Своим опытом и размышлениями о том, как использовать краеведческий материал, делится учитель русского языка и литературы Гайдукова Зоя Петровна
Использование исторического краеведения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость… Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле».
В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в процессе воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного и готового отстаивать ее интересы.
То и дело перестраивая Россию, мы стали забывать о своём славном прошлом. И удивляемся: почему мельчают наши души, почему мы забываем своё родство, свои истоки, почему исчезают наши многовековые традиции, почему деградирует духовность.
В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из самых актуальных и требует новых подходов. Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой.
Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого и школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
От слов родина, отечество, родной край и возникло понятие «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение совсем недавно, в 20-ые годы прошлого века. Краеведение обозначает: знание о своей ближней родине - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, быт, взгляды, верования, традиции местного населения.
О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных патриотов, приобщать их к исследованию истории родного края писали еще Я.А.Каменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы, священнослужители.
Около 130-ти лет назад К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству».
Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал ее академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.
Цель использования краеведческого материала на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности:
– это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему;
- воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;
- обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности.
Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. Ведь дорога к сердцам детей лежит через память.
И вот уже несколько поколений школьников занимаются сбором и оформлением краеведческого материала по истории родного села Панино, храма святого Митрофана Воронежского, развития образования, о славных людях села.
И как дань глубокого уважения в школе создан уголок боевой и трудовой славы односельчан. И на правах хозяйки я приглашаю вас в наш краеведческий уголок. Пусть вас не удивляет то, что всё здесь оформлено не профессионалими-художниками, а учащимися и учителями, которые создавали это стенды с огромным желанием и любовью. Экспозиции уголка постоянно пополняются, обновляются, используются на уроках и во внеурочной деятельности, для написания рефератов, курсовых и дипломных работ выпускниками школы.
Я хочу для вас провести экскурсию по экспозициям уголка.
1 экспозиция «История родной школы», где собран материал о первых учителях, о работе школы в разные периоды, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках, которые являются гордостью школы. Этот материал размещён на сайте школы, где вы можете подробно с ним ознакомиться.
2 экспозиция посвящена истории села Панино. Наше село имеет богатую историю, начиная с первых поселений и до сегодняшнего времени. Здесь размещён материал о далёком прошлом села, о довоенных и послевоенных годах, о жизни села в годы Великой отечественной войны, о создании и развитии Опытного хозяйства. Краеведы школы пригласили директоров района на вечер памяти «С любовью к отчему краю».
И как бы продолжением этой экспозиции является следующая - «Связь поколений». Здесь собран материал по истории пионерской и комсомольской организации, о трудовой славе односельчан, которые остались верны своему родному селу или добросовестно трудятся в различных областях.
Одной из главных достопримечательностей села является храм святого Митрофана Воронежского. Материал по истории храма собирался несколькими поколениями учителей и краеведов школы. Он размещён на сайте Курской епархии. В этом году мы достойно выступили на районной краеведческой конференции «Медвенский район глазами молодых» в номинации «Храмы Медвенского района». За духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения от Курской епархии вручена грамота.
Следующая экспозиция «История одной жизни». Это материал о моём деде Колпакове Тимофее Никифоровиче, дважды репрессированном в 1932 и в 1937 годах, дважды признанным «врагом народа» за то, что трудился не покладая рук, чтобы прокормить свою многодетную семью. Мы делали запросы в ФСБ по Курской области, в информационно – аналитический центр МВД РФ, в республику Коми, где он отбывал срок. Очерк о моём деде и материал о репрессированных жителях села помещён в 6 томе Книги Памяти незаконных политических репрессий Курской области. В этой книге мы представляли Медвенский район (показ архивных документов, Книги Памяти, фото односельчан 1932 года). А материал о дедушке размещён в музее ГУЛАГа в Москве. Мы являемся лауреатами регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «Юный архивист».
Мы благодарны депутату Курской областной Думы Кузнецовой Вере Сергеевне за финансовую помощь, которая откликнулась на нашу просьбу помочь выходу в свет 6-му тому Книги Памяти.
Но самый обширный материал школьного уголка представлен Великой Отечественной войной. К 75-летию Курской битвы оформлен стенд «Наши земляки – участники Курской битвы».
Следующая экспозиция – «Трудовой подвиг в тылу». Здесь собран материал о вкладе наших односельчан в разгром врага, о страшных месяцах оккупации.
Экспозиция «Помним войну» до сегодняшнего времени выглядела так, а теперь мы создаём свой Бессмертный полк. Работая с сайтами Центрального архива Министерства обороны: «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал» - мы отыскали 85 наградных листов с приказами о награждении наших односельчан – участников Великой Отечественной войны, 90 донесений о погибших и пропавших без вести. Уточняем списки жителей села, размещённых на нашем памятнике и в Книге памяти Курской области. Мы решили создать свою Книгу Памяти, где будут помещены все собранные материалы об участниках войны и тружениках тыла.
8 мая 2018 года прошло в селе шествие Бессмертного полка. Всё село собралось возле храма, в котором была отслужена панихида по погибшим в годы войны . Затем от храма началось шествие Бессмертного полка к памятнику погибшим односельчанам, где состоялся митинг. Затем Бессмертный полк продолжил шествие к центру села, где силами учащихся, учителей школы и жителей села был дан праздничный концерт. Весь он был построен на краеведческом материале, звучали стихи о земляках, написанные бывшим завучем школы Алтуховой Л.Г. Это мероприятие надолго запомнится всем присутствующим, ведь оно затронуло души людей и наполнило их гордостью за нашу Великую Родину.
На следующий год 8 мая 2019 года исполняется 30 лет со дня открытия в нашем селе памятника погибшим. Сохранились фотографии, сценарий праздника, мы с ребятами составили проект о нём. Хотелось бы восстановить в памяти то событие 30-летней давности. Умерли ветераны, но на с мену им пришло новое поколение краеведов. Я думаю, что у нас всё получится. Мы продолжаем сбор фотографий для Бессмертного полка.
6 мая 2018 года юнармейцы школы навестили ветерана Великой Отечественной войны, кавалера ордена Александра Невского, председателя секции курян – кавалеров ордена Александра Невского Барышева Валентина Степановича. Мы должны знать, что эта секция единственная в России, что по инициативе Валентина Степановича улица Колхозная была переименована в улицу А. Невского, был воздвигнут памятник А. Невскому в Первомайском саду, в селе Букреевка реставрирован храм имени А. Невского. Мы подарили ветерану подарки, благодарственные письма от обучающихся нашей школы, коллектива учителей и настоятеля храма отца Иоанна, зачитали посвященные ему стихотворения, написанные бывшим завучем школы Алтуховой Л. Г., рассказали ему о проделанной нами работе по духовно-патриотическому направлению и о предстоящей работе. В ответ Валентин Степанович рассказал нам эпизоды из своей жизни: это были рассказы о Великой Отечественной войне. Валентин Степанович доброжелательно нас встретил и душевно провёл с нами время. В конце встречи каждому из нас и нашей школе были подарены замечательные книги, и одна из них «Подвиг, ставший легендой», где собраны материалы о 175 курянах – кавалерах ордена Александра Невского.
До этой поездки Наталья Николаевна Пинаева обратилась к нам с просьбой отыскать кавалеров А. Невского – жителей Медвенского района. Мы с ребятами нашли 9 человек, а в книге «Подвиг, ставший легендой», их оказалось 6. Материал о троих наших земляках мы передали Валентину Степановичу: о Тарасове Иване Платоновиче (д. Звягинцево), Доренском Николае Игнатьевиче (с. Старое Чермошное), о Киряеве Александре Елисеевиче (с. Панино).
7 ноября 2018 года ему исполняется 95 лет. Мы обязательно поедем к нему в гости и расскажем о проделанной работе. И глаза ветерана вновь загорятся огнём от того, что растёт достойная смена.
16 мая 2018 года юнармейцы и учащиеся школы побывали в гостях у труженицы тыла Константиновой Екатерины Васильевны, подарили ей книги, собранный материал по истории села, преподнесли благодарственные письма от учащихся школы. Ребята устроили для ветерана настоящий праздник: пели песни, читали стихи о войне. Екатерина Васильевна поделилась воспоминаниями о своей непростой жизни, о том, как 16-летней девчонкой пришла на военный завод выпускать снаряды для фронта, как одна сумела поставить на ноги малолетних братьев и сестёр, как после войны достигла вершин в профессиональной деятельности: сначала работала следователем прокуратуры, затем – судьёй Промышленного района города Курска. Она передала для учащихся школы в подарок книгу «Мы долгое эхо друг друга», написанную ею. На прощание она сказала: «Советский солдат пошёл добывать тишину. И теперь вам, молодым и сильным, стоять на страже этой тишины. Пусть зоркими будут ваши глаза и сердца». Эта книга – послание к нам, будущему страны, отвечающему за мир на Земле.
26 мая 2018 года в нашем храме состоялась праздничная служба в честь Святой Троицы и была отслужена панихида в память о заживо погребённых фашистами партизанах и жителях села, им сочувствующих, в Осиновом логу летом 1942 года. Ровно 76 лет назад совершилось это чудовищное преступление. 76 лет души их витали между небом и землёй, а теперь они обрели наконец-то покой. На панихиде присутствовали жители села, родственники погибших, учителя и учащиеся школы. Над селом звучал колокольный звон.
На самом высоком месте 30 мая в Осиновом логу мы установили Поминальный крест с именами 12 наших односельчан. И не только их родственники, но и все жители села должны знать тех людей, которые помогли нам в этом благородном деле. Это Арбузов Александр. Он изготовил этот крест и не взял с нас денег. Это наш отец Иоаан, который пожертвовал деньги на табличку. Низкий им за это поклон.
Но в Государственном архиве Курской области нет документов о действиях этого отряда. Благодаря бывшим учителям школы: Колпаковой Анне Ивановне, Гримовой Марии Павловне, Алтуховой Любови Григорьевне, Гайдуковой Зое Петровне и нескольким поколениям краеведам нашей школы, которые собрали воспоминания очевидцев и родственников погребённых, потомки могут узнать о борьбе первого партизанского отряда на территории Медвенского района с немецко-фашистскими захватчиками. Этот бесценный материал будет передан в Государственный архив Курской области.
Мы установили имена 12 наших односельчан. Но в четырёх могилах было погребено гораздо больше людей: это две учительницы – еврейки, имена которых не установлены, несколько мужчин разного возраста, тела которых были изуродованы. И на памятнике в Медвенке написаны имена только восьми наших жителей. Мы надеемся на то, что имена и остальных погребённых в Осиновом логу будут установлены.
Ни одна могила не должна быть забыта, ни одно имя. Наше поколение, рождённое после войны, свято чтит память о погибших за родину. Мы надеемся, что сегодняшнее и грядущие поколения будут достойной сменой своих прадедов и что на этом месте они воздвигнут памятник и найдут капсулу, которую заложили будущие краеведы школы: Гайдукова Анна и Гречухина Алина, праправнучка одного из заживо погребённых, с обращением к будущим потомкам.
Обращение к потомкам
Мы, несколько поколений краеведов Панинской школы, обращаемся к своим потомкам: свято храните память о погибших за ваше счастливое будущее и будущее ваших детей. Не забывайте памятные знаки, могилы погибших односельчан, уважительно относитесь к памяти предков, творите добрые дела во славу своего Отечества. Знайте, что этот поминальный крест был поставлен 30 мая в память о жителях нашего села, заживо погребённых в Осиновом логу фашистами в июне 1942 года в четырёх могилах.
В память о жертвах в ночь на Троицу бывший завуч школы Алтухова Любовь Григорьевна написала стихотворение. Послушайте его.
Почему же пропали осины
В Осиновом нашем логу?
А когда-то на горке стояли
В летний зной, и в ненастье, пургу.
Доверяли девчата им тайны
И шептались о личном своем,
Обнимали подружку-осинку
И стояли, обнявшись вдвоем…
Но беда полыхнула внезапно,
Ворвалась вихрем в избы людей.
Стали строгими все в одночасье,
Забурлило потоком смертей.
Кто в окопе погиб или танке,
Принял смерть средь людей на миру –
Партизан молодых темной ночью
Закопали живыми в логу.
И осины дрожали от страха,
От бессилья кричала Земля,
Эхо боли в полях разносило,
И осины поникли скорбя.
Будто вымерла сразу деревня.
В избах слышался шепот молитв.
«Ты спаси их, Боже, спаси их», –
У иконы старушка твердит.
Те осины не вынесли горя,
Сок стекал со ствола, как ручей,
Засыхали, припав на колени,
Перед мужеством этих людей.
И в логу нет осин на пригорке,
Лишь цветут полевые цветы…
Охраняют места погребенья
Голубые глаза-васильки.
25 августа у памятника погибшим односельчанам совместно с сельским Домом культуры, сельской мобильной библиотекой был проведен митинг, посвящённый Курской битве. Юнармейцы школы рассказали о земляках – участниках этого грандиозного сражения. На месте казни партизан, у Поминального креста, проведен урок мужества «Дорога в бессмертие». Краеведы школы рассказали о действиях партизан, зачитали воспоминания родственников заживо погребённых. В конце были возложены цветы к кресту.
Ребята увлечённо проводят тематические экскурсии для обучающихся разных возрастов, для родителей на Дне открытых дверей, с желанием познают свои истоки, интересуются своей родословной, готовят сообщения о своих предках.
- Прапрапрадедушка по линии мамы Минаков Василий Артамонович был родом из Панино, служил боцманом на броненосце «Потёмкин». После бунта на корабле бежал в Курск, где устроился на работу к купцу Калашникову конюхом. Женился на хозяйской дочери Наденьке. У них было 5 детей.
- Прапрабабушка Дуня с детства жила и воспитывалась у барина Березовского (теперь на барской усадьбе расположен санаторий имени Черняховского). Вместе с барышнями ездила во Францию, была грамотной, знала французский язык.
- Мой прапрадедушка Сергей погиб на войне. Он был водителем у генерала Бутко.
Мы поддерживаем связь с кафедрами истории Отечества Курского государственного университета и Курской государственной сельскохозяйственной академии, благотворительной организацией «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий Курской области», с архивной комиссией Курской епархии и Курским Свято-Троицким женским монастырём, выполняем их задания.
Кафедрой истории Отечества Курского Государственного Университета был объявлен конкурс очерков о ветеранах Великой Отечественной войны, посвящённый юбилею Курской битвы, и наш очерк «Память сердца» о Шевелёве Семёне Ефимовиче вошёл в сборник материалов Международной научно – практической конференции «Восток и Запад – вместе создавать будущее». Несколько лет подряд участвуем в областном конкурсе «Формирование молодёжной научно - интеллектуальной элиты России». Все работы на конкурс связаны с краеведением.
Ежегодно принимаем участие в семинарах по духовно-нравственному воспитанию при Курской сельскохозяйственной академии. В этом году нам было предложено выступить на семинаре с исследовательским проектом «Звон колокольный над Панино льётся» (по истории нашего храма Митрофана Воронежского).
Кафедра истории Отечества Курского госуниверситета неоднократно дарила для школьного уголка книги, предметы быта и утвари. Мы поделились ими с районным краеведческим музеем и передали около 20 различных предметов.
Мы с краеведами систематически участвуем в различных районных конкурсах, творческих проектах и неоднократно занимаем призовые места.
По моему глубокому убеждению, краеведческая работа представляет уникальную возможность не просто расширять кругозор наших учеников, она закладывает нравственные основы личности.
Приемы и формы краеведческой работы на уроках русского языка и литературы возможны самые разнообразные. Я использую следующие: выполнение творческих работ, составление и разбор предложений, анализ текстов, чтение и анализ стихов, сообщения учащихся, изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей.
При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:
- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например, улице, где находится их дом или школа;
- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.
Использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательную активность обучающихся.
На уроках русского языка пишем диктанты, сочинения о знаменитых земляках, описываем местность, памятник, находящийся на территории села.
Тексты для комплексного анализа (8 – 9 классы)
1) Часто вспоминается Семёну Ефимовичу Шевелёву победная весна 1945 года в Берлине. Ожила опалённая боями травка, зазеленели листья. Поздний вечер 8 мая 1945 года. Необычайная тишина вползла в изуродованный и разрушенный город, одетый в белые флаги. И вдруг воздух дрогнул, послышались автоматные и пулемётные очереди, тяжело загрохотали орудия, светящиеся трассы осветили вечернее небо. Что это? Это войска, находящиеся в Берлине, салютовали Победе. Разве кто из нас мог подумать, что мы, простые советские парни, дойдём до самого логова фашистского зверя и распишемся на стенах рейхстага.
2) Разбросала война наших односельчан – кого в танкисты, кого в зенитчики, кого в телефонисты, кого в разведчики. Бесстрашно сражались наши солдаты, терпели летнюю жару, зимние метели и морозы, осеннюю слякоть и моросящий дождь. Вперёд, только вперёд! Ведь солдаты защищали свой дом, своих матерей, сестёр, любимых, которые верили в них, в их храбрость, смелость. Верили, что пролетит вражеская пуля мимо солдата и вернётся он домой живым с орденами на груди.
3) Более 350 человек из нашего села ушли на фронт, а домой вернулись только 106. 218 фамилий погибших и пропавших без вести высечены на плитах нашего обелиска, 12 заживо погребённых в Осиновом логу, 15 мирных жителей, расстрелянных как заложники за действия партизанам. 245 незаживающих ран в сердцах наших земляков, чьи отцы, мужья, братья отдали свои жизни во имя победы.
Выполнить задания.
Определить тему и идею данного текста.
Во втором абзаце объяснить постановку знаков препинания.
В предложениях последнего абзаца найти главные члены предложения, определить, какой частью речи они выражены.
Графически обозначьте орфограммы в предложениях первого абзаца.
Слова для фонетического и орфографического разбора.
Село, располагается, крепостные, поселение, вручную, серп, фляжка, реставрация и т.д.
Предложения для синтаксического, пунктуационного разбора (6 – 9 классы).
Принёв Михаил Николаевич на войне был разведчиком, совершал дерзкие операции в тылу врага, полный кавалер ордена Славы.
Мухортиков Павел Иванович – участник Курской битвы, в любую погоду под огнём противника налаживал связь со штабом.
Подушкин Иван Егорович – наводчик миномёта, во время форсирования Западной Двины точным огнём уничтожил две огневые точки противника и до 30 гитлеровцев.
Киряев Александр Елисеевич – гвардии капитан, награждённый орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды.
Гайдуков Алексей Кузьмич – лейтенант, командир танка. В бою за высоту на Курской дуге уничтожил одно орудие, четыре огневые точки и до 10 солдат и офицеров противника.
Мартынов Иван Иванович первый из разведчиков заметил готовившуюся контратаку противника и сообщил об этом на батарею.
Ивлицкий Николай Леонтьевич в боях за город Кёльн обеспечивал бесперебойную связь дивизиона с пехотой и исправил 20 порывов телефонной линии.
Подушкин Николай Иванович служил в батальоне химзащиты. Находясь по 10 часов в защитной одежде и противогазе, в отравленной атмосфере в течение 5 дней производил спуск продукции из ёмкостей цеха.
Устное публичное выступление о предметах быта и утвари (6 класс).
Учащиеся готовят сообщения о старинных предметах быта, об их применении в обыденной жизни.
Текст изложения (8 – 9 классы)
Жил в селе обыкновенный паренёк, общительный, деловой. Был он мастер на выдумки, тем самым доставлял немало хлопот матери и учителям. Во время оккупации зима 1942 года была снежная и морозная. Соломенные хаты были увешаны длинными сосульками. И он оповестил всех жителей села, что немцы будут наказывать тех, у кого висят сосульки. И вот вышло всё село, кто с коромыслом, кто с палкой. И этим пареньком был Ивлицкий Николай Петрович. Никто из жителей села тогда и не предполагал, что этот непоседливый юноша совершит подвиг, не задумываясь отдаст свою жизнь, защищая и своих односельчан, и всю страну, и целый мир.
Два снаряда напролёт пронизали машину. Потушить огонь не удалось, так как из засады вышли вражеские танки «Тураны». Экипаж горящей самоходки вновь вступил в бой. Враги надеялись их взять в плен, рассчитывали, что бойцы бросятся спасать себя или повернуть машину назад. Каково же их было изумление, когда объятая пламенем самоходка всё неслась вперёд, стреляя по врагу. Ни один вражеский танк не решался больше преградить ей путь. Вдруг за спиной начали рваться снаряды. Какое-то мгновение.., и всех с головы до ног обдаёт пламя. Решением командования весь экипаж самоходки посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза.
Сочинение на тему «Человек, на которого хочется быть похожим» (9 класс)
Яковлева Н. Н. с детства мечтала лечить людей и поэтому, окончив среднюю школу, поступила в Курское медучилище по специальности «фельдшер». В Панинском фельдшерско-акушерском пункте с 1983 года работает его заведующей. В любую погоду, в любое время она спешит на помощь людям. Своей бодростью, доброй улыбкой, оптимизмом, профессионализмом Наталья Николаевна сыскала уважение всех жителей села.
Много рассказывала она о своей очень нужной работе. Но один из них она помнит особо. «Августовский день был холодным и дождливым. Дома зазвонил телефон, и в трубке раздался взволнованный голос медсестры Ирины Анатольевны. Она звонила из детского садика и просила меня срочно прийти. Когда я прибежала в детский сад, то увидела маленького мальчика, у которого были судороги. На окружающих он не реагировал. Температура у него была более 40 градусов. Сколько мы потратили сил, стараний, опыта, связались с детским врачом из районной больницы, но всё напрасно. Вызвали скорую помощь, а сами, не дожидаясь её приезда, отправились им навстречу. Я завернула ребёнка в одеяло и дорогой постоянно проверяла его пульс и сердцебиение. И вдруг случилась беда: у ребёнка остановилось сердце. Я только и крикнула водителю, чтобы остановил машину. А сама положила мальчика на сидение и стала ему делать искусственное дыхание и массаж сердца. Сзади, как в тумане, доносились крики бабушки. К большому счастью, сердечко застучало, а в это время навстречу ехала скорая помощь. Ребёнка мы отдали в надёжные руки педиатра. Какое счастье видеть здоровых, радостных, счастливых детей!» Наталья Николаевна – частый гость в нашей школе на разных мероприятиях.
Сочинение по личным впечатлениям «Первый раз в музее» (6 класс)
Из рассказов экскурсоводов я узнала, что жители нашего села участвовали в сборе средств на строительство эскадрильи самолётов «Курский колхозник», которые в 1944 году были переданы 355-му авиационному полку 2-й воздушной армии.
В районной газете «Колхозное знамя» за 7 октября 1943 года сообщалось, что «жители Панинского сельсовета первыми в районе начали сбор тёплых вещей для Красной Армии. Ими было собрано и сдано в районную комиссию 9 шапок, 74 пары варежек, сто пар тёплых портянок, 6 тысяч рублей. Их патриотическому почину последовали жители других сельсоветов».
Наши земляки с честью выдержали суровые испытания войны. Тридцать пять человек награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов».
Сочинение «Любимый уголок природы» (5 – 6 классы)
А сидели ли вы с удочкой на берегу пруда до восхода летнего солнца? Нельзя не любоваться красотой нашей деревенской зари. Небо чистое, лазурное, без малейшего облачка. Кое-где на горизонте оно с какой-то прозеленью. Луг, крутые берега, пруд белой ватной шалью окутал туман. Кругом тишина. Но вот далеко на горизонте показался розовый краешек солнца, первый робкий луч осветил село. Всё вокруг словно проснулось от долгого сна. Наперебой загорланили петухи, в хлевах замычали коровы, послышался стук вёдер. Налетел свежий утренний ветерок и с силой пахнул в лицо. Стоишь и внимательно смотришь на воду. Косячок рыбы ходит вокруг, как бы дразня рыбаков. Но вот первые смельчаки заплыли в подхватку. С волнением поднимаешь её вверх и видишь несколько рыбёшек. Но впечатление от рыбалки, от проснувшегося дня остаётся надолго в памяти.
Текст диктанта (8 класс)
Моя малая родина! Как тебя не любить! Как не восхищаться просторами твоих полей, зелёными дубравами, тихим шелестом ив над прудом, мягкой зеленью бархатистых трав, чистотой родниковой воды, трелями курского соловья в тишине ночных улиц.
Моё родное село Панино расположено в тридцати километрах от города Курска. Стоит остановиться у крутого спуска к пруду, как увидишь всю необычную красоту нашего села и непременно проникнешься любовью и уважением к этому чудному уголку земли.
Ранним утром росинки на траве переливаются в робких первых лучах солнца, словно жемчуг. Недалеко от луга, на пригорке, расположен сад, где растут могучие клёны. Красавец тополь всё выше тянется к солнцу. Как девица, нарядился он в серёжки. А когда зацветает, рассыпается во все стороны снежный пух. И сад полон птичьего гама. Дома, сады, палисадники, луга – всё утопает в зелени. И от этого создаётся впечатление, будто всё село покрыто мягким, светло-зелёным бархатом.
Красиво, необыкновенно красиво наше село в любое время года! Но краше и необычнее оно весной, когда сады в цвету. Всё село тогда превращается в сплошной цветущий сад. Повсюду разносится чудесный запах черёмухи. Нежно благоухает нарядная сирень. Чарует бело-розовый цвет яблонь.
Совершив экскурсию в краеведческий уголок, составляем словарные диктанты на определённую тему.
Грандиозная битва, дым пожарищ, героическая оборона, защитники Родины, Великая Отечественная война, самоотверженность солдат, участвовать в бою, разрушенные дома, руины города, чёрные дымящиеся развалины, безвестные герои, ожесточённая схватка, беспредельное мужество, ненависть к врагу, непоколебимая уверенность в победе, бесстрашный разведчик, ветеран войны, артиллерийский полк, группа десантников, командир батареи, свинцовый дождь, миномётный расчёт, батальон пехоты, удержать плацдарм, форсирование реки.
В ходе анализа повести В.Распутина «Уроки французского», после изучения рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» ребята готовят проекты «Мой любимый учитель», «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Ученики приносят пожелтевшие фото, составляют рассказы, подчёркивают «говорящие» детали времени. Подобные уроки пробуждают в них живой интерес к жизни родного края. Школьники переживают судьбы героев в неразрывной связи с историей страны, историей родного края. Краеведческий материал позволяет сделать уроки более доступными, живыми, он находит горячий отклик в сердцах детей.
Сочинение «О чём мне помогла узнать старая фотография»
Этой старой фотографии 75 лет. Она уже потускнела от времени, но дорога нам как память о прошедшей войне, о солдатах Великой Отечественной.
На фотографии изображён наш односельчанин Подушкин Пётр Игнатьевич. Фотограф запечатлел его 26 октября 1943 года, когда их танковая часть была переброшена под Ленинград для завершения полного прорыва блокады осаждённого города.
Эту фотографию Пётр Игнатьевич послал с фронта своей жене Анне и сыну Анатолию. Она хранилась в их семье 35 лет, а потом была передана в школьный музей.
Молодого красивого парня война застала в Ленинграде, где он служил в армии. «В воскресенье, 22 июня 1941 года, – вспоминал Пётр Игнатьевич, – мы играли в футбол. Вдруг тревога: объявили о начале войны.
Не думал ветеран, что ему вновь придётся увидеть этот город, но только разрушенным, но несломленным и полным веры в победу.
За участие в освобождении Ленинграда Пётр Игнатьевич был награждён медалью «За отвагу»…
При изучении пейзажной лирики (5-9 классы) мы читаем стихи не только классиков, но и учителей, и учащихся школы, узнаем картины родной природы.
Дети на рисунках изображают родные места, участвуют в конкурсе фотографий. Например, стихи учителя географии Терещенко Нелли Ивановны стали предметом анализа на уроке.
Луга травою сочною покрылись все весной.
А жёлтый одуванчик стоит, как часовой.
Лиловый колокольчик качает головой
И, кажется, любуется всей этой красотой.
А чуть поближе к речке шумит камыш листом,
И ивы распустились над самою водой.
Листочки отражаются в прозрачном ручейке
И радостно купаются в небесной синеве.
Кувшинки тут же плавают, как будто лодок строй.
Им вёсла заменяет широкий лист резной.
На лепесток уселся красавец мотылёк
И ветром подгоняемый бесстрашно вдаль плывёт.
И речка морем кажется, кувшинка – кораблём,
А лист зелёный – палубой и капитаном он.
Обучающиеся работают по анализу выразительных средств текста. Находят в стихотворении олицетворения, эпитеты, гиперболы.
На уроке мужества, посвящённом роли военной поэзии, в 7 классе также звучат стихи не только известных поэтов, но и учителей и учащихся нашей школы.
Пропавшим без вести
Не знаю, где прадед мой был похоронен
И был ли он предан земле…
В архиве известно лишь только,
Без вести пропал в сентябре.
Быть может над всеми пропавшими где – то
Ивы поникшие плачут росой,
А соловьи заливаются песней,
Очень знакомой и всем им родной.
Так журавли, пролетая над ними,
В ровный и строгий сбиваются клин,
Будто они салютуют погибшим,
В небе мы слышим прощальный их крик.
Прадед и много без вести пропавших
Бессмертным полком нигде не прошли,
Но их имена на Памятных Знаках
Место в списках героев нашли.
Бывший завуч школы Алтухова Л.Г.
Ныне живущим
Я не часто пишу о войне,
А все больше о мире и счастье.
Только вот это слово ко мне,
Может к вам тоже, стало стучаться…
Мы помним, верим и скорбим,
Мы благодарно храним сорок пятый,
А наш пятнадцатый неумолим
Стучит осколками в Украинские хаты…
И смотрит дикими с безумием глазами,
Слова бросает резко, как штыки,
В Россию, и условия ей ставит,
И клевету сплетает в узелки…
Все то же в Мире: небо, солнце, звезды,
И ветер разгоняет облака.
А вера с правдой стали невозможны…
Планета наша «треснула» слегка…
Бывшая ученица школы Позднякова Инна.
Краеведческий материал, используемый во внеурочной деятельности, на уроках русского языка, литературы, при подготовке к ОГЭ, на открытых уроках для учителей и родителей, помогает нам воспитывать в детях не только любовь к Родине, но и ответственность за её судьбу и судьбу народа.
Автор материала: Гайдукова Зоя Петровна