Проект интегрированного урока русского языка и литературы для 9 класса.

Автор: Герасименко Наталья Николаевна

 

Тема урока: Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения (9.3) на тему «Бессмертие» с использованием текстов художественной литературы.

Цели:

образовательная: обучение сочинению-рассуждению, подготовка к написанию сочинения 9.3 на ОГЭ;

развивающая: развитие мыслительно-речевой деятельности у учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, создание условий для развития коммуникативных навыков;

воспитательная: развитие системы ценностных отношений к русскому языку, воспитание бережного отношения к слову автора, к собственному слову, к культуре речи.

 

Задачи:

обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;

развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков;

воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, прививать любовь к слову в тесной взаимосвязи с художественной литературой.

 

Планируемые результаты:

предметные: сформированность умения образного восприятия текста, умение находить в художественном тексте подтверждение своей позиции, своего понимания текста.

метапредметные:

регулятивные: умение работать по плану;

коммуникативные: умение строить монологическую речь, владеть способами учебного сотрудничества;

познавательные: умение выдвигать гипотезу, формулировать проблему, выстраивать логическую цепочку доказательств;

личностные: умение выражать свое отношение к поставленной проблеме, понимать нравственные идеи текста и выражать свое к ним отношение.

 

Ход урока

Перспективно-опережающее домашнее задание: подготовить миф о птице Феникс (1 ученик).

Учащиеся распределены на группы (4 группы по 5 человек).

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

№ слайда

I.Вводный

(организационно-мотивационный)

 

1.Вступительное слово учителя

  Задумывались ли мы, с какой целью приходим в этот мир? Что оставим и оставим ли после себя? А, может быть, мы можем жить вечно? Эти вопросы волновали людей с древних времен. Вспомним миф о птице Феникс.

(Сообщение заранее подготовленного ученика, приложение 1)

 

 

 

 

2,3

2.Постановка целей урока. Определение темы.

 Тема, затронутая в мифе, волновала людей во все времена, она вне времени и пространства. Обратимся к высказываниям великих людей. Определите ключевое слово, объединяющее высказывания и прослушанный вами миф. (Высказывания учащихся)

 Сформулируйте тему нашего занятия (Что такое бессмертие)

Чтобы ответить на этот вопрос, какую работу мы должны провести? (Учащиеся формулируют цели урока: раскрыть значение слова и сферу употребления; подобрать материал из художественной литературы, где раскрывается тема «бессмертия»; развивать умение строить текст, используя ключевое слово)

4,5

II.Основной этап

(информационно-аналитический)

 

3.Работа по подготовке к написанию сочинения

4.Творческое задание

5.Аналитическая работа с текстом.

6.Работа учащихся по вопросам.

 

 К каким источникам стоит обратиться, чтобы узнать значение слова? (Словари: С. Ожегов «Толковый словарь русского языка»; В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»; Н. Абрамов  «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений»)

(Один представитель от группы озвучивает словарную статью, остальные ее записывают)

 У вас на столах лежат тексты художественной литературы (Приложения №2-5). С помощью фразы «Бессмертие проявляется в …», ответьте на вопрос: В чем проявляется бессмертие? Используйте аргументы из предложенных текстов. (Дети формулируют ответ на вопрос:

в героическом поступке;

в памяти о человеке;

в достижении абсолютного совершенства;

в произведениях искусства)

Что включает в себя понятие «искусство»? (ответы учеников)

Посмотрите на экран (афоризмы). Какова основная мысль этих высказываний? (Книга бессмертна)

 Вспомните свою любимую книгу, которую вы хотели бы передать по наследству. Напишите обращение к потомкам, в котором вы убедите их в том, что дар ваш бессмертен. (10 мин.) (Каждая группа выдвигает представителя с наиболее удавшейся, на их взгляд, миниатюрой)

Учитель дает оценку представленным работам

  Даже в трудные, лихие времена книга не теряла своей ценности. Обратимся к тексту Н. Лидина (Приложение №6) (тексты раздаются группам, учитель читает его)

  Вопросы на слайде учитель озвучивает, дети отвечают письменно

 Определите тему и основную мысль текста.

 Как вы понимаете слова…

 Какова роль наречий в языке? (повторение к сочинению 9.1.)

 Уберите наречия из 1 предложения, сравните с оригиналом. Что потеряло предложение?

  Какова функция наречий в предложении? (напряженность, многочисленность)

 Какова роль диалога? (сообщение о подвиге)

 Из 1 и 4 абзацев выпишите художественные средства выразительности и определите их роль в тексте.

 Опираясь на материалы сегодняшнего урока, попробуйте привести аргумент из данного текста к сочинению на тему «Что такое бессмертие?» (Ученики работы обсуждают в группах, 1 представитель от группы читает выбранный вариант)

 6-8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

III.Заключительный этап (оценочно-рефлексивный)

7. Прием «Письмо по кругу» (Выводы сочинения-рассуждения)

8.Создание синквейна на тему «Бессмертие»

9.Подведение итогов урока

10.Рефлексия

11.Домашнее задание

 Каждый член группы записывает фразу или несколько предложений обобщающего характера по теме сочинения и передает соседу. Он, в свою очередь, продолжает размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая из них не вернется к хозяину.

  Какие вы вынесли впечатления от сегодняшних уроков?

 С какими задачами справились?

 Что особенно запомнилось?

 Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (приложение 7)

  Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое бессмертие?», взяв в качестве тезиса данное вами определение, используя предложенные на уроке тексты художественных произведений.

 14

 

 

15

          

Приложения

Приложение 1

Миф о Фениксе

Волшебная птица Феникс живет пятьсот лет. Она подобна орлу и имеет великолепную окраску огненных тонов. Предвидя свой конец, Феникс сжигает себя в гнезде, полном ароматических трав, но здесь же из пепла рождается новый Феникс. Так гласит древний миф.

 

Приложение 2

Шестьдесят метров к бессмертию

В Берлине, в Трептов-парке, на высоком постаменте стоит гигантская статуя советского воина. Его правая рука сжимает меч, левая бережно держит девочку. Памятник этот известен всему миру. Известен он был и Николаю Масалову, только Николай Иванович долго не знал, что это его подвиг увековечен известным скульптором.

…Всё туже сжимало кольцо советских войск фашистский Берлин, и вот пришёл день решительного штурма. Наступила тишина, которая бывает перед бурей. До штурма – час. Пятьдесят минут. Сорок. И вдруг из-за передовой послышался детский крик: «Мутти! Мутти!!» Ребёнок находился в шестидесяти метрах от передовой, у Горбатого моста через канал. Пройдёт сорок минут, и там будут рваться снаряды.

На детский крик пополз русский солдат. Им был знаменщик 220-го полка Николай Иванович Масалов. Он знал: надежды вернуться не было. И всё-таки пополз. Одна воронка. Другая. Вот и мёртвая зона. Потом решётка канала. Прыжок – и солдат в безопасности. Под мостом Масалов увидел мёртвую женщину и возле неё светленькую девочку в цветастом платье. Теперь обратно. Те же шестьдесят метров. Надо спешить: вот-вот начнётся артподготовка. Успел солдат, дополз, спас девочку.

После войны Масалов вернулся домой, в посёлок Тяжин Кемеровской области. Сперва работал на тракторе, потом стал завхозом детского сада. О подвиге Николая Масалова рассказал маршал Чуйков в книге «Конец третьего рейха». Разыскали бывшего солдата, а он и думать не думал, что имеет к знаменитому памятнику самое прямое отношение.

 

Приложение 3

Воскрешение лиственницы

(1) Мы суеверны. (2) Мы требуем чуда. (3) Мы придумываем себе символы и этими символами живем.

(4) Человек на Дальнем Севере ищет выхода своей чувствительности, не разрушенной, не отравленной десятилетиями жизни на Колыме. (5) Человек посылает авиапочтой посылку: не книги, не фотографии, не стихи, а ветку лиственницы, мертвую ветку живой природы.

(6) Этот странный подарок, иссушенную, продутую ветрами самолетов, мятую, изломанную в почтовом вагоне, светло-коричневую, жесткую, когтистую северную ветку северного дерева ставят в воду.

(7) Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, которая давно мертва.

(8) Лиственница серьезней цветов. (9) В этой комнате много цветов, ярких цветов. (10) Здесь ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток.

(11) Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой. (12) Лиственница жила ближе к Черной речке, чем все эти цветы, все эти ветки – черемухи, сирени.

(13) Это понимает хозяйка, и это понимает лиственница.

(14) Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы, физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. (15) В ветке разбужены, кажется, иные, тайные силы.

(16) Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. (17) В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои.

((18) Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не быть, ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта.

(19) Даже эта память о мертвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы. 

(По Варламу Шаламову)

 

Приложение 4

Японская притча «О вечности»

Однажды вечером, после занятий, между Хинг Ши и одним из его учеников, Янг Ли, завязался разговор о справедливости того, что время, отпущенное человеку на Земле так недолго.

— Учитель, ах если бы человек был бы вечен…—  Янг Ли остановился, любуясь неясной чертой горных вершин, растворённых в свете заката, и добавил, — не этого ли не хватает в устройстве нашего мира для достижения его полного совершенства?!

— Ты полагаешь, что совершенство может быть найдено в том, в чём невозможно найти даже смысла; ведь жизнь в бессмертии становится бесцельной? — удивился Учитель..

— Но почему? — удивился ученик.

— Человек, обречённый на вечную жизнь и постигающий мудрость, в один день бы понял, что его бессмертие — ничто иное, как вечное рабство в плену несовершенства, без права на освобождение.

Хинг Ши замолчал и пошёл в сторону школы. Только ветер шумел едва слышно в кронах деревьев.

— Я понял, Учитель! В бессмертии стал бы бессмысленным не только поиск абсолютной мудрости, но и сама жизнь. Кто стал бы дорожить тем, что нельзя потерять? Семьёй, жизнью, здоровьем, временем, красотой того, что нас окружает,— он на мгновенье замолчал и снова посмотрел в сторону горной гряды, на которой алел небесный отблеск. — Я разочарован, — едва слышно добавил он, — и обманут в своих поисках совершенства.

— Напротив, — ответил, улыбаясь Хинг Ши, — сегодня ты приблизился к своей цели ещё на один шаг, имя которому Вечность.

 

Приложение 5

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

 

* * *

Exegi monumentum*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

 

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

 

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

 

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

_____________________________

* Я воздвиг памятник (лат.).

 

Приложение 6

 

Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. В городе еще пахло гарью, тем звериным, душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой. 

На одной из улиц сквозь разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. Вид книг всегда волнует меня, и я зашел в помещение, в котором сразу по стеллажам определил библиотеку. Никого в помещении, казалось, не было, только вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая – библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг – это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал. 

- Работа нам предстоит немалая, - сказала одна из женщин, - дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, - и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками: это был список подлежавших уничтожению книг. – Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению, - добавила женщина с удовлетворением, - так что не удивляйтесь, если том сочинения Пушкина, например, называется руководством по вышиванию. 

Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки. В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

(По В.Г. Лидину).

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ