Князева Оксана Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с УИОП №7 им. А.С. Пушкина» г. Курска рассказывает о технологических картах и методике проведения коммуникативно-ориентированных уроков русского языка.

Стратегия модернизации образования нацелена на деятельностный характер. В Пояснительной записке к программе «Русский (родной) язык. Примерная программа для основной школы» подчеркивается также коммуникативно-деятельностная направленность курса. Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, направлен на личностное развитие ученика, так как  формирует «основу для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», учит «ответственности за языковую культуру».

Обеспечение достижения обучающимися планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов обучения в соответствии требований ФГОС общего образования осуществляется  при реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Одной из важных задач учителя русского языка и литературы является также и формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих коммуникативную и социальную компетентность, способность учащихся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Пути реализации видятся нам в следующем:

  • Коммуникативная направленность уроков, выражающаяся созданием учебных речевых ситуаций через уроки-исследования, конференции, ситуативно-ролевые игры, занятия с использованием групповых и парных форм работы.
  • Создание особенной среды обучения, где главное место принадлежит методам, активизирующим самостоятельную работу обучающихся.
  • Обеспечение успешной социализации обучающихся через творческое взаимодействие, развитие критического мышления и развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Умение вести диалог адекватными языковыми средствами, перестраиваться по ходу изменения рабочей ситуации, импровизировать – это одно из важнейших требований современности к субъекту сообщества, поэтому усиливается коммуникативная направленность на уроках, выражающаяся в создании учебных речевых ситуаций.

Решение учебно-речевой задачи, выдвигаемой  учителем, осуществляется в процессе ситуативных упражнений, то есть упражнений, которые максимально приближены к жизни. Ситуативность предполагает такое технологическое обеспечение урока, которое способствует осознанию обучающими коммуникативной перспективы изучаемого материала и созданию учебных ситуаций,   от них актуализации знаний и умений.

Формой  продуктивно-творческой деятельности, как правило, не связываемой обучающимися с какими-либо трудностями, является игровая, которая требует от учителя таких инициирующих форм, как описание речевой ситуации, включение в число участников на равных правах, установка на окончательный результат, создание "виртуальной реальности".  Игра в современной методической литературе рассматривается как "эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся" (Чернова Т.А. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. - М., 2013. - С. 163). Автор выделяет следующие функции игры: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, функции самореализации и  социализации, а с точки зрения методики - ролевую игру, проектно-ролевую, творческую,  исследовательскую, практико-ориентированную, деловую.

Одним из вариантов проектно-ролевой и частично исследовательской игры  может стать социолингвистическое интервью. Лингвистический эксперимент – один из самых эффективных методов в лингвистике, а интервью – метод, направленный на фиксацию спонтанного речевого поведения опрашиваемых.  Проектно-ролевую игру представляет интерес провести по устойчивости диалектных образований южного великорусского наречия в говоре курян. Эта работа, имеющая непосредственную практическую направленность: как часто на уроках мы слышим и фрикативное «г», и немотивированное смягчение типа «солички мне передай», «стоять за курями», а на таком уроке ребята посредством игрового действа не только отметят характерные особенностями говора жителей своего края, но и займутся культурой речи. Именно ошибки, связанные с нарушением речевых и грамматических норм, вызывают наибольшие затруднения у наших выпускников при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

Каков же инструментарий, необходимый для организации ситуации общения? 

Школьникам предлагается выбрать для себя «социальную роль» одного из участников или свидетелей происшествия и определить ту речевую форму передачи содержания, которая в наибольшей мере будет соответсвовать его коммуникативному намерению.

Им предлагается создать тексты различных жанров,  в итоге выступить в определенной социальной роли, а затем  самостоятельно оценить текст с позиции смысловой, стилистической целостности и коммуникативной целесообразности.

 

Литература

1. Русский (родной) язык. Примерная программа для основной школы (серия "Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011. - С.4.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Учебное издание серия "Стандарты второго поколения". - М, 2009;

4. Ходякова Л. А. Использование живописи на уроках русского языка в 5 классе // Сочинения по картине в 5-м кл. : метод. пособие / Л. А. Ходякова, Л. И.  Новикова, О. П. Штыркина, Е. В. Кабанова; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. – М, 2008;

5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В., Исаева Н.А. , Барова Е.С. Русский язык. Учебник для  6-го класса.- М., Русское слово, 2013

6. Чернобай. Технология проведения  урока по ФГОС.- М., 2012.

7. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М. «Просвещение», 2006;

8. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2001.


Технологию проблемного диалога с элементами ролевой игры хорошо иллюстрирует урок русского языка в 6 классе.

Склонение и употребление количественных числительных

 

Тема: "Склонение и употребление количественных числительных"

Цели:

Образовательные: расширение познавательной сферы, отработка умений правописания и употребления в речи количественных числительных.

Развивающие: развитие коммуникативных навыков, развитие мышления через сопоставление различных языковых единиц, развитие рефлексивных умений через проведение взаимоанализа, представления собственных достижений.

Воспитательные: воспитание любви к языку, умения ориентироваться в социуме. 

1. Столкновение с проблемой, выяснение темы урока

Запись на доске: "Из репортажа на сайт школы ученицы 6А класса":

"В олимпиаде по русскому языку приняли участие около сто сорок учащихся нашей школы,  из них семнадцать из нашего класса, еще двое девочек тоже хотели принять участие, но не смогли, потому что заболели".

Нахождение ошибок, определение темы урока, постановка целей и задач, предвосхищение результата деятельности.

Предложение провести урок в форме игры. Социальные роли: учитель - продюсер телеканала, учащиеся распределяются по группам, выбирают режиссера, исполнителей, журналистов, редакторов отдельных передач.

В ходе урока будет выявлен рейтинг передач, по результатам которого учитель совместно с учениками и выставит оценки в журнал.

Программа передач на сегодня:

1. Пресс-конференция.
2. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!
3. Производственная гимнастика.
4. Званый ужин.
5. Криминальные вести.
6. Очевидное-невероятное.
7. Архивариус.
8. Итоги.

2. Пресс-конференция. (Актуализация изученного).

Индивидуальная форма работы.

По одному представителю от каждой команды приглашаются на пресс-конференцию. Они отвечают на вопросы команд противников.

3. Совещание. (Совместное исследование).

Коллективная форма работы.

Запись на доске:

1. Найдите ошибки и запишите словосочетания в исправленном виде.

С полуторами тоннами груза, в сороках километрах, пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам, шестеро учениц, с обоих улиц.

2. Выполните тест.

1. Сложным является числительное:
а) сто пятнадцать;
б) тридцать шесть;
в) сорок;
г) двести.

2. Составным является числительное:
а) девяносто;
б) шестнадцать;
в) семьсот четыре;
г) пятьдесят.

3. Есть ошибка в образовании сложного
числительного:
а) двумястами;
б) пятистами;
в) девятисот;
г) трёмстам.

4. Нет ошибки в образовании составного
числительного:
а) в девятистах двадцати четырёх шагах;
б) в девятиста двадцати четырёх шагах;
в) в девятьсот двадцати четырёх шагах;
г) в девятьсот двадцать четырёх шагах.

Производственная гимнастика.

Проведение физкультминутки под демонстрацию отрывка из мультфильма "38 попугаев":

Раз - мы встали, распрямились. два - согнулись, наклонились, три - руками три хлопка. А четыре - под бока. Пять - руками помахать. Шесть - на место сесть опять.

4. Званый ужин. Криминальные вести. Очевидное-невероятное. Архивариус. (Решение частных задач).

Групповая форма работы.

Поработайте в группах, задайте друг другу вопросы, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, запишите цифры словами. Прочитайте полученный текст.

Званый ужин

Сем...  сл...нов

Что п...дать к праз...ничному столу? Конеч...но, торт! Его можно испеч... всего из 350 г муки, 250 г кефира, 200 г сахарного песка и 2 яиц.

Разотрите яйца с 200 г (то есть 1 стаканом) кефира, 1 стаканом варенья и 350 г (2 стаканами) муки. Добав...те чайную ло...ку соды, обсыпьте форму манной крупой и выпекайте корж.

Торт получится на славу!

Криминальные вести

Гражданка Мухина, найдя кошелек с 562  рублями, пр...обрела сам...вар стоимостью около 250  рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на су...у свыше 340 рублей. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено р....скошное уг....щение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но  гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590  рублей, потраченных на таких гостей!

Очевидное-невероятное

Упр.217.

Планета Марс названа так древними римлянами в честь бога войны. Марс обращается вокруг Со...нца на ра...тоян... большем, чем Земля. Он завершает облет Солнца за 687 з...мных суток.  

В полдень на экваторе Марса т...мпература иногда повышается до плюс 20  градусов. Но по ночам всюду холодно: температура – минус 80 градусов.

Архивариус

Работа с информацией. Из разных источников (система Интернет, словари): найти и выписать интересные факты, связанные с употреблением в речи количественных числительных.

5. Итоги урока и организация домашнего задания.

Групповая форма работы.

Совместное оценивание работы групп по листам самооценки.

Домашнее задание: выполнить упр.229 или подготовить  проект (статистический отчет класса) упр. 233.

6. Рефлексия.

Индивидуальная

Отвечаем на вопросы:

На уроке интересным было…

Мне понравилось…

У меня получилось…

У меня не получилось…

Успешными были мои действия…

На будущее мне нужно учесть…

Я ухожу с урока с настроением….

 

Этап работы

Вид деятельности

Система оценивания (балловая)

(максимально -5б)

правильность

(максимально -1б)

общение, речь

(максимально -1б)

работа в команде: организация, выбор

2

Пресс-конференция.

(Актуализация изученного)

индивидуальная

 

 

 

 

3

Совещание.

(Совместное исследование)

коллективная

 

 

 

 

4

Званый ужин.

Криминальные вести.

В гостях у математики

Архивариус.

(Решение частных задач)

групповая

 

 

 

 

 

 

5

Итоги.

(Рефлексия)

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока (файл .docх 21,4 КБ)


Тема: "Сопоставление функциональных стилей речи. Знакомство с публицистическим стилем речи"

Публицистический стиль речи

 

Цели урока с позиции учителя и ученика:

Учитель:

- создание благоприятного психологического климата, учет психосберегающих факторов при организации работы в группах;

-  в процессе включения в активную познавательную деятельность через использование стадии вызова технологии критического мышления и технологию проблемного диалога воспроизвести знания обучающихся, необходимые для овладения новым материалом

- оценить уровень подготовленности.

Ученики:

- в ходе лексической работы дать толкование понятию «стиль»;

- повторить языковые особенности функциональных стилей;

- развитие мыслительной деятельности в ходе планируемых способов решения учебной задачи.

Прогнозируемые результаты:

  • Расширить свою эрудицию.
  • Приобрести умение грамотного правописания и употребления в речи количественных числительных.
  • Развивать умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом.
  • Развивать умения и навыки, связанные с соблюдением языковых (орфографических) норм.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать умения работать в группе, в сотрудничестве.
  • Развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои и чужие действия.

До звонка обучающиеся выбирают карточку определенного цвета, характеризующую психическое состояние и настроение. По выбранному цвету определяется и рабочая группа, в которой и будут работать на уроке.

На карточках зашифровано слово «стиль». Учитель просит расшифровать карточку и дать определение слову. Воспользовавшись всеми доступными на уроке средствами информации (словарями, учебниками, Интернетом).

В ходе работы получили несколько определений:

Стиль (писало, стило, стилос, стилус — лат. stilus, stylus от др.-греч. στύλος) — бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Стиль — форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления (см.: Образ жизни); манера себя вести, одеваться (см.: Стиль одежды); методы и приёмы работы (стиль руководства).

Стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника (см.: Художественные стили, направления и группы, Архитектурный стиль).

Стиль — совокупность приёмов использования языковых средств (см.: Учение о трёх стилях, функциональный стиль речи, Стиль АПА, парадигма программирования, стиль программирования).

Функциональные стили русского литературного языка.

Стиль - разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. Каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

Стиль связан с состоянием общества, он исторически изменчив. Во времена Ломоносова можно было говорить только о стилях книжной речи; при этом выделялись три стиля: высокий, средний и низкий. Литературный язык меняется, и теперь в языке выделяются четыре стиля: три книжных (научный, официально-деловой, публицистический) и разговорный стиль.

Можно говорить лишь об относительной замкнутости стилей литературного языка. Большинство языковых средств в каждом стиле - нейтральные, межстилевые. Однако ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые средства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления.

Стилистические средства употребляются говорящими или пишущими осознанно. Стиль речевого произведения связан с его содержанием, назначением, отношениями между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).

Следовательно, стиль - исторически сложившаяся в определённое время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни.

Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые имеют собственные особенности.

Учитель:

Какое определение нам потребуется для нашего урока? Исходя из этого определим тему урока.

Какие учебные задачи стоят перед нами?

Какой результат каждый из вас хочет получить в ходе нашего занятия, и какими видами деятельностями мы должны заниматься для достижения данных целей?

Ученики определяют промежуточные цели.

Учитель проводит фронтальный опрос, используя  традиционные методы:

- Сколько функциональных стилей в современном русском языке?

Ответ: 5 стилей (художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный и научный).

- На какие группы делятся стили?

Ответ: на 2 большие группы: разговорный и книжные стили.

- Назовите общие признаки стилей.

Ответ: Каждый стиль имеет свою сферу употребления, функцию, доминанту, языковые особенности, жанры.

Сталкиваемся с противоречием

Учитель просит определить, в каком стиле написан проецируемый на доску текст:

Дорогие восьмиклассники!

Книга, которую вы держите в руках, — пособие «Русский язык. Практика» для 8 класса. Она поможет вам изучить строение всех видов простого предложения и знаки препинания в нём.

Прежде чем выполнять упражнения, обратитесь к опорным материалам (в них конспективно переданы теоретические сведения) и к материалам, передающим изучаемое правило графически. Не забудьте о заданиях «Контролируйте себя!», они помогут вам сформировать навыки самоконтроля.

Трудность определения стиля заставляет обратиться к таблице «Языковые особенности функциональных стилей», отметить коннотацию стилей, как правило, характерную для нашей современной действительности.

Рассмотрим ситуации общения этих стилей. Отметим различие:

1.Официально-деловой стиль;

2.Научный стиль;

3.Публицистический стиль.

 

1.Речевая ситуация

Официальная обстановка

Один – много

Сообщение, инструкция

 

2.Речевая ситуация

Официальная обстановка

Один – много

Сообщение, объяснение

 

3.Речевая ситуация

Официальная обстановка

Один - много

Воздействие на массы

Решаем проблему, открываем новые знания.

Учитель:

- при формировании лингвистической, коммуникативной, информационной компетенций особое внимание уделяется и развитию логического мышления, сравнительно- сопоставительных навыков анализа и синтеза.         

Ученики:

- повторяют языковые особенности функциональных стилей, акцентируют внимание на языковых особенностей публицистического стиля;

- развивают умения сравнивать, сопоставлять, разграничивать  определять тексты разных стилей;

- совершенствуют навыки грамотного письма.

Учитель просит достать из конвертов №1 тексты и просит определить их стилевую принадлежность

Ученики определяют текст№1 как текст научного стиля. Текст №2 как текст публицистического стиля

Приложение.

Текст №1

Хамелео́ны (лат. Chamaeleonidae) — семейство подотряда ящериц отряда чешуйчатых, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску

Этимология

Русское слово «хамелеон» через нем. Сhаmälеоn заимствовано из др.-греч. χαμαιλέων (khamailéōn, словосложения, состоящего из χαμαί (khamaí) «на земле» и λέων (léōn) «лев». Существует предположение, что греческое слово калькирует аккад. nēš qaqqari «земляной лев»

Общая характеристика

Большинство видов имеют длину тела 30 см, наиболее крупные достигают 50—60 см, самые мелкие — 3—5 см. Голова шлемообразная, с заметно приподнятой затылочной областью. Часто украшена более или менее выпуклыми гребнями, буграми или вытянутыми, заострёнными рогами. В большинстве случаев все эти образования развиты у самцов, а у самок носят зачаточные формы.

Ноги длинные, своеобразно приспособленные к лазанью. Пальцы срастаются в две противополагающиеся друг другу группы по 2 и 3 и имеют вид «клешней», которые могут плотно обхватывать ветви дерева. Хвост толстый у основания, постепенно сужается к концу, может спирально закручиваться вниз и обвиваться вокруг ветвей.

Изменение окраски тела

Широкую известность имеет свойственная всем хамелеонам способность изменять окраску и рисунок тела. Изменение окраски связано с особенностями строения кожных покровов. В наружном волокнистом и более глубоком слое кожи находятся особые разветвлённые клетки — хроматофоры, содержащие зёрна различных пигментов чёрного, тёмно-коричневого, красноватого и жёлтого цветов. При сокращении отростков хроматофоров зёрна пигментов перераспределяются, и их наибольшая концентрация приходится на центр клеток, при этом кожа самой ящерицы приобретает беловатый или жёлтый окрас. При сосредоточивании тёмного пигмента в волокнистом слое кожи, она соответственно приобретает тёмную окраску. Сочетание пигментов обоих слоёв приводит к появлению различных цветовых оттенков. Зелёные цвета окраски появляются дополнительно в результате преломления лучей света в поверхностном слое коже, содержащем кристаллы гуанина.

Текст №2

Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так и некоторые люди  меняют свое поведение в зависимости от того, с кем имеют дело: угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым. К сожалению, в последнее время "хамелеонство" становится нормой. "Хамелеоны" заполнили офисы, засели в государственных учреждениях. Это явление уже приобретает характер нравственной эпидемии. Как нам избавиться от этой болезни? Давайте начнем с себя! 

Учитель организует работу по группам.

Группа №1 рассматривает текст №2 с точки зрения цели, функции, сферы употребления.

Ответ

Цель: публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации.

Функция: информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Сфера: он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, эмоциональностью.

Группа №2 рассматривает текст №2, выделяя языковые особенности публицистического стиля.

Ответ

  • Общественно-политическая лексика;
  • Фразеологизмы, крылатые выражения
  • Использование языковых средств выразительности: метафор, сравнений, эпитетов;
  • Вводные слова;
  • Риторические вопросы и восклицания;
  • Многосоюзие;
  • Инверсия;
  • Клише экспрессивно-воздействующего характера;
  • Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости.

Группа №3 рассматривает текст № 2 и выполняет пунктуационный анализ.

Исходный текст: Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств так и некоторые люди  меняют свое поведение в зависимости от того с кем имеют дело: угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым. К сожалению в последнее время "хамелеонство" становится нормой. "Хамелеоны" заполнили офисы засели в государственных учреждениях. Это явление уже приобретает характер нравственной эпидемии.

Как нам избавиться от этой болезни   Давайте начнем с себя.

Исправленный текст:  Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так и некоторые люди  меняют свое поведение в зависимости от того, с кем имеют дело: угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым. К сожалению, в последнее время "хамелеонство" становится нормой. "Хамелеоны" заполнили офисы, засели в государственных учреждениях. Это явление уже приобретает характер нравственной эпидемии. Как нам избавиться от этой болезни? Давайте начнем с себя! 

Физкультминутка.

Продемострируем невербальное общение.

Поприветствуем друг друга русским, японским поклоном, французским реверансом, снимем перед дамами шляпу, как англичане, поцелуем дамам руку, как поляки.

Учитель:  Переходим к следующему этапу урока. Героем нашего урока стала также безобидная ящерица – хамелеон. Явлению «хамелеонства», порочащему наше общество был посвящен и публицистический текст, с которым мы с вами работали. Скажите, а кто из русских писателей в своем художественном творчестве также исследовал это явление и  заставил читателей обратить на него внимание? Конечно, А. П. Чехов. У нас было индивидуальное домашнее задание подготовить маленькое выступление об этом рассказе Чехова.

Ученица:  Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

Рассказ «Хамелеон» (1884г.) был впервые напечатан в юмористическом журнале «Осколки». В одном эпизоде молодой Чехов отразил типическое явление современной ему действительности — «хамелеонство». Это передано уже в заглавии рассказа. Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так Очумеловы в самодержавно-полицейской действительности меняют свое поведение в зависимости от того, с кем имеют дело: угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым.

Комедийную основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса (кому принадлежит собака) и серьезный, страстный тон обсуждения этой несерьезной «проблемы». Комический элемент заключен также в самой конструкции центрального эпизода: это цепь «превращений», причем «хамелеоном», меняющим свою окраску в соответствии с обстоятельствами, оказывается при внимательном чтении рассказа не только Очумелов, но и Хрюкин и обывательская толпа. Центральный эпизод рассказа драматизирован (сценка). Автор, таким образом, устранен; он выступает в этой части лишь с нейтральными репликами: «замечает городовой», «говорит Очумелов» и т. д. Как в драматическом произведении, внутренний мир действующих лиц здесь отчетливо обозначен через поведение, речь, интонации «героев». С большим мастерством, в предельно лаконичной форме, Чехов показывает в этой части рассказа шесть превращений Очумелова, создавая у читателя впечатление, что деспотизм и рабство являются двумя концами одной и той же цепи. Властные, строгие начальственно повелительные интонации Очумелова сменяются рабски-трусливыми, холопски-униженными, обнаруживая тем самым то деспотическую, то рабью сущность его натуры. Резкими переходами в поведении и в речи центрального персонажа Чехов достигает комического эффекта.

Учитель: Ребята, а в каком стиле было подготовлено выступление?

Ответ: В научном стиле.

Учитель предлагает использовать известную всем ситуацию, созданную А.П. Чеховым, написать тексты публицистического стиля, выступаю в той или иной роли (от лица очевидцев происшествия, от лица участников, от лица журналистов)

Развиваем умения.

Учитель:

- организует работу в группах, корректирует поисковую деятельность, используя при этом метод социального моделирования жизненной ситуации в форме ролевой игры;

-формирует коммуникативную и личностные компетенции обучающихся;

- развивает интерес через межпредметные связи русского языка и литературы.

Ученики:

- приобретают умения и  навыки написания текста публицистического стиля;

- получают удовлетворение от работы при выполнении задания;

- развивают метапредметные умения: приобретают навыки, необходимые для работы, коммуникативные умения.

Учитель приглашает по одному представителю от группы зачитать получившиеся тексты.

Учитель и ученики во время выступления осуществляют оценку, применяя при этом оценочный лист.

 

Оценочный  лист

 Критерии оценки

 Номера групп

 

1

2

3

1. Текст соответствует заданному стилю

 

 

 

2. Текст отличается логичностью, точностью изложения

 

 

 

3. Текст отличается самостоятельностью

 

 

 

4. Культура публичного выступления: правильность речи, хорошая дикция, отсутствие речевых ошибок;

демонстрация интеллектуальной экспрессивности;

манера поведения, взаимодействие с аудиторией

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:  Написать мини-сочинение «Вести с урока русского языка»

Рефлексия.

Учитель:

- подводит итоги уроки, выстраивая для каждого обучающегося траекторию дальнейшей работы по данной теме;

- мотивирует выполнение домашнего задания.

Ученики:

- в ходе рефлексии определяется уровень собственных достижений и затруднений по изученной теме;

- при помощи цветного стикера выставляет оценку себе, своим одноклассникам и учителю за урок, сравнивает, поменялось ли настроение, с каким он пришел на урок с тем, каким оно стало после урока.

Одна из форм рефлексии в ходе такого урока - идентификация ситуации, обозначенная в правиле:

  1. При каких условиях возникла ситуация?
  2. Что повторяется во время ситуации?
  3. Что за человек по характеру? Каких жизненных ценностей придерживается?
  4. Что происходит, когда человек повел себя подобным образом? Какую функцию несет такое поведение в жизни?

Решают в конечном итоге мои ученики. Естественно, что ситуации могут быть самые разные. Фантазия ребят неистощима, надо только вовремя подкинуть им коммуникативную задачу.


Технология: педагогическая мастерская с элементами проектной технологии

Урок литературы в 5 классе

П.П. Бажов. "Каменный цветок"

 

Тема: Животворящая сила мастерства по сказу П.П. Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока

Тип урока: урок развития умений.              

Метод: проблемно-диалогический.

Оборудование: компьютер, презентация, рабочие материалы, таблицы.

Цели:

Образовательные: расширение познавательной сферы, знакомство со стилевыми особенностями сказа.

Развивающие: развитие коммуникативных навыков, развитие речи, развитие аналитического мышления, развитие творческого освоения действительности.

Воспитательные: духовно-нравственное воспитание, воспитания чувства уважения к людям труда, воспитание чувства гордости за богатое наследство своей страны.

Прогнозируемый результат для ученика:

  • Расширить свою эрудицию.
  • Узнать отличительные особенности сказа.
  • Приобрести умение отличать сказ от сказки.
  • Развивать умение применять  знания в работе с языковым материалом.
  • Развивать творческие умения.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать умения работать в группе, в сотрудничестве.
  • Развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои и чужие действия.

УУД:

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
  2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

  1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
  2. Пользоваться изучающим видом чтения.
  3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
  4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
  5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
  6. Пользоваться словарями, справочниками.
  7. Осуществлять анализ и синтез.
  8. Устанавливать причинно-следственные связи.
  9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

  1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
  3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
  4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
  5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
  6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

  1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Деятельность учителя

- Создание благоприятного психологического климата, учет психосберегающих факторов при организации работы на протяжении всего урока.

- В процессе включения в активную познавательную деятельность через использование технологий воспроизвести знания обучающихся, необходимые для овладения новым материалом.

- Оценить  работу обучающихся.

Деятельность обучающихся

- Представление проектных работ.

- Выборочное и поисковое чтение: научиться выделять главное в прослушанном тексте по поиску и обработке информации.

- Лексическая работа в группах, сообщения учителя и обучающихся.

- Работа в творческих группах -преобразование информации, сочинение.

- Мыслительная деятельность в ходе планируемых способов решения учебной задачи.

- Рефлексия.

1 этап мастерской – индуктор (мотивирование деятельности).

Со сказами П. Бажова вы познакомились ещё в начальной школе, прочитали "Каменный цветок" А что называется "сказом"? Подберите синонимы к этому слову. Сказка и сказ – это одно и то же? Чтение статьи учебника. Составление таблицы различения.

1.1. Словарная работа. Запись в тетрадях отличие сказа от сказки.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

(В сказках добро побеждает зло).

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно).

Отличительные черты сказа:

  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

  • Волшебные герои – добрые и злые.
  • Нет рассказчика.
  • Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
  • Не имеют реальной основы.

Я открываю книгу П.П. Бажова, и мы слышим певучий русский говор: "Это еще в те годы было, когда тут стары люди жили. На том, значит, пласту, где подерново золото теперь находят. Золота этого...Кразелитов... Меди... Полно было. Бери сколько хочешь. Ну, только стары люди к этому не свычны были...Медь, самородну, ту добывали маленько... В горах жили. В Думной горе пещера есть. С реки ход-то был. А самоглавная пещера в Азар-горе была. Огромнейшая – под всюё гору шла. Теперь ход-то есть, только обвалился будто маленько. Ну, там дело тайное. Об этом и сказ будет" ("Дорогое имечко").

Откуда у Бажова такие познания, как волшебство и тайна стали неотъемлемой частью рассказов о горняках Урала выясняли вчера на уроке ребята и сегодня мы посмотрим их проекты –результат работы двух творческих групп.

1.2. Представление проектной работы.

Познакомят нас с родиной Павла Петровича Бажова – Уралом. (Идет панорама Уральских гор).

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

В. Степанов

Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижником Петра I Акинфеем и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавельных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: «Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом» или «уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая… взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье», пересекаешь «изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл», или огибаешь «золотисто-зеленые заросли» у синего озера. «Лежит озеро в полном одиночестве… ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…»  Тишина сказочная, таинственная.

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

2 этап – деконструкция и реконструкция.

Организация  одного этапа работы мастерской исследователей.

Действительно, земля Урала богата разными полезными ископаемыми, я предлагаю группе исследователей зал №1 нашей мастерской поработать с географической картой, найти и подготовить рассказ о полезных ископаемых Урала и со словарем В. И. Даля.

Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова об этом нам расскажут ребята.

П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на  Полевом заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга.  Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим.  Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище «сверло», был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую – «рукодельню», где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.

Семья была дружная и трудовая.  «Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как  видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве», - вспоминает его дочь Ариадна.

Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е. Клюква, И.П. Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток.  Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в пошитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы.  Время  высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», - писал Бажов.

В.А. Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе». О девке Азовке, ящерке и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли  собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: «Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды. И была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказал от лестного предложения служить в церкви.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже 57 лет, в журнале «Красная  новь» были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.

3 этап социализация (предъявление созданного продукта).

Проверка работы первой группы. (Презентация камней и работы со словарем).

Малахит

 

Люди издавна с большим вниманием относились к камням и складывали о них легенды. Трудно указать такой камень, которого бы не добывали в Уральских горах. Самые красивые камни называют самоцветами. Что такое самоцветы? 

- Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. 

1 ученик.

Яшма. Горная кремнистая порода. Может быть однородной по окраске и ленточной, струйчатой, копейчатой. Изделия из этого камня представлены в наших музеях: в Оружейной палате Кремля, в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях. Из яшмы часто делали талисманы. Говорят, что яшма дает силу предвидения.

2 ученик.

Горный хрусталь. Это кристаллы прозрачного бесцветного кварца, благодаря своей красоте и твердости используются с древности – знаменит еще со времен Атлантиды. Говорят, что он полезен творческим людям, укрепляет память и концентрацию внимания.

3 ученик.

Малахит. Водный карбонат меди. Ювелирный и поделочный камень. Один из самых популярных благодаря яркой окраске, красивому рисунку. Бывает бирюзовый, зеленый, темно-зеленый. Из малахита вырезали не только шкатулки и брошки, но и амулеты для детей, которые должны были хранить их от напастей. Говорят, главное назначение малахита – создавать гармонию. 

В словаре В. И. Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений.   Малахитовый, к нему  относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.

Малахит – этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы (по-гречески «малахэ»). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в «Малахитовой шкатулке» и который известен как один из ценнейших поделочны камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.

(Показ изделий из малахита и других самоцветных камней).

4 этап – промежуточная рефлексия.

Какую новую информацию узнали?

Что вы сделали, чтобы представить информацию? Справились ли вы со своей работой? (Само- и взаимооценка)

5 этап – обращение и обработка новой информации.

5.1. Откроем малахитовую шкатулку. На слайдах представлены сказы Бажова, с которыми вы познакомились ранее. Назовите и запишите слова в кроссворд на доске. Найдите ключевое слово урока (МАСТЕР).

1. Малахитовая шкатулка

2. Огневушка-поскакушкА

3. Серебряное копытце

4. Каменный цвеТок

5. Голубая змЕйка

6. Медной гоРы хозяйка

Работа с эпиграфом к уроку: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда и нет человека». П.П. Бажов. Определяем тему урока. Запись темы.

- Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»?
- Каким бывает труд, в который вложена душа человека?

Разговор о Бажове – это прежде всего разговор о МАСТЕРЕ.

5.2. Организация работы творческих мастерских художников и лексиографов.

Задача для группа №1: В самом названии сказа «Каменный цветок» совмещено несовместимое. Как это цветок – нежный, душистый, красивый – может быть каменным? Как это название может служить иллюстрацией к определению сказа? Как вы себе представляете каменный цветок? Нарисуйте его. Когда ваш рисунок будет готов, отдайте его дежурному, который прикрепит его на доске с помощью магнита.

Задача для группы №2: С помощью Толкового словаря и собственного мнения дать определения словам: РЕМЕСЛЕННИК, МАСТЕР, ХУДОЖНИК, ТАЛАНТ,  КРАСОТА.

5.3. Текстовая работа.

Беседа по вопросам:

Коллективная работа:

Вопросы на знание и понимание текста

- Как жил Данилка, пока не попал к Прокопьичу? Кто помогал сироте? Почему и за что он «попал под бой»? Как заботился о нем Прокопьич? Почему он Прокопьичу «пришелся по сердцу»? 

- Как работал Данила над барскими заданиями? Что он должен был сделать, чтобы стать «настоящим мастером»?

- Почему ему не нравилась чаша по барскому чертежу?

- Почему ему трудно было найти цветок, с которого он хотел сделать свою чашу? 

- Как он хотел показать «настоящую силу камня»? В чем эта сила, по вашему?

- Почему он разбил свою чашу?

6 этап – коррекция.

7 этап – итоговая социализация (демонстрация созданного на уроке).

Посмотрим на наши рисунки. Трудно было нарисовать? А придумать? Насколько труднее было Даниле и почему? 

- Что такое, по вашему, талант? Что, кроме таланта, нужно настоящему мастеру? 

- Мастерство и талант – это одно и то же, или нет?

- Посмотрите на работы настоящих уральских мастеров-камнерезов. Что вам особенно понравилось?

- Почему? Чего, кроме таланта, требует такая работа?

- Что такое красота в вашем понимании?

- Где Данила искал увидеть настоящую красоту?

Мы знаем, что художественное пространство в произведениях Бажова уникально: это одновременно и подлинное место (Гумешки, Змеиная горка), и волшебный, иной, открывающийся подземный мир. Но соприкоснуться с волшебным миром может только МАСТЕР.
 

Работа над новым материалом.

- Что же понимается под словом МАСТЕР? На этот вопрос мы сегодня ответим, размышляя над сказом. Какие черты сказочного героя есть в Даниле? Он не такой, как все. Сирота, недокормыш, из которого вырастает талантливый мастер. Но в чем его главное отличие от других мастеров? Перечитаем сцену вечерки. Почему старый мастерко говорил Даниле: «Ты, милый сын, по этой половице не ходи»? Но Данилу непреодолимо влечет к мастерству и красоте. Почему он не удовлетворен своей работой с чашей по барскому чертежу, работой, которой дивятся даже опытные мастера? Приведите цитату. В чем же настоящая сила камня, как по-вашему?

- А как Данила относится к природе – вспомните его детство и его слова про «букашечка по листку ползет»? А его поиски цветка – образца для чаши? Он пытается постичь природу, переступить через нерушимую грань между искусством и природой, соединить их в одно. Данила стремится разгадать тайны природы, сделать живым самое неживое – камень. Но в том-то и дело, что для мастера Данилы камень малахит, как и все, что создала природа – живой! Об этом весь этот сказ «Каменный цветок». Существование КАМЕННОГО ЦВЕТКА возможно лишь в царстве Хозяйки. И тяга Данилы к этому волшебному царству – это дань великому таланту, дару, обрекающему героя на постоянные творческие поиски. Мастерство не просто выделяет Данилу из всех, - оно превращается во внутреннюю силу, требующую отречения от себя и даже от обычной человеческой жизни. Одаренность, талант – они стирают границу между реальностью и фантастикой. Иногда то, что казалось сто лет назад фантастикой, становится реальностью. Но для этого требуется мастерство.

Жизнь Данилы с самого начала посвящена мастерству – ни наказания, ни насмешки не могут заставить Данилку-Недокормыша стать другим и перестать разглядывать травы и картины в барском доме. Поэтому же он, всей душой любя Прокопьича и Катю, все равно уходит в царство Хозяйки, к каменному цветку.

Мастерство – это еще не умение обрабатывать камень. А что? Это умение «творить», это волшебство здесь, в реальной жизни. Но это еще и мерило нравственности, человечности, прямоты и простоты души. Это мерило ценности человека, но такой человек – большая редкость, потому-то так подробно и описывается вся жизнь Данилы.

Подведение итогов.

- Что символизирует Каменный цветок в этом сказе? 

- На памятнике Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа – она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается». Как вы можете объяснить эти слова?

Вывод:

Результат текстовой работы приход к  выводу, что нужно "искать живинку" в каждом деле. Живая душа любого дела - не что иное, как творческая мысль, выдумка мастера. Мастер – тот, кто способен на познание и труд. Требуя от художника познания природы во всем ее многообразии, Бажов напоминает, что претворение увиденного в художественных образах – это активный процесс, отсюда и непонимание художника окружающими, и вечная внутренняя неудовлетворенность, искания, которым нет конца.

Сказочный образ "каменного цветка" символизирует красоту самого материала, ту красоту, которую заложила природа в материал, требующий усилия мастера. чтобы превратить его в произведение искусства.

8 этап – рефлексия.

Отправьте в мою шкатулку свои пожелания о том, как прошел урок, какие открытия вы сделали, что у вас получилось, а что не удалось.

Итоги урока, оценки, организация домашнего задания.

Оценки.

Домашнее задание.

Общее: прочитать сказы к Вн/ч «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Про Великого Полоза», «Синюшкин колодец»; принести иллюстрации, по желанию – нарисовать самостоятельно.

Индивидуальное: сильным учащимся: написать мини-сочинение на тему «Как соотносятся реальный и волшебный мир в сказах Бажова»;

Средним: мини-сочинение «Кто такой МАСТЕР в понимании Бажова?»

Слабым: опишите (по желанию) и нарисуйте понравившегося вам героя заданных сказов.

 

Автор: Князева Оксана Григорьевна