Проект интегрированного урока русского языка и литературы для 9 класса.
Автор: Герасименко Наталья Николаевна
Тема урока: Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения (9.3) на тему «Бессмертие» с использованием текстов художественной литературы.
Цели:
образовательная: обучение сочинению-рассуждению, подготовка к написанию сочинения 9.3 на ОГЭ;
развивающая: развитие мыслительно-речевой деятельности у учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, создание условий для развития коммуникативных навыков;
воспитательная: развитие системы ценностных отношений к русскому языку, воспитание бережного отношения к слову автора, к собственному слову, к культуре речи.
Задачи:
обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;
развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков;
воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, прививать любовь к слову в тесной взаимосвязи с художественной литературой.
Планируемые результаты:
предметные: сформированность умения образного восприятия текста, умение находить в художественном тексте подтверждение своей позиции, своего понимания текста.
метапредметные:
регулятивные: умение работать по плану;
коммуникативные: умение строить монологическую речь, владеть способами учебного сотрудничества;
познавательные: умение выдвигать гипотезу, формулировать проблему, выстраивать логическую цепочку доказательств;
личностные: умение выражать свое отношение к поставленной проблеме, понимать нравственные идеи текста и выражать свое к ним отношение.
Ход урока
Перспективно-опережающее домашнее задание: подготовить миф о птице Феникс (1 ученик).
Учащиеся распределены на группы (4 группы по 5 человек).
Этап урока |
Содержание и виды деятельности учащихся |
№ слайда |
I.Вводный (организационно-мотивационный)
1.Вступительное слово учителя |
Задумывались ли мы, с какой целью приходим в этот мир? Что оставим и оставим ли после себя? А, может быть, мы можем жить вечно? Эти вопросы волновали людей с древних времен. Вспомним миф о птице Феникс. (Сообщение заранее подготовленного ученика, приложение 1) |
2,3 |
2.Постановка целей урока. Определение темы. |
Тема, затронутая в мифе, волновала людей во все времена, она вне времени и пространства. Обратимся к высказываниям великих людей. Определите ключевое слово, объединяющее высказывания и прослушанный вами миф. (Высказывания учащихся) Сформулируйте тему нашего занятия (Что такое бессмертие) Чтобы ответить на этот вопрос, какую работу мы должны провести? (Учащиеся формулируют цели урока: раскрыть значение слова и сферу употребления; подобрать материал из художественной литературы, где раскрывается тема «бессмертия»; развивать умение строить текст, используя ключевое слово) |
4,5 |
II.Основной этап (информационно-аналитический)
3.Работа по подготовке к написанию сочинения 4.Творческое задание 5.Аналитическая работа с текстом. 6.Работа учащихся по вопросам.
|
К каким источникам стоит обратиться, чтобы узнать значение слова? (Словари: С. Ожегов «Толковый словарь русского языка»; В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»; Н. Абрамов «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений») (Один представитель от группы озвучивает словарную статью, остальные ее записывают) У вас на столах лежат тексты художественной литературы (Приложения №2-5). С помощью фразы «Бессмертие проявляется в …», ответьте на вопрос: В чем проявляется бессмертие? Используйте аргументы из предложенных текстов. (Дети формулируют ответ на вопрос: в героическом поступке; в памяти о человеке; в достижении абсолютного совершенства; в произведениях искусства) Что включает в себя понятие «искусство»? (ответы учеников) Посмотрите на экран (афоризмы). Какова основная мысль этих высказываний? (Книга бессмертна) Вспомните свою любимую книгу, которую вы хотели бы передать по наследству. Напишите обращение к потомкам, в котором вы убедите их в том, что дар ваш бессмертен. (10 мин.) (Каждая группа выдвигает представителя с наиболее удавшейся, на их взгляд, миниатюрой) Учитель дает оценку представленным работам Даже в трудные, лихие времена книга не теряла своей ценности. Обратимся к тексту Н. Лидина (Приложение №6) (тексты раздаются группам, учитель читает его) Вопросы на слайде учитель озвучивает, дети отвечают письменно Определите тему и основную мысль текста. Как вы понимаете слова… Какова роль наречий в языке? (повторение к сочинению 9.1.) Уберите наречия из 1 предложения, сравните с оригиналом. Что потеряло предложение? Какова функция наречий в предложении? (напряженность, многочисленность) Какова роль диалога? (сообщение о подвиге) Из 1 и 4 абзацев выпишите художественные средства выразительности и определите их роль в тексте. Опираясь на материалы сегодняшнего урока, попробуйте привести аргумент из данного текста к сочинению на тему «Что такое бессмертие?» (Ученики работы обсуждают в группах, 1 представитель от группы читает выбранный вариант) |
6-8
9
10
11
12
13 |
III.Заключительный этап (оценочно-рефлексивный) 7. Прием «Письмо по кругу» (Выводы сочинения-рассуждения) 8.Создание синквейна на тему «Бессмертие» 9.Подведение итогов урока 10.Рефлексия 11.Домашнее задание |
Каждый член группы записывает фразу или несколько предложений обобщающего характера по теме сочинения и передает соседу. Он, в свою очередь, продолжает размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая из них не вернется к хозяину. Какие вы вынесли впечатления от сегодняшних уроков? С какими задачами справились? Что особенно запомнилось? Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (приложение 7) Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое бессмертие?», взяв в качестве тезиса данное вами определение, используя предложенные на уроке тексты художественных произведений. |
14
15 |
Приложения
Приложение 1
Миф о Фениксе
Волшебная птица Феникс живет пятьсот лет. Она подобна орлу и имеет великолепную окраску огненных тонов. Предвидя свой конец, Феникс сжигает себя в гнезде, полном ароматических трав, но здесь же из пепла рождается новый Феникс. Так гласит древний миф.
Приложение 2
Шестьдесят метров к бессмертию
В Берлине, в Трептов-парке, на высоком постаменте стоит гигантская статуя советского воина. Его правая рука сжимает меч, левая бережно держит девочку. Памятник этот известен всему миру. Известен он был и Николаю Масалову, только Николай Иванович долго не знал, что это его подвиг увековечен известным скульптором.
…Всё туже сжимало кольцо советских войск фашистский Берлин, и вот пришёл день решительного штурма. Наступила тишина, которая бывает перед бурей. До штурма – час. Пятьдесят минут. Сорок. И вдруг из-за передовой послышался детский крик: «Мутти! Мутти!!» Ребёнок находился в шестидесяти метрах от передовой, у Горбатого моста через канал. Пройдёт сорок минут, и там будут рваться снаряды.
На детский крик пополз русский солдат. Им был знаменщик 220-го полка Николай Иванович Масалов. Он знал: надежды вернуться не было. И всё-таки пополз. Одна воронка. Другая. Вот и мёртвая зона. Потом решётка канала. Прыжок – и солдат в безопасности. Под мостом Масалов увидел мёртвую женщину и возле неё светленькую девочку в цветастом платье. Теперь обратно. Те же шестьдесят метров. Надо спешить: вот-вот начнётся артподготовка. Успел солдат, дополз, спас девочку.
После войны Масалов вернулся домой, в посёлок Тяжин Кемеровской области. Сперва работал на тракторе, потом стал завхозом детского сада. О подвиге Николая Масалова рассказал маршал Чуйков в книге «Конец третьего рейха». Разыскали бывшего солдата, а он и думать не думал, что имеет к знаменитому памятнику самое прямое отношение.
Приложение 3
Воскрешение лиственницы
(1) Мы суеверны. (2) Мы требуем чуда. (3) Мы придумываем себе символы и этими символами живем.
(4) Человек на Дальнем Севере ищет выхода своей чувствительности, не разрушенной, не отравленной десятилетиями жизни на Колыме. (5) Человек посылает авиапочтой посылку: не книги, не фотографии, не стихи, а ветку лиственницы, мертвую ветку живой природы.
(6) Этот странный подарок, иссушенную, продутую ветрами самолетов, мятую, изломанную в почтовом вагоне, светло-коричневую, жесткую, когтистую северную ветку северного дерева ставят в воду.
(7) Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, которая давно мертва.
(8) Лиственница серьезней цветов. (9) В этой комнате много цветов, ярких цветов. (10) Здесь ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток.
(11) Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой. (12) Лиственница жила ближе к Черной речке, чем все эти цветы, все эти ветки – черемухи, сирени.
(13) Это понимает хозяйка, и это понимает лиственница.
(14) Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы, физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. (15) В ветке разбужены, кажется, иные, тайные силы.
(16) Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. (17) В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои.
((18) Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не быть, ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта.
(19) Даже эта память о мертвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы.
(По Варламу Шаламову)
Приложение 4
Японская притча «О вечности»
Однажды вечером, после занятий, между Хинг Ши и одним из его учеников, Янг Ли, завязался разговор о справедливости того, что время, отпущенное человеку на Земле так недолго.
— Учитель, ах если бы человек был бы вечен…— Янг Ли остановился, любуясь неясной чертой горных вершин, растворённых в свете заката, и добавил, — не этого ли не хватает в устройстве нашего мира для достижения его полного совершенства?!
— Ты полагаешь, что совершенство может быть найдено в том, в чём невозможно найти даже смысла; ведь жизнь в бессмертии становится бесцельной? — удивился Учитель..
— Но почему? — удивился ученик.
— Человек, обречённый на вечную жизнь и постигающий мудрость, в один день бы понял, что его бессмертие — ничто иное, как вечное рабство в плену несовершенства, без права на освобождение.
Хинг Ши замолчал и пошёл в сторону школы. Только ветер шумел едва слышно в кронах деревьев.
— Я понял, Учитель! В бессмертии стал бы бессмысленным не только поиск абсолютной мудрости, но и сама жизнь. Кто стал бы дорожить тем, что нельзя потерять? Семьёй, жизнью, здоровьем, временем, красотой того, что нас окружает,— он на мгновенье замолчал и снова посмотрел в сторону горной гряды, на которой алел небесный отблеск. — Я разочарован, — едва слышно добавил он, — и обманут в своих поисках совершенства.
— Напротив, — ответил, улыбаясь Хинг Ши, — сегодня ты приблизился к своей цели ещё на один шаг, имя которому Вечность.
Приложение 5
А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
* * *
Exegi monumentum*
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
_____________________________
* Я воздвиг памятник (лат.).
Приложение 6
Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. В городе еще пахло гарью, тем звериным, душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.
На одной из улиц сквозь разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. Вид книг всегда волнует меня, и я зашел в помещение, в котором сразу по стеллажам определил библиотеку. Никого в помещении, казалось, не было, только вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая – библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг – это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
- Работа нам предстоит немалая, - сказала одна из женщин, - дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, - и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками: это был список подлежавших уничтожению книг. – Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению, - добавила женщина с удовлетворением, - так что не удивляйтесь, если том сочинения Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.
Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки. В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
(По В.Г. Лидину).