Конспект внеклассного мероприятия посвящён встрече с прозаиком, поэтом, художником Анной Игнатьевной Галанжиной.

Автор-разработчик: Щекина Людмила Васильевна

 

Цель: знакомство с жизнью и творчеством рыльского прозаика, поэта, художника А.И. Галанжиной

Задачи:

- содействовать творческому общению автора литературных произведений и читателей; интересу обучающихся к литературному творчеству писателя-земляка;

- создать условия для развития творческого потенциала обучающихся, художественных, артистических дарований и литературного вкуса;

- воспитывать любовь к малой родине, родному краю.

Участники:

- обучающиеся 7 класса, интересующиеся творчеством А.И. Галанжиной;

- А.И. Галанжина, современный писатель, член Союза писателей России, руководитель Рыльского отделения Союза литераторов Курской области, лауреат региональной литературной премии «Дорога к дому».

Оборудование: зал оформлен в виде гостиной, удобные кресла, журнальный стол, настольная лампа, выставка книг и картин А.И.Галанжиной, рисунки обучающихся к произведениям, брошюры с информацией о писателе для автографов, мультимедиапроектор, презентация «С любовью к малой родине», видеокамера.

Подготовительная работа:

  1. Установление контакта с писателем.
  2. Выбор читательской аудитории (обучающиеся 7 класса).
  3. Сбор материалов о писателе, знакомство с его творчеством.
  4. Работа с учащимися: продумать вопросы, которые они будут задавать в ходе мероприятия, подготовить небольшой подарок для гостя.
  5. Оформление класса, организация выставки книг и картин.
  6. Подготовка к автограф-сессии.

 

Ход мероприятия

1.Вступительное слово учителя

Слайд 1.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги!

Сегодня нас с вами ожидает удивительная встреча с писателем, поэтом, художником, живущим в городе Рыльске. У нас появится уникальная возможность пообщаться с этим талантливым человеком, прикоснуться к его творчеству, получить ответы на интересующие нас вопросы, услышать произведения в исполнении автора. Друзья, давайте поприветствуем нашего уважаемого гостя – Анну Игнатьевну Галанжину! Анна Игнатьевна, спасибо за то, что откликнулись на наше приглашение.

Всем участникам встречи предлагаю посмотреть материалы корреспондента телерадиокомпании «Сейм», ведущего программы «КультТУРИЗМ»

Слайд 2. Фильм о Галанжиной А.И.

2. Учитель о знакомстве с творчеством А.И. Галанжиной

Слайд 3 (фото писателя)

- Анна Игнатьевна, мы ещё не задали Вам ни одного вопроса, а уже многое узнали о Вас. Многое, но не всё. А.И.Галанжина - член Союза писателей России, руководитель Рыльского отделения Союза литераторов Курской области, лауреат региональной литературной премии «Дорога к дому», автор книг «Лето детства», «Два одиночества», «У колодца вода пьётся», после выхода которой Анна Игнатьевна стала членом Союза писателей России, «По волнам моей памяти».

Моё заочное знакомство началось с «Литературных страниц» рыльской районной газеты, где печатались произведения Анны Игнатьевны. Особенно запомнились её светлые рассказы о родном крае: «Дорога домой», «Моя малая родина», «За любовь». А летом 2016 года, готовясь к Всероссийскому конкурсу сочинений, мы с моей ученицей побывали в гостях у Анны Игнатьевны. Послушайте рассказ Нины.

3. Рассказ ученицы о встрече

Слайд 4 (В гостях у А.И. Галанжиной)

- Анна Игнатьевна, поводом для встречи с Вами послужило знакомство с удивительно солнечными рассказами о детстве, жизненными стихотворениями и великолепными картинами. Вы добрый, простой и сердечный человек, располагающий к общению. Вы смотрели на меня лучистыми глазами и много рассказывали. Впечатления об этой незабываемой встрече легли в основу моего сочинения «Жила – была девочка».

Я прочту начало сочинения, а мои одноклассники дополнят его Вашими стихотворениями.

Слайд 5

Жила–была девочка. Жила эта девочка в селе Мазеповке, в живописном месте, с трёх сторон окружённом лесом и с одной стороны заливными лугами, что тянулись до самого Сейма. Лес для неё был особенным местом. Здесь она любила собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и наслаждаться запахом целебных трав. Лес питал её воображение, согревал душу. И, возвратившись домой, девочка рисовала любимые цветы, в заветную тетрадь записывала свои впечатления. Так рождались первые поэтические зарисовки.

- Анна Игнатьевна, в стихотворении «Родина» Вы всей душой стремитесь туда, в своё родное село:

Спешу туда, где воздух чист и свеж,

Где блики солнца ярче янтаря,

К тебе, где детства радость, сны надежд, -

Любимая Мазеповка моя!

Там лапы сосен, разрывая синь,

Целуют небо на рассвете дня.

И, словно дева, выйдя из одежд,

Грустит берёза белая моя!

Там гнутся ветки яблони к земле

И хлебом дышат тучные поля.

Там память бродит, путаясь в траве

Минувших лет и нынешнего дня.

Люблю тебя, о Родина моя!

И, боль свою переживая вновь,

Хочу, чтоб возродилась та земля,

Где я познала счастье и любовь!

Слайд 6 (Аня и бабушка) Лёгким и безоблачным было детство Ани, но умерла мама… И тогда в её жизни самым близким человеком стала бабушка. Она согревала внучку своим теплом, делилась жизненными переживаниями, рассказывала семейные предания.

4. Стихотворение о бабушке «Я помню её ласковые руки»

-Анна Игнатьевна, а через несколько лет Вы посвятили своей бабушке стихотворение «Я помню её ласковые руки». Разрешите прочесть его.

Я помню её ласковые руки,

Спокойный и всегда печальный взгляд.

Она ждала меня все дни разлуки,

Всегда гордилась за своих внучат.

Была она мне музой и укором,

Когда я подвергалась иногда

Унынью от борьбы в житейских спорах

И опускала руки, как всегда.

Учила, как терпеть и не сдаваться,

Любить, ценить, что Бог мне в жизни дал,

Природы красотою любоваться

И никогда не лезть на пьедестал.

И в мудрости её, и в рассужденьях

Я забывала горечи обид

И, зажигаясь новым нетерпеньем,

Бросалась без оглядки в поле битв.

Скрещённые ладони на коленях,

Седые волосы зачёсаны под плат,

В открытом взгляде мудрость и терпенье,

Печальный и такой любимый взгляд.

5. Беседа с писателем.

Учитель:

- Ребята с нетерпением ждут общения с Вами и хотят задать вопросы.

Вопросы:

- Анна Игнатьевна, мы знаем, что после смерти мамы Вы учились в нашем селе Ивановском, в школе-интернате, в 6, 7 и 8 классах. Расскажите о своих любимых школьных предметах. Какие оценки получали за сочинения?

-Училась я хорошо, особенно нравились история и литература. За сочинения пятёрки получала редко: отступала от положенного повествования, немного фантазировала, своё добавляла (так мне объясняли). Но я не унывала. Спасало то, что я спокойно относилась к оценкам, мне больше нравилось просто сочинять. С благодарностью вспоминаю учителя русского языка и литературы Ольгу Николаевну Гакову, которая сочиняла стихи, прекрасно фотографировала и для нас организовала фотокружок.

- Читая Ваши произведения, мы почувствовали, что тема малой родины – Ваша любимая тема. Не так ли?

- Родина для русского человека – самое главное. Любовь к Родине закладывается  с детства. Шмели, лопухи, в которых мы прятались, речка – это всё Родина, и её нельзя предать, забыть…

- Анна Игнатьевна, а не могли бы Вы прочесть отрывок из очерка «Моя малая родина»?

Слайд 7 (Картина А.И. Галанжиной «Деревенька»)

6. Чтение отрывка из очерка «Моя малая родина»

«Я не хочу, чтобы исчезла с лица земли моя малая родина, неведомым образом подпитывающая мою жизнь. В несбыточных мечтах чудится мне, что кончится страшный сон и, приехав однажды, не увижу заколоченных окон. И разольётся в груди счастье, спадёт тяжкий груз обиды, и всё вернётся на круги своя. И будут сидеть на лавочках у дома среди подсолнечной шелухи старушки, перебирая дневные заботы, нанизывая их на сельские новости, рождая истории. И будет стекаться к сельскому клубу молодёжь; замелькают пятками по пыльной улице любознательные мальчуганы… А в лесу закукует кукушка, и долетит с луга аромат скошенной травы и сладкий запах медовых трав. У ворот встретит бабушка в обязательном платочке и спасительном для натруженных рук фартуке – женской броне и визитной карточке очага».

Учитель:

- Из очерка «За любовь» мы узнали, что Вас волнует судьба не только заброшенных, умирающих деревень, но и нашего старинного города Рыльска.

Слайды 8-9 (Ученик читает отрывок из очерка на фоне музыки)

«Рыльск, Ярильск, Ярило…Иоанна Рыльского гора. Под ногами века. Что прячешь ты в себе, Иванушка? Ты тревожишься, оседаешь, осыпаешься и стремительно стареешь. Обрывистый край над зарастающим Сеймом. Вы вдвоём несёте в себе остатки древней силы и тайны.

Умны и прозорливы предки наши. Такого обзора трудно сыскать. Чудная даль голубых покатых холмов Синайки с тихой обителью. Зелёное раздолье темнеющего соснового бора. Старые улочки у подножия горы. Строгие колокольни Успенского и Покровского соборов, приземистая, с куполами-луковками, церковь Вознесения.

Красив наш город! Его горделивая мудрость и вековая усталость утверждают в нас уверенность в силе жизни и её бесконечности. И холм, с которого пошло начало начал, - подтверждение тому.

Свято место. Свята гора…Хорошо смотреть на Сейм и долину, его окружающую, мысленно погружаясь в то далёкое суровое время, когда не было покоя нашей земле. Но выжила и выстояла Русь. Отбилась и продвинулась на юг, укрепляя и расширяя границы.

Свято место усеяно костьми ратников, оборонявших город. Где-то под слоем земли ещё отыщутся очертания храма Иоанна Рыльского. Уберечь бы остатки древности, дабы было куда прийти, чтобы поклониться предкам нашим, послушать тишину веков, посидеть в одиноком раздумье».

7. Учитель:

- В Вашей жизни был такой период, когда Вы надолго оказались в разлуке с родным краем. Какой след оставило в Вашей душе расставание с малой родиной? Чем обогатила  Вас жизнь в Прибалтике, в Риге?

- В 1984 году вместе с семьёй уехала в Ригу к месту службы мужа – мичмана подводной лодки. Оказавшись в разлуке с родным краем, поняла ещё глубже, что такое Родина, оценила надёжность морского братства, обрела чувство собственного достоинства. Очень красива природа тех мест, но запах наших тополей вкусней, и ромашки наши прекраснее.

Учитель:

-Анна Игнатьевна, Вы профессиональный художник. В 1980 году окончили Железногорское художественное училище. Мы заметили, что Ваши картины имеют внутреннее сходство с литературными произведениями: в них та же любовь к родному краю, то же восхищение красотой природы. (Выставка картин)

Вопросы:

- Что вдохновляет на написание картин?

-Какая картина наиболее дорога? Как она создавалась?

-Участвуете ли Вы в выставках картин? Какую картину мечтаете написать?

8. Учитель:

- Ваше творчество вдохновило ребят нашего класса на создание рисунков к Вашим произведениям. (На доске выставка ученических рисунков)

- Сможете ли Вы назвать произведения, к которым выполнены рисунки?

- Вернёмся к литературному творчеству. Любовью к родному краю проникнуто Ваше стихотворение «Воспоминания»

Слайд 10 (ромашковый луг)

(Ученица читает стихотворение «Воспоминания»)

Я продолжаю жить, творить

И память бережно храню.

Прошло уж много-много лет,

А я по-прежнему люблю…

Люблю ту, первую, весну,

Какой бы стылой ни была.

Тропинку тёплую в саду,

Что в путь неведомый вела.

И луг ромашковый вдали,

И тёмный и манящий лес,

Люблю и лучик от зари,

И от заката, что окрест.

 

-А мне очень понравилось Ваше стихотворение «Детство мое, детство» (Ученица читает стихотворение)

Детство моё, детство, что с тобою сталось?

За какою далью ты бродить осталось?

Солнечным и чистым, ласковым и звонким

Расплескалось в небе лёгким жаворонком.

Радугой звенящей, словно коромыслом,

Ты в далёкой дали от меня повисло.

Даже если очень захотеть коснуться,

Никаким усильем мне не дотянуться.

Детство моё, детство, что со мною сталось?

Мнится мне, ребёнком так я и осталась.

 

Слайд 11 (видео)

- Очень красиво Вы описываете природу родного края. В этом мы убедились, прочитав Ваш рассказ «Дорога домой». Ученик читает наизусть отрывок из этого рассказа (музыкальное сопровождение).

Лес всегда был нашим другом, большую часть времени мы проводили под его сенью. Сколько земляники поели мы в этой дубовой роще! А сколько выпили берёзового сока, съели кучу каких-то немыслимых трав, собрали грибов! Сколько тропинок истоптали наши искусанные комарами, исхлёстанные крапивой, ободранные колючками многострадальные босые ноги! Разве можно это описать?!

Поистине детство – дар Божий! Жаль только, что оно закончилось за очередным поворотом моей дороги.

 

Стихотворение «Вновь лежу не сплю, думу думаю…» сочетает в себе тонкий юмор и элементы устного народного творчества. (Ученица читает стихотворение)

Вновь лежу не сплю, думу думаю;

Крепко умной родилась на беду мою.

Тяжко жить умом: жмёт подошвочкой,

Лучше б я родилась тёплым дождичком.

Пролилась бы водой да во славушку,

Возлелеяла траву да муравушку.

Возродилась бы трава, всколосилася,

Всяка живность-то по ней проносилася.

Протоптала бы на ней да дороженьку,

Исходили бы её чьи-то ноженьки.

Ещё лучше мне зарёю родиться бы,

Поселиться у ручья, у водицы бы.

Целый день смотреть да румяниться,

Запах трав вдыхать да дурманиться!

Слушать песни соловья, насладиться бы,

Умываться ключевою водицею…

Размечталась слаще сна, думу думая,

Что хотела, то себе напридумала.

Поскорее бы уснуть – засветало…

Как от умной головы я устала!

9. Учитель:

- Произведения А.И. Галанжиной  нашли отклик не только у юных читателей, но и в кругу писателей, издателей…

 Юрий Першин, курский поэт, член Союза писателей России, в предисловии к книге «По волнам моей памяти» написал: «Анна Игнатьевна Галанжина – профессиональный художник, живописец, график. Но и в своём литературном творчестве, в своих прозаических произведениях, она остаётся всё таким же художником. Для подтверждения этого достаточно открыть любую страницу  повести «Лето детства»,  там живёт и неистребимый аромат детства, щемящее чувство любви к своей бабушке, с которой она жила вдвоём».

10. Учитель:

-Анна Игнатьевна,  Вас ожидает сегодня сюрприз. В этом конверте – письмо. Я прочту его, а Вы назовите автора.

«Анечка, давайте закроем глаза и мысленно совершим экскурс в далёкое-близкое детство.

Интернат. Школа. Второй этаж. Ваш класс рядом с учительской. Рисование. Увлечённая рисунком, беседой по картине, Вы приходили во внеурочное время в фотолабораторию, где мы продолжали общаться с прекрасным, помните?

Я помню Вас задумчивой, ушедшей в себя Нютой. О чём думалось Вам тогда? Бедная, сиротская, дорогая, романтическая Мазеповка виделась Вам в казённом доме? Вы скучали по бабушке, Кольке, лесу? Они потом навсегда останутся с Вами в искусстве – в картинах, в слове.

Теперь, с расстояния старости, жалею, что мало была с Вами, не заглянула глубже в Вашу душу, не согрела дополнительно Саврасовым, Левитаном, Куинджи…

Но ведь Вы же напишете хотя бы этюд-эссе об интернате? Он же был, был в Вашей жизни. И то, что Вы скучали по родине, - его заслуга.

Нюта, Вы – дорогое украшение нашего землячества. Здоровья Вам, оптимизма!

С памятью и любовью к Вам…» (учитель русского языка и литературы Гакова Ольга Николаевна)

Вопросы гостей:

  1. Когда Вы написали своё первое стихотворение? Помните ли Вы его?
  2. Над чем работаете сейчас?
  3. Есть ли у Вас личный рецепт успеха?
  4. Какие достопримечательности Рыльска Вам больше всего нравятся?
  5. Какой бы Вы нам дали совет, который пригодился бы нам в жизни?

А.И. Галанжина предлагает обучающимся 7 класса выполнить творческое задание: продолжить ее очерк «Осенние зарисовки».

Осенние зарисовки

Чудная в этом году осень: необычайно теплая, сухая. Только сейчас повеяло осенней прохладой. Но дни ещё погожие... Печальны поблекшие холмы, но в их поблекших красках есть своя, особая прелесть. Зато как нарядны деревья и кустарники! Словно чья-то щедрая рука разбросала по ним золотые и багряные краски! Но зелени ещё много.

Я стою у кромки леса, смотрю на эту красоту, и мои губы расплываются в счастливой улыбке.

- Здравствуй, лес! - шепчу я тихо. - Как давно я не приходила к тебе…

(Сочинения обучающихся, отмеченные А.И. Галанжиной)

Лес приветствует меня лишь тихим шуршанием падающего листа. Боясь спугнуть тишину этого безмолвного царства, осторожно делаю шаг, затем ещё один, ещё и понимаю, что нахожусь в другом мире – мире необъяснимого, полного очарования и лёгкой грусти спокойствия. Оно чувствуется во всём: в неподвижных величавых деревьях, начавших уже сбрасывать разноцветный наряд, в увядающей, тихо шуршащей под ногами траве, в лёгком дуновении мягкого ветерка, приносящего какой-то особый, неизведанный до конца лесной запах, и даже в щебетании птиц и далёком треске сухой ветки. И вот именно здесь понимаешь, что такое счастье: в одиночестве рядом с природой, которой не можешь налюбоваться, надышаться, насладиться.   (Корытина Юлия)

Я вхожу в твои владения, и ты меня манишь вглубь своей чарующей красотой. Мне казалось, что я попал в сказку. Берёза меня обнимает своими ветвями, сосна приветствует, махая своими лапами, а старый дуб приглашает в гости под раскидистую крону. Мне всё здесь нравится, всё люблю… Солнце, пробиваясь сквозь кроны, озаряет лесные опушки. Здесь пахнет опавшей листвой, грибницей и чем-то таким ещё неизвестным, что манит меня всё дальше в глубину леса. Птичий перезвон становится всё тише. Муравьи спешат в укрытия, а ужи прячутся в сухие пни. Лес и его обитатели готовятся к зиме. Дорогой и любимый лес, я обязательно вернусь к тебе будущей весной!    (Морозов Владислав)

Пожелания обучающихся.

Уважаемая Анна Игнатьевна! Мы получили огромное удовольствие от встречи с Вами. Эта встреча поможет нам по-другому взглянуть на мир литературы, искусства,  научит нас любить Родину так, как любите ее Вы. Желаем Вам крепкого здоровья, семейного благополучия. В память о нашей встрече мы  дарим Вам картину, символ жизни, творчества,  дружбы!

Пожелание учителя:

Спасибо Вам за то, что Вы были вместе с нами. Мы желаем Вам творческих успехов! Радуйте нас новыми стихотворениями,  книгами,  картинами! Любви Вам, вдохновения, душевной гармонии, новых встреч с почитателями Вашего творчества!

Автограф-сессия (учащимся раздаются приготовленные брошюры с автографом писателя).