В соответствии с Планом работы отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО на 2023 год 10 мая 2023 года в ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» состоялось третье в текущем календарном году заседание данного отделения.
Встреча была посвящена обсуждению введению в общеобразовательных организациях обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО, ФООП. Ольга Николаевна Зимнева, координатор отделения, проанализировала нормативные документы и обозначила основные подходы к их интерпретации.
Тезисно выступление О.Н.Зимневой представлено ниже.
31 мая 2021 г. были утверждены ФГОС ООО, 12 августа 2022 г. - изменения во ФГОС СОО, в которых обновлены в части детализации, в части конкретизации образовательные результаты. Стандарт является единственным государственным документом, документом нормативно-правовым, который создает именно нормирующий фундамент для целой совокупности других, уже методических документов, по которым работает вся сложная и большая система образования, не только школа, но и все, что со колой связано. В стандарте появилось содержание образования, создана рамка того, чему и как мы учим детей.
Пользователями Стандарта являются родители, руководители ОО, педагоги, разработчики КИМов. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленных ФГОС требования ко всем результатам усилены и систематизированы.
Воспитательная деятельность и личностные результаты сквозной нитью проходят через обновленный Стандарт. Следует помнить о двух составляющих воспитательной деятельности: это то, что мы называем программой воспитания, и то, что является воспитательным потенциалом, которым обладает каждый предмет общеобразовательной программы. Личностные результаты не являются предметом аттестации. Но это не означает, что они не являются предметом оценки достижения образовательного результата. Это должна быть функция педагога и школы.
В обновленных ФГОС три больших блока метапредметных результатов: это блок, связанный с базовыми логическими действиями, блок, связанный с базовыми исследовательскими действиями, и блок, связанный с работой с информацией. Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это универсальные коммуникативные действия и универсальные регулятивные действия.
Предметные результаты конкретизированы, систематизированы и представлены через отглагольные формы, что означает и акцент на деятельность, но и понимание того, как их можно оценить.
Стандарты предусматривают возможность гибкого изменения срока освоения основной образовательной программы в связи с индивидуальным учебным планом или ОВЗ у ребенка. Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям. В рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам, необходимо указывать форму проведения занятий.
2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в Закон об образовании в Российской Федерации, и сегодня школа или учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять федеральную или примерную рабочую программу из единого реестра и работать по ней. Вариативность остается, если учитель хочет разрабатывать свою программу.
Ключевым изменением ФГОС СОО является изменение учебного плана. Теперь учебный план старшей школы включает не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривает изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне по профилю обучения. Ряд предметов прежнего учебного плана интегрированы с базовыми предметами.
В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным по одному предмету на одного обучающегося бумажным учебником.
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации федеральные основные общеобразовательные программы (далее – ФООП), которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России. При этом согласно статьям 1, 2 Федерального закона № 371-ФЗ термин «примерные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона № 273-ФЗ.
ФООП состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, что соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы. В соответствии с пунктом 10.1 статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ ФООП включают учебно-методическую документацию: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральную рабочую программу воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.
Содержательные разделы утвержденных ФОП ООО и ФОП СОО включают федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «История», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности». Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ по остальным учебным предметам, являющимся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня 2023 года.
В ФОП ООО представлены шесть вариантов федерального учебного плана. Предлагаются варианты для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели, с учетом изучения второго иностранного языка, родного языка/родной литературы. ФОП СОО включает 19 вариантов федерального учебного плана. Для каждого из профилей обучения предлагается от двух до семи вариантов учебного плана с учетом соблюдения требований ФГОС среднего общего образования: включение не менее 13 учебных предметов и изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ основные общеобразовательные программы (далее – ООП) всех общеобразовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению 4 в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года. Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП. При этом содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
Кроме того, были запланированы методические рекомендации к новому учебному году и намечены подходы по подготовке к августовскому расширенному заседанию отделения.