18 августа 2022 года с 13 до 15 часов в ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» (1 этаж, актовый зал) состоялось расширенное заседание отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области (далее – отделение) «Организация единого образовательного пространства в контексте общенациональных приоритетов и Стратегии развития образования Курской области до 2030 года».
В работе мероприятия приняли участие члены отделения и руководители районных и городских методических объединений учителей русского языка и литературы Курской области.
Модераторами заседания выступили Зимнева Ольга Николаевна, канд. филолог. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, координатор отделения, и Бабкина Марина Валентиновна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, член отделения.
Собравшиеся 55 словесников региона обсудили актуальные вопросы современного образования и обозначили стратегические векторы своей работы в наступающем 2022-2023 учебном году.
Программа заседания была насыщенной.
ПРОГРАММА
расширенного заседания отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области
|
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА» |
||
Дата и время проведения
|
18 августа 2022 г. 13.00 – 15.00 |
|
|
Место проведения/форма проведения/ цифровая платформа |
ОГБУ ДПО КИРО, актовый зал
|
|
|
Участники
|
Члены отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области, руководители муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы |
|
|
Модераторы
|
Бабкина Марина Валентиновна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области Зимнева Ольга Николаевна, канд. филолог. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, координатор отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области |
|
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК |
|
||
Темы для обсуждения |
Спикеры |
|
|
О реализации проекта «Школа Минпросвещения России» и внедрении федеральной государственной информационной системы «Моя школа» |
Зимнева Ольга Николаевна, канд. филолог. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, координатор отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области |
|
|
О Стратегии развития образования Курской области |
Бабкина Марина Валентиновна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области |
|
|
ФГОС ООО: актуальные вопросы преподавания предметной области «Русский язык и литература» |
Постричева Ирина Дмитриевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО |
|
|
Нормативное и предметно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в 5 классе по обновленным ФГОС ООО |
Виноградова Елена Алексеевна, методист по русскому языку и литературе издательства "Русское слово"
|
|
|
Реализация «Примерной программы воспитания» на уроках предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература» и во внеурочной деятельности |
Соболева Марина Александровна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 5» г. Железногорска Курской области, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области |
|
|
Развитие функциональной грамотности как средство решения жизненных задач в различных сферах |
Лунина Любовь Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59 имени ветерана Великой Отечественной войны дважды Героя Советского Союза подполковника Григория Михайловича Мыльникова» г. Курска, председатель отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области |
|
|
Всё начинается с читательской грамотности: зона ответственности предметника |
Крюкова Галина Васильевна, ведущий методист отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО "Издательство «Просвещение» |
|
|
Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования |
Нагорнова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. А.С. Пушкина» г. Курска, заместитель председателя региональной предметной комиссии по русскому языку при проведении ГИА по образовательным программам СОО |
|
|
О проведении итогового сочинения в 2022-2023 учебном году |
Бабкина Марина Валентиновна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области |
|
|
Особенности преподавания родного (русского) языка и родной (русской) литературы |
Каськова Ирина Александровна, канд. пед. наук, преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО |
|
|
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК |
|
||
Обновленный ФГОС ООО: роль и функции учителя XXI века |
Симонова Ирина Александровна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58 им. М.В. Овсянникова» г.Курска |
|
|
Решение задач воспитания обучающихся средствами учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература» |
Беленькова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области |
|
|
Использование электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности школьников |
Кузнецова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, заместитель председателя отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы Курского района Курской области |
|
|
Эффективные практики подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе |
Мелехова Виктория Юрьевна, канд. пед. наук, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 им. прп. Серафима Саровского» г. Курска, председатель региональной предметной комиссии по русскому языку при проведении ГИА по образовательным программам ООО, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области |
|
|
Потенциал уроков родного (русского) языка и родной (русской) литературы в реализации целей формирования причастности обучающихся к свершениям и традициям своего народа |
Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области |
|
|
Подведение итогов работы заседания |
|
Формат мероприятия предполагал рассмотрение теоретических вопросов и их последующее практическое обсуждение. Информативными были выступления координатора отделения О.Н.Зимневой – о реализации проекта «Школа Минпросвещения России» и внедрении федеральной государственной информационной системы «Моя школа» – и зав.кафедрой СГО КИРО М.В.Бабкиной – о Стратегии развития образования Курской области.
В работе заседания приняли дистанционное участие Виноградова Елена Алексеевна, методист по русскому языку и литературе издательства "Русское слово" и Крюкова Галина Васильевна, ведущий методист отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО "Издательство «Просвещение».
Далее работа была организована по пяти направлениям:
- Обновленный ФГОС ООО (кураторы Постричева И.Д., Симонова И.А.).
- Реализация «Примерной программы воспитания» (кураторы Соболева М.А., Беленькова Е.В.).
- Развитие функциональной грамотности (кураторы Лунина Л.В., Кузнецова Т.С.).
- Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования (кураторы Нагорнова Н.И., Мелехова В.Ю.).
- Особенности преподавания родного (русского) языка и родной (русской) литературы (кураторы Каськова И.А., Ефремова О.И.).
Каждое направление было представлено в кратком теоретическом освещении и последующей дискуссии на заданные темы, организованной в форме групповой работы. Живой интерес вызвали все рассматриваемые на заседании вопросы. В результате конструктивного диалога участники мероприятия приняли резолюцию. Все выступающие получили благодарности ОГБУ ДПО КИРО. Материалы заседания прилагаются.
РЕЗОЛЮЦИЯ
- Реализовывать учебную и воспитательную работу в ОО с учетом обновленных ФГОС и Стратегии развития образования Курской области до 2030 г..
- Средствами преподаваемых предметов формировать метапредметные компетенции, функциональную грамотность.
- Использовать материалы, предоставленные в проекте «Школа Минпросвещения России», и ресурсы федеральной государственной информационной системы «Моя школа» в практической деятельности.
- Выбирать наиболее оптимальные технологии обучения, обеспечивающие достижение актуальных результатов образования, и «разумно» применять в процессе преподавания русского языка и литературы дистанционные образовательные технологии и электронные средства обучения.
- Использовать потенциал уроков русского языка и литературы в целях реализации Примерной программы воспитания и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Использовать на уроках русского языка, литературы, родного языка, родной литературы материалы краеведческой направленности для решения следующих задач:
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- усвоение духовно-нравственных ценностей своего народа;
- воспитание любви к родной земле, её людям, культурным традициям и др.
- Для реализации воспитательного потенциала уроков русского языка и литературы, родных русского языка и литературы использовать следующее:
- историко-культурные материалы, относящиеся к месту проживания обучающихся;
- игровые методы (викторины, квесты, турниры и т.д.);
- уроки вне стен школы, в окружающем социуме;
- материалы проектной и исследовательской деятельности и др.
- Реализовывать задачи воспитания в рамках модулей «Школьный урок» и «Курсы внеурочной деятельности», способствуя
- повышению мотивации к самообразованию и самоопределению,
- социализации, поиску своего места в мире,
- пониманию важности и ценности образования.
- Проецировать цели предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам.
- Использовать задания из электронного банка в образовательном процессе для формирования и оценивания функциональной грамотности.
- Создавать в процессе обучения условия, позволяющие обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом.
- Использовать на уроках и во внеурочной деятельности задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области.
- Создавать средствами конкретной предметной области условия для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.
- С целью повышения качества образования активно использовать
- результаты оценочных процедур,
- эффективные современные педагогические технологии, способствующие результативной подготовке к ГИА по русскому языку и литературе;
- ресурсы сайтов школ для информирования родителей по вопросам повышения качества образования.
- Использовать в работе учителя русского языка и литературы рекомендованные пособия и интернет-ресурсы.
- Реализовывать культурологический, концептный и аксиологический подходы при выборе содержания, видов и форм обучения родным русскому языку и литературе, при организации деятельности учащихся, активно включая их в культурно-языковое поле русского народа.
- Систематически повышать квалификацию в области этнопедагогической и лингвокультурологической компетентности учителям и преподавателям.
- Обобщить, систематизировать и внедрить наиболее эффективные практики преподавания учебных предметов «Родной русский язык» и «Родная русская литература».
- Разработать оптимальные виды и формы текущего контроля, промежуточной, итоговой оценки образовательных достижений учащихся по учебным предметам предметной области «Родной язык и родная литература».