Программа интегрированного внеурочного курса «Радуга талантов» (по произведениям курских писателей, поэтов, художников) для 8-9 классов.
Составитель: Ильина Тамара Федоровна
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла…
С Есенин.
I. Пояснительная записка.
1. Общая характеристика интегрированного внеурочного курса.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, фольклор, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, поселок, маленькая деревенька, где мы родились, – и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы и искусства родного края, что помогает познать свою малую родину, познать творчество тех, кто жил и творил на родной земле.
Программа интегрированного внеурочного курса «Радуга талантов» (по произведениям курских писателей, поэтов и художников) для 8-9 классов включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе и искусству, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей, поэтов и художников. За основу изучения в курсе данной программы взята литература и произведения живописи курских писателей, поэтов и художников. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературе и искусстве Курского края, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину.
Программа курса носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе, поэте, художнике. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки.В процессе работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
2. Место внеурочного курса в учебном плане.
Данная программа литературного краеведения рассчитана на 68-70 часов. Материал, связанный с Курским краем, можно включать также в уроки литературы и изобразительного искусства.
3.Цели курса.
Создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации; закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.
4.Задачи курса.
социально-педагогические:формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому и литературно-художественному наследию;
обучающие: формирование умений полноценно воспринимать литературно-художественное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве; уточнение и обогащение словарного запаса ребенка; формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывании, внятности и выразительности речи;
познавательные:формировать навыки исследовательской деятельности при работе с мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью;
развивающие:развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность;
воспитательные:воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры школьников.
5.Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературно-художественного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.
6.Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.
7.Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
8.Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий.
9.Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.
10.Реализация. Для реализации намеченной цели необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе. В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, содружество с родителями.
11.Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
- участие в районных, областных акциях;
- использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);
- вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.
Успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство. Краеведение для учителя — верный путь к научной исследовательской деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Да, русская культура всечеловечна.
И это одно из важных ее достоинств: она
обращена ко всему человечеству, ко всем
людям Земли. Но, может быть, самая
важная, самая насущная, первостепенная
ее задача – это питать душу своего
народа, возвышая эту душу, охраняя ее
от растления, от всего низменного.
Г.В.Свиридов
8 класс
Введение.«Курский край – родина Г.В.Свиридова, Е.И.Носова, А.И.Дейнеки».
Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературно-художественное: общее и различное. Цели и задачи курса. Темы проектов.
Тема Родины, родной природы в творчестве курских писателей, поэтов, художников.
Картины Ерофеева В.И. «Родина», Мартыненко Л.М. «Дождливо», Мушталерука В.И. «Сеймская осень», Михеева А.Т. «Зима», Псурцева Д.П. «Околица», Согачева И.И. «Вдали от больших городов», Зайцева Е.М. «Старые ракиты».
Е.И.Носов. Очерк «Малая родина»
СтихиВ.Золотарева«Помани меня…», «И полынью пахнет Русь»,
А.Алферовой «Когда о Родине заговорю», «Моя невинная земля»,
Николая Корнеева «Курская земля», «Курск родной!», «Гимн родной земле», Л.Боченкова«ТолькоКурск»,«Пришел октябрь», Ольги Ильиной
«Кленовый лист».
Тема детства в творчестве курских писателей, поэтов, художников
Картины Заутренникова М.М «Сладкий сон», «На утиной ферме», Мушталерука В.И. «Рыбачки», Зайцева Е.М. «Забава», «У реки», Ерофеева В.И. «Зорька», Притулы А.И. «Воспоминания о детстве», Трегубы Ф.П. «Мальчишки»)
В.Белоусов. Рассказ «Слабые крепления»
М.Еськов. Рассказ «Петька вернулся».
Стихи Татьяны Атановой«Детство»,ЕвгенияШанина«Прости меня, мой детский дом…»
Образ материв творчестве курских писателей, поэтов, художников
Картины Ерофеева В.И. «Мать», «Счастье», «Молитва матери», «Сын», Заутренникова М.М. «Портрет матери»
Н.Шатохин. Рассказ «Подвенечное платье»
Ольга и Наталья Артемовы. Очерк «Баба Настя»
Стихи Татьяны Атановой«Перед дорогой»,Н.Корнеева«Мама»
Первая любовьв творчестве курских писателей, поэтов.
Г.Пушечников. Рассказ «Бетховен «Лунная соната»
Е.Носов. Рассказ «Варька»
Стихи Ю.Асмолова«Лунныйветер»,Ольги Ильиной «В душе моей звучит осенний дождь»
Путь к добрувтворчестве курских писателей, поэтов, художников.
Картины Ерофеева В.И. «Курские красавицы», Зайцева Е.М. «Внуки приехали»
Стихотворение Т.Атановой «О доброте»
В.П.Детков. Рассказ «Бабушкины пироги»
Н.И.Шадрин. Рассказ «Ноль часов по московскому времени»
Е.Носов. Рассказ «Трудный хлеб»
Б.Агеев. Рассказ «Смерть художника»
9 класс
Введение (1час). Цели и задачи курса в 9 классе.
Герои рядом с нами (по произведениямкурских
писателей, поэтов, художников).
Картины Голоцукова Н.Г. «Пастух Матвеев», «Портрет супругов Мартыновых, ветеранов Великой Отечественной войны», Жилина В.И. «Портрет колхозницы Головиной»
А.Балашов. Рассказ «Отставной козы барабанщик»
Е.Носов. Рассказ «Яблочный Спас»
Человеки война в произведениях курских писателей,
поэтов, художников.
Картины Трегуба Ф.П. «1942», Шорохова М.С. «Похоронка», «Что завоевали?», «Затишье», Ерофеева В.И. «Победитель»)
Л.Боченков. Баллада «Солдат и береза»
К. Воробьев. Рассказ «Немец в валенках»
Н.Абрамов. Рассказ «Журка»
Е.Карпук. Рассказ «Пашка»
Тема памяти в произведениях курских писателей, поэтов, художников.
Картины С.Спицына «Помянем всех, славяне!», Заутренникова М.М. «Дедушкины ордена»
О.и Н.Артемовы. Очерк «Улица Николая Оловянникова»
В.Деткова. Рассказ «Свет мой светлый»
Стих А.Ф. Шитикова «Срезал ветер последние листья», А.Алферовой «Память солдата», Л. Боченкова«Память», А. Селезнева «Песни войны», «Фейерверк», Ю.Першина «О наградах».
Дорога к Богу (по произведениям курских писателей, поэтов, художников).
Картины Зайцева Е.М. «В теткином доме», Мартыненко Л.М. «Вид на монастырь», Согачева И.И. «Коренная пустынь», «На вечернюю службу», «В селе Фентисово» Спицына С.И. «Храм строится», Хомякова А.А. «Рыльск. Никольский монастырь», Притулы А.И. «Господи, прости!».
В.Белоусов. Рассказ «Свечечка на двоих»
М.Еськов. Рассказ «Нареченная»
Стихи А. Алферовой «Я в храм вошла», Монаха Павла «Покров Богоматери».
Раздел III и IV. Тематический план и планирование (файл docx, размер 43,3 КБ).
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
1.В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- основные этапы развития и события истории области;
- школьники должны знать содержание изученных произведений;
- личности знаменитых земляков (писателей, поэтов и художников, связавших свою жизнь с нашей областью);
- достижения культуры.
2.В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы и искусства: сведения о жизни и творчестве писателей, поэтов и художников, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка;
- рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях, поэтах, художниках XX и XXI веков, связанных с Курским краем;
- объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;
- уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному и увиденному; выступать с докладами и сообщениями;
- уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;
- давать оценку изученным произведениям, уметь анализировать содержание и структуру литературно-художественного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы).
К ожидаемым результатам следует отнести:
- факт осознанного продолжения изучения истории, литературы и искусства Курского края;
- высокий уровень познавательной активности;
- толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
Раздел VI. Список литературы
1.Гордость земли Курской. Сборник очерков о знаменитых земляках./ Составитель Шехирев М.Ф. – Курск, 1991.
2.Еськов М.Н. Воспоминания о Евгении Носове. – М., 2005.
3.Курск. Краеведческий словарь-справочник. – Курск: изд. «ЮМЭКС», 1997.
4.Алферова А.М. Обугленная песня. Стихи, поэмы, песни. Курск. ФГУИПП «Курск», 2005.
5.Воробьев К.Д. Собрание сочинений. В 5т. Т.3. Повести, рассказы. Курск, ИД «Славянка», 2005.
6.Современная поэзия и проза Соловьиного края (прозаические произведения и стихотворения). Курск: Славянка, 2014.
7.Художники Курского края. История и совесть. Юбилейное издание. Курск-2006.
8.Подборка районной газеты «Золотухинская жизнь» (Стихи и рассказы Г.Пушечникова, О.Ильиной, монаха Павла).