, человек…
Целесообразно спросить обучающихся:
- О ком рассказывает Ольга Алёнкина в своём стихотворении? Каким перед нами предстаёт «писатель, поэт, человек» Пимен Карпов?
Затем переходим к целеполаганию.
- Стихотворение железногорской поэтессы, рассказывающее о П.И. Карпове, может помочь вам сформулировать тему урока. Как вы думаете, какой теме посвящено стихотворение «Под голубым шатром», о котором будем говорить сегодня? Сформулируйте тему урока. (Тема родины и судьбы в стихотворении Пимена Карпова «Под голубым шатром.) Каковы наши цели и задачи?
Сформулировав цели и задачи учебного занятия, делаю вступление:
- Стихотворение «Под голубым шатром» написано в 1956 году в Турке, на малой родине П.И. Карпова. Сколько лет было поэту в момент создания произведения? Да, Карпову уже 72 года, большая часть жизни позади, жизни, «достойной романа».
Потом слово передается учащимся, которые готовили индивидуальные сообщения о жизни Пимена Карпова. Отметив достоинства выступающих, обобщаю:
- Прослушав сообщения, вы узнали, что жизнь нашего земляка была наполнена разнообразными событиями, неотделимыми от истории страны и народа. Это и трудное детство, когда будущий поэт батрачил у зажиточного мужика, и участие в революционном движении в годы первой русской революции, и тюремное заключение за организацию сельскохозяйственных забастовок, и непростой путь в творчестве, и литературное забвение, которое растянулось на четверть века. В стихотворении «Моя жизнь» Карпов пишет:
Слава слав тебе, жизнь моя горькая!
Всё познал я – о чём мне тужить?
(…)
Всю-то жизнь я томился да маялся
О тебе, мой отверженный род.
Ты ж в безумстве своём не раскаялся,
И настал он – возмездия год-
Год, когда за мои же пророчества
Обречён я, святой и палач –
На мучительное одиночество,
На глухой заколдованный плач.
- Удивительно, как при таких испытаниях Карпов не потерял веры в свою родину, в свой народ и его светлое будущее. Видимо, именно по этой причине его и называют Певцом Светлого Града.
Прежде чем перейти к анализу стихотворения, подготовленный ученик выразительно читает стихотворение «Под голубым шатром».
Много солнца видел я на свете,
Много посетил далёких стран,
Но нигде милей весны не встретил,
Чем в краю, что с отрочества дан.
Под шатром зелёного разгула
Хорошо любить и петь весной!
Белым цветом счастье промелькнуло,
Затерялось в хижине лесной...
Все зовёт, зовёт меня куда-то
Белоснежный яблоневый цвет,
Лепестковым осыпает златом,
Голубой пророчит сердцу бред.
Ты моё несбывшееся счастье!
Не вернуть тебя и не найти...
Прозвени! Взбушуй весенней страстью!
И, как этот белый сад, цвети!
Промелькнула тройка в светлой сбруе-
Счастье не воротится назад...
Но за всё тебя благодарю я,
Жизнь моя, благоуханный сад!
Затем организуется анализ стихотворения:
- Определите тему стихотворения «Под голубым шатром». Как вы думаете, почему оно имеет такое название? Что поэт называет голубым шатром?
- Лирическая поэзия П.И. Карпова выражает чувства и переживания автора. Какими чувствами проникнуто произведение?
- В каких строчках заключена главная мысль стихотворения? Как она раскрывается в произведении? Чем отчий край лучше тех мест, которые посетил лирический герой за свою жизнь?
- Прочитаем первую строку стихотворения. Какое ключевое слово мы из неё выделим? (Солнце)
- Яркое солнце, дарующее людям тепло и свет, часто ассоциируется у Карпова со своей малой родиной. Как можно раскрыть смысл этой строки? (Много времени проводил поэт в родном краю.) И это на самом деле так. Судя по воспоминаниям племянниц поэта, их именитый дядя каждое лето приезжал из столицы на малую родину в село Турка. Останавливался обычно у братьев Филиппа и Степана, которые вели совместное хозяйство. В гостеприимном доме задерживался на два-три месяца. Как проводил время? Чем занимался? Пимен Иванович очень любил цветы, живописную природу Курского края. Часами мог любоваться здешними красотами. А Фёдор Иванович Быков, сосед братьев Карповых, вспоминал: «Бывало, возьмёт бумаги и айда по полям и лесам. Идёт и на ходу что-то записывает».
- Прочитаем первое четверостишие и объясним значение этих строк стихотворения.
- Стихотворение «Под голубым шатром», как и многие другие стихи Пимена Карпова, эмоционально. Какие предложения на это указывают? (Восклицательные.) Прочитаем такие предложения? Какие мысли в них заключены? В одном из восклицательных предложений мы встречаем глагол «петь». В прямом или переносном значении употреблено слово? Что обозначает лирично звучащий глагол «петь» в предложении?
- Подсчитано, что в поэзии П.И. Карпова гамма из 14 цветов, которые употребляются как в прямом, так и переносном значении. Какие цвета мы встречаем в стихотворении «Под голубым шатром»?
- Белый символизирует чистоту, ясность, свет. Сколько раз встречается белый цвет в стихотворении? В каком значении употребляется? В преклонном возрасте у поэта светлая радость и много света.
- Что поэт называет зелёным разгулом? Какие из цветов употреблены в прямом значении, а какие в переносном?
- Что говорит Пимен Карпов о своей жизни? Как её оценивает? Какие художественные средства для этого использует?
- К каким же выводам вы пришли, проанализировав стихотворение?
- Прочитаем стихотворение выразительно.
На этапе рефлексии учебной деятельности девятиклассники по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
В качестве домашнего задания предлагается выполнить одно из заданий по выбору:
- Проиллюстрировать стихотворение «Под голубым шатром».
- Записать интерпретацию стихотворения.
Автор разработки: Фирсова Елена Михайловна