Конспект урока по формированию читательской грамотности можно использовать на уроке родной литературы или уроке внеклассного чтения.

Работая с текстом стихотворения Э. Асадова «Цвета чувств», обучающиеся решают важные задачи: осознанно читать и воспринимать информацию, уметь находить нужные сведения из разных источников, критически оценивать информацию и создавать письменный текст, используя прием технологии критического мышления «Письмо по кругу». Урок предполагает интересную работу с интерпретацией цветовой палитры стихотворения, расширяет ассоциации, ставит учеников в ситуацию, когда нужно подобрать определенный цвет к чувствам человека.

Автор-разработчик: Куценко Руслана Владимировна

 

Конспект урока родной литературы (внеклассного чтения)

по формированию читательской грамотности обучающихся

Класс: 9-11

Тема: Цветовая гамма чувств в поэзии (по стихотворению Э. Асадова «Цвета чувств»)

Цель: Создание текста в письменной форме посредством групповой работы в соответствии с задачей коммуникации.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • проявлять способность к саморазвитию;
  • осознавать эстетическую ценность русской литературы;
  • проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с группой в процессе совместной деятельности.

 

Метапредметные результаты:

  • совершенствовать навык смыслового чтения;
  • учиться находить и критически оценивать информацию из сети Интернет, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  • строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
  • оформлять монологическое высказывание в соответствии с задачей коммуникации.

 

Предметные результаты:

  • обучаться осмысленному чтению и адекватному восприятию литературного произведения;
  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос стихотворения;
  • понимать авторскую позицию и выражать своё отношение к ней;
  • приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
  • оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей.

 

Оборудование: ноутбук, проектор, листы со стихотворением Э. Асадова «Цвета чувств», листы с темами для написания «Письма по кругу».

Методический прием: прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Письмо по кругу»

 

Ход урока

I.Этап мотивации.

- Посмотрите на это изображение (на экране изображение радуги). Какие ассоциации у вас возникли? (дождь, солнце, цвета, свет, небо).

- Перед вами еще одна иллюстрация (перо, чернильница и записная книжка), и если объединить два фото, то вы найдете ответ на вопрос, чему будет посвящен урок (значение цвета в литературных произведениях).

- Наше занятие, действительно, будет посвящено изображению цвета в поэзии, и это целая палитра цветов. Как известно, тот или иной цвет помогает поэту передать свои чувства, предлагаю озаглавить тему урока «Цветовая гамма чувств».

II. Актуализация знаний, постановка проблемы.

Цвет — явление загадочное. Считается, что в природе нет неокрашенных объектов и нет ни одного оттенка цвета, не вызывающего эмоционального отклика. Цвета сопровождают нас повсюду. Иногда даже с закрытыми глазами мы видим цветные сны.

Уже давно замечено, что цвет способен влиять на душевное состояние человека. Психологи доказали, что каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любую группу людей. Выбор цвета практически не зависит ни от каких особенностей. Допустим, любой человек, попав в «желтую» комнату, скажет, что она «теплая». Не обладая специфическими знаниями, каждый может отметить «прохладность» сине-голубой гаммы.

Конечно же, существуют цветовые предпочтения. Осознанно или нет, людям нравятся определенные цвета в одежде, интерьере и т.д. Этот выбор может быть временным или постоянным, он может быть обусловлен личным опытом или опытом поколений. Существует взаимосвязь между внутренним состоянием человека и предпочитаемым им цветом.

- А знаете ли вы, что обозначает тот или иной цвет с точки зрения психологии? Предлагаю вам обратиться к поиску в сети Интернет (объяснить значение красного, желтого, зеленого, синего цвета).

- В каких произведениях отечественной или зарубежной литературы авторы используют символику цвета? (При возникновении трудностей можно также обратиться к сети Интернет).

- Прочтите строки из стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Как вы считаете, почему поэт  использовал в стихотворении именно эти цвета? (Белая яблоня – символ цветущей весны, молодости, золото – символ зрелости, увядания в природе осенью).

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

- Помогают ли цвета понять нам, о чем размышляет С. Есенин в данном фрагменте стихотворения? (О быстротечности молодости).

- Итак, обычно какой-либо цвет имеет смысловое значение. Поэт подбирает тот или иной цвет, чтобы выразить свои чувства. Давайте представим совершенно противоположную ситуацию, когда у человека в душе уже пробудились определенные чувства, и нужно подобрать им подходящий цвет. Какие чувства сейчас испытываете вы? Каким цветом вы бы их обозначили?

III. Основной этап.

Чтение стихотворения Эдуарда Асадова «Цвета чувств».

- Разобраться в цветовой гамме чувств нам поможет стихотворение замечательного поэта Эдуарда Асадова. Оно называется «Цвета чувств». (Чтение стихотворения учителем).

Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,
Когда они в душах кипят и зреют?
Не знаю, смешно это или нет,
Но часто мне кажется, что имеют.

Когда засмеются в душе подчас
Трели, по-вешнему соловьиные,
От дружеской встречи, улыбок, фраз,
То чувства, наверно, пылают в нас
Небесного цвета: синие-синие.

А если вдруг ревность сощурит взгляд
Иль гнев опалит грозовым рассветом,
То чувства, наверное, в нас горят
Цветом пожара — багряным цветом.

Когда ж захлестнет тебя вдруг тоска,
Да так, что вздохнуть невозможно даже,
Тоска эта будет, как дым, горька,
А цветом темная, словно сажа.

Если же сердце хмельным-хмельно,
Счастье, какое ж оно, какое?
Мне кажется, счастье как луч. Оно
Жаркое, солнечно-золотое!

Назвать даже попросту не берусь
Все их — от ласки до горьких встрясок.
Наверное, сколько на свете чувств,
Столько цветов на земле и красок.

Судьба моя! Нам ли с тобой не знать,
Что я под вьюгами не шатаюсь.
Ты можешь любые мне чувства дать,
Я все их готов, не моргнув, принять
И даже черных не испугаюсь.

Но если ты даже и повелишь,
Одно, хоть убей, я отвергну! Это
Чувства, крохотные, как мышь,
Ничтожно-серого цвета!

Работа по содержанию стихотворения.

Определите тему стихотворения (изображение чувств человека с помощью цвета).

Какие цвета использует автор? (синий, багровый, черный, золотой, серый).

Разделите их на положительные и отрицательные. К какой группе вы отнесете черный цвет? Как относится к использованию черного цвета поэт? Почему автор отвергает серый цвет и называет его «ничтожно-серым»?

Определите идею стихотворения. (Чувства отражают характер человека. Нужно ценить жизнь, принимать всю гамму чувств, как положительных, так и отрицательных, но стараться не совершать поступков, идущих в разрез с совестью).

Прием «Письмо по кругу».

- А сейчас попробуем изложить свои мысли в письменной форме. Я предлагаю вам разделиться на 4 группы и каждой группе выбрать свою тему. Предлагаю записать все, что приходит вам на ум в соответствии с темой, ключевым словом и цветом.

Описание приема «Письмо по кругу»:

Обучающиеся делятся на 4 группы. Перед каждой группой лежит чистый лист бумаги с темой. Например, «Счастье – желтый, золотой цвет». Тему обучающиеся выбирают самостоятельно или на усмотрение учителя.

Темы сочинений:

  1. Радость – синий цвет (В чем видит поэт радость жизни и почему окрашивает ее в синий цвет?).
  2. Гнев – багровый, красный цвет (Почему именно багровый цвет используется Э. Асадовым для иллюстрации чувства гнева?).
  3. Тоска – черный цвет (Почему Э. Асадов использовал черный цвет для изображения тоски?).
  4. Счастье – желтый, золотой цвет (Почему счастье, по мнению Э.Асадова, как луч, золотое?).

Затем каждая группа на своем листе записывает 1 предложение, в котором излагает свои мысли по данной теме. Лист передается по часовой стрелке другим участникам. Каждая группа пишет ручкой своего цвета.

Группа читает написанное до него (может кое-что уточнить у своего соседа) и, основываясь на стиле и содержательной направленности предыдущего предложения, продолжает писать текст.

Лист должен пройти четыре круга, чтобы получилось развернутое сообщение, и вернуться к первоисточнику.

По окончании работы все мини-сочинения зачитываются перед всеми группами.

IV. Рефлексия.

- С какой целью поэты используют цвета в своих произведениях? (Определенный цвет вызывает ассоциации с чем-то у многих людей, помогает понять внутренний мир героя, выявить авторскую позицию).

- Какие цвета сопровождают вас в жизни? С какими чувствами они связаны?

V. Домашнее задание: нарисуйте с помощью красок свои чувства.