Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение» для 5 класса составлена Р.В. Куценко, учителем русского языка и литературы МКОУ «Глушковская СОШ» Глушковского района Курской области.
Срок реализации программы – 2015-2016 учебный год. Она разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», в целях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с методическими советами по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности автора Буйловой Л.Н., целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения МКОУ «Глушковская СОШ».
Курс «Литературное краеведение» является своеобразным продолжением уроков литературы и внеклассного чтения и дает возможность школьникам приобщиться к изучению литературы родного края. Программа направлена на общекультурное и духовно-нравственное развитие личности школьника.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение» разработана с целью создания условий для мотивации школьников к изучению литературы родного Курского края, формированию духовно-нравственных ориентиров, развитию общей культуры и творческих способностей обучающихся.
Программа состоит из пояснительной записки, в которой содержится ссылка на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых она разработана, конкретизируются цели и задачи; общей характеристики курса; требований к результатам освоения содержания (личностным, метапредметным и предметным); содержания с перечнем основного изучаемого материала; календарно-тематического планирования; описания учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Курс «Литературное краеведение» позволяет дать представление о литературном процессе Курской области, открыть красоту родного слова, любовь к отчей земле, привить чувство гордости за свою малую родину, а также знакомит с творчеством литераторов Глушковского района, предусматривает встречи с земляками – интересными людьми.
Программа может использоваться на занятиях внеурочной деятельности по литературе, на уроках внеклассного чтения для обучающихся 5 класса. Содержание учебного материала курса подобрано в соответствии с возрастом обучающихся и предполагает знакомство с самыми известными писателями Курского края: А.П. Гайдаром, Е.И. Носовым и К.Д. Воробьевым. Произведения, отобранные для изучения по программе курса, призваны воспитывать любовь к Родине, природе и семье.
Цель: создать условия для мотивации обучающихся к изучению литературы Курского края, чтению художественных произведений, формировать духовно-нравственные ориентиры, развивать общую культуру и творческие способности обучающихся.
Задачи:
- углубить знания по литературе Курского края;
- совершенствовать умение анализировать литературное произведение;
- развивать умение писать отзыв о прочитанном произведении;
- развивать навыки работы с литературным материалом;
- вырабатывать умение реализовывать собственные творческие способности;
- формировать самостоятельное и творческое применение полученных знаний на практике;
- совершенствовать коммуникативную культуру школьников;
- воспитывать чувство любви и уважения к родному краю и людям, его населяющим;
- развивать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Общая характеристика учебного курса
Известно, что воспитание человека начинается в родном доме. Малая Родина – это часть окружающего мира, у неё есть своя история, культура и литература. Для человека родной край интересен именно потому, что он родной. В литературном наследии каждого поэта или писателя есть произведения, связанные с местом, где он родился или вырос.
Несомненна важность данного курса внеурочной деятельности для развития личности обучающихся, так как изучение творчества курских писателей – это приобщение к сокровищнице национальной культуры, приближение к жизненным истокам литературы, единение с Родиной и людьми, её населяющими.
Литература родного края в культурном контексте русской литературы является свидетельством богатой духовности писателей-курян и высокой нравственности. Она несет в себе мощный заряд положительной духовной энергетики, способна формировать общечеловеческие и национальные ценности. Литература родного края обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его культурно-познавательные интересы, формирует гуманистическое мировоззрение личности и чувство патриотизма.
Курс «Литературное краеведение» позволяет дать представление обучающимся о литературном процессе Курской области, выявить связь известных русских писателей с Курским краем, открыть красоту родного слова, любовь к отчей земле, привить чувство гордости за свою малую родину, а также знакомит с творчеством литераторов Глушковского района, предусматривает встречи с земляками – интересными людьми (волонтёрами, пограничниками, фотографами, литераторами, библиотекарями, работниками музеев).
Содержание учебного материала курса подобрано в соответствии с возрастом обучающихся. Данный курс может использоваться на занятиях внеурочной деятельности, на уроках внеклассного чтения для обучающихся 5 - 6 классов. Программа содержит материалы, не изучающиеся на уроках литературы, тем самым расширяет знания школьников о литературе, предлагает знакомство с самыми известными писателями Курского края: А.П. Гайдаром, Е.И. Носовым и К.Д. Воробьевым. Произведения, отобранные для изучения по программе курса, призваны воспитывать любовь к Родине, природе и семье.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.
Требования к результатам освоения содержания учебного курса
Личностные результаты:
- воспитание интереса к литературе своей «малой родины»;
- формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- реализация творческого потенциала в различных видах краеведческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые цели и задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями, справочниками и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в различных видах деятельности.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения литературы Курского края для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
- формирование эстетического читательского вкуса, умения определить собственное отношение к прочитанному;
- формирование способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Формы контроля: творческая работа, мультимедийная презентация, выставка, открытый урок, викторина, игра, проектная работа.
Формы организации работы на занятиях курса внеурочной деятельности (индивидуальная и групповая) и виды занятий: чтение художественных произведений, написание отзывов о прочитанных произведениях и просмотренных кинофильмах, беседы, лекции, виртуальные экскурсии, сочинение собственных литературных произведений, участие в играх и викторинах, создание мультимедийных презентаций, экскурсии в библиотеки, музеи с последующим обсуждением, встречи с интересными людьми.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Литература Курской области (28 ч.)
Вводное занятие. Литературная карта Курского края. Знакомство с литературной картой Курской области. Известные писатели и поэты: Е.И. Носов, К.Д. Воробьев, А.П. Гайдар, Н.Н. Асеев, А.А. Фет, Е.А. Благинина, Н.Ю. Корнеев. Обзорная лекция.
Начало работы над проектом по литературному краеведению. Основные требования к проекту. Классификация проектов. Виды презентаций проектов. Оформление проектной папки. Выбор темы проекта. Корзина идей.
1.1. Творчество А.П. Гайдара (10 ч.)
Аркадий Петрович Гайдар. Страницы творческой биографии. Город Льгов – родина писателя. Виртуальная экскурсия.
А.П. Гайдар. Сказка «Горячий камень». Сказка как вид прозы. Особенности сюжета сказки. Завещание писателя о ценности жизни.
Творческая работа. Создание цветной сказки. Приметы сказки. Роль изобразительно-выразительных средств в тексте сказки. Сказочные формулы.
А.П. Гайдар. Рассказ «Голубая чашка». История создания произведения, связь с биографией писателя. Утверждение мысли о ценности семьи в рассказе.
А.П. Гайдар. Рассказ «Дым в лесу». Сюжет и композиция произведения. Гайдаровская идея рассказа: в жизни всегда есть место подвигу.
Встреча с работниками пограничной службы Глушковского таможенного поста. Рассказ пограничников о своей службе.
А.П. Гайдар. Повесть «Тимур и его команда». Тимуровское движение. Современные волонтёрские организации. Встреча с волонтёрами.
Кинофильмы по произведениям А.П. Гайдара. Просмотр фрагментов кинофильмов «Тимур и его команда», «Голубая чашка». Обсуждение.
Викторина по изученному материалу о А.П. Гайдаре. Отзывы о прочитанных произведениях. Тестовые задания по жизни и творчеству писателя. Правила написания отзыва о прочитанной книге.
Экскурсия во Льговский литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара.
1.2. Творчество Е.И. Носова (9 ч.)
«Е.И. Носов – писатель, художник, фотограф». Изучение жизни и творчества писателя. Интегрированное занятие совместно с библиотекарем и работником краеведческого музея.
Е.И. Носов. Рассказ «Тридцать зёрен». Рассказы о природе. Мысль писателя об ответственности человека за мир, в котором он живёт.
Экскурсия в парк п. Глушково. Беседа о птицах. Курский край – соловьиный край. Акция «Покормите птиц зимой!»
Е.И. Носов. Рассказ «Белый гусь». Героический поступок отца-гуся. Памятники животным. Памятник гусю в г. Курске.
Творческая мастерская. Создание иллюстраций к рассказам Е.И. Носова. Интегрированное занятие совместно с учителем ИЗО.
Е.И. Носов. Сборник «На рыбачьей тропе». Чтение рассказов из сборника. Любовь к природе в рассказах Е.И. Носова.
Е.И. Носов. Сборник «На рыбачьей тропе». Публичное выступление с презентацией одного из рассказов.
Человек и природа. Экскурсия в Глушковский краеведческий музей. Беседа о природе Глушковского района. Выставка фотографий о родном крае.
Литературная игра «Что? Где? Когда?» по произведениям Е.И. Носова.
1.2. Творчество К.Д. Воробьёва (7 ч.)
К.Д. Воробьев. Слово о писателе. Жизненный и творческий путь писателя. К.Д. Воробьёв и Курск.
К.Д. Воробьев. Рассказ «У кого поселяются аисты». Автобиографическая основа рассказа. Любовь к братьям нашим меньшим.
К.Д. Воробьев. Рассказ «Первое письмо». Взаимоотношения взрослых и детей. «Редкие слова» в письмах. Написание письма.
К.Д. Воробьев. Рассказ «Настя». Очарование деревенских детей. Любовь к природе.
К.Д. Воробьев. Рассказ «Немец в валенках». Тема войны в произведениях писателя. Проявление чувства сострадания к военнопленным.
История моей семьи в истории Великой Отечественной войны. Сочинения, проектные работы о героях войны, о прадедах – участниках Великой Отечественной войны.
Раздел 2. Литература Глушковского района. (6 ч.)
Моя малая Родина. Глушковские писатели детям. В.И. Ткачёва. «Гошка, рыбка!» Презентация произведений для детей. В.И. Ткачёва – руководитель Глушковского районного отделения Союза курских литераторов, член Союза писателей России. Автобиографическая повесть «Гошка, рыбка!» Сопоставительный анализ с рассказом К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»
Экскурсия в Глушковскую районную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Знакомство с фондом библиотеки. Библиотечный каталог. Лекция о литературе Глушковского района.
Встреча с литераторами Глушковского района. Презентация литературного альманаха «Родник». Чтение произведений, вошедших в альманахи «Родник».
Работа над проектом. Выбор и создание презентации подготовленного проекта.
Защита проектов по творчеству курских писателей. Публичное выступление.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.
- Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст]/ [сост. Е.С. Савинов]. – Москва: Просвещение, 2013.
- Буйлова Л.Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. – №16. – С. 403-408.
- Алексеев С. Вслед за Гайдаром / С. Алексеев. – Дет. лит.
- Алексеев С. Заветы Гайдара / С. Алексеев. – Дет. лит.
- Баскевич И. Курские вечера / И. Баскевич. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1979. – 207 с.
- Вокруг тебя – мир: Книга для ученика. 6 класс/ К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999. – 96 с., ил.
- Гордость земли Курской/ сост. М.Шехирев. – Курск, 1992. – 207 с.
- Евгений Носов. Классическая и современная проза. – М.: Художественная литература, 1989.
- Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева. Виртуальные выставки.
- Левченко В.В. Музеи и памятники Курской области: путеводитель-справочник / В.В. Левченко, Т. А. Грива. – Курск, 1996. – 256 с.
- Мастер с нами. Храм Евгения Носова: статьи, очерки, воспоминания, стихи, переписка / сост. Е. Спасская. – Курск, 2007. – 788 с.
- Писатели Курского края: биобиблиографический справочник / сост. А. Кибякова, Е. Мазнева, Е. Чурилова. – Курск : Славянка, 2007.
- Собрание сочинений в четырех томах. Публицистика/ Ю. Бондарев. – М.: Молодая гвардия, 1973.