Лаптева Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, знакомит нас с разработкой внеклассного мероприятия в 6-10 классах.

Книга Бориса Полевого по-прежнему волнует воображение и чувства наших детей, поэтому возникла идея провести читательскую конференцию по «Повести о настоящем человеке».

 

Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Цель занятия – познакомиться с творчеством Бориса Николаевича Полевого.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать эпизод прозаического текста; умение формулировать проблемы, поднимаемые автором текста, умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов.

Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в группе, умение формулировать собственное мнение.

Личностные:  формирование любви к Родине, воспитание интереса к чтению, определение духовных жизненных ценностей.  

Форма урока: урок с использованием технологии творческих мастерских.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями для самостоятельной работы, портрет Б.Н. Полевого; выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке");  компьютер, проектор, экран для просмотра презентации, документального фильма об Алексее Маресьева и художественного фильма «Повесть о настоящем человеке»; искусственная ель; одежда летчика военного времени; фуфайки; шапки-ушанки; игрушечный пистолет (для инсценирования).

Раздаточный материал: тексты повести Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке"; таблицы для работы с текстом повести.

 

Ход урока

 Дети разделены на группы.

Звучит песня «Первым делом самолёты».

I. Этап «Индукция».

Учитель. Мы не случайно сегодня обращаемся к произведению Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Почему именно к этому произведению? Ответ на этот вопрос поможет дать следующий видеоролик.

Видео 1. «Кто такой Алексей Маресьев» (видеорепортаж из Москвы с “YouTube”).

Учитель. Очень обидным становится тот факт, что молодое поколение не знает своих героев, людей, которые действительно были настоящими. Поэтому сегодня мы поговорим именно о настоящем человеке – летчике Алексее Маресьеве. Произведение, с которым вы познакомились, называется «Повесть о настоящем человеке». Какого же человека можно назвать настоящим?

II. Этап «Разрыв». Работа над творческим заданием «Портрет настоящего человека».

Учитель. Прежде чем ответить на предложенный вопрос, необходимо познакомиться с автором произведения. Я предлагаю коллективную работу над составлением визитной карточки писателя.

Выступление обучающегося о жизни и творчестве Бориса Полевого.

Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве. Его отец, Николай Петро­вич Кампов, был человеком образо­ванным, работал гористом, имел хорошую библиотеку.

Мать, Лидия Владимировна, окончила Высшие женские курсы и работала врачом. В 1913 году семья переехала в Тверь, где и прошло дет­ство Бориса Полевого. Домашнее хозяйство вела бабушка. Под надзором ба­бушки книжками из отцовской биб­лиотеки пользовался не только Бо­рис, но и его друзья.

Вторым после книг детским увле­чением стала природа. Уже в 4-м классе Борис стал руководителем кружка юных натуралистов.

Рано Борис увлекся журналистикой. В школьной газете он помещал свои заметки под псевдонимов Б. Овод. В 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете «Твер­ская правда» первую серьезную статью.

После окончания средней шко­лы и промышленного техникума Борис работал на тверской текс­тильной фабрике «Пролетарка». В 1928 году Борис Полевой оста­вил работу на фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах.

В 1927 году была издана первая книга очерков Бориса Поле­вого «Мемуары вшивого человека». Это единст­венное издание, подписанное име­нем Б. Кампов. Псевдоним Поле­вой родился в результате предложе­ния одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (сатрusполе) на русский. Литературную известность По­левому принесла повесть «Горячий цех», опубликованная в 1939 году в журнале «Октябрь».

С начала войны Полевой работа­ет военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. В феврале 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья Бориса Полевого «Подвиг Матвея Кузьмина». Чтобы добыть материал для  статьи, пришлось в сорокагра­дусный мороз лететь на самолете «У-2» под Великие Луки, где старый колхозник повторил подвиг Ивана Сусанина и завел батальон немец­ких горных стрелков прямо на со­ветскую засаду.

Редактор прочитал статью и по­советовал: «Записывайте, подроб­нейшим образом записывайте все выдающиеся события, свидетелями которых становитесь. Записывайте с именами, с адресом, датой. В этой войне наш народ встал во весь рост. Не знала еще Земля такого героиз­ма. Важно, чтобы не только мы, а и дети наши и внуки знали, как наши люди защищали Родину, Записы­вайте, все записывайте. После вой­ны напишите о них книги».

Борис Полевой присутствовал на Нюрнбергском процессе, на ко­тором судили фашистов. Вернувшись с заседания три­бунала после допроса Германа Ге­ринга – военного деятеля нацистской германии, Борис Полевой задумался о русском характере, о котором с не­доумением и даже с невольным ува­жением говорил в этот день Герман Геринг.  Борис Полевой раскрыл свой дневник, где был записан рас­сказ безногого летчика, взял ручку и начал писать «Повесть о настоя­щем человеке».

Коллективное заполнение визитной карточки

Учитель. Главный герой «Повести о настоящем человеке» – Алексей Мересьев, прототипом которого был выдающийся советский летчик Алексей Маресьев.

Сообщение ученика о жизни А.П. Маресьева.

Книга «Повесть о настоящем человеке» была написана о безногом летчике Алексее Петровиче Маресьеве. В 1943 году на полевом аэродроме под Орлом писатель впервые встретился со своим героем; до самого рассвета слушал и записывал (исписал две ученические тетради) рассказ летчика о своей жизни.

Алексею было 3 года, когда умер отец. Они остались вчетвером: трое братишек и мать, работавшая убор­щицей на заводе в городе Камышине Волгоградской области. Рос Алексей слабеньким и болезнен­ным. А он мечтал стать летчиком, Но медицинская комиссия в Камышине «приговорила»: «К летной службе не пригоден!» Алексей по­ехал в Сталинград, но и там врачи его не допустили к лётному делу. Тогда он поехал на Амур строить город Комсомольск-на-Амуре. Рабо­тал лесорубом, строителем. Очень окреп. Ни одного приступа малярии или ревматизма. Создали аэроклуб. Летал на самолете «У-2».

В 1937 году был призван в армию. Служил меха­ником в 12-м погранотряде. Алек­сей возмущался: в аэроклубе летал, а здесь не дают. Стал проситься, чтобы направили учиться в летное училище в Чите. Прошел медкомис­сию и, наконец, стал летать.

Свой первый боевой вылет Алексей Маресьев совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Уже к концу марта 1942 года он довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырёх.

4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом в Новгородской области истребитель Маресьева был подбит. Он пытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. Восемнадцать суток А.П.Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался.

В июне 1943 года Маресьев вер­нулся в строй. Воевал на Курской дуге. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истре­бителя  

24 августа 1943 года Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР  Ма­ресьеву было присвоено звание Ге­роя Советского Союза.

Всего он совер­шил 86 боевых вылетов, сбил 11 са­молетов противника.

Полковник в отставке А. П. Ма­ресьев имеет множество наград, орденов, медалей. Его именем назва­ны малая планета Солнечной систе­мы, общественный фонд, молодеж­ные патриотические клубы.

Просмотр видеосюжета «Интервью с Маресьевым» (видео с “YouTube”)

Учитель. Зная, как Алексей Маресьев добивался того, чтобы стать летчиком, как проходил этот путь, можно понять, почему он сумел преодолеть в будущем нечеловеческие трудности, выпавшие на его долю. Почему в повести несколько изменена фамилия летчика? (Борис Полевой отмечал: «Не имея возможности строго придерживаться фактов, я слегка изменил фамилию героя и дал новые имена тем, кто помогал ему на трудном пути его подвига»).

Учитель. Итак, обратимся к повести.  Конец зимы, начало весны. 1942 год. Район Старой Руссы. Алексей Мересьев начинает свой путь через тернии к звездам. Он преодолевает страшные испытания, о которых мы начнем говорить. Какое первое испытание проходит герой?

Ответы. Испытание первое – «Роковое падение». Пересказ эпизода.

Учитель. И далее начинается борьба человека за жизнь и свободу, за право защищать свое Отечество.

Ученик. Самое страшное, чего боялся летчик, - это попасть в плен. С волнением мы читаем страницы, когда Мересьев, очнувшись после падения, услышал возле себя хрустящий скрип наста под чьими-то ногами и шумное, хрипловатое дыхание. «Немцы! – тотчас же догадался он, подавляя в себе желание раскрыть глаза и вскочить,. Защищаясь. – Плен, значит, все-таки плен!.. Что же делать?» И он решил притвориться мертвым, надеясь на то, что враг уйдёт, оставив его.

Учитель. Каким предстает перед нами герой?

(Герой не желает мириться с судьбой. Он решает бороться за свою жизнь, за возможность летать, защищать Родину. Это человек, умеющий ставить правильные жизненные цели и добиваться их.)

Учитель. Каким было второе испытание героя?

Ответы. Второе испытание – «Через вражеский тыл». Мересьев через боль и страдания восемнадцать дней выползал из вражеского тыла.

Учитель. Как проявляет себя герой во время второго испытания? (Здесь герой проявляет себя как человек сдержанный, расчетливый, имеющий выдержку, силу воли, умеющий ждать.) Давайте докажем это, обратившись к тексту.

Ученик. Рядом с Мересьевым оказался не немец, а «большой, тощий, ободранный медведь. Голодный злой медведь лапой перевернул Алексея, рванул когтями комбинезон, глухо зарычал, Мересьев медленным движением опустил руку в карман ,нащупал пистолет, взвел курок, начал вынимать оружие. Медведь схватил комбинезон зубами. Подавив в себе боль, Алексей вскинул пистолет и нажал на курок (зачитывает эпизод (гл. 3, стр.12-13)).

Учитель. Чем питался Алексей Мересьев, находясь в тылу врага? Предлагаю работу в группах. В предложенных карточках подчеркните не более 10 ответов.

  1. Сухари
  2. Ягоды черемухи
  3. Ягоды клюквы
  4. Заяц
  5. Немецкие сосиски
  6. Ёж
  7. Галеты
  8. Хлеб
  9. Белка
  10. Луковица
  11. Мох
  1. Кора сосны
  2. Кора дуба
  3. Кора ели
  4. Кора березы
  5. Кора лиственницы
  6. Семена елей
  7. Кедровые орехи
  8. Листья клюквы
  9. Листья черники
  10. Листья брусники
  11. Сахар
  1. Муравьи
  2. Картошка
  3. Березовые почки
  4. Сосновые почки
  5. Сосновые иголки
  6. Липовые почки
  7. Конфеты
  8. Каша перловая
  9. Банка тушенки
  10. Банка каши перловой с тушенкой

Обсуждение.

Ответ: ягоды клюквы, еж, мох, кора сосны, семена елей, листья брусники, муравьи, березовые почки, липовые почки, банка тушенки.

Учитель. Кто изображен на иллюстрации?

(Серёнька и Федька – мальчики, которые нашли раненого летчика в лесу.)

Инсценирование эпизода. Встреча Мересьева с детьми ( гл.14, стр. 50 )

Учитель. Итак, Алексей попадает в деревню Плавни. Вот ее современная фотография. Расскажите об этой деревне.

Ученик.  Беглая деревня жила в вековом бору. Накопав землянок, мужчины ушли партизанить, остались бабы да дети. Председателем деревни был единственный мужчина в деревне дед Михайло. Люди голодали, но помогали друг другу. Бедствия сплотили людей, каждый хотел помочь Алексею. Моё внимание привлекла жительница этой деревни – Партизаночка и ей хозяйка. Партизаночка – это курочка, которая осталась одна у бабки Василисы. Всю семью бабки Василисы (десять человек) «перевел немец». Все хозяйство также уничтожили. Осталась только одна курочка. Это курочка оказалась очень хитрой. В первую неделю немцы переловили всех кур и уток. А эта спаслась. Немец во двор, а она от него на чердак, сидит там, будто ее и нет. А если войдет свой, то она гуляла по двору, не боялась. Как она различала немца и русского, никто не мог понять. И осталась она одна курица на всю деревню. За это ее и прозвали Партизанкой. Очень жаль было Партизаночку, когда бабка Василиса все-таки решилась ее убить. Но я понимаю, что этот поступок она совершила, чтобы спасти летчика. Ведь ее сыновья тоже были на фронте. Она вспоминала о них, видя этого умирающего солдата.

Учитель. Посмотрите на иллюстрацию (слайд). Назовите эпизод (жители деревни Плавни отправляют летчика в медицинскую часть).

Учитель. Алексей попадает в так называемую полковничью палату. Кого он здесь встречает? Предлагаю Вашему вниманию следующее задание, которое мы также выполним в группах. Сопоставьте фамилию, профессию, диагноз.

 

Гриша Гвоздев

Летчик-истребитель

Контузия и радикулит

Алексей Мересьев

Полковой комиссар

Тяжелая контузия

Константин Кукушкин

снайпер

Перелом бедра и правой руки

Степан Иванович

летчик

ожоги

Семен Воробьев

летчик

Раздроблены плюсны ног, гангрена обеих конечностей

Павел Иванович Стручков

танкист

Трещины в коленных чашечках

 

Ответ. Обсуждение работы групп.

Гриша Гвоздев

танкист

ожоги

Алексей Мересьев

летчик

Раздроблены плюсны ног, гангрена обеих конечностей

Константин Кукушкин

летчик

Перелом бедра и правой руки

Степан Иванович

снайпер

Контузия и радикулит

Семен Воробьев

Полковой комиссар

Тяжелая контузия

Павел Иванович Стручков

Летчик-истребитель

Трещины в коленных чашечках

Учитель. Кто из палаты запомнился вам и почему?

Ответы учеников.

Учитель. Как, на ваш взгляд, повлияло на Алексея Мересьева его окружение?

(Все люди, на мой взгляд, настоящие – смелые, мужественные, стойкие, отважные).

Учитель. Алексею Мересьеву ампутировали обе ноги. Это самое страшное испытание, которое проходит герой.  Он не хочет жить. Не видит смысла жизни. Но Семен Воробьев, как сам Мересьев называет его, «настоящий человек», помогает летчику «стать на ноги». Он становится на протезы. Ему очень больно и тяжело. Но всем своим видом он не хочет показать свою боль.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Повесть о настоящем человеке» (Мересьев учится ходить на костылях: 55 мин. 42 с.)

Учитель. Какие еще эпизоды запомнились вам?

Эпизоды «Мересьев учится танцевать», «Первый вылет летчика на протезах», «Первый бой Алексея», «Схватка с фашистским асом».

Учитель. Испытания, через которые проходил герой, показали, что он настоящий человек. Какой же он? Предлагаю по цепочке охарактеризовать Алексея Мересьева. Каждый ученик по очереди говорит одно предложение, характеризующее героя  (Прием «Цепочка»).

Учитель. Борис Полевой писал: «Я назвал книгу «Повесть о настоящем человеке», потому что Алексей Мересьев и есть настоящий советский человек, которого никогда не понимал, да так и не понял до самой своей позорной смерти Герман Геринг, которого не понимают до сих пор и все те, кто склонен забывать уроки истории, кто и теперь еще втайне мечтает пойти по пути Наполеона и Гитлера» (стр. 347).

Написание эссе на тему «Какого человека можно назвать настоящим?»

III. Афиширование. «Микрофон» (использование микрофона).

Чтение обучающимися стихотворения  В.П. Черникова

                                            Поэма о Настоящем Человеке (отрывок)

 Рождает  Родина героев,

Коль нашу землю топчет враг, 

Они, прикрыв ее собою,

Не отступают ни на шаг…

 

И летчики сражались смело,

Срывая вражеский налет,

Их сила духа без предела,

Они ее берут в полет.

 

У Алексея первый вылет,

Удар по технике врага,

На бреющем фашистов били,

Не дрогнула его рука…

 

Под Старой Руссой в жесткой схватке

Был самолет его подбит.

Мотор заглох, и нет площадки,

Но хорошо, что не горит.

 

Упал на лес, сбивая сучья,

В куски распался самолет,

Вот он, особый этот случай,

Когда остался жить пилот…

 

Как он прополз те восемнадцать

Голодных выстраданных дней?

Как телу трудно подниматься,

Но сила воли все ж сильней…

 

Врачи его смотрели долго

И вывод сделали один…

Лишь сила воли, чувство долга

Его оставили живым.

 

Взяв костыли, стал двигать ноги -

Как трудны первые шаги!

 

 Учителя уж больно строги,

А в помощь только две руки.

 

«Я должен быстро научиться

Ходить и двигаться, как все.

Иначе в воздух не пробиться,

А без полетов трудно мне».

 

И он с упорством, силой воли

Тренировался каждый час.

Хотя в душе стонал от боли

И падал на пол много раз…

 

И доказал, что и в протезах

Готов на фронте воевать,

В ногах его теперь железо,

Лишь нужно им повелевать.

 

А жарким летом в сорок третьем

Попал на Курскую дугу,

Друзей своих на фронте встретил

В гвардейском боевом полку.

 

По восемь раз за день взлетали,

Громили, разрывая строй,

И в небе пушки грохотали,

Здесь каждый миг – смертельный бой!

 

И вот однажды, тем же летом

К ним в полк приехал Полевой,

Проговорили до рассвета

О буднях жизни боевой.

 

Он рассказал, как жизнь сложилась,

Почти что спал, закрывши веки…

И вскоре «Повесть…» появилась

О Настоящем Человеке!

                                            2002 год

 IV. Рефлексия.

Учитель. Используя цветные карандаши или фломастеры, выполните следующее задание: нарисуйте предмет, который стал бы символом литературного героя – настоящего человека, летчика Алексея Мересьева.  (Прием «Символ произведения»)

Выставка символов. Обсуждение символов.

Учитель. История Маресьева – это символ великой Победы. Его история должна жить, пока жива память. Я надеюсь, что мы будем хранить ее...

Звучит песня Иер. Фотия «Господи, помилуй!»; на экране «немой» фильм  «Повесть о настоящем человеке» (отдельные эпизоды).

Учитель. Спасибо за внимание!

 

Используемая литература

  1. Борис Полевой. Повесть о настоящем человеке (разные редакции).
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Полевой,_Борис_Николаевич
  3. http://fb.ru/article/257991/boris-nikolaevich-polevoy-pisatel-biografiya-tvorchestvo-nagradyi-pamyat
  4. https://aviator.guru/blog/43121519590/Aleksey-Maresev:-zhizn-i-voyna-nastoyaschego-cheloveka
  5. http://my-bataysk.ru/wp-content/uploads/2015/08/poem_maresyev.pdf
  6. https://multiurok.ru/blog/urok-vnieklassnogho-chtieniia-po-poviesti-o-nastoiashchiem-chieloviekie-6-klass.html

Автор: Лаптева Ольга Алексеевна

You have no rights to post comments