29 марта 2024 года в «Школе молодого словесника» состоялось очередное занятие.
Плодотворная работа молодых словесников и их наставников по актуальной теме «ЕГЭ по русскому языку: КИМ, критерии оценивания, методика подготовки» позволила рассмотреть следующие вопросы:
- Алгоритм подготовки к тестовой части ЕГЭ. Наставник Гридунова Елена Аркадьевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ «СОШ №61 им. П.А. Михина» г.Курска, член отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО.
- ЕГЭ: рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Наставник Учаева Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 имени Героев Курской битвы» г. Курска, член отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО.
- От домашнего задания к практической работе: ментальная карта как способ структурирования учебной информации при подготовке к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Наставник Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области», член отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО, руководитель проекта «Школа молодого словесника»; слушатели проекта «Школа молодого словесника»: Полякова Алёна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Обоянская СОШ № 2», Котлярова Регина Витальевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района, Трофименко Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. И.П. Волка» г.Курска, Вараева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 21» г.Курска, Бурцева Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы «Средняя общеобразовательная школа № 58 им.М.В. Овсянникова» г.Курска, Ковалёва Карина Сергеевна, старшая вожатая МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области.
Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя,
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны. С.Есенин
Можете определить проблему предложенного лирического отрывка? Выписать примеры – иллюстрации? Определиться с авторской позицией? – такую задачу поставили перед молодыми словесниками наставники «Школы молодого словесника». Сегодня слушатели проекта научились справляться с такими вызовами не только на примере лирических отрывков, но и музыкальных, прозаических.
С приходом весны фразы «Как ты ЕГЭ сдавать будешь?» и «До ЕГЭ осталось два месяца!» звучат в 11 классах в разы чаще, вызывая страхи и у учителей, и у школьников, и у родителей. Наставники Школы, которые являются практикующими учителями и экспертами, поделились своими секретами подготовки и посоветовали не паниковать.
Настроила на предстоящую работу Зимнева Ольга Николаевна, координатор отделения учителей русского языка и литературы РУМО СОО, проректор ОГБУ ДПО КИРО, канд.филл.наук.
Гридунова Елена Аркадьевна рассказала, что ГИА по русскому языку – обязательный экзамен, и, опираясь на результаты статистического анализа выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку выпускниками прошлого года, определила реперные точки для отработки навыков выполнения тестовой части экзамена: № 12, № 16, № 21, № 25.
Учаева Ольга Ивановна познакомила со структурой варианта КИМ ЕГЭ, предложив для работы с учениками чек-листы по тестовой части, алгоритмы выполнения задания 27. Под руководством наставников слушатели освоили задание 21 с использованием программы TEST-PAD. Это бесплатный универсальный конструктор, с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач: тестов, кроссвордов, сканвордов, опросов, логических игр, диалогов. По QR-коду педагоги вошли сайт РУСТЬЮТОРС, выполнив три задания № 12. Цифровые учебные задачи позволили отрабатывать «западающие» темы при подготовке к экзамену по русскому языку.
Ефремова Ольга Ивановна вместе с группой молодых специалистов, используя ментальную карту как инструмент структурирования учебной информации при подготовке к выполнению задания № 27 ЕГЭ по русскому языку, составили примеры – аргументы по тексту Ю.И. Айхенвальда «Богатырь духа». Данная работа позволила выделить проблемы:
- В чём заключается особенность творчества А.С.Пушкина?
- Как отражается в творчестве А.С.Пушкина его личность?
- Принял ли А.С.Пушкин самого себя так же, как принял он мир?
- Как воспринимают пушкинское наследие в России?
- Какую роль играет А.С.Пушкин в жизни человека?
Авторская позиция и её обоснование носили разный характер. Вараева Татьяна Александровна отметила грамотное прочтение предложенного текста, поиск одной из проблем текста, а также примеров-иллюстраций, подтверждающих её. В качестве помощи при выполнении этого задания был использован прием «кластер». Формулировка «вопрос-ответ» помогла сопоставить выделенную проблему с позицией автора, а также способствовала определению собственного отношения к позиции автора.
Трофименко Елена Николаевна обратилась к методике подготовки к написанию аргумента, основой для которого служит читательский опыт. Проблема «В чем заключается особенность творческого наследия А.С. Пушкина?» Особенности лирики великого поэта предоставляют безграничные возможности в ответе на этот вопрос.
Бурцева Юлия Юрьевна ответила на вопрос «Как пополнить читательский багаж ученика?», предложив следующие формы работы:
- читательская конференция;
- посещение культурных мест по «Пушкинской карте»;
- создание школьных театров;
- проведение предметных недель русского языка и литературы;
- ведение читательского дневника.
Полякова Алёна Юрьевна обратилась к проблеме исходного текста «Как отражается в творчестве Пушкина его личность?» и проанализировала факты из биографии поэта и их отражение в романе «Капитанская дочка».
Ковалёва Карина Сергеевна для написания аргумента с опорой на историко-культурный опыт ученика по одной из проблем текста предложила опираться на исторические события, отражённые в произведениях А.С. Пушкина.
Котлярова Регина Витальевна поделилась своими методическими находками-помощниками при подготовке учеников к написанию сочинения, рекомендовав коллегам обратиться к материалам предметного веб-сайта umoslovo.ru.
Бабкина Марина Валентиновна, заведующий кафедрой СГО ОГБУ ДПО КИРО, канд. пед.наук, посоветовала несколько проверенных ресурсов, которые помогут в подготовке к ЕГЭ:
- официальные материалы от Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
- сайт Роспотребнадзора, где указана официальная информация о датах ЕГЭ, правилах заполнения КИМов и демоверсии экзаменов;
- образовательный портал «Сдам ГИА», на котором представлены всевозможные тесты по всем предметам ЕГЭ;
- на сайте alexlarin.net опубликованы тренировочные варианты ЕГЭ. К каждому из них открыт форум, где можно обсудить сложные или непонятные моменты.
Завершилось занятие рефлексией от координатора О.Н. Зимневой.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ШКОЛЫ ЮНОГО СЛОВЕСНИКА