Тема: "Сопоставление функциональных стилей речи. Знакомство с публицистическим стилем речи"

Публицистический стиль речи

 

Цели урока с позиции учителя и ученика:

Учитель:

- создание благоприятного психологического климата, учет психосберегающих факторов при организации работы в группах;

-  в процессе включения в активную познавательную деятельность через использование стадии вызова технологии критического мышления и технологию проблемного диалога воспроизвести знания обучающихся, необходимые для овладения новым материалом

- оценить уровень подготовленности.

Ученики:

- в ходе лексической работы дать толкование понятию «стиль»;

- повторить языковые особенности функциональных стилей;

- развитие мыслительной деятельности в ходе планируемых способов решения учебной задачи.

Прогнозируемые результаты:

  • Расширить свою эрудицию.
  • Приобрести умение грамотного правописания и употребления в речи количественных числительных.
  • Развивать умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом.
  • Развивать умения и навыки, связанные с соблюдением языковых (орфографических) норм.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать умения работать в группе, в сотрудничестве.
  • Развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои и чужие действия.

До звонка обучающиеся выбирают карточку определенного цвета, характеризующую психическое состояние и настроение. По выбранному цвету определяется и рабочая группа, в которой и будут работать на уроке.

На карточках зашифровано слово «стиль». Учитель просит расшифровать карточку и дать определение слову. Воспользовавшись всеми доступными на уроке средствами информации (словарями, учебниками, Интернетом).

В ходе работы получили несколько определений:

Стиль (писало, стило, стилос, стилус — лат. stilus, stylus от др.-греч. στύλος) — бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Стиль — форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления (см.: Образ жизни); манера себя вести, одеваться (см.: Стиль одежды); методы и приёмы работы (стиль руководства).

Стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника (см.: Художественные стили, направления и группы, Архитектурный стиль).

Стиль — совокупность приёмов использования языковых средств (см.: Учение о трёх стилях, функциональный стиль речи, Стиль АПА, парадигма программирования, стиль программирования).

Функциональные стили русского литературного языка.

Стиль - разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. Каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

Стиль связан с состоянием общества, он исторически изменчив. Во времена Ломоносова можно было говорить только о стилях книжной речи; при этом выделялись три стиля: высокий, средний и низкий. Литературный язык меняется, и теперь в языке выделяются четыре стиля: три книжных (научный, официально-деловой, публицистический) и разговорный стиль.

Можно говорить лишь об относительной замкнутости стилей литературного языка. Большинство языковых средств в каждом стиле - нейтральные, межстилевые. Однако ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые средства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления.

Стилистические средства употребляются говорящими или пишущими осознанно. Стиль речевого произведения связан с его содержанием, назначением, отношениями между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).

Следовательно, стиль - исторически сложившаяся в определённое время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни.

Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые имеют собственные особенности.

Учитель:

Какое определение нам потребуется для нашего урока? Исходя из этого определим тему урока.

Какие учебные задачи стоят перед нами?

Какой результат каждый из вас хочет получить в ходе нашего занятия, и какими видами деятельностями мы должны заниматься для достижения данных целей?

Ученики определяют промежуточные цели.

Учитель проводит фронтальный опрос, используя  традиционные методы:

- Сколько функциональных стилей в современном русском языке?

Ответ: 5 стилей (художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный и научный).

- На какие группы делятся стили?

Ответ: на 2 большие группы: разговорный и книжные стили.

- Назовите общие признаки стилей.

Ответ: Каждый стиль имеет свою сферу употребления, функцию, доминанту, языковые особенности, жанры.

Сталкиваемся с противоречием

Учитель просит определить, в каком стиле написан проецируемый на доску текст:

Дорогие восьмиклассники!

Книга, которую вы держите в руках, — пособие «Русский язык. Практика» для 8 класса. Она поможет вам изучить строение всех видов простого предложения и знаки препинания в нём.

Прежде чем выполнять упражнения, обратитесь к опорным материалам (в них конспективно переданы теоретические сведения) и к материалам, передающим изучаемое правило графически. Не забудьте о заданиях «Контролируйте себя!», они помогут вам сформировать навыки самоконтроля.

Трудность определения стиля заставляет обратиться к таблице «Языковые особенности функциональных стилей», отметить коннотацию стилей, как правило, характерную для нашей современной действительности.

Рассмотрим ситуации общения этих стилей. Отметим различие:

1.Официально-деловой стиль;

2.Научный стиль;

3.Публицистический стиль.

 

1.Речевая ситуация

Официальная обстановка

Один – много

Сообщение, инструкция

 

2.Речевая ситуация

Официальная обстановка

Один – много

Сообщение, объяснение

 

3.Речевая ситуация

Официальная обстановка

Один - много

Воздействие на массы

Решаем проблему, открываем новые знания.

Учитель:

- при формировании лингвистической, коммуникативной, информационной компетенций особое внимание уделяется и развитию логического мышления, сравнительно- сопоставительных навыков анализа и синтеза.         

Ученики:

- повторяют языковые особенности функциональных стилей, акцентируют внимание на языковых особенностей публицистического стиля;

- развивают умения сравнивать, сопоставлять, разграничивать  определять тексты разных стилей;

- совершенствуют навыки грамотного письма.

Учитель просит достать из конвертов №1 тексты и просит определить их стилевую принадлежность

Ученики определяют текст№1 как текст научного стиля. Текст №2 как текст публицистического стиля

Приложение.

Текст №1

Хамелео́ны (лат. Chamaeleonidae) — семейство подотряда ящериц отряда чешуйчатых, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску

Этимология

Русское слово «хамелеон» через нем. Сhаmälеоn заимствовано из др.-греч. χαμαιλέων (khamailéōn, словосложения, состоящего из χαμαί (khamaí) «на земле» и λέων (léōn) «лев». Существует предположение, что греческое слово калькирует аккад. nēš qaqqari «земляной лев»

Общая характеристика

Большинство видов имеют длину тела 30 см, наиболее крупные достигают 50—60 см, самые мелкие — 3—5 см. Голова шлемообразная, с заметно приподнятой затылочной областью. Часто украшена более или менее выпуклыми гребнями, буграми или вытянутыми, заострёнными рогами. В большинстве случаев все эти образования развиты у самцов, а у самок носят зачаточные формы.

Ноги длинные, своеобразно приспособленные к лазанью. Пальцы срастаются в две противополагающиеся друг другу группы по 2 и 3 и имеют вид «клешней», которые могут плотно обхватывать ветви дерева. Хвост толстый у основания, постепенно сужается к концу, может спирально закручиваться вниз и обвиваться вокруг ветвей.

Изменение окраски тела

Широкую известность имеет свойственная всем хамелеонам способность изменять окраску и рисунок тела. Изменение окраски связано с особенностями строения кожных покровов. В наружном волокнистом и более глубоком слое кожи находятся особые разветвлённые клетки — хроматофоры, содержащие зёрна различных пигментов чёрного, тёмно-коричневого, красноватого и жёлтого цветов. При сокращении отростков хроматофоров зёрна пигментов перераспределяются, и их наибольшая концентрация приходится на центр клеток, при этом кожа самой ящерицы приобретает беловатый или жёлтый окрас. При сосредоточивании тёмного пигмента в волокнистом слое кожи, она соответственно приобретает тёмную окраску. Сочетание пигментов обоих слоёв приводит к появлению различных цветовых оттенков. Зелёные цвета окраски появляются дополнительно в результате преломления лучей света в поверхностном слое коже, содержащем кристаллы гуанина.

Текст №2

Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так и некоторые люди  меняют свое поведение в зависимости от того, с кем имеют дело: угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым. К сожалению, в последнее время "хамелеонство" становится нормой. "Хамелеоны" заполнили офисы, засели в государственных учреждениях. Это явление уже приобретает характер нравственной эпидемии. Как нам избавиться от этой болезни? Давайте начнем с себя! 

Учитель организует работу по группам.

Группа №1 рассматривает текст №2 с точки зрения цели, функции, сферы употребления.

Ответ

Цель: публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации.

Функция: информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Сфера: он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, эмоциональностью.

Группа №2 рассматривает текст №2, выделяя языковые особенности публицистического стиля.

Ответ

  • Общественно-политическая лексика;
  • Фразеологизмы, крылатые выражения
  • Использование языковых средств выразительности: метафор, сравнений, эпитетов;
  • Вводные слова;
  • Риторические вопросы и восклицания;
  • Многосоюзие;
  • Инверсия;
  • Клише экспрессивно-воздействующего характера;
  • Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости.

Группа №3 рассматривает текст № 2 и выполняет пунктуационный анализ.

Исходный текст: Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств так и некоторые люди  меняют свое поведение в зависимости от того с кем имеют дело: угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым. К сожалению в последнее время "хамелеонство" становится нормой. "Хамелеоны" заполнили офисы засели в государственных учреждениях. Это явление уже приобретает характер нравственной эпидемии.

Как нам избавиться от этой болезни   Давайте начнем с себя.

Исправленный текст:  Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так и некоторые люди  меняют свое поведение в зависимости от того, с кем имеют дело: угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым. К сожалению, в последнее время "хамелеонство" становится нормой. "Хамелеоны" заполнили офисы, засели в государственных учреждениях. Это явление уже приобретает характер нравственной эпидемии. Как нам избавиться от этой болезни? Давайте начнем с себя! 

Физкультминутка.

Продемострируем невербальное общение.

Поприветствуем друг друга русским, японским поклоном, французским реверансом, снимем перед дамами шляпу, как англичане, поцелуем дамам руку, как поляки.

Учитель:  Переходим к следующему этапу урока. Героем нашего урока стала также безобидная ящерица – хамелеон. Явлению «хамелеонства», порочащему наше общество был посвящен и публицистический текст, с которым мы с вами работали. Скажите, а кто из русских писателей в своем художественном творчестве также исследовал это явление и  заставил читателей обратить на него внимание? Конечно, А. П. Чехов. У нас было индивидуальное домашнее задание подготовить маленькое выступление об этом рассказе Чехова.

Ученица:  Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

Рассказ «Хамелеон» (1884г.) был впервые напечатан в юмористическом журнале «Осколки». В одном эпизоде молодой Чехов отразил типическое явление современной ему действительности — «хамелеонство». Это передано уже в заглавии рассказа. Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так Очумеловы в самодержавно-полицейской действительности меняют свое поведение в зависимости от того, с кем имеют дело: угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым.

Комедийную основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса (кому принадлежит собака) и серьезный, страстный тон обсуждения этой несерьезной «проблемы». Комический элемент заключен также в самой конструкции центрального эпизода: это цепь «превращений», причем «хамелеоном», меняющим свою окраску в соответствии с обстоятельствами, оказывается при внимательном чтении рассказа не только Очумелов, но и Хрюкин и обывательская толпа. Центральный эпизод рассказа драматизирован (сценка). Автор, таким образом, устранен; он выступает в этой части лишь с нейтральными репликами: «замечает городовой», «говорит Очумелов» и т. д. Как в драматическом произведении, внутренний мир действующих лиц здесь отчетливо обозначен через поведение, речь, интонации «героев». С большим мастерством, в предельно лаконичной форме, Чехов показывает в этой части рассказа шесть превращений Очумелова, создавая у читателя впечатление, что деспотизм и рабство являются двумя концами одной и той же цепи. Властные, строгие начальственно повелительные интонации Очумелова сменяются рабски-трусливыми, холопски-униженными, обнаруживая тем самым то деспотическую, то рабью сущность его натуры. Резкими переходами в поведении и в речи центрального персонажа Чехов достигает комического эффекта.

Учитель: Ребята, а в каком стиле было подготовлено выступление?

Ответ: В научном стиле.

Учитель предлагает использовать известную всем ситуацию, созданную А.П. Чеховым, написать тексты публицистического стиля, выступаю в той или иной роли (от лица очевидцев происшествия, от лица участников, от лица журналистов)

Развиваем умения.

Учитель:

- организует работу в группах, корректирует поисковую деятельность, используя при этом метод социального моделирования жизненной ситуации в форме ролевой игры;

-формирует коммуникативную и личностные компетенции обучающихся;

- развивает интерес через межпредметные связи русского языка и литературы.

Ученики:

- приобретают умения и  навыки написания текста публицистического стиля;

- получают удовлетворение от работы при выполнении задания;

- развивают метапредметные умения: приобретают навыки, необходимые для работы, коммуникативные умения.

Учитель приглашает по одному представителю от группы зачитать получившиеся тексты.

Учитель и ученики во время выступления осуществляют оценку, применяя при этом оценочный лист.

 

Оценочный  лист

 Критерии оценки

 Номера групп

 

1

2

3

1. Текст соответствует заданному стилю

 

 

 

2. Текст отличается логичностью, точностью изложения

 

 

 

3. Текст отличается самостоятельностью

 

 

 

4. Культура публичного выступления: правильность речи, хорошая дикция, отсутствие речевых ошибок;

демонстрация интеллектуальной экспрессивности;

манера поведения, взаимодействие с аудиторией

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:  Написать мини-сочинение «Вести с урока русского языка»

Рефлексия.

Учитель:

- подводит итоги уроки, выстраивая для каждого обучающегося траекторию дальнейшей работы по данной теме;

- мотивирует выполнение домашнего задания.

Ученики:

- в ходе рефлексии определяется уровень собственных достижений и затруднений по изученной теме;

- при помощи цветного стикера выставляет оценку себе, своим одноклассникам и учителю за урок, сравнивает, поменялось ли настроение, с каким он пришел на урок с тем, каким оно стало после урока.

Одна из форм рефлексии в ходе такого урока - идентификация ситуации, обозначенная в правиле:

  1. При каких условиях возникла ситуация?
  2. Что повторяется во время ситуации?
  3. Что за человек по характеру? Каких жизненных ценностей придерживается?
  4. Что происходит, когда человек повел себя подобным образом? Какую функцию несет такое поведение в жизни?

Решают в конечном итоге мои ученики. Естественно, что ситуации могут быть самые разные. Фантазия ребят неистощима, надо только вовремя подкинуть им коммуникативную задачу.