Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по родной литературе в  8, 9 классе в форме теста для выявления общего понимания вопросов, рассматриваемых в рамках данного предмета.

Задания теста представляют собой вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом, направленным на проверку умения строить письменные высказывания.

Разработчик Тимошенко Елена Владимировна

 

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

Вариант №1

1. Вставьте термины на месте пропуска:

А) _______________________-  небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.

Б) ________________- пространная речь действующего лица в драматическом, а также других литературных произведениях, обращенная к самому себе, к группе действующих лиц или к зрителю.

2. Какое произведение имеет подзаголовок: «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г. Души их во благих водворятся»

А) Н. С. Лесков Рассказ "Тупейный художник"

Б) Д. И. Фонвизин «Бригадир»

В) А. П. Чехов "Анна на шее"

Г) И.А. Бунин "Сверчок"

3. Назовите писателей - курян:

А) К.Д. Воробьев

Б) А. П. Чехов

В) Е. И. Носов

Г) И. А.Бунин

4. Напишите авторов данных произведений

А) «Золотая роза»

Б) «У кого поселяются аисты»

В) «Красное вино Победы»

Г) «На поле Куликовом»

5. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения:«по наклоненному к шлее лицу видно было только то, что ему темно и трудно. Он был ровно вдвое старше Василия и чуть не вдвое меньше ростом. Сидел ли он, вставал ли, разница была невелика, - так коротки были его ноги, обутые в разбитые, ставшие от старости мягкими, сапоги. Ходил он, - тоже от старости, - неловко согнувшись, так, что отставал фартук и виден был глубоко провалившийся живот, слабо, по-детски подпоясанный. По-детски темны были его черные глазки, похожие на маслинки, а лицо имело слегка лукавый, насмешливый вид: нижняя челюсть у Сверчка выдавалась, а верхняя губа, на которой темнели две тонких, всегда мокрых косички, западала. Вместо "барин" говорил он "баин", вместо "было" - "быво" и часто всхлипывал, подтирая большой холодной рукой, суставами указательного пальца, свой повисший носик, на конце которого все держалась светлая капелька. Пахло от него махоркой, кожей и еще чем-то острым, как от всех стариков.»

6.Укажите автора и название произведения:«Мы - сорок шесть пленных штрафников - сидели на нижних ярусах нар и глядели на ноги немца,- эти сибирские валенки на нем с обрезанными голенищами ничего не сулили нам хорошего»

7. Письменный ответ на вопрос. Какое произведение из родной (русской) литературы ты порекомендуешь своим сверстникам и почему? (объем не менее 70 слов)

 

Вариант № 2

1.Вставьте термины на месте пропуска:

А) ___________________ -  драматическое произведение для театрального представления.

Б) _____________- небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.

2. Какое произведение имеет подзаголовок: «В этой книге я рассказал пока лишь то немногое, что успел рассказать. Но если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что  выполнил свой долг перед литературой»

А) К.Д. Воробьев. "У кого поселяются аисты"

Б) К. Г. Паустовский. Повесть «Золотая роза»

В) А. П. Чехов "Анна на шее"

Г) И.А. Бунин "Сверчок"

3. Назовите писателей - курян:

А) Ф. И. Тютчев

Б) К.Д. Воробьев

В) Е. И. Носов

Г) И. А.Бунин

4. Напишите авторов данных произведений

А) «Бригадир»

Б) «Тупейный художник»

В) «Седой тополь»

Г) «Анна на шее»

5. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения: «Он был собрат нашей няне по театру; разница была в том, что она «представляла на сцене и танцевала танцы», а он был …. парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причесывал». Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями….»

6. Укажите автора и название произведения:«Но недели через две — уже по теплыни — над дубом большими кругами заходили аисты. Два. Костик увидал их из окна хаты, и, когда выбежал на крыльцо, аисты совсем спустились к дубу. На метр прямо. А не сели. Сделали еще три круга и полетели за электролинию к болоту. Не понравился, значит, дуб. Обломух потому что. Зря только торчит… Мог и весь теперь свалиться…»

7. Письменный ответ на вопрос. Какое произведение из родной (русской) литературы ты порекомендуешь своим сверстникам и почему? (объем не менее 70 слов)

 

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС

Вариант №1

1.Житие - это

А) литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев)

Б) прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

В) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Г) жанр, характерный для русской традиции,   основой сюжета является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории

2. «…Человек русский сделался за последние десятилетия еще более одинок и всеми покинут…"затеси", эти мимоходные зарубки и меты на стволах "древа жизни", хоть немножко, хоть чуть-чуть обозначат ему просвет впереди, укажут тропинку к собеседнику, утешат его в горькой этой и все более и более духовно и материально нищающей жизни, а кого, быть может, и образумят, заставят вспомнить о Боге и ближнем своем…»

Какому писателю принадлежат эти строки о своей повести?

А) В. П. Астафьеву

Б) И. П. Богдановичу

В) А. А. Фету

Г) К. Г. Паустовскому

3. Назовите писателей - курян:

А) И. П. Богданович

Б) К. Г. Паустовский

В) Е.И.  Носов

Г) Н. Н. Носов

4. Напишите авторов данных произведений

А) «Друзья»

Б) «Зелёная лампа»

В) «Песня о Соколе»

Г) «Два капитана»

5. Какое изобразительно - выразительное средство языка используется в приведенном отрывке? «Боже! Думалось мне, какая томительная жажда беззаветной преданности, беспредельной ласки слышится в этих тоскующих напевах. Тоска вообще чувство мучительное…»

6. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения: «Мне хотелось рассказать всё, решительно всё: и как я тайком удрал на Песчинку ловить раков, и как чёрный человек с тросточкой появился в проломе крепостной стены, и как он ругался, скрипел зубами, а потом плюнул в костёр и ушёл. Слишком трудная задача для восьмилетнего мальчика, который едва мог произнести два — три невнятных слова!»

7. Определите стихотворный размер приведенного ниже отрывка:

«Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат»

8. Рассказ А. Н. Толстого «Русский характер» впервые был напечатан

А) 1944 г.

Б) 1958 г.

В) 1895 г.

9. Определите жанр произведений:

А) А. Межиров «Человек живёт на белом свете»

Б) К. Г. Паустовский «Телеграмма»

В) В.А. Каверина «Два капитана»

Г) «Житие Сергия Радонежского»

10. Письменный ответ на вопрос. Какое произведение из родной (русской) литературы ты порекомендуешь своим сверстникам и почему? (объем не менее 70 слов)

 

Вариант № 2

1.Былина - это

А) литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев)

Б) прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

В) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Г) жанр, характерный для русской традиции,   основой сюжета является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

2."Мне хочется вызвать внимание к своим героям. У них зачастую что-то не сойдется - как у Копешкина... и без медали с войны вернулся, и умирает..." Какому писателю принадлежат эти строки о своей повести?

А)В.П. Астафьеву

Б) А. С. Грину

В) К. Г. Паустовскому

Г) Е. И. Носову

3. Назовите писателей - курян:

А) К. Воробьев

Б) К. Г. Паустовский

В) Ю. Асмолов

Г) Н. Н. Носов

4. Напишите авторов данных произведений

А) «Русский характер»

Б) «Седой тополь»

В) «Вешние воды»

Г) «Кактус»

5. Какое изобразительно - выразительное средство языка используется в приведенном отрывке? « … почему же именно эта тоска дышит таким счастьем? Эти звуки не приносят ни представлений, ни понятий; на их трепетных крыльях несутся живые идеи »

6. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения: «С тех пор прошло много лет. Я летал над Беринговым, над Баренцевым морями. Я был в Испании. Я изучал побережье между Леной и Енисеем. И не из суеверия, а из благодарности к этому человеку я всегда вожу с собой эту чёрную трубочку, которую он забыл у нас или, может быть, оставил на память. Скоро я узнал, что это стетоскоп — очень простой инструмент, которым доктора выслушивают лёгкие и сердце. Но тогда он казался мне таким же таинственным и милым, как и сам Иван Иваныч, как всё, что он говорил и делал».

7. Определите стихотворный размер приведенного ниже отрывка:

«Снова ожили в памяти были живые –

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат»

8. Рассказ К. Воробьева «Седой тополь» впервые был напечатан в

А) 1944 г.

Б) 1958 г

В) 1895 г

 9. Определите жанр произведений:

А) Ю. Друнина «Зинка»

Б) В.А. Каверин «Два капитана»

В) А. Алексин «А тем временем где-то»

Г) «Житие Сергия Радонежского»

10. Письменный ответ на вопрос. Какое  произведение из родной (русской) литературы ты порекомендуешь своим сверстникам и почему? (объем не менее 70 слов)