Андрей Георгиевич Нарушевич даёт методические советы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе.

 

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста  (избегайте чрезмерного цитирования).

Композиция сочинения

Проблема

Комментарий

Позиция автора

Собственное мнение

Аргументация собственного мнения

Выводы

«От позиции автора – к проблеме»

Выявите основную мысль текста.

Запишите её в виде законченного предложения.

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Выявление проблемы художественного текста

  • Проанализируйте поступки, отношения героев
  • Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
  • Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм)
  • Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Что такое комментарий?

Комментарий это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.

Логика комментирования

Комментарий должен связать проблему, которую  учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей  к определённому выводу.

Типы информации в тексте

  • Фактуальная информация – это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
  • Концептуальная информация – это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. 
  • Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Принципы  построения комментария

  • Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения.
  • Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ.
  • Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п.)

Алгоритм работы с текстом

  1. Сформулируйте проблему.
  2. Найдите в  тексте 2 примера, важных для понимания  именно этой проблемы. (Их можно подчеркнуть.)
  3. Продумайте, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора.
  4. Логично включите эти примеры в текст сочинения. (Движение мысли от проблемы к позиции автора.)

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста,  сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Способы отсылки к тексту

  • Ссылка на номера предложений

  Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

  • Цитирование

 «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», – пишет Ш.А.Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

  • Косвенное цитирование

     

           Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

  • Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

      Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые   спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших.  Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Публицистический текст

  • Как автор строит рассуждение?
  • Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
  • Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
  • Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?

Типовые конструкции

  • Автор раскрывает проблему на примере…
  • Публицист ставит перед читателем сложные вопросы…
  • Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…
  • Публицист обращает наше внимание на…
  • В рассуждениях автора звучит мысль о том, что…
  • Автор приводит слова (кого/зачем)….
  • «Цитата», - пишет автор, чтобы…
  • Мне кажется, особого внимания заслуживают слова: «Цитата». Автор хочет сказать, что …
  • Не случайно упоминание о том, что…

Публицистический текст Ч. Айтматова «Книги, открывающие нас»

Фрагмент сочинения

 Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей». Действительно,  книги передают знания от поколения к поколению, объединяют единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».  Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. В самом деле, настоящая литература  не только даёт пищу уму, но и пробуждает душу, не даёт нам очерстветь, стать равнодушными.

Художественный текст

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?

Типовые конструкции

  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни (взаимоотношений кого/ с кем)…
  • Не случайно писатель изображает (кого/что)…
  • «Цитата», - говорит герой. Эти слова показывают…
  • Поступок героя свидетельствует о том, что…
  • Изображая (кого/что), автор подчёркивает…
  • Симпатии автора на стороне (кого)…

Текст К.Г. Паустовского «Акварельные краски»

Фрагмент сочинения.  Формулировка проблемы

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

Фрагмент сочинения.  Комментарий. 1-ый пример-иллюстрация

Писатель раскрывает проблему на примере своего героя – художника Берга, человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.

Фрагмент сочинения. Комментарий.  2-ой пример-иллюстрация

Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто». Мы видим, как красота природы пробудила в герое чувство родины и вдохновила на творчество. 

Фрагмент сочинения. Позиция автора

Автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

Типичные ошибки комментирования

Комментарий не опирается на текст

Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

Комментарий подменяется пересказом

К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.

«Имитация» комментирования

Раскрывая проблему, автор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении

Как приходит вдохновение к художнику? Над этой проблемой размышляет К.Паустовский.

Читая текст, мы с удивлением узнаем, что художник Берг не признает слово «родина», равнодушен к природе родного края. «Ты землю не любишь, чудак! А еще художник!» - говорят ему товарищи. Только после долгого пребывания в муромских лесах в герое просыпается любовь к родине. Берг сам хочет понять, какими «неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины». Паустовский хотел показать, как красота природы пробуждает в человеке любовь к родному краю, к своей стране.

Вступление

Задачи:

  • Вступить в контакт с читателем;
  • подготовить к восприятию текста;
  • подвести к формулировке проблемы.

Приемы:

  • сообщение о проблеме;
  • сообщение об авторе;
  • цитата;
  • афоризм;
  • риторический вопрос;
  • вопросно-ответное единство;
  • риторическое восклицание;
  • именительный темы.

Формулирование проблемы

Задача:

Выбрать одну из рассматриваемых проблем, четко ее сформулировать.

Приемы:

  • «проблема чего»;
  • вопросительное предложение.

Объем:

2-3 предложения.

Вступление. Формулирование проблемы

Вдохновение… Как часто поэты, писатели жаждут этого необычного состояния души, когда человека переполняет энергия, когда хочется поделиться со всем миром своими чувствами, находками, открытиями. Что же такое вдохновение?  Эта проблема  вызвала интерес Константина Паустовского.

Комментарий

Задачи:

  • показать, как именно, на каком материале раскрывается проблема
  • выделить и прокомментировать наиболее важные места
  • показать ход мыслей автора

Обязательна опора на текст!

2 примера-иллюстрации

Уместно цитирование!

Объем: 6-8 предложений.

Размышляя над  удивительной тайной творчества, писатель прислушивается к собственным ощущениям, анализирует состояние своей души: «Мысль живёт во мне,  но во что она выльется, какие найдёт пути для своего выражения, мне не ясно ещё самому».  Его наполняет желание передать другим все, что он пережил и «перечувствовал». Мы видим, как   одиночество писателя постепенно уступает место чувству  сопричастности всему миру, а  его окружают образы  дорогих людей: девочка «с нестерпимо сияющими глазами», любимая женщина, друзья  – все те,  кому он отдал частицу своей души. Мы видим человека в том удивительном и загадочном состоянии, которое рождает величайшие художественные открытия.

Автор приходит к следующему выводу:  вдохновение – это такое состояние  духа, когда у человека появляется уникальная возможность передать другим все мысли и чувства, которые наполняют разум и сердце, поделиться с окружающими самым сокровенным – частью своей души.

Формулирование позиции автора

Задачи:

понять мнение автора о выделенной проблеме;

четко сформулировать вывод, к которому приходит автор.

Позицию автора лучше формулировать не цитатой, а своими словами.

Объем: 1-3 предложения.

Аргументация собственной позиции

Задачи:

сформулировать свою позицию

подобрать не менее двух доводов, доказывающих справедливость тезиса;

подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками.

Нужны примеры из литературы!

Объем:

5-8 предложений на каждый аргумент.

Моя позиция + 1-ый аргумент

Трудно не согласиться с Паустовским. Я думаю, каждый, кто держал в руках ручку, карандаш или кисть, помнит, как много труда и терпения требует творчество, даже если оно озарено светом  вдохновения. Вспомним, как работали великие мастера слова: Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, многократно перерабатывавшие свои рукописи. А разве легче даются человеку  стихи?  Об этом пишет В.В. Маяковский: «Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды». И все же этот труд венчают счастливые мгновения, которые так точно описал А.С. Пушкин: «Минута – и стихи свободно потекут».

2-ой аргумент

Сам К.С. Паустовский в книге «Золотая роза»  прекрасно и просто охарактеризовал вдохновение как строгое рабочее состояние человека,  выражающееся не в «театральных позах», а в напряженной работе, результаты которой принесут радость и автору и его читателям.

Вывод

Приемы оформления:

  • сообщение об итоге анализа текста;
  • нравственный вывод;
  • призыв;
  • риторическое восклицание;
  • цитата;
  • пожелание на будущее.

Объем: 3-5 предложений.

Мне кажется, автору действительно удалось показать читателю это едва уловимое и с трудом поддающееся описанию состояние человеческого духа – вдохновение. 


Андрей Георгиевич Нарушевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета, учитель русского языка и литературы Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея, автор научных и методических статей, учебных пособий по русскому языку, постоянный автор газеты «Русский язык».

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ТЕКСТУ (файл pptx, 51 слайд, размер 1,96 МБ).

Добавить комментарий

Пожалуйста, не оставляйте рекламу!


Защитный код
Обновить