Технология: педагогическая мастерская с элементами проектной технологии
Урок литературы в 5 классе
Тема: Животворящая сила мастерства по сказу П.П. Бажова "Каменный цветок"
Технологическая карта урока
Тип урока: урок развития умений.
Метод: проблемно-диалогический.
Оборудование: компьютер, презентация, рабочие материалы, таблицы.
Цели:
Образовательные: расширение познавательной сферы, знакомство со стилевыми особенностями сказа.
Развивающие: развитие коммуникативных навыков, развитие речи, развитие аналитического мышления, развитие творческого освоения действительности.
Воспитательные: духовно-нравственное воспитание, воспитания чувства уважения к людям труда, воспитание чувства гордости за богатое наследство своей страны.
Прогнозируемый результат для ученика:
- Расширить свою эрудицию.
- Узнать отличительные особенности сказа.
- Приобрести умение отличать сказ от сказки.
- Развивать умение применять знания в работе с языковым материалом.
- Развивать творческие умения.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать умения работать в группе, в сотрудничестве.
- Развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои и чужие действия.
УУД:
Регулятивные УУД
- Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
- Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
- Пользоваться изучающим видом чтения.
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
- Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
- Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
- Пользоваться словарями, справочниками.
- Осуществлять анализ и синтез.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
- Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
- Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
- Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
- Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Деятельность учителя
- Создание благоприятного психологического климата, учет психосберегающих факторов при организации работы на протяжении всего урока.
- В процессе включения в активную познавательную деятельность через использование технологий воспроизвести знания обучающихся, необходимые для овладения новым материалом.
- Оценить работу обучающихся.
Деятельность обучающихся
- Представление проектных работ.
- Выборочное и поисковое чтение: научиться выделять главное в прослушанном тексте по поиску и обработке информации.
- Лексическая работа в группах, сообщения учителя и обучающихся.
- Работа в творческих группах -преобразование информации, сочинение.
- Мыслительная деятельность в ходе планируемых способов решения учебной задачи.
- Рефлексия.
1 этап мастерской – индуктор (мотивирование деятельности).
Со сказами П. Бажова вы познакомились ещё в начальной школе, прочитали "Каменный цветок" А что называется "сказом"? Подберите синонимы к этому слову. Сказка и сказ – это одно и то же? Чтение статьи учебника. Составление таблицы различения.
1.1. Словарная работа. Запись в тетрадях отличие сказа от сказки.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
(В сказках добро побеждает зло).
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно).
Отличительные черты сказа:
- Герои – люди обыкновенные.
- Фольклорная первооснова.
- Присутствие рассказчика – человека из народа.
- Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Отличительные черты сказки:
- Волшебные герои – добрые и злые.
- Нет рассказчика.
- Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
- Не имеют реальной основы.
Я открываю книгу П.П. Бажова, и мы слышим певучий русский говор: "Это еще в те годы было, когда тут стары люди жили. На том, значит, пласту, где подерново золото теперь находят. Золота этого...Кразелитов... Меди... Полно было. Бери сколько хочешь. Ну, только стары люди к этому не свычны были...Медь, самородну, ту добывали маленько... В горах жили. В Думной горе пещера есть. С реки ход-то был. А самоглавная пещера в Азар-горе была. Огромнейшая – под всюё гору шла. Теперь ход-то есть, только обвалился будто маленько. Ну, там дело тайное. Об этом и сказ будет" ("Дорогое имечко").
Откуда у Бажова такие познания, как волшебство и тайна стали неотъемлемой частью рассказов о горняках Урала выясняли вчера на уроке ребята и сегодня мы посмотрим их проекты –результат работы двух творческих групп.
1.2. Представление проектной работы.
Познакомят нас с родиной Павла Петровича Бажова – Уралом. (Идет панорама Уральских гор).
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
В. Степанов
Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижником Петра I Акинфеем и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавельных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: «Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом» или «уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая… взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье», пересекаешь «изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл», или огибаешь «золотисто-зеленые заросли» у синего озера. «Лежит озеро в полном одиночестве… ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…» Тишина сказочная, таинственная.
На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.
2 этап – деконструкция и реконструкция.
Организация одного этапа работы мастерской исследователей.
Действительно, земля Урала богата разными полезными ископаемыми, я предлагаю группе исследователей зал №1 нашей мастерской поработать с географической картой, найти и подготовить рассказ о полезных ископаемых Урала и со словарем В. И. Даля.
Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова об этом нам расскажут ребята.
П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевом заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище «сверло», был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую – «рукодельню», где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.
Семья была дружная и трудовая. «Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве», - вспоминает его дочь Ариадна.
Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е. Клюква, И.П. Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в пошитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», - писал Бажов.
В.А. Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе». О девке Азовке, ящерке и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: «Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды. И была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказал от лестного предложения служить в церкви.
После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже 57 лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.
3 этап социализация (предъявление созданного продукта).
Проверка работы первой группы. (Презентация камней и работы со словарем).
Люди издавна с большим вниманием относились к камням и складывали о них легенды. Трудно указать такой камень, которого бы не добывали в Уральских горах. Самые красивые камни называют самоцветами. Что такое самоцветы?
- Так называют драгоценные и полудрагоценные камни.
1 ученик.
Яшма. Горная кремнистая порода. Может быть однородной по окраске и ленточной, струйчатой, копейчатой. Изделия из этого камня представлены в наших музеях: в Оружейной палате Кремля, в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях. Из яшмы часто делали талисманы. Говорят, что яшма дает силу предвидения.
2 ученик.
Горный хрусталь. Это кристаллы прозрачного бесцветного кварца, благодаря своей красоте и твердости используются с древности – знаменит еще со времен Атлантиды. Говорят, что он полезен творческим людям, укрепляет память и концентрацию внимания.
3 ученик.
Малахит. Водный карбонат меди. Ювелирный и поделочный камень. Один из самых популярных благодаря яркой окраске, красивому рисунку. Бывает бирюзовый, зеленый, темно-зеленый. Из малахита вырезали не только шкатулки и брошки, но и амулеты для детей, которые должны были хранить их от напастей. Говорят, главное назначение малахита – создавать гармонию.
В словаре В. И. Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
Малахит – этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы (по-гречески «малахэ»). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в «Малахитовой шкатулке» и который известен как один из ценнейших поделочны камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.
(Показ изделий из малахита и других самоцветных камней).
4 этап – промежуточная рефлексия.
Какую новую информацию узнали?
Что вы сделали, чтобы представить информацию? Справились ли вы со своей работой? (Само- и взаимооценка)
5 этап – обращение и обработка новой информации.
5.1. Откроем малахитовую шкатулку. На слайдах представлены сказы Бажова, с которыми вы познакомились ранее. Назовите и запишите слова в кроссворд на доске. Найдите ключевое слово урока (МАСТЕР).
1. Малахитовая шкатулка
2. Огневушка-поскакушкА
3. Серебряное копытце
4. Каменный цвеТок
5. Голубая змЕйка
6. Медной гоРы хозяйка
Работа с эпиграфом к уроку: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда и нет человека». П.П. Бажов. Определяем тему урока. Запись темы.
- Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»?
- Каким бывает труд, в который вложена душа человека?
Разговор о Бажове – это прежде всего разговор о МАСТЕРЕ.
5.2. Организация работы творческих мастерских художников и лексиографов.
Задача для группа №1: В самом названии сказа «Каменный цветок» совмещено несовместимое. Как это цветок – нежный, душистый, красивый – может быть каменным? Как это название может служить иллюстрацией к определению сказа? Как вы себе представляете каменный цветок? Нарисуйте его. Когда ваш рисунок будет готов, отдайте его дежурному, который прикрепит его на доске с помощью магнита.
Задача для группы №2: С помощью Толкового словаря и собственного мнения дать определения словам: РЕМЕСЛЕННИК, МАСТЕР, ХУДОЖНИК, ТАЛАНТ, КРАСОТА.
5.3. Текстовая работа.
Беседа по вопросам:
Коллективная работа:
Вопросы на знание и понимание текста
- Как жил Данилка, пока не попал к Прокопьичу? Кто помогал сироте? Почему и за что он «попал под бой»? Как заботился о нем Прокопьич? Почему он Прокопьичу «пришелся по сердцу»?
- Как работал Данила над барскими заданиями? Что он должен был сделать, чтобы стать «настоящим мастером»?
- Почему ему не нравилась чаша по барскому чертежу?
- Почему ему трудно было найти цветок, с которого он хотел сделать свою чашу?
- Как он хотел показать «настоящую силу камня»? В чем эта сила, по вашему?
- Почему он разбил свою чашу?
6 этап – коррекция.
7 этап – итоговая социализация (демонстрация созданного на уроке).
Посмотрим на наши рисунки. Трудно было нарисовать? А придумать? Насколько труднее было Даниле и почему?
- Что такое, по вашему, талант? Что, кроме таланта, нужно настоящему мастеру?
- Мастерство и талант – это одно и то же, или нет?
- Посмотрите на работы настоящих уральских мастеров-камнерезов. Что вам особенно понравилось?
- Почему? Чего, кроме таланта, требует такая работа?
- Что такое красота в вашем понимании?
- Где Данила искал увидеть настоящую красоту?
Мы знаем, что художественное пространство в произведениях Бажова уникально: это одновременно и подлинное место (Гумешки, Змеиная горка), и волшебный, иной, открывающийся подземный мир. Но соприкоснуться с волшебным миром может только МАСТЕР.
Работа над новым материалом.
- Что же понимается под словом МАСТЕР? На этот вопрос мы сегодня ответим, размышляя над сказом. Какие черты сказочного героя есть в Даниле? Он не такой, как все. Сирота, недокормыш, из которого вырастает талантливый мастер. Но в чем его главное отличие от других мастеров? Перечитаем сцену вечерки. Почему старый мастерко говорил Даниле: «Ты, милый сын, по этой половице не ходи»? Но Данилу непреодолимо влечет к мастерству и красоте. Почему он не удовлетворен своей работой с чашей по барскому чертежу, работой, которой дивятся даже опытные мастера? Приведите цитату. В чем же настоящая сила камня, как по-вашему?
- А как Данила относится к природе – вспомните его детство и его слова про «букашечка по листку ползет»? А его поиски цветка – образца для чаши? Он пытается постичь природу, переступить через нерушимую грань между искусством и природой, соединить их в одно. Данила стремится разгадать тайны природы, сделать живым самое неживое – камень. Но в том-то и дело, что для мастера Данилы камень малахит, как и все, что создала природа – живой! Об этом весь этот сказ «Каменный цветок». Существование КАМЕННОГО ЦВЕТКА возможно лишь в царстве Хозяйки. И тяга Данилы к этому волшебному царству – это дань великому таланту, дару, обрекающему героя на постоянные творческие поиски. Мастерство не просто выделяет Данилу из всех, - оно превращается во внутреннюю силу, требующую отречения от себя и даже от обычной человеческой жизни. Одаренность, талант – они стирают границу между реальностью и фантастикой. Иногда то, что казалось сто лет назад фантастикой, становится реальностью. Но для этого требуется мастерство.
Жизнь Данилы с самого начала посвящена мастерству – ни наказания, ни насмешки не могут заставить Данилку-Недокормыша стать другим и перестать разглядывать травы и картины в барском доме. Поэтому же он, всей душой любя Прокопьича и Катю, все равно уходит в царство Хозяйки, к каменному цветку.
Мастерство – это еще не умение обрабатывать камень. А что? Это умение «творить», это волшебство здесь, в реальной жизни. Но это еще и мерило нравственности, человечности, прямоты и простоты души. Это мерило ценности человека, но такой человек – большая редкость, потому-то так подробно и описывается вся жизнь Данилы.
Подведение итогов.
- Что символизирует Каменный цветок в этом сказе?
- На памятнике Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа – она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается». Как вы можете объяснить эти слова?
Вывод:
Результат текстовой работы приход к выводу, что нужно "искать живинку" в каждом деле. Живая душа любого дела - не что иное, как творческая мысль, выдумка мастера. Мастер – тот, кто способен на познание и труд. Требуя от художника познания природы во всем ее многообразии, Бажов напоминает, что претворение увиденного в художественных образах – это активный процесс, отсюда и непонимание художника окружающими, и вечная внутренняя неудовлетворенность, искания, которым нет конца.
Сказочный образ "каменного цветка" символизирует красоту самого материала, ту красоту, которую заложила природа в материал, требующий усилия мастера. чтобы превратить его в произведение искусства.
8 этап – рефлексия.
Отправьте в мою шкатулку свои пожелания о том, как прошел урок, какие открытия вы сделали, что у вас получилось, а что не удалось.
Итоги урока, оценки, организация домашнего задания.
Оценки.
Домашнее задание.
Общее: прочитать сказы к Вн/ч «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Про Великого Полоза», «Синюшкин колодец»; принести иллюстрации, по желанию – нарисовать самостоятельно.
Индивидуальное: сильным учащимся: написать мини-сочинение на тему «Как соотносятся реальный и волшебный мир в сказах Бажова»;
Средним: мини-сочинение «Кто такой МАСТЕР в понимании Бажова?»
Слабым: опишите (по желанию) и нарисуйте понравившегося вам героя заданных сказов.
Автор: Князева Оксана Григорьевна