Князева Оксана Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с УИОП №7 им. А.С. Пушкина» г. Курска рассказывает о технологических картах и методике проведения коммуникативно-ориентированных уроков русского языка.
Стратегия модернизации образования нацелена на деятельностный характер. В Пояснительной записке к программе «Русский (родной) язык. Примерная программа для основной школы» подчеркивается также коммуникативно-деятельностная направленность курса. Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, направлен на личностное развитие ученика, так как формирует «основу для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», учит «ответственности за языковую культуру».
Обеспечение достижения обучающимися планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов обучения в соответствии требований ФГОС общего образования осуществляется при реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Одной из важных задач учителя русского языка и литературы является также и формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих коммуникативную и социальную компетентность, способность учащихся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Пути реализации видятся нам в следующем:
- Коммуникативная направленность уроков, выражающаяся созданием учебных речевых ситуаций через уроки-исследования, конференции, ситуативно-ролевые игры, занятия с использованием групповых и парных форм работы.
- Создание особенной среды обучения, где главное место принадлежит методам, активизирующим самостоятельную работу обучающихся.
- Обеспечение успешной социализации обучающихся через творческое взаимодействие, развитие критического мышления и развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Умение вести диалог адекватными языковыми средствами, перестраиваться по ходу изменения рабочей ситуации, импровизировать – это одно из важнейших требований современности к субъекту сообщества, поэтому усиливается коммуникативная направленность на уроках, выражающаяся в создании учебных речевых ситуаций.
Решение учебно-речевой задачи, выдвигаемой учителем, осуществляется в процессе ситуативных упражнений, то есть упражнений, которые максимально приближены к жизни. Ситуативность предполагает такое технологическое обеспечение урока, которое способствует осознанию обучающими коммуникативной перспективы изучаемого материала и созданию учебных ситуаций, от них актуализации знаний и умений.
Формой продуктивно-творческой деятельности, как правило, не связываемой обучающимися с какими-либо трудностями, является игровая, которая требует от учителя таких инициирующих форм, как описание речевой ситуации, включение в число участников на равных правах, установка на окончательный результат, создание "виртуальной реальности". Игра в современной методической литературе рассматривается как "эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся" (Чернова Т.А. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. - М., 2013. - С. 163). Автор выделяет следующие функции игры: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, функции самореализации и социализации, а с точки зрения методики - ролевую игру, проектно-ролевую, творческую, исследовательскую, практико-ориентированную, деловую.
Одним из вариантов проектно-ролевой и частично исследовательской игры может стать социолингвистическое интервью. Лингвистический эксперимент – один из самых эффективных методов в лингвистике, а интервью – метод, направленный на фиксацию спонтанного речевого поведения опрашиваемых. Проектно-ролевую игру представляет интерес провести по устойчивости диалектных образований южного великорусского наречия в говоре курян. Эта работа, имеющая непосредственную практическую направленность: как часто на уроках мы слышим и фрикативное «г», и немотивированное смягчение типа «солички мне передай», «стоять за курями», а на таком уроке ребята посредством игрового действа не только отметят характерные особенностями говора жителей своего края, но и займутся культурой речи. Именно ошибки, связанные с нарушением речевых и грамматических норм, вызывают наибольшие затруднения у наших выпускников при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Каков же инструментарий, необходимый для организации ситуации общения?
Школьникам предлагается выбрать для себя «социальную роль» одного из участников или свидетелей происшествия и определить ту речевую форму передачи содержания, которая в наибольшей мере будет соответсвовать его коммуникативному намерению.
Им предлагается создать тексты различных жанров, в итоге выступить в определенной социальной роли, а затем самостоятельно оценить текст с позиции смысловой, стилистической целостности и коммуникативной целесообразности.
Литература
1. Русский (родной) язык. Примерная программа для основной школы (серия "Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011. - С.4.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Учебное издание серия "Стандарты второго поколения". - М, 2009;
4. Ходякова Л. А. Использование живописи на уроках русского языка в 5 классе // Сочинения по картине в 5-м кл. : метод. пособие / Л. А. Ходякова, Л. И. Новикова, О. П. Штыркина, Е. В. Кабанова; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. – М, 2008;
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В., Исаева Н.А. , Барова Е.С. Русский язык. Учебник для 6-го класса.- М., Русское слово, 2013
6. Чернобай. Технология проведения урока по ФГОС.- М., 2012.
7. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М. «Просвещение», 2006;
8. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2001.