Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение» для 5 класса составлена Р.В. Куценко, учителем русского языка и литературы МКОУ «Глушковская СОШ» Глушковского района Курской области.

Срок реализации программы – 2015-2016 учебный год. Она  разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», в целях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с методическими советами по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности автора Буйловой Л.Н., целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения МКОУ «Глушковская СОШ».

Курс «Литературное краеведение» является своеобразным продолжением уроков литературы и внеклассного чтения и дает возможность школьникам приобщиться к изучению литературы родного края. Программа направлена на общекультурное и духовно-нравственное развитие личности школьника.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение» разработана с целью создания условий для мотивации школьников к изучению литературы родного Курского края, формированию духовно-нравственных ориентиров, развитию общей культуры и творческих способностей обучающихся.

Программа состоит из пояснительной записки, в которой содержится ссылка на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых она разработана, конкретизируются цели и задачи; общей характеристики курса; требований к результатам освоения содержания (личностным, метапредметным и предметным); содержания с перечнем основного изучаемого материала; календарно-тематического планирования; описания учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Курс «Литературное краеведение» позволяет дать представление о литературном процессе Курской области, открыть красоту родного слова, любовь к отчей земле, привить чувство гордости за свою малую родину, а также знакомит с творчеством литераторов Глушковского района, предусматривает встречи с земляками – интересными людьми.

Программа может использоваться на занятиях внеурочной деятельности по литературе, на уроках внеклассного чтения для обучающихся 5 класса. Содержание учебного материала курса подобрано в соответствии с возрастом обучающихся и предполагает знакомство с самыми известными писателями Курского края: А.П. Гайдаром, Е.И. Носовым и К.Д. Воробьевым. Произведения, отобранные для изучения по программе курса, призваны воспитывать любовь к Родине, природе и семье.

 

Цель: создать условия для мотивации обучающихся к изучению литературы Курского края, чтению художественных произведений, формировать духовно-нравственные ориентиры, развивать общую культуру и творческие способности обучающихся.

Задачи: 

  • углубить знания по литературе Курского края;
  • совершенствовать умение анализировать литературное произведение;
  • развивать умение писать отзыв о прочитанном произведении;
  • развивать навыки работы с литературным материалом;
  • вырабатывать умение реализовывать собственные творческие способности;
  • формировать самостоятельное и творческое применение полученных знаний на практике;
  • совершенствовать коммуникативную культуру школьников;
  • воспитывать чувство любви и уважения к родному краю и людям, его населяющим;
  • развивать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

 

Общая характеристика учебного курса

Известно, что воспитание человека начинается в родном доме. Малая Родина – это часть окружающего мира, у неё есть своя история, культура и литература. Для человека родной край интересен именно потому, что он родной. В литературном наследии каждого поэта или писателя есть произведения, связанные с местом, где он родился или вырос.

Несомненна важность данного курса внеурочной деятельности для развития личности обучающихся, так как изучение творчества курских писателей – это приобщение к сокровищнице национальной культуры, приближение к жизненным истокам литературы, единение с Родиной и людьми, её населяющими.

Литература родного края в культурном контексте русской литературы является свидетельством богатой духовности писателей-курян и высокой нравственности. Она несет в себе мощный заряд положительной духовной энергетики, способна формировать общечеловеческие и национальные ценности. Литература родного края обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его культурно-познавательные интересы, формирует гуманистическое мировоззрение личности и чувство патриотизма.

Курс «Литературное краеведение» позволяет дать представление обучающимся о литературном процессе Курской области, выявить связь известных русских писателей с Курским краем, открыть красоту родного слова, любовь к отчей земле, привить чувство гордости за свою малую родину, а также знакомит с творчеством литераторов Глушковского района, предусматривает встречи с земляками – интересными людьми (волонтёрами, пограничниками, фотографами, литераторами, библиотекарями, работниками музеев).

Содержание учебного материала курса подобрано в соответствии с возрастом обучающихся. Данный курс может использоваться на занятиях внеурочной деятельности, на уроках внеклассного чтения для обучающихся 5 - 6 классов. Программа содержит материалы, не изучающиеся на уроках литературы, тем самым расширяет знания школьников о литературе, предлагает знакомство с самыми известными писателями Курского края: А.П. Гайдаром, Е.И. Носовым и К.Д. Воробьевым. Произведения, отобранные для изучения по программе курса, призваны воспитывать любовь к Родине, природе и семье.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.

 

Требования к результатам освоения содержания учебного курса

Личностные результаты:

  • ​воспитание интереса к литературе своей «малой родины»;
  • формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • реализация творческого потенциала в различных видах краеведческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • ​умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые цели и задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями, справочниками и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в различных видах деятельности.

Предметные результаты:

  • ​осознание значимости чтения и изучения литературы Курского края для своего дальнейшего развития;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
  • формирование эстетического читательского вкуса, умения определить собственное отношение к прочитанному;
  • формирование способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

Формы контроля: творческая работа, мультимедийная презентация, выставка, открытый урок, викторина, игра, проектная работа.

Формы организации работы на занятиях курса внеурочной деятельности (индивидуальная и групповая) и виды занятий: чтение художественных произведений, написание отзывов о прочитанных произведениях и просмотренных кинофильмах, беседы, лекции, виртуальные экскурсии, сочинение собственных литературных произведений, участие в играх и викторинах, создание мультимедийных презентаций, экскурсии в библиотеки, музеи с последующим обсуждением, встречи с интересными людьми.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

 

Раздел 1. Литература Курской области (28 ч.)

 

Вводное занятие. Литературная карта Курского края. Знакомство с литературной картой Курской области. Известные писатели и поэты: Е.И. Носов, К.Д. Воробьев, А.П. Гайдар, Н.Н. Асеев, А.А. Фет, Е.А. Благинина, Н.Ю. Корнеев. Обзорная лекция.

Начало работы над проектом по литературному краеведению. Основные требования к проекту. Классификация проектов. Виды презентаций проектов. Оформление проектной папки. Выбор темы проекта. Корзина идей.

 

1.1. Творчество А.П. Гайдара (10 ч.)

 

Аркадий Петрович Гайдар. Страницы творческой биографии. Город Льгов – родина писателя. Виртуальная экскурсия.

А.П. Гайдар. Сказка «Горячий камень». Сказка как вид прозы. Особенности сюжета сказки. Завещание писателя о ценности жизни.

Творческая работа. Создание цветной сказки. Приметы сказки. Роль изобразительно-выразительных средств в тексте сказки. Сказочные формулы.

А.П. Гайдар. Рассказ «Голубая чашка». История создания произведения, связь с биографией писателя. Утверждение мысли о ценности семьи в рассказе.

А.П. Гайдар. Рассказ «Дым в лесу». Сюжет и композиция произведения. Гайдаровская идея рассказа: в жизни всегда есть место подвигу.

Встреча с работниками пограничной службы Глушковского таможенного поста. Рассказ пограничников о своей службе.

А.П. Гайдар. Повесть «Тимур и его команда». Тимуровское движение. Современные волонтёрские организации. Встреча с волонтёрами.

Кинофильмы по произведениям А.П. Гайдара. Просмотр фрагментов кинофильмов «Тимур и его команда», «Голубая чашка». Обсуждение.

Викторина по изученному материалу о А.П. Гайдаре. Отзывы о прочитанных произведениях. Тестовые задания по жизни и творчеству писателя. Правила написания отзыва о прочитанной книге.

Экскурсия во Льговский литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара.

 

1.2. Творчество Е.И. Носова (9 ч.)

 

«Е.И. Носов – писатель, художник, фотограф». Изучение жизни и творчества писателя. Интегрированное занятие совместно с библиотекарем и работником краеведческого музея.

Е.И. Носов. Рассказ «Тридцать зёрен». Рассказы о природе. Мысль писателя об ответственности человека за мир, в котором он живёт.

Экскурсия в парк п. Глушково. Беседа о птицах. Курский край – соловьиный край. Акция «Покормите птиц зимой!»

Е.И. Носов. Рассказ «Белый гусь». Героический поступок отца-гуся. Памятники животным. Памятник гусю в г. Курске.

Творческая мастерская. Создание иллюстраций к рассказам Е.И. Носова. Интегрированное занятие совместно с учителем ИЗО.

Е.И. Носов. Сборник «На рыбачьей тропе». Чтение рассказов из сборника. Любовь к природе в рассказах Е.И. Носова.

Е.И. Носов. Сборник «На рыбачьей тропе». Публичное выступление с презентацией одного из рассказов.

Человек и природа. Экскурсия в Глушковский краеведческий музей. Беседа о природе Глушковского района. Выставка фотографий о родном крае.

Литературная игра «Что? Где? Когда?» по произведениям Е.И. Носова.

 

1.2. Творчество К.Д. Воробьёва (7 ч.)

 

К.Д. Воробьев. Слово о писателе. Жизненный и творческий путь писателя. К.Д. Воробьёв и Курск.

К.Д. Воробьев. Рассказ «У кого поселяются аисты». Автобиографическая основа рассказа. Любовь к братьям нашим меньшим.

К.Д. Воробьев. Рассказ «Первое письмо». Взаимоотношения взрослых и детей. «Редкие слова» в письмах. Написание письма.

К.Д. Воробьев. Рассказ «Настя». Очарование деревенских детей. Любовь к природе.

К.Д. Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Тема войны в произведениях писателя. Проявление чувства сострадания к военнопленным.

История моей семьи в истории Великой Отечественной войны. Сочинения,  проектные работы о героях войны, о прадедах – участниках Великой Отечественной войны.

 

Раздел 2. Литература Глушковского района. (6 ч.)

 

Моя малая Родина. Глушковские писатели детям. В.И. Ткачёва. «Гошка, рыбка!» Презентация произведений для детей. В.И. Ткачёва – руководитель Глушковского районного отделения Союза курских литераторов, член Союза писателей России. Автобиографическая повесть «Гошка, рыбка!» Сопоставительный анализ с рассказом К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»

Экскурсия в Глушковскую районную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Знакомство с фондом библиотеки. Библиотечный каталог. Лекция о литературе Глушковского района.

Встреча с литераторами Глушковского района. Презентация литературного альманаха «Родник». Чтение произведений, вошедших в альманахи «Родник».

 

Работа над проектом. Выбор и создание презентации подготовленного проекта.

Защита проектов по творчеству курских писателей. Публичное выступление.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.
  2. Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст]/ [сост. Е.С. Савинов]. – Москва: Просвещение, 2013.
  3. Буйлова Л.Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. –  №16. – С. 403-408.
  4. Алексеев С. Вслед за Гайдаром / С. Алексеев. – Дет. лит.
  5. Алексеев С. Заветы Гайдара / С. Алексеев. – Дет. лит.
  6. Баскевич И. Курские вечера / И. Баскевич. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1979. – 207 с.
  7. Вокруг тебя – мир: Книга для ученика. 6 класс/ К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999. – 96 с., ил.
  8. Гордость земли Курской/ сост. М.Шехирев. – Курск, 1992. – 207 с.
  9. Евгений Носов. Классическая и современная проза. – М.: Художественная литература, 1989.
  10. Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева. Виртуальные выставки.
  11. Левченко В.В. Музеи и памятники Курской области: путеводитель-справочник / В.В. Левченко, Т. А. Грива. – Курск, 1996. – 256 с.
  12. Мастер с нами. Храм Евгения Носова: статьи, очерки, воспоминания, стихи, переписка / сост. Е. Спасская. – Курск, 2007. – 788 с.
  13. Писатели Курского края: биобиблиографический справочник / сост. А. Кибякова, Е. Мазнева, Е. Чурилова. – Курск : Славянка, 2007.
  14. Собрание сочинений в четырех томах. Публицистика/ Ю. Бондарев. – М.: Молодая гвардия, 1973.

СКАЧАТЬ

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение» для 5 класса" (формат .doc 133 КБ).