Внеклассное мероприятие «В ваших чертогах мой дух окрылился» посвящено жизни и творчеству А.А. Фета в Курской губернии в усадьбе Воробьёвка.
Данный сценарий представляет собой совместный проект учителя русского языка и литературы МКОУ «Ленинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области Кучерявенко Раисы Николаевны и учеников 10-го социально-гуманитарного класса. Проект был разработан в ходе подготовки к празднованию юбилея А.А. Фета (195 лет) после посещения его имения в селе Воробьёвка Курской губернии. Лёгкая, пронизанная светом поэзия Фета обращена к лучшим чувствам человека, учит видеть красоту в природе, в любви. Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант».
Авторы попробовали донести до зрителя естественность, прелесть, искренность выразительного, образного, музыкального стиха поэта, чтобы «мёд душистой любовной радости и волшебных снов» его поэзии сумел покорить их сердца и зарядил желанием чаще прикасаться к прекрасному.
Цель: воспитание у учащихся интереса к слову и русской поэзии.
Задачи:
Образовательные:
познакомить зрителей с интересными фактами жизни и творчества А.А. Фета в Курской губернии, с особенностями лирики поэта в этот период, показать связь между поэзией А.А. Фета и классической музыкой.
Развивающие:
совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.
Воспитательные:
воспитывать «чувство поэзии», восприятие и постижение прекрасного, эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово, прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание к художественному слову, воспитывать стремление к самостоятельному познанию.
Межпредметные связи:
литература и живопись, литература и музыка.
Оборудование:
экран, проектор, ноутбук, презентация, музыкальное сопровождение, тексты стихотворений, портрет А.А. Фета.
Декорация: ротонда, украшенная цветами, фонтан, цветники, на задней части сцены два больших окна, скамья и др.
Ход мероприятия
Сцена закрыта занавесом
Звучит вальс Свиридова из к/ф «Метель». На экране тема мероприятия «В ваших чертогах мой дух окрылился… А.А. Фет»
1-й ведущий: Добрый день! Мы приветствуем всех присутствующих в этом зале и предлагаем вашему вниманию калейдоскоп поэтических настроений «В ваших чертогах мой дух окрылился», посвящённый жизни и творчеству А.А.Фета в усадьбе Воробьёвка Курской губернии.
Видео. Поэзия и судьба. А.Фет. 9 марта 2013г.
2-й ведущий перед сценой читает стихотворение Фета «Не тем Господь…»
1-й ведущий: Сколько поэтов, покоряющих нас лирической нежностью, смелостью, свежестью и чистотой, взрастила Россия! Проходят годы. Одни кумиры сменяются другими, но на фоне бурной жизни цветут и зеленеют в человечьем саду неувядаемые ветки русской поэзии. Для них нет осени, заката. Самая дорогая и близкая для нас, самая щемяще родная – ветвь, которая принадлежит А.А.Фету.
Остановить кадр на фото Фета.
3-й ведущий: Вдумайтесь в покорившие нас своей образностью слова поэта: «Только пчела узнаёт в цветке затаённую сладость, только художник на всём чует прекрасного след.» Таков ли сам А.А.Фет? Чем дорог и близок нам этот поэт, кроме мёда поэзии, собранного с медоносных источников в садах и рощах Муз? Наверное, тем, что его жизнь и творчество связаны с Курским краем, что душа его витает в с. Воробьёвка Золотухинского района.
1-й ведущий: Именно здесь располагается усадьба русского поэта А.А.Фета, приобретенная им в 1877 году у потомков генерала П.М.Ртищева. Имение находится всего в нескольких минутах езды от Коренной пустыни и славится окружающей его многообразной первозданной природой.
4-й ведущий: Н.Страхов (частый гость Воробьевки) писал об этой усадьбе: «Деревня Воробьевка стоит на левом, луговом берегу реки, а господская усадьба – на правом берегу, очень высоком. Каменный дом окружен с востока каменными же службами, а с юга и запада огромным парком на 18-ти десятинах, состоящим большею частью из вековых дубов. Место так высоко, что из парка ясно видны церкви Коренной Пустыни. Множество соловьев, грачи и цапли, гнездящиеся в саду, цветники, разбитые по скату к реке, фонтан, устроенный в самом низу против балкона, – все это отразилось в стихах владельца, писанных в этот последний период его жизни».
Ночь и я, мы оба дышим,
Цветом липы воздух пьян,
И, безмолвные, мы слышим,
Что струей своей колышим,
Напевает нам фонтан…
1-й ведущий: Живя здесь, А.А.Фет отдает на публикацию сборник стихов «Вечерние огни». Поместье, в котором король лирических стихотворений провел последние годы своей жизни, встречал именитых писателей, художников и композиторов, по праву считается памятником архитектуры XIX в. республиканского значения.
Звучит первый куплет песни Эдуарда Струсберга «О, Воробьёвка»
3-й ведущий: О, Воробьёвка!
Пусть в наше время ты не та, что прежде,
Пусть ты утратила былую красоту,
Но сердце бьётся трепетно в надежде:
Вернуть ушедшую с хозяином мечту.
Видео. В честь Фета. Июль 2015г.
Да, с гордостью можно сказать, что это имение Фета, которому грозило полное разорение, сегодня восстанавливают. В память великого русского поэта каждое лето в поместье устраиваются тематические чтения, посвященные его лучшим произведениям.
Значит, дорог поэт России людям, живущим в 21 веке.
4-й ведущий: В стихотворении «Бессонница» Фёдор Иванович Тютчев писал, заглядывая с пессимизмом в будущее:
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньм занесло!
1-й ведущий: А ведь прав был поэт! Заносило забвеньем. Воистину живой водой станет наше прикосновение к стихам Фета, наша память о нём. Чтобы разобраться в этом поэтическом явлении, мы решили отправиться в гости к поэту в Воробьёвку, в его усадьбу. Вы подумали: без приглашения в гости не ходят. Нет, это был ответный визит. Помните:
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
5-й ведущий: Читаешь эти строки и забываешь, что они были обращены к таинственной незнакомке. Душу поэта переполняет восхищение красотой окружающего мира, и этим счастьем он щедро делится с каждым, кто его читает. А значит и с нами:
…душа всё так же счастью
И тебе служить готова.
1-й ведущий: Итак, мы отправились к поэту в гости в юбилейный для него год. Вместе с его стихами, наполненными удивительным светом, безмятежностью и наивной чистотой, нам хотелось с утра до вечера бродить по фетовской усадьбе. Раннее утро… Медленно рассеивается туман.
На экране осенний сельский пейзаж. Музыка.
Меж селеньев и рощей нагорной
Вьётся светлою лентой река,
А на храме, над озимью чёрной
Яркий крест поднялся в облака.
Мы приближаемся к жемчужине курского края, где разрасталась многоветвистая крона лирического древа А.А.Фета. Это был период, когда поэт переживал «чудо возрождения», будучи уже в довольно зрелом возрасте.
3-й ведущий: 5 июня в 1890 году Фет писал в стихотворении «Поэтам»:
В ваших чертогах мой дух окрылился,
Правду провидит он с высей творенья,
Этот листок, что иссох и свалился,
Золотом вечным горит в песнопенье.
Мы ожидали увидеть фетовские чертоги такими: великолепное здание с балконом, роскошное убранство комнат, чудный сказочный парк, пышные цветники, блистательный фонтан, таинственные беседки, пруды…Кто-то даже сказал: «Я думал, что здесь так, как в Марьино». Но нас ждало разочарование. Вот такой мы увидели усадьбу А.А.Фета.
Все уходят, кроме 4-ого ведущего.
На экране видеосюжет о нашей поездке в Воробьёвку.
4-й ведущий: Да, не похоже это на чертоги…А ведь Фет верил в своё возрождение, завещал будущему поколению:
Спешите, юноши, и верить и любить,
Вкушать и труд и наслажденье.
Придет моя пора – и скоро, может быть,
Мое наступит возрожденье.
Нам захотелось увидеть усадьбу Фета такой, какой она была при его жизни, омыть её живой водой, воскресить его стихи, написанные здесь. И тут произошло чудо!
Звучит музыка «Одинокий пастух» в исполнении оркестра Поля Мориа.
Открывается занавес. На сцене декорации, имитирующие усадьбу Фета: цветники, фонтан, ротонда, стоят, сидят, не шевелясь, Музы.
Под звуки музыки пробуждается муза поэзии и лирики Эвтерпа и зовёт музу любовной поэзии Эрато.
Эвтерпа: Эрато! Муза любовной поэзии! Просыпайся! Эрато!
Эрато: Что случилось, Эвтерпа, муза поэзии и лирики?
Эвтерпа: Просыпайся!
Эрато: Зачем? Никому мы здесь не нужны.
Эвтерпа: Мы когда-то явились нашему хозяину для вдохновения на творчество, благодаря нам пополнилась сокровищница русской поэзии. Эрато, муза любви и поэзии, ты была для него символом борьбы настоящей любви за свои права. Ты пела о том, что даже тёмное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, что они всегда связаны крепкой нитью. И он стоял перед тобой, трепетный, коленопреклонённый, сладко пылая от чистых помыслов:
Надолго ли опять мой угол посетила,
Заставила ещё томиться и любить?
Кого на этот раз собою воплотила?
Чьей речью ласковой сумела подкупить?
Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая! В тиши признаю голос твой
И стану, трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.
Эрато: А ты, Эвтерпа, муза поэзии и лирики, выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Фет считал тебя самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью. Он верил в твои речи ласковые, ты была для него факелом вдохновенным, благословляла на труд задумчивый.
Пошли, небесная, ночам моим бессонным
Ещё блаженных снов и славы и любви,
И нежным именем, едва произнесённым,
Мой труд задумчивый опять благослови.
Зачем ты меня звала? Никому мы сейчас не нужны. Ведь мы являемся здесь только в дни фетовских чтений.
Эвтерпа: Здесь поклонники таланта Фета. Они разочарованы тем, что дом поэта ещё не отреставрирован и выглядит так печально. Мы должны пустить вход все свои чары и помочь им увидеть ту усадьбу, которая была при жизни поэта, показать им настоящие чертоги фетовской лирики, в которых его «дух окрылялся».
Эрато: Ты, думаешь, мы сумеем это сделать?
Эвтерпа: Уверена! Нам помогут наши сёстры: Мельпомена, муза трагедии, Терпсихора, муза танца, и три прекрасные Грации, богини красоты, женской прелести и светлой радости. Мы и стихи Фета должны заворожить почитателей таланта Афанасия Афанасиевича историей его жизни, его поэзией. Под нашими колдовскими чарами они смогут представить усадьбу Фета, адресатов его лирики, будут читать его стихи! Дай руку, зажги свой факел, пой, добрая.
Эрато: (нараспев)
Мы пришли к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Проектор освещает сцену. На экране картинка летнего утра.
5-й ведущий: (восхищаясь) Что мы видим! Лучи восходящего солнца купаются в реке Тускарь, пробуждают от сна каменный дом, цветники, огромный парк, из которого видны церкви Коренной пустыни, фонтан, устроенный в самом низу против балкона.
Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ.
Эрато. Да, всё имело отражение в стихах владельца этого имения, написанных в последний период его жизни. И они нам очень близки.
(Все читают по строке)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
1-я Грация: В Воробьёвке Фет жил с весны до поздней осени. Сюда к нему приезжали Л.Толстой, Я. Полонский, П. Чайковский, В. Соловьёв. Фет вместе с женой Марией Боткиной гостеприимно их встречали. Мария Петровна была хорошо образована, прекрасно играла на фортепиано, была замечательной хозяйкой, что Фет очень ценил. Он так писал в своих воспоминаниях о первом приезде Марии Петровны в Воробьёвку: «Жена моя приехала из Москвы по последнему санному пути в марте месяце. Расчистили снег в парке по дорожке к теплице, откуда нанесли олеандров в цвету, кипарисов, филодендронов и множество цветов. С годами оранжерея разрасталась, в ней, кроме экзотических цветов, растений, Мария Петровна выращивала апельсины, дыни, персики, ананасы и многое другое.
2-я Грация: О, очаровательная моя сестра Грация, а помнишь, как отзывались о ней крестьяне: простая, добрая, щедрая. А вот о барине говорили, что нрава доброго, но строг, хороший хозяин. Ухоженные дорожки ведут к прудам. Вот в этом Фет разводил форель. Немного дальше от усадьбы два целебных источника. Да, Фет был хорошим хозяином, но сердце его было отдано прежде всего стихам.
1-я Грация: Однажды Фета посетил в Воробьёвке поэт Полонский, после чего писал ему: «Как я рад, что побывал у тебя, узнал то гнездо, где ты высиживал свои крылатые песни…» И действительно, после переезда на новое место ты, Эвтерпа, муза поэзии и лирики, словно пробудилась после многолетнего сна.
Эвтерпа сидит в ротонде.
4-й ведущий выходит, читая стихотворение Фета.
4-й ведущий: Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
Всё та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.
3-я Грация: Итак, Муза, небожительница, пробудилась от долголетнего сна. Вторая половина жизни Фета оказалась как бы новым витком спирали. На его поэзию оказывает сильное влияние романтизм. Возьмём к примеру символ розы, любимый атрибут романтиков. И, конечно, дежурная к нему рифма – слёзы. Фета нисколько не смущала эта банальность. Ведь роза – это не только реальный цветок, но и поэтический символ.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна, (срывает розу)
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
3-я Грация: Милая Грация, таким трогательным чтением ты навела тоску по ушедшему лету. Среди погибших от дуновения мороза цветов благоуханна и пышна царица-роза. Это ли не чудо? Она противостоит «жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня» и символизирует надежду на счастье. Фет – представитель «чистого искусства» в поэзии. Он считал, что поэт – это богом вдохновлённый творец, и цель его – воплощать в стихах божественную красоту мира. А источником красоты является природа, творчество, любовь ко всей вселенной.
Евтерпа: О, несравненная грация, так и есть! А что же вдохновляло Фета на творчество в Воробьёвке? Конечно, ни кабинет, ни биллиардная, ни гостевая комната, а нежное дыханье трав, запах роз под балконом, приусадебный парк, раскинувшийся еловыми и липовыми аллеями, тополями, дубами. Это отнюдь не экзотическая, а вполне обычная природа. Ни у одного из русских поэтов до Фета не было такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов. Природа, словно человек, живёт и дышит, радуется и грустит:
Пруд, как блестящая сталь,
Травы в рыдании,
Мельница, речка и даль
В лунном сиянии.
Видео. Сад Эдема.
1-я Грация: Лунное сияние! Фантастическая ночь! Любовное свидание! Образ луны не раз вдохновлял поэта на создание нового шедевра поэзии. У ряда стихов есть своя история.
Одну из них мы вам сейчас поведаем. Героиня и адресат его — Татьяна Кузьминская, сестра Софьи Андреевны Толстой, которая была, как известно, одним из прообразов Наташи Ростовой.
2-я Грация: 2 августа 1877 Фет гостил у Толстого в Ясной Поляне, где жила Кузьминская. Вот что она вспоминает об одном вечере: «В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей, среди которых были Фет с женой. Я пела романсы. Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. Подали чай, и мы пошли в залу, освещённую полной луной. За чаем Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении. Марья Петровна суетливо подходила ко многим из нас и говорила: «Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром, Фет что-нибудь да напишет в эту ночь». Пение продолжалось… Было два часа ночи, когда мы разошлись. Утром Афанасий Афанасьевич подошёл молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера». Этот листок до сих пор хранится у меня, а теперь на них написана музыка».
Терпсихора: Да, поэзия Фета так многогранна, что может быть выражена не только в возвышенном состоянии души, но и в живописи, и в музыке. Фет использовал для произведения поэтическую форму романса, в котором образ лунной ночи приобретает символ любовного свидания.
Звучит романс «Сияла ночь».
Эрато: Тебя любить, обнять и плакать над тобой… Сколько страсти в этом романсе! Фет был большим ценителем прекрасных дам и в течение своей жизни влюблялся неоднократно. Но только одной из них, Марии Лазич, суждено было стать для него роковой женщиной. В воспоминаниях поэта она представала как высокая «стройная брюнетка» с «необычайной роскошью черных, с сизым отливом волос». Была она «великолепной музыкантшей». (Играет на фортепиано).
3-я Грация: В одном из писем к своему другу Фет писал, что познакомился с удивительной девушкой прекрасного образования, с которой мог бы быть счастлив всю жизнь. Причины несбыточности их союза прозаические. Лазич не представляла подходящую пару для Фета, мечтающего вернуть своё дворянское происхождение, обзавестись приличным состоянием и положением в обществе. А Мария была бесприданницей.
Звучит романс Свиридова «Метель»
Терпсихора (читает): «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений…» Мария, это благородное существо, всё понимала и даже сочувствовала «незаслуженным» страданиям своего возлюбленного. Чтобы поставить точку на их бесперспективных встречах, поэт собрался с духом и откровенно высказал свои мысли относительно невозможности их брака. Мария в ответ протянула руку со словами: «Я люблю с вами беседовать без всяких посягательств на вашу свободу».
Даже после такого признания она просила не прекращать встреч, и уединённые вечерние беседы продолжались. Вскоре из устных они превратились в письменные.
Мельпомена: Судьба-злодейка всё-таки разлучила их. Фету вскоре рассказали о трагедии: Мария Лазич сгорела в огне, вспыхнувшем в ее комнате от неосторожно оставленной папиросы. Белое кисейное платье девушки загорелось, она выбежала на балкон, потом бросилась в сад. Но свежий ветер только раздул пламя… Умирая, Мария будто бы просила сохранить его, Фета, письма. И еще просила, чтобы его ни в чем не винили…
Терпсихора: О, Мельпомена, муза трагедии, даже тебе тяжело говорить об этой страшной смерти! До конца своих дней Фет не мог забыть Марию Лазич! Жизненная драма, как ключ, питала его лирику, придавала стихам особое звучание. Предполагают, что у его любовных строк был один адресат, они – монолог поэта к умершей Марии, исполненные раскаянья, страстные. Её образ не раз возрождался в фетовской лирике: «Я пронесу твой свет чрез жизнь земную…»
Мельпомена: В знаменитых фетовских «Вечерних огнях» есть пронзительные строки о той, что, умирая, думала о своём любимом: «И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить…»
Чтение стихотворения «ALTER EGO» (читают ведущий и одна из Граций)
Как лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья,
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?
Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Та трава, что вдали, на могиле твоей,
Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.
ВМЕСТЕ:
У любви есть слова, – те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!
Эрато: Проходили томительные и скучные годы, но всякий раз в ночной тиши поэт слышал голос девушки из херсонских степей. В ней была вся его жизнь, одна-единственная любовь.
Звучит романс «Снова слышу голос твой», под звуки романса со слов: «Если б муки эти знать…» танцевальная пара представляет цыганский танец.
Эвтерпа: Сколько страсти, грации, раскаяния в этом цыганском романсе! О, Терпсихора, муза танца! И тебе удалось доказать поклонникам таланта Фета, как гармонично его поэзия выражается не только в возвышенном состоянии души, но и в музыке, и даже в танце! Браво, Терпсихора! Вот этого, уж точно, никто не ожидал!
Мельпомена: До глубокой старости Фет писал, обращаясь к ней, к своей загубленной любви. Тональность этих стихов трагическая:
1-й ведущий: Не избегай; я не молю
Ни слёз, ни сердца тайной боли,
Своей тоске хочу я воли
И повторять тебе: «люблю».
Хочу нестись к тебе, лететь,
Как волны по равнине водной,
Поцеловать гранит холодный,
Поцеловать – и умереть!
4-й ведущий: Ещё люблю, ещё томлюсь…
Перед всемирной красотою.
И ни за что не отрекусь
От ласк, ниспосланных тобою.
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
Покорны солнечным лучам,
Так сходят корни в глубь могилы
И там у смерти ищут силы
Бежать навстречу вешним дням.
3-я Грация: В своей лирике Фет словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе. Эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает того, чтобы страдать.
2-я Грация: Поэт уверяет и ее, и себя в том, что все хорошо. Однако в стихотворении «Я тебе ничего не скажу» признается, что в его душе живёт тайное чувство любви к другой женщине и он готов это чувство унести в могилу, не учтя лишь тот факт, что Мария Боткина давно в курсе неудавшегося юношеского романа своего мужа. Она жалеет Афанасия Фета и готова потакать любым его капризам, лишь бы увидеть тень улыбки на лице человека, которого считает литературным гением.
Звучит романс «Я тебе ничего не скажу».
Мельпомена: Фет понимал, что «прошла пора любовных грёз», но не находит ответа на вопрос, зачем же его душа продолжает томиться.
Полуразрушенный полужилец могилы,
О таинствах любви зачем ты нам поёшь?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы,
Как дерзкий юноша, один ты нас зовёшь?
Однако воспоминания о прошлом у него никто не в состоянии отнять, и они по-прежнему согревают душу поэта. Фет сравнивает себя с соловьём, одинокая песня которого, несмотря на осеннюю непогоду, всё же разносится по саду.
1-я Грация: Дул ветер. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
Стоял угрюм тенистый сад,
Забыв о пенье голосистом;
Лишь соловьиных робких чад
Хрипливым подзывали свистом.
Прошла пора влюбленных грез,
Зачем еще томиться тщетно?
Но вдруг один любовник роз (звучит пение соловья)
Запел так ярко, беззаветно.
Прощай, соловушко! – И я
Готов на миг воскреснуть тоже,
И песнь последняя твоя
Всех вешних песен мне дороже.
Эрато: Чудное пение курского соловья! Может быть, он вдохновлял поэта, чуткого лирика, на создание стихов с волшебной мелодикой, поэтому они привлекали своей музыкальностью композиторов разных времён. Чайковский так отзывался о Фете: «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант».
Евтерпа: Писатели и поэты, современники Фета, относились к нему по-разному: одни считали, что он «самый даровитый», что он «есть явление совершенно исключительное», другие полагали, что «его произведения ни на что не годны». А сам поэт сравнивал себя с угасшими звездами:
Так и по смерти лететь к вам стихами,
К призракам звёзд, буду призраком вздоха.
Эрато: Но, я думаю, угасло много других звёзд, а звезда Фета разгорается всё ярче, и мёд его поэзии вечно будут вкушать благодарные потомки.
А душа моя так же пред самым закатом
Прилетела б со стоном сюда, как пчела,
Охмелеть, упиваясь таким ароматом.
И, сознание счастья на сердце храня,
Стану буйства я жизни живым отголоском.
Этот мед благовонный – он мой, для меня,
Пусть другим он останется топким лишь воском!
Ежегодно в деревне Воробьевка собираются многочисленные почитатели таланта А.А. Фета. Здесь проходят фетовские чтения. По традиции в имение приносят икону Курской коренной иконы Божией Матери, перед ней служится молебен. На книжной ярмарке можно купить сборники стихов поэта, сувениры, сделанные руками курских мастеров народного творчества, а на импровизированной сцене все желающие читают не только стихи Фета, но и стихи, посвящённые ему.
Звучит приглушённо музыка Е.Доги «Осенний вальс».
Ведущие читают стихотворение В. Рождественского «Старый Фет»
1-й: Был серый день, и дождик моросил,
И небо нависало тяжелее,
Когда он, задыхаясь, проходил
По листьями усыпанной аллее...
2-й: Погасли георгины, резеда.
На палку опираясь, еле-еле
Он брел дорожкой. Вот и холода,
И журавли давно уж улетели...
Пора зажечь «Вечерние огни»,
Переводить Горация иль прозу.
3-й: А толку что? Уж лучше ты взгляни
На лепестки роняющую розу! (срывает розу и ставит в вазу)
Последняя она в твоём саду,
Еще стоит под изморозью липкой,
Еще глядит – себе же на беду –
На голый сад с растерянной улыбкой.
4-й: И невдомек ей, что спасенья нет
И что конец всему придет на свете.
Умрет и он. Умрет Шеншин. Но Фет
И за нее, и за себя в ответе.
1-й: И есть слова, которым век сиять.
Вернет он розе молодость и лето
Строфою, занесенною в тетрадь,
Уже дряхлеющей рукой поэта.
2-й: Прочь этот сор – расписки и счета!
Он дверь прикрыл, он зажигает свечи.
Да спасена им будет Красота
И светлый миг их незабвенной встречи.
3-й: А срезанная роза на столе,
Поникшая, но все еще живая
Покорно вянет в стылом хрустале,
О собственном бессмертии не зная.
Музыка звучит громко, под её звуки танцевальная пара исполняет вальс.
Терпсихора: Восхитительный вальс – вечная и сильная музыка! Великие слова о Фете!
Эрато: Александр Блок сказал: «Описать Фета – это значило бы исчерпать все неисчерпаемое».
Эвтерпа: Эрато, муза любовной поэзии, надеюсь, нам удалось оживить поэта, дать всем возможность почувствовать его присутствие здесь, очаровать его лирикой, наполненной удивительным светом, безмятежностью и наивной чистотой.
Тихо звучит вальс Свиридова «Метель».
Эвтерпа: Я уверена, что мы справились с этой задачей! Нам пора отправляться на Олимп!
Эрато и Эвтерпа (вместе): Прощайте!
1-я Грация: Посещайте усадьбу Фета в Воробьёвке, те чертоги, в которых некогда окрылился его дух.
2-я Грация: Читайте стихи Фета, слушайте, пойте романсы, танцуйте.
3-я Грация: Это прекрасно!
Все: А прекрасное вечно!
Под звуки вальса Свиридова «Метель», танцуя, все покидают сцену.
Автор материала: Кучерявенко Раиса Николаевна