Конференция по повести Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» посвящёна 115-летию со дня рождения автора. Материал представлен Гуляевой Екатериной Витальевной, учителем русского языка и литературы МБОУ «CОШ № 30» г. Курска.

2018 год был объявлен Годом волонтёра и добровольца в России. В связи с этим информация о зарождении тимуровского движения своевременна и актуальна. Материалы конференции могут быть использованы на внеурочном занятии в 5-6 классах.

 

Визитная карточка мероприятия

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
  2. способствовать более прочному усвоению содержания повести «Тимур и его команда»;
  3. совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;
  4. учить добру, коллективизму;
  5. воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;
  6. воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
  7. воспитывать уважение к прошлому нашей страны;
  8. расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать эпизод прозаического текста; умение формулировать проблемы, поднимаемые автором текста.

Метапредметные: умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в группе, умение формулировать собственное мнение.

Личностные: формирование любви к Родине, воспитание интереса к чтению, определение духовных жизненных ценностей.

Оборудование: компьютер, телевизор, карточки с заданиями для самостоятельной работы, видеоролики.

Раздаточный материал: текст повести, таблицы для работы с текстом.

Гайдар был не только писателем...

Это был путешественник, разведчик, солдат.

Его любят не только за книги, но и за то,

что он был самим собой – без преувеличения,

без притворства.

В. Каверин

 

 

Ход урока

 

Звучит песня «Летчики-пилоты, бомбы-пулеметы»

– Добрый день, дорогие ребята! Наше занятие хочу начать словами В. Каверина: «Гайдар был не только писателем... Это был путешественник, разведчик, солдат. Его любят не только за книги, но и за то, что он был самим собой – без преувеличения, без притворства».

– Кто же такой Аркадий Гайдар? В своей повести «Школа» он так описывал свое детство:

«… учился во втором классе реального училища. Мать моя, фельдшерица, всегда была занята, и я рос сам по себе. Каждую неделю направляешься к матери с балльником для подписи. Мать бегло просмотрит отметки, увидит двойку за рисование или чистописание и недовольно покачает головой:

– Это что же такое?

– Я, мам, тут не виноват. Ну что же я поделаю, раз у меня таланта на рисование нет? Я, мам, нарисовал ему лошадь, а он говорит, что это не лошадь, а свинья. Тогда я подаю ему в следующий раз и говорю, что это свинья, а он рассердился и говорит, что это не свинья и не лошадь, а черт знает что такое. Я, мам, в художники и не готовлюсь вовсе.

–Ну, а за чистописание почему? Дай-ка твою тетрадку… Бог ты мой, как наляпано! Почему у тебя на каждой строке клякса, а здесь между страниц таракан раздавлен? Фу, гадость какая!

– Клякса, мам, оттого, что нечаянно, а про таракана я вовсе не виноват. Ведь что это такое, на самом деле, – ко всему придираешься! Что, я нарочно таракана посадил? Сам он, дурак, заполз и удавился, а я за него отвечай! И подумаешь, какая наука – чистописание! Я в писатели вовсе не готовлюсь.

– А к чему ж ты готовишься? – строго спрашивает мать, подписывая балльник. – Лоботрясом быть готовишься? Почему опять инспектор пишет, что ты по пожарной лестнице залез на крышу школы? Это еще к чему? Что ты – в трубочисты готовишься?

– Нет. Ни в художники, ни в писатели, ни в трубочисты… Я буду матросом.

– Почему же матросом? – удивляется озадаченная мать.

– Обязательно матросом… Вот еще… И как ты не понимаешь, что это интересно?

Мать качает головой:

– Ишь, какой выискался. Ты чтобы у меня двоек больше не приносил, а то не посмотрю и на матроса – выдеру.

Ой, как врет! Чтобы она меня выдрала? Никогда еще не драла. В чулан один раз заперла, а потом весь следующий день пирожками кормила и двугривенный на кино дала. Хорошо бы эдак почаще!

– А что же мы знаем о жизни писателя?

– Слово предоставляется нашим гостям – обучающейся 8 класса Сапельниковой Анжелике

Родился Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) в 1904 году в городе Льгове.

Отец его школьный учитель Петр Исидорович Голиков был родом из крестьян. Мать Наталья Аркадьевна Салькова была дворянкой не слишком знатного рода, (приходилась шестиюродной правнучатой племянницей Лермонтову), работала сначала учительницей, позже фельдшером.

В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей его младшие сестры.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести «Школа».

Детство Аркадия с его обычными мальчишескими делами реальным училищем, играми, первыми стихами, «морскими сраженьями» на пруду совпало с Первой мировой войной и революцией.

Четырнадцати лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в высшей стрелковой школе и в семнадцать лет командовал полком. Об этом времени, об Октябрьской революции и гражданской войне, о школе жизни, которую проходили дети и юноши его поколения, рассказал он в повести «Школа», в рассказе «Р.В.С.».

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание красного командира, в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет полком. Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Псевдонимом «Гайдар» (тюркское слово – «всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу «Угловой дом», созданную в 1925г. в Перми. Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей от первой повести «Р.В.С.» 1926г. до последних произведений: «Тимур и его команда» (1940) и «Горячий камень» (1941).

Правда, сначала была не книга о Тимуре, а сценарий к кинофильму. Его (сценарий) в номерах с продолжением печатала «Пионерская правда». И каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, юных читателей.

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В 1941 он пошел на фронт корреспондентом «Комсомольской правды».

Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде. В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» успел крикнуть он и погиб героической смертью в неравном бою с фашистами, спасая товарищей.

Аркадий Гайдар погиб в 37 лет. Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с врагами был скошен автоматной очередью, защищая то, во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому, ради чего он жил счастью своего народа

Посмертно он награжден орденом Отечественной войны I степени. Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб как солдат.

После войны прах писателя был перенесен в г.Канев и захоронен на берегу Днепра.

На могиле Гайдара установлен памятник.

Вечно живым памятником писателю стали его книги. Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы.

– Спасибо. В январе 2019г. исполнится 115 лет со дня рождения А. Гайдара. Вы знаете, что у нас в г. Льгове есть музей А.П. Гайдара. Давайте посмотрим небольшой репортаж об этом месте.

Видео с «YouTube» (репортаж ТК «Сейм»)

– Сегодня мы с вами поговорим о знаменитой и любимой всеми повести «Тимур и его команда». Это произведение о любви к своей Родине, о ваших ровесниках.

– Давайте вспомним, с чего начинается повесть?

– Расскажите о героях повести А.Гайдара?

– Назовите имена героинь. Как их зовут, сколько им лет?

– Кем работает и чем занимается в свободное время дядя Тимура? Почему он называет себя командиром? «Летчики глушат бомбами по головам сверху, а мы с земли через железо и бетон бьем прямо в сердце», – что имел в виду дядя Тимура, говоря эти слова?

– Что мы узнаем о самом Тимуре? Как зовут ребят из его команды? Чем они занимаются? Что означает звезда, начерченная на заборе некоторых домов?

– Ребята из 5 класса приготовили сценку.

Сценка.

– А теперь, ребята, давайте к делу. Все расселись по местам, сказал Тимур.

– В саду дома номер тридцать четыре по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню,– обиженно сообщил Коля Колокольчиков.– Они сломали две ветки и помяли клумбу.

– Чей дом? – И Тимур заглянул в клеенчатую тетрадь. – Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас здесь бывший специалист по чужим садам и яблоням?

– Я, – раздался сконфуженный голос.

– Кто это мог сделать?

– Это работал Мишка Квакин и его помощник, под названием «Фигура». Яблоня – мичуринка, сорт «золотой налив», и, конечно, взята на выбор.

– Опять и опять Квакин!– Тимур задумался.– Гейка! У тебя с ним разговор был?

– Был.

– Ну и что же?

– Дал ему два раза по шее.

– А он?

–Ну и он сунул мне раза два тоже.

– Эк у тебя все – «дал» да «сунул»… А толку что-то нету. Ладно! Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.

– В доме номер двадцать пять у старухи молочницы взяли в кавалерию сына,– сообщил из угла кто-то.

– Вот хватил! – И Тимур укоризненно качнул головой.– Да там на воротах еще третьего дня наш знак поставлен. А кто ставил? Колокольчиков, ты?

– Я.

– Так почему же у тебя верхний левый луч звезды кривой, как пиявка? Взялся сделать – сделай хорошо. Люди придут – смеяться будут. Давайте дальше.

Вскочил Сима Симаков и зачастил уверенно, без запинки:

– В доме номер пятьдесят четыре по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девчонку колотит. Я кричу: «Тетенька, бить не по закону!» Она говорит: «Коза пропала. Ах, будь ты проклята!» – «Да куда же она пропала?» – «А вон там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!»

– Погоди! Чей дом?

– Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка – его дочь, зовут Нюркой. Колотила ее бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.

– Козу разыскать!– приказал Тимур.– Пойдет команда в четыре человека. Ты… ты и ты. Ну всё, ребята?

– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.

– Чего же она плачет?

– Спрашивал – не говорит.

– А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь ее поколотил… обидел?

– Спрашивал – не говорит.

– А велика ли девчонка?

– Четыре года.

– Вот еще беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

– «Спрашивал – не говорит»,– огорченно передразнил Гейку Тимур. Он нахмурился, подумал. – Ладно… Это я сам. Вы к этому делу не касайтесь.

– На горизонте показался Мишка Квакин! – громко доложил наблюдатель.

– Идет по той стороне улицы. Жрет яблоко. Тимур! Выслать команду: пусть дадут ему тычка или взашеину!

– Не надо. Все оставайтесь на местах. Я вернусь скоро.

– Давайте вместе составим список добрых дел Тимура и его команды (на доске записываем)

– Кто возглавлял шайку? Как он и его помощник Фигура относятся к делам команды Тимура? (найти и зачитать в тексте)

Шайка Квакина

Команда Тимура

  • Курят
  • Выламывают доски из нового забора
  • Грозятся излупить Тимку, который «подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело»
  • Обтрясают яблони
  • Играют в карты «на тычки, «на щелчка» и на «оживи покойника»
  • Позволяют себе «гнусные ругательства»
  • Взяли гонцов Тимура в заложники, угрожая расправой
  • Помог Жене: отправил телеграмму отцу, спас ее от разгневанной команды друзей
  • Помогли найти козу
  • Таскают воду старухе-молочнице
  • Складывают поленницу
  • Заступаются за Нюрку
  • Составляют ультиматум Квакину
  • Играют с маленькой девочкой, у которой погиб отец
  • Женя принесла цветы вдове
  • Делают качели для маленькой девочки
  • Угощают земляникой маленького брата Нюры

Угадайте, кто это:

  • У нее «такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер»
  • «Высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой»
  • «Косматый, одетый в лохмотья хромоногий старик, который держал в руке кривую обнаженную саблю»
  • «На ней все горит. Вечно она в синяках, в царапинах. Она, конечно, подойдет, губки бантиком сложит, глаза голубые вытаращит. Ну конечно, все думают – цветок, а не девочка!»

Звучит песня «Тимуровцы»

– Написанная накануне Великой Отечественной войны книга вызвала по всей стране среди ребят патриотическое движение, названное по имени главного героя Тимура «тимуровским». Предлагаю послушать о тимуровском движении в СССР. Слово предоставляется Чупахиной Ангелине, обучающейся 8 класса.

По большому счету, тимуровцами были почти все школьники СССР. Желание помочь нуждающимся было абсолютной нормальной реакцией на то или иное событие. Быть может, это нравственность, быть может, это воспитание. Но благодаря такому отношению к миру, эти дети, тимуровцы, со временем стали настоящими и отзывчивыми людьми. У них традиции тимуровского движения навсегда сохранились. И это, наверное, самое главное…

Какое событие послужило началом тимуровского движения? Ответ на этот вопрос кажется вполне очевидным. Именно после появления книги о Тимуре началось неформальное тимуровское движение. Появились и соответствующие отряды. Сами тимуровцы стали, по сути, частью идеологической системы Советского Союза. При этом им удалось сохранить некий дух волонтёрства. Тимуровцы были образцовыми подростками. Они бескорыстно совершали хорошие поступки, оказывали помощь престарелым людям, помогали колхозам, детским садам и многое-многое другое. Одним словом, появилось настоящее массовое движение школьников.

Кто был основателем тимуровского движения? Самый первый отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. Кстати, именно здесь Гайдар написал свою «нетленку» о Тимуре и его команде. В этом отряде было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. Причем, порой в одной из небольших деревень существовали 2-3 таких команды. Из-за этого происходили и курьезы. Скажем, подростки неоднократно рубили дрова для пожилого человека и трижды подметали двор... Во время войны тимуровское движение в СССР росло в арифметической прогрессии. В 1945-м в Советском Союзе уже было порядка трёх миллионов тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми. Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, помогали собирать урожай. Также отряды провели колоссальную работу в госпиталях. Так, тимуровцам Горьковской области удалось организовать для раненных почти 10 тысяч представлений художественной самодеятельности. Они постоянно дежурили в госпиталях, по поручению солдат писали письма, выполняли ряд разнообразных хозяйственных работ. Другой пример тимуровского движения произошел летом 1943-го. Пароход «Пушкин» отправился по маршруту «Казань – Сталинград». На судне в качестве груза – подарки, которые были собраны тимуровцами республики. А в осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие. Кстати, в начале 1942-го по всей территории СССР были проведены первые слёты тимуровцев. На этих мероприятиях они рассказывали о результатах своей успешной деятельности. Также к этому времени появляются первые песни о тимуровском движении, среди них «Четверка дружная ребят», «Как высоко над нами наше небо» и, конечно, «Песня тимуровцев» Блантера. Позднее были написаны такие популярные музыкальные композиции, как «Гайдар шагает впереди», «Песня красных следопытов», «Орлята учатся летать», «Тимуровцы» - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/325561/timurovskoe-dvijenie-istoriya-vozniknoveniya-ideologiya-i-interesnyie-faktyi

– В наши дни тимуровское движение возрождается.

Гимн волонтера

– В нашей школе действует волонтерский отряд «Данко». Давайте послушаем, что делают тимуровцы сегодня.

– Ребята, наш разговор об Аркадии Гайдаре и его повести «Тимур и его команда» подходит к концу. Предлагаю вспомнить то, о чем мы сегодня говорили и разгадать кроссворд. https://learningapps.org/5646469

– Перед вами лежат звезды. Оставьте на этих красных звездах слова, которыми хочется поделиться с нами.

– Давайте споем песню, которая была написана как раз о тимуровском движении.

Как высоко над нами наше небо,
Любимой Родины лежат под ним края,
Цветут луга, шумят колосья хлеба -
И всё для нас растит страна моя!
И даже тот поёт про наше небо,
Кто нашей Родины дорог не исходил,
Кто никогда под этим солнцем не был,
Но свет его по песням полюбил.
И если кто Отчизну нашу тронет -
Все наше мужество и всю любовь свою
/Мы отдадим стране, что не уронит
И не отдаст знамён своих в бою!/ – 2р.


Музыка (песни) для проведения конференции (архив zip, размер 9,38 МБ)

Презентация для конференции (файл pptx, размер 1,88 МБ)

Материал представлен Гуляевой Екатериной Витальевной