В мировой истории есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа Советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года.

Проведение внеклассного мероприятия, посвящённого Курской битве, способствует формированию гражданственности и патриотического самосознания подрастающего поколения, помогает воспитывать чувство гордости за свою Родину и её Вооружённые Силы, за народ и героические страницы истории России. Поколение, не утратившее память, будет достойно исполнять свой долг перед Родиной, и свет нашей Великой Победы не угаснет в веках.

Данное мероприятие предназначено для студентов 1-4 курсов колледжа.

Авторы-разработчики: Прядко Ольга Александровна, Соколова Елена Владимировна

 

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Огненная Курская дуга»

Пояснительная записка

В настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач современного общественного развития государства. Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления личности. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Есть во всемирной истории события, которые навечно остаются в памяти человечества. К их числу, несомненно, относится и выдающаяся победа Красной Армии в Курской битве, ставшая символом подвига советского народа во Второй мировой войне, поскольку ярко показала пример стойкости, мужества и массового героизма в борьбе за свободу и независимость Родины. Цель данного мероприятия: привлечь внимание обучающихся к величайшему событию в жизни Курского края, раскрыть величие победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов. Только любовь к своему Отечеству, осмысление истории, проявление уважения к предкам, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина своей страны.

С целью активизации познавательной и поисково-исследовательской деятельности обучающихся при изучении истории родного края было разработано внеурочное мероприятие «Огненная Курская дуга», в рамках которого были организованы книжная выставка «Поклон за тот Великий бой», выпуск тематических газет «Решающие битвы Великой Отечественной войны», оформлен макет «Курская битва», а также были написаны сочинения по следующим темам: «Я узнаю бессмертье на легком листе», «По праву памяти».

Использование новых информационных технологий позволило выявить интерес обучающихся самостоятельно заниматься поиском интересных исторических фактов в системе Интернет, создавать презентации на высоком уровне, разрабатывать учебные проекты, просматривать и анализировать исторические фрагментны.

Подвиг Советского народа на Огненной дуге принадлежит не только прошлому. Он живет в настоящем, в его уроках, доставшимся наследникам Великой Победы. Факты современной жизни показывают, что уроки той героической поры должны не только незыблемо оставаться в памяти народной, но и активно помогать возрождению России. Знание о подвиге на Курской дуге, память о нем – это достойные ориентиры и нравственная опора грядущим поколениям, на основе которых они будут строить новую жизнь, укреплять уверенность и надежду на будущее.

Методическая разработка представляет собой литературно-историческую композицию, посвящённую такой значимой памятной дате нашего народа, как Великая отечественная война. Благодаря этой форме затрагиваются основные направления в воспитании человека как гражданско-патриотическое и нравственное воспитание, целью которых является обучение пониманию смысла и ценности человеческого существования, формирование у них осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям. Методика проведения мероприятия направлена на то, чтобы помочь обучающимся усвоить содержание преподнесённого материала. Задачей методических приемов является преподнесение фактов, событий так, чтобы обучающиеся получили образное представление о том, как это было. Память о событиях Великой Отечественной войны – особая память. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война. Соприкасаясь с историей нашего многострадального народа на примере событий ВОВ, мы имеем огромный потенциал для формирования нравственных ценностей у молодёжи.

Актуальность: проблема фальсификации фактов и искажения истории в ущерб интересам России приобрела в последнее время ярко выраженную важность международного масштаба. Впрочем, это происходит не впервые: аналогичные процессы имели место и в прошлом. Причина их кроется в стремлении к переделу собственности в мировом масштабе, когда силовые методы уже не приносят желаемых результатов, а необходимым условием достижения целей становятся разжигание национальной и религиозной нетерпимости, неприятие образа жизни других людей. И здесь на помощь политтехнологам приходит история и по большей части – военная. И это не случайно. Военная история – это не только опорная точка военного мышления, но и одна из составляющих формирования мировоззрения и исторической памяти. Именно военная история помогает обществу получить ответы на вопросы, поставленные современной эпохой, в частности, определить, кто является агрессором, а кто – жертвою; оценить характер и последствия военных конфликтов.

Исходя из этого был разработан сценарий внеурочного мероприятия «Огненная Курская дуга», посвященный 80-летию освобождения Курской области.

Практическая значимость: результатом мероприятия стал образовательный макет-панорама «Курская битва», отражающий ключевые события одной из самых важных битв Второй мировой войны. В процессе работы над макетом обучающиеся изучили исторические источники, проанализировали информацию о ходе битвы, овладели навыками поиска, отбора и работы с технологическими материалами и навыками проектирования.

Макет можно использовать на уроках истории и литературы, что позволит расширить знания обучающихся о значении Курской битвы как одного из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине на примерах героизма армии и мужества народа, развивать навыки самостоятельной, познавательной деятельности: умение работать с учебниками, историческими и архивными источниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, делать собственные аргументированные выводы.

Фотовыставка – мощное визуальное повествование, позволяющее глубже понять контекст событий, обсудить их последствия и почтить память тех, кто отдал жизни ради мира на земле. Курская битва стала настоящим образцом мужества, стойкости, героизма советских солдат.

Сегодня, как никогда, важно помнить о подвигах, совершенных нашими предками, сохранить память о событиях Великой Отечественной войны, как о живой, драматичной и невероятно важной части нашей истории.

Целевая установка: сформировать у обучающихся чувство сопричастности к драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.

Цели открытого внеурочного мероприятия:

– познакомить обучающихся с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны – Курской битвой, с ее историческим значением; продолжить работу по патриотическому воспитанию; воспитывать обучающихся в духе благодарности и глубокого уважения к ветеранам фронта и тыла; сохранить преемственность памяти как моральной обязанности, человеческого и исторического долга; способствовать развитию исследовательских навыков обучающихся.

– воспитание у обучающихся любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

Задачи открытого внеурочного мероприятия:

– расширить знания об истории и значении Курской битвы, как одного из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне;

– воспитывать чувства патриотизма, гуманизма и долга перед Отечеством, перед павшими героями, отдавшими свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины;

– развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности обучающихся через активные формы обучения;

– способствовать сохранению преемственности памяти как моральной обязанности, человеческого и исторического долга.

Форма проведения: тематическое открытое внеурочное мероприятие. Комплексно-методическое обеспечение открытого внеурочного мероприятия: компьютер; мультимедийный проектор; военная форма, музыкальные записи, презентация «Курская битва»; видеофильм-хроника «Курская битва», «Орел и Белгород», книжная выставка-обзор «Поклон, за тот Великий бой» с использованием краеведческого материала, тематические рисунки обучающихся, макет «Курская битва», сочинения обучающихся по темам: «Я узнаю бессмертье на легком листе», «По праву памяти».

Проектный метод работы группы:

1 этап: определение студентов, которые будут разрабатывать презентацию «Курская битва»; осуществлять подбор художественного, музыкального и литературного материала; подбор студентов-ведущих и артистичных студентов.

2 этап: разработка сценария:

– обобщение собранного материала для сценария внеурочного мероприятия;

– анализ результатов анкетирования;

– разработка презентации, просмотр материалов, корректировка презентации;

– составление окончательного варианта сценария внеурочного мероприятия;

– подбор ведущих и выступающих;

3 этап: заключительный, проведение открытого внеурочного мероприятия по заданному сценарию.

 

Ход внеурочного мероприятия

Всё дальше от нас

Грозовые военные годы,

Сегодня они –

В обелисках и в звонких строках.

На все времена

Героический подвиг народа,

Останется жить,

В благородных и честных сердцах.

Т. Дунаевская

Звучит песня «На безымянной высоте»

Ведущий 1:

Казалось, было холодно цветам.

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг,

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось…

Ведущий 2: Война, Великая Отечественная, ставшая испытанием человеческого духа и плоти, как много и как мало мы о ней знаем. 27 млн. погибших – это 27 млн. историй, которые судьба не успела дописать. Это история нашей Родины, история наших близких: бабушек, дедушек, прошагавших во имя жизни по трудным, полным скорби, горя и потерь фронтовым дорогам.

Звучит стихотворение Якуба Коласа «На разоренной земле»

Земля моих предков – в тумане густом,

Он черной повис пеленою:

То раны дымятся на теле родном,

Истерзанной дикой ордою.

В развалинах, в прахе лежат города,

А села – одни пепелища,

Где ветер гуляет и стонет беда

В разрушенных, скорбных жилищах.

Земля моих предков! В неволе глухой

Ты смертную муку узнала.

Проклятье бандитам, всей нечисти той,

Что славу разбоем снискала.

Земля, расступись, отомсти, покарай

За раны свои и мученья,

Сынов своих верных зови, поднимай

На правое дело отмщенья.

Ведущий 1: Нам сегодня предстоит вспомнить драматические и героические события тяжелейшего испытания, которые выпали на долю нашего народа. Одной из самых незабываемых сражений Великой Отечественной войны была битва на Курской дуге. Курская битва – одна из ярчайших страниц мужества и стойкости нашего народа на пути к Великой победе.

Сорок третий горечью полынной

На меня пахнул издалека.

Черною, от копоти, равниной

Видится мне Курская дуга...

Ведущий 2: Война ворвалась в мирную жизнь нашей страны и все перевернула. Весь русский народ поднялся на защиту нашей родины. Военный смерч, пронесшийся по нашей земле, выхватил из жизни многих людей. У каждого была своя фронтовая дорога, каждому выпала своя роль, но война была их общей судьбой.

Звучит фрагмент из песни А. В. Александрова, на слова В.И. Лебедева-Кумача «Священная война»

Ведущий 1: Уходили на фронт отцы, старшие братья, любимые. В тылу люди, не жалея сил, ковали общую победу. Самоотверженно трудились на военных заводах женщины, старики и дети. На оккупированной врагом территории развернулась партизанская война. Партизаны подрывали рельсы и военные поезда, нанося тем самым огромный урон врагу. А русские солдаты стояли насмерть за каждый клочок родной земли.

Сценка (девушки провожают парней на войну).

Звучит тихо музыка, выходит девушка, читает монолог.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили,

И ушли за солдатом солдат.

До свидания мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите вы и все-таки,

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты подлая сделала,

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые,

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься,

Да зеленые крылья погон,

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад,

До свидания девочки, девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

ЮНОША:

Мне счастья, родная, в пути пожелай,

Вернусь ли домой – неизвестно.

Прощай!

ДЕВУШКА:

Прощай!

Дарю я тебе на прощанье кисет,

Сама я его вышивала.

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся.

И помни про дом, про невесту свою,

С победою к ним возвращайся.

Исполняется песня «И все о той весне»

Ведущий 3: Третий год идет Великая Отечественная война против фашистской Германии. В ходе операций зимней кампании 1942-1943гг., советские войска отбросили противника на запад от Волги, предгорий Кавказского хребта, прорвали блокаду Ленинграда, вышли на подступы к Орлу и Белгороду.

Ведущий 4: К весне 1943г. на советско-германском фронте образовался выступ длиной 600 км и глубиной 300 км – Курская дуга. Немецкое командование решило взять реванш за поражение под Сталинградом. Для этого вермахт разработал план наступательной операции «Цитадель». По плану гитлеровского командования группа армий «Юг» получила задачу создать сильную танковую группировку севернее Харькова, а группа армий «Центр» сосредотачивала мощную ударную группировку южнее Орла.

Ведущий 3: Своим летним наступлением 1943 года фашисты намеревались окружить и уничтожить советские войска на Курском выступе и открыть дорогу на столицу нашей Родины – Москву. Именно на Курской дуге немецкие войска были оснащены новыми танками «Тигр», «Пантера», штурмовыми орудиями «Фердинанд», новыми самолетами «Фокке-Вульф-190», «Хеншель-129».

Ведущий 4: В операциях Курской битвы участвовали мощные группировки войск.  К июлю 1943 года состав группировки германских войск на Курском направлении составил 50 дивизий. Численность противника составляла: личный состав – около 900 тысяч человек, 2758 танков, около 10000 орудий и минометов, 2050 самолета. С советской стороны насчитывалось 3444 танков, 19000 орудий, 2172 самолета.

Ведущий 3: Курская битва началась с 5 июля по 23 августа 1943 года. 49 дней и ночей длилось сражение на Огненной дуге. Курская земля стала сплошной раной под обрушившимся на нее шквалом огня и железа.

Разве можно забыть нам с тобой сорок третий.

Помнишь, Курская битва тогда полыхала?

И советский солдат, уходивший в бессмертье,

Был сильнее огня и надежней металла.

Ведущий 4: Враг понес значительные потери. Гитлеровское командование вынуждено было отсрочить наступление на 2,5-3 часа. Немецкие ударные группировки по плану операции «Цитадель» начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода. Со стороны Орла наступала группировка под командованием генерал-фельдмаршала Клюге. Со стороны Белгорода наступала группировка под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна. Советское командование возглавили маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков и Александр Михайлович Василевский. Командующим Центральным фронтом был назначен Константин Константинович Рокоссовский. Командующим Воронежским фронтом был назначен Николай Федорович Ватутин.

Голос по радио:

«От Советского Информбюро. С утра 5 июля наши войска на Орловско-Курском и Белгородском направлениях вели упорные бои с перешедшими в наступление крупными силами пехоты и танков противника, поддержанных большим количеством авиации. Все атаки противника отбиты с большими для него потерями. Бои продолжаются».

Просмотр фрагмента видеофильма «Хроника Курская битва».

Ведущий 5:

Так катилось, как солнышко, лето.

Но в июле вдруг пятого дня

Все смешалось еще до рассвета:

Гул орудий и море огня.

Зашаталась земля, загудела,

Дым и гарь пробирали до слез,

И по русским окопам хрипело:

– Приготовься, братва! Началось…

Ведущий 6: Войска Центрального фронта выполнили поставленную задачу. Упорным сопротивлением они истощили силы врага и сорвали его наступление. Северной группе немецко-фашистских войск не удалось прорваться навстречу своей южной группе, пробившейся на южном фасе Курской дуги».

Ведущий 5: 5-11 июля 1943г. оборонительные бои на Северном направлении Курского выступа вели соединения Центрального Фронта:

13-я армия генерал-лейтенанта Н.П. Пухова,

48-я армия генерал-лейтенанта П.Л. Романенко,

70-я армия генерал-лейтенанта И.В. Галанина,

2-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта А.Г. Родина при поддержке 16-й воздушной армии генерал-лейтенанта С.И. Руденко.

Ведущий 6: Солдаты знали, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, пелись песни. Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Просто дух захватывало!

Сценка «Солдаты на привале»

(На сцене блиндаж, два солдата сидят возле костра и ведут беседу).

– Расскажу вам, братцы, как я однажды за «языком» ходил.

Вот сижу я, значит, братцы, под покровом темноты.

Слышу шорох. Вижу братцы: немец лезет.

– Ну, а ты?

– Ну, а я конечным делом,

Притаился меж сосён,

Белый снег, и я, весь в белом,

Жду бандита.

– Ну, а он?

– Ну а он ползёт по лесу.

Только вижу, я, браты,

Больно много в немце весу,

Как бугай он.

– Ну а ты?

– Ну, а я по весу муха,

Как полезешь на рожон?

Ах ты, думаю, поруха,

Как с ним сладить?

– Ну, а он?

– Ну, а он всё ближе, ближе...

Только вижу я, браты,

Брюхом он лежит на ложе,

Снег глубокий...

– Ну, а ты?

– Ну, а я решил упрямо:

Взять живым его должен,

Автомат наставил прямо.

Будь что будет...

– Ну, а он?

– Ну, а он совсем уж рядом,

Норовит вильнуть в кусты.

Водит, вижу, волчьим взглядом.

Подползает...

– Ну, а ты?

– Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.

И на фрица, на верзилу,

Прямо с маху сел верхом.

«Хальт», – кричу, – не то стреляю!

Ходу, чертова душа!»

И к затылку приставляю свой заветный «Пэ-Пэ-Ша».

– Ну, а он?

– Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец.

И повёз меня он, братцы,

Как хороший жеребец.

Запотел, кряхтит, кривится,

На груди гремят кресты.

Еду я версту на фрице,

Еду, братцы, две версты.

Молит фриц, бормочет что-то,

Дескать, выдохся, капут.

«Ничего, – кричу, – работай!

Отдохнёшь, мол, да не тут!»

Ох, уж утром было смеху!

Из лесочка, под уклон,

Так на немце я и въехал

В свой гвардейский батальон.

Ведущий 7: Бои на Курской дуге продолжались. Оборону Южного фаса вели соединения Воронежского и Степного фронтов. Главный удар был нанесен в полосе 6-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Н.М. Чистякова в направлении города Обояни.

Ведущий 8: Несмотря на огромные потери, гитлеровцы продолжали лезть напролом. Только 12 июля 1943 года в битве под Курском наступил перелом. Эпицентром боевых действий стал район станции Прохоровка, где произошло встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий. Прохоровское поле стали называть Третьим ратным полем России.

Ведущий 7:

Куликовское, Бородинское, поле Прохоровское – родня:

Все по духу, по-кровному близкие, разве только из разного дня.

Веет дух Пересвета над вами, дух Кутузова, дух Горовца

Память Родины не убывает и, как прежде, волнует сердца.

Ведущий 8:

Есть много мест, известных на планете,

И много мест, что трогают сердца.

Лишь скажешь: «Прохоровка» – слово это

Напомнит подвиг деда и отца.

Тогда в далеком грозном сорок третьем

Никто не знал, что через много лет

Одной из величайших битв на свете

Ту битву назовет двадцатый век.

Звучит стихотворение Николая Истомина «Прохоровка»

Вокруг нее земля фугасом взрыта,

Шли самолеты за звеном звено.

Она в России стала знаменита,

Как подмосковное Бородино.

Вот здесь по взгорьям, по лощинам узким,

К нам двигалась фашистская орда,

Чтоб кровь пролить на мостовые Курска,

На наши села, нивы, города.

Но хлынула советских танков лава,

Сметая все с пути, как ураган,

За Белгород, за Харьков, за Полтаву,

Погнали наши воины врага.

Со счету сбившись, смерть врагов косила,

Дымилась необъятнейшая ширь.

Вот так тряхнул своей бывалой силой,

Под Прохоровкой русский богатырь.

Исполняется песня «А под Курском бои». Видеоролик.

Ведущий 3: Стонала земля от взрывов, лязга железа, небо было темным от горящих танков. Бой длился с утра до вечера. И выстояли наши доблестные воины, и повернули немцев вспять.

Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя.

И есть душа – она все вытерпит,

И есть земля – она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

В дыму дома. В дыму холмы и склоны,

Горят хлеба, в сплошном огне простор…

Но нет – плотину нашей обороны

Не сдвинул с места вражеский напор.

Еще страшней пространство загудело,

Столбы земли, металла и огня

Взлетели к небу. С копотью горела

«Пантер» и «тигров» черная броня.

Ведущий 4: После Прохоровского сражения войска Воронежского, Брянского и Западного фронтов готовили операцию по освобождению городов Орел и Белгород под кодовым названием «Кутузов» и «Полководец Румянцев». В ночь на 3 августа войска заняли исходные позиции для наступления. За всю войну еще никто не видел такого скопления боевой техники Красной Армии.

Здесь наши танки шли – лавина за лавиной,

Земля пылала, плавился металл…

Война дошла до середины –

И после битвы перелом настал.

Уходят безвозвратно наши годы,

И что-то потеряется в веках.

Но не померкнет в памяти народа

Огненная, Курская дуга.

Ведущий 3: 4 августа части 53-й и 69-й армий Степного фронта при поддержке танковых бригад прорвали оборону противника и вышли к городам Белгород и Орел. 5 августа города были освобождены. В честь великой победы под Курском, в честь взятия Орла и Белгорода был объявлен салют победителям в Москве.

Ведущий 4: 12 артиллерийских залпов из 120 орудий! Этот салют был первым салютом победителям за годы Великой Отечественной войны. Великой победой Советской армии увенчалась грандиозная Курская битва. Контрнаступление переросло в общее наступление Красной Армии на запад.

Стихотворение «Героям Орла и Белгорода»

В привычных сумерках суровых

Полночным залпам торжества,

Рукоплеща победе новой,

Внимала древняя Москва.

И голос праздничных орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей.

И каждый дом и переулок,

И каждым камнем – вся Москва

Распознавала в этом гуле –

Орел и Белгород – слова.

Ведущий 1: 23 августа войска Степного фронта освободили город Харьков. Курская битва, длившаяся почти 2 месяца, была завершена полным разгромом фашистских войск. Эта битва стала коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Был сделан еще один шаг к Победе.

Ведущий 2: Минувшие десятилетия не изгладили из нашей памяти величие духа и героические дела отцов и дедов. Дорогой ценой заплатили они за наше право жить на спасенной ими земле.

Третье поле…Высокое солнце

Над тобою восходит в зенит.

Жаворонок-то болью зальется,

То от радости звонко звенит.

А к тебе все идут ветераны –

Поседевшие мальчики рано.

Вдовы в черных платочках и жены.

 Пионеры. Молодожены.

И у Вечного стынут огня,

Тишину вековую хранят.

Ведущий 1: Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Она стала одним из важнейших этапов достижения победы СССР в Великой Отечественной войне. Размах и напряжение противоборства Советского Союза и нацистской Германии достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала.

Звучит стихотворение Юрия Белаша «Сухая тишина»

Шли танки,

И земля – дрожала.

Тонула в грохоте стальном,

И танковых орудий жала

Белесым брызгали огнем.

На батарее – ад кромешный!

Земля взметнулась к небесам.

И перебито, перемешано

Железо с кровью пополам.

И дым клубится на опушке

Слепой и едкой пеленой, –

Одна, истерзанная пушка

Еще ведет неравный бой.

Но скоро и она, слабея,

Заглохнет, взрывом изувечена,

И тишина – сухая, вечная,

Опустится на батарею.

И только колесо ребристое

Вертеться будет и скрипеть, –

Здесь невозможно было выстоять,

А выстояв – не умереть.

Ведущий 2: Активное участие принимали 94 наших земляка, которые проявили мужество, стойкость, храбрость и отвагу в бою с немецко-фашистскими захватчиками, защищая свободу и независимость своей Родины. Наш народ одержал не только военную, но морально-волевую победу. Об этом нельзя забывать никогда.

Ведущий 1:

Мы не хотим, чтоб на родной земле

Была война и люди погибали.

Мы скажем: «Нет!» насилью и войне,

Ведь жизнь для счастья, а не для печали.

В ней дорог каждый день и час,

Пусть знают это все на свете люди.

И тех, кто отдал жизнь свою за нас,

Мы помним и вовеки не забудем!

Исполняется песня «Милосердие» (муз. Л. Захлевный, сл. М. Ясень)

Ведущий 1: Многие погибли, выполняя святой долг перед Отчизной. Они прощались с жизнью, но никогда не прощались с надеждой и верой.

Рассказы о героях Курской битвы.

Горовец Александр Константинович – гвардии лейтенант, заместитель командира эскадрильи. 6 июля 1943 года гвардии старший лейтенант Горовец оторвался от группы и вёл бой в одиночестве. В ходе этого боя он сбил 9 штурмовиков. Его самолёт был подбит. Александр Константинович открыл фонарь и дёрнул кольцо парашюта, но спастись не удалось. Горовец А.К. – единственный лётчик, сбивший такое количество самолётов в одном бою. Всего произвёл 74 боевых вылета. Удостоен звания Героя Советского Союза.

Антонов Михаил Моисеевич – старший лейтенант, командир танкового взвода. Утром 4 августа 1943 года танковый взвод Михаила Антонова, вырвался на передний край обороны на окраине Орла. Экипаж его танка первым вступил в бой, уничтожив несколько десятков вражеских солдат и раздавив гусеницами противотанковое орудие. Но, внезапно, боевая машина получила несколько прямых попаданий и загорелась. Старший лейтенант Антонов успел покинуть горящий танк, бросился на дуло пулемёта и ценой своей жизни заставил его замолчать. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Боровиченко Мария Сергеевна – гвардии сержант медицинской службы, санитарка. Летом 1943 года корпус генерала Родимцева вел ожесточенные бои под Обоянью, где гитлеровские части пытались прорваться к Курску. Там Мария спасла лейтенанта Корниенко. Спасла, прикрыв его своим телом и метнув гранату во вражеский танк. Осколок снаряда попал ей прямо в сердце. Это было 14 июля у деревни Орловка Ивнянского района Белгородской области.

Сонин Иван Егорович. Во время Курской битвы младший лейтенант Сонин, получив задачу отразить атаку противника, прорвавшего боевые порядки стрелковых подразделений у деревни Протасово (Покровский район Орловской области), несмотря на осколочное ранение, отсек вражеских автоматчиков от танков, уничтожил 6 танков и большое количество пехоты, благодаря чему батарея удержала занимаемые позиции. Иван Сонин геройски погиб в этом бою после прямого попадания снаряда в станину орудия. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.

Конорев Иван Алексеевич. Во время Курской битвы гвардии старший лейтенант Конорев воевал в составе 27-й гвардейской танковой бригады 7-й армии Воронежского фронта. Четверо суток шла борьба с противником в районе станции Ржавец Белгородской области. 12 июля 1943 года в ходе боя два танка из взвода Конорева были подбиты. Однако гвардии старший лейтенант Иван Конорев на своем танке вступил в неравный бой против пяти штурмовых орудий врага. В бою погиб. Удостоен звания Героя Советского Союза.

Стихотворение Сергея Коновалова «Наказ молодым»

Не дай нам, Бог, забыть всё это,

Когда клубилось всё в дыму,

Четыре долгих, жутких лета

Не дай ещё раз никому.

Горело всё: земля и небо,

И смерть кружила там и тут,

Не дай нам, Бог, забыть про это,

А дай достойно помянуть.

Всех павших, что ушли когда-то

Навстречу смерти в страшный миг,

Не дай нам, Бог, забыть всё это,

Дай поимённо помнить их.

А сколько их могил безвестных

На всех дорогах той войны,

Героев, чаще неизвестных,

Где и не все погребены.

Мы помним, как уничтожали

Фашисты-изверги людей,

Как в рабство женщин угоняли,

Давили танками детей.

Солдатам снятся те виденья,

Те слезы вдов и матерей,

Дотла сожжённые селенья,

То череда концлагерей.

Им боль унять было не в силах,

Бойцы теряли речи дар,

И стыла кровь в солдатских жилах,

Когда открылся Бабий Яр.

Перед огромной чуждой силой

Склонилось всё, но не моя,

Всегда великая Россия,

Многострадальная страна.

Не дай нам, Бог, забыть про это,

Про реки крови, страхи, боль,

Не дай нам, Бог, чтобы все это,

Вдруг повторилось с нами вновь.

Я всех молю: достойны будьте

Заветам павших и живых.

Мы помним всё, вы не забудьте –

Таков наказ для молодых.

Ведущий 3: В ходе Курской битвы потери немецко-фашистской авиации еще больше возросли. Они составили около 3700 самолетов. Противник заметно терял инициативу в небе. Наши же удары по врагу усилились. Над огненной дугой советская авиация завоевала господство в воздухе и удерживала его уже до конца войны.

Ведущий 4: Забвенье не коснется героев! В шелесте хлебной нивы, в гуле новостроек, в победных маршах великого праздника живут их голоса и продолжается в смене поколений их жизнь. Пройдут года, десятилетия. Век сменит век. Придут новые поколения, и вечно будут живы герои в памяти человеческой!

Ведущий 3: И пусть в каждом нашем деле, во всех свершениях наших, стократно повторится беззаветное мужество защитников Родины. И пусть память о героях сохранится на века. К сожалению, эта победа досталась нам дорогой ценой – велики и невосполнимы были ее потери. Но подвиг армии и народа на Курской дуге никогда не будет забыт!

Ведущий 4: Идут года, и мы читаем, высеченные на камне имена, с чувством скорби, гордости, с желанием понять героев, почтить их мужество и доброту, любовь к Родине и ненависть к её врагам. Память о них будет жить вечно.

Пусть же проходят за годами годы,

Ветеранов не забудет страна.

Свято и радостно память народов

Ваши хранит имена.

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою.

Вечная слава и вечная память

Живущим и павшим в жестоком бою.

Ведущий 3: Объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

(Минута молчания).

Стихотворение Сергея Коновалова «Журавли»

Прислушайтесь…Там, в небе, журавли

Курлычут снова, возвратясь в Россию,

Они весну на крыльях принесли.

Мы их об этом осенью просили.

А в песне нежной, что звучит и ныне,

Давно живет уж истина одна,

Что павшие в боях с тем журавлиным клином

На млечный путь уходят навсегда.

Мы ж помним, как в пучине тяжких дней,

Когда тоска сжимала сердце болью,

О, сколько плыло в небе журавлей,

В полях России, обагренных кровью.

Но в майский день, день памяти народной,

Клин журавлей я вижу вновь в строю.

Полет был долгий, трудный, благородный,

Вернулся он на Родину свою.

И там же в вышине немного поостывши

Какие-то черты вдруг показались мне,

То, может, лик Богов, а может, лики павших

В жестокой той и проклятой войне.

Прислушайтесь…Там, в небе, журавли

Курлычут снова, возвратясь в Россию,

Они печаль на крыльях принесли,

Хоть мы об этом их и не просили.

Тот крик тревожит души матерей

Всегда, всю жизнь свою сыночков ждущих.

О, Боже, огради нам наших сыновей

От бед и войн в наш век и век грядущий.

Послушайте… курлычут журавли.

Ведущий 4:

Отгремела война, стихли страшные звуки сражений,

Но жива в нашем сердце по погибшим солдатам печаль,

Сколько их, молодых, с тех кровавых полей не вернулись,

Всех их помним и чтим. И их всех бесконечно нам жаль...

Будем славить и тех, кто дошёл до победы,

Кто домой возвратился, пройдя через ад,

Все они – чьи-то братья, отцы или деды,

С героическим именем «Русский солдат»!

Исполняется песня «Журавли» (муз Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).

Преподаватели с участниками мероприятия читают стихотворение «Не забывайте о войне»

Не забывайте о войне.

Cвоим потомкам передайте,

Как гибли прадеды в огне,

Вы подвиг предков не предайте.

Не забывайте обелиски

На месте подвигов былых.

Пускай война уже не близко,

Вы, всё же, помните о них.

Не забывайте в праздный час

О тех, кто на войне остался.

Гордитесь теми, кто за Вас,

В последний, смертный бой поднялся.

Не забывайте никогда

Заплаченную ими цену.

Храните в памяти, тогда,

Не обесцените победу.

Пусть шепчут, в спину Вам, враги:

– Забудьте след былых времен...

Но прошлый опыт говорит:

– Забыл победу – побежден!

Не забывайте о войне.

Держите флаг победы выше.

Наказывает жизнь вдвойне,

Победу и беду забывших.

 

Список литературы

  1. Алексеев С. П. Победа под Курском. 1943 Изгнание фашистов. 1943 – 1944 / С. П. Алексеев. – Москва: Детская литература, 2015 – 130 с.: ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
  2. Бакурский В. А. Оружие победы: науч.-поп. изд. для детей / В. А. Бакурский, Б. В.Соломонов, С. Л. Федосеев. – Москва: РОСМЭН, 2015 – 184 с.
  3. Балашов А. И. Курская битва / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков // История Великой Отечественной войны (1941-1945). – СПб. [и др.]: Питер, 2006. – Гл. 5. – С. 211-239.
  4. Барятинский М. Б. Советские танки в бою: [от Т-26 до Ис-2] / М. Б. Барятинский. – М.: Яуза: Эксмо, 2008. – 350 с. (Танки в бою).
  5. Галев К. Ю. Курская битва. Оборона. Наступление / К. Ю. Галев // Герои Великой Отечественной войны. Люди и подвиги. – Москва: Эксмо, 2015 – С.11. (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний).
  6. Гареев М. Г. К. Жуков в Курской битве / М. Гареев // Наш современник. – 2013. – № 5. – С.217-231.
  7. Замулин В. Курский излом: [битва в годы Великой Отечественной войны] / В. Замулин // Родина. – 2011. – № 6. – С. 40-43.
  8. Земке Э. Операция «Цитадель» / Э. Земке // От Сталинграда до Берлина. Операции советских войск и вермахта. 1942 – 1945 – Москва : ЗАО Центрполиграф, 2010 – С. 136-165.
  9. История Великой Отечественной войны. Полная хроника, 1418 дней / 1418 ночей / авт.-сост. А. В. Сульдин – Москва: Астрель: Олимп, 2010 – 716, [4]
  10. Катуков М. Е. На острие главного удара: [мемуары] / М. Е. Катуков. – М: АСТ, 2003. – 590 с., [8] л. ил.: ил. – (Военно-историческая библиотека).
  11. Красунов В. К. Великие русские полководцы и флотоводцы: истории о верности, о подвигах, о славе... / В. К. Красунов, А. И. Ермаков. – М.: Центрполиграф, 2011. – 319с.: ил.
  12. Курская битва (1943) // Армия Победы в Великой Отечественной войне,1941-1945 / отв. за вып. И. В. Резько – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. – С. 74-93.
  13. Курская битва // 7 великих побед и ещё 42 подвига в Великой Отечественной войне / авт.-сост. Ю. Лубченков, Ю. Попов. – М.: Эксмо, 2010. – С. 101-115: ил. – (Главные книги о России).
  14. Курская дуга. Битва танков. 5 июля-23 августа 1943 года. – Москва: Белый город, 2013 – 48 с.
  15. Николай Кузнецов // Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна / авт. текста М. Вострышев – Москва: Эксмо, 2015 – С.136-141. – (Гордость России).
  16. Пилишвили Г. Д. Истребительные батальоны Центрального Черноземья в дни Курской битвы / Г. Д. Пилишвили // Военно-исторический журнал. – 2010. – № 7. – С. 32-35.
  17. Сенявский Е. Огненная дуга. Курская битва глазами её участников «От состоявшегося приёма будет наверняка только польза» / Е. Сенявский // Наука и религия. – 2013. – № 7. – С. 8-14.
  18. Слава Сталинграда и Курска. Коренной перелом в войне // Красноярск–Берлин, 1941-1945: 65-летней годовщине Великой Победы посвящается / авт. очерков А. Г. Елисеенко, А. В. Мармышев, А. В. Толмачева, К.В. Карпухин; ред.-сост. Т. Н. Елинская. – Красноярск: Поликор, 2010. – С. 250-377: ил.
  19. Сульдин А. В. Курская битва. Полная хроника – 50 дней и ночей / А. В. Сульдин – Москва: АСТ, 2014 – 160 с. – (Величие СССР).
  20. Чернова М. Н. Курская битва в вопросах и ответах / М. Н. Чернова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 5. – С. 44-51.