Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия в рамках элективного курса по подготовке к написанию сочинения в формате государственной итоговой аттестации.
На основе произведений И.И. Варшавского, А.Р. Беляева, М.А. Булгакова и И.И. Цыбульского собран рабочий материал, который можно использовать при написании сочинения-рассуждения на тему «Человек науки – каким он должен быть?». Целевая аудитория – обучающиеся 10-11 классов. Разработка может быть полезна как на занятиях, нацеленных на подготовку к итоговому сочинению, так и на уроках литературы в качестве дополнительного материала.
Автор-разработчик: Селина Наталья Павловна
Конспект урока
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ИС на тему «Человек науки – каким он должен быть?»
Класс: 11
Форма урока: семинар-практикум
Тип урока: моделирующий
Цели урока:
- Регулятивные УУД: умение самостоятельно анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.
- Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.
- Познавательные УУД: умение пользоваться изучающим видом чтения, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; систематизация и обобщение изученного путём сопоставления нового материала с уже имеющимися знаниями; развитие и совершенствование критического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся; развитие навыков выполнения творческих, литературно-критических и аналитических работ; совершенствование важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса: навыков анализа и интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умений, позволяющих устанавливать межтекстовые связи.
Задачи урока:
- обучающие: научить писать сочинение-рассуждение в формате ИС:
выстраивать рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкреплять их примерами из литературных произведений; воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике, выделять смысловые части художественного текста, формулировать тему, идею, проблематику произведения и отдельных эпизодов, давать характеристику героев, сопоставлять литературные факты и явления, выделять авторскую позицию в произведении, выражать своё отношение к прочитанному в форме устного и письменного высказывания на предложенную тему;
- развивающие: развивать навыки аргументации и построения суждений на основе известной информации, работы в группе, анализа эпизодов; стимулировать развитие устной и письменной речи, а также творческого потенциала каждого ученика через дифференцированные домашние задания;
- воспитательные: воспитывать ответственность каждого ученика за конечный результат работы группы; создавать условия для воспитания любви и уважения к художественному слову.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
- Слово учителя.
- На прошлом занятии мы познакомились с комментарием 3 раздела банка тем ИС, составленных ФИПИ. Сегодня на основе прочитанных вами произведений мы постараемся собрать рабочий материал и представить его в виде кластера, таблицы или опорного конспекта, который будет полезен при написании сочинения-рассуждения на тему «Человек науки – каким он должен быть?», предложенную в образце комплекта тем ИС 2024-2025 учебного года.
Класс (13 человек) заранее был поделён на 4 группы, каждая из которых получила задание прочитать одно произведение из списка.
Список произведений для прочтения:
- Повесть «Человек-амфибия» А.Р. Беляева (образ Сальватора).
- Повесть «Собачье сердце» М.А. Булгакова (образ Ф.Ф. Преображенского).
- Рассказ «Тревожных симптомов нет» И.И. Варшавского (образы Леруа и Кларенса).
- Биографический очерк из серии «ЖЗЛ. Биография продолжается» «Лео Бокерия» И.И. Цыбульского (образ Л. Бокерии).
Члены групп должны были самостоятельно распределить обязанности по составлению «паспорта» героя-представителя науки по следующей схеме:
1-й ученик анализирует научную деятельность героя (в какой сфере науки работает герой, чем занимается);
2-й ученик анализирует качества, черты характера и способности героя;
3-й ученик определяет роль научной деятельности героя для общества (новаторство, польза или вред).
Ещё 1 ученик должен подобрать цитаты / высказывания / афоризмы о науках и учёных, которые можно было бы использовать в творческой работе в качестве эпиграфа или для характеристики научного работника.
- Итак, ЧЕЛОВЕК НАУКИ – кто это?
Варианты ответов учащихся:
- это человек, который занимается изучением и познанием мира через научный метод;
- это учёный, естествоиспытатель;
- экспериментатор;
- научный работник.
- Какими представлены служители науки в прочитанных вами произведениях?
- Работа по группам.
2.1. Выступление 1 группы, анализирующей образ Сальватора в повести А.Беляева «Человек-амфибия».
Вариант выступления 1 ученика.
Сальватор – известный хирург Старого и Нового Света. В Америке о нём узнали после удачных смелых операций над безнадёжными больными: «Во время империалистической войны он был на французском фронте, где занимался почти исключительно операциями черепа». После Первой мировой войны возвращается в Аргентину, занимается только научной работой в своей лаборатории и лечит индейцев, которые называют его богом, сошедшим на землю: «Хромым он делает новые ноги, живые ноги, слепым даёт зоркие, как у орла, глаза и даже воскрешает мёртвых».
Сальватор исцеляет смертельно больного мальчика, пересадив ему жабры молодой акулы. Учёный привязывается к своему пациенту, Ихтиандр для него – приёмный сын, о котором Сальватор заботится и старается сделать его жизнь комфортной и безопасной.
Вариант выступления 2 ученика.
Учёный Сальватор – талантливый и гениальный хирург, смелый и находчивый. Однако в своей экспериментальной деятельности он порой совершает неэтичные или абсурдные операции. В этом мы можем убедиться, если обратим внимание на экзотических животных, обитающих в саду Сальватора: воробьёв с головой попугая, змей с лапами, лошадь с коровьей головой, розовую собаку, «на её спине, словно вылезшая из собачьего тела, виднелась маленькая обезьянка — её грудь, руки, голова»; поросёнок с единственным глазом во лбу. С точки зрения пользы такие операции бессмысленны и противны самой природе.
К своему приёмному сыну – Ихтиандру – Сальватор относится с отеческой любовью. Доктор не спешил поделиться результатами операции с академической общественностью и обывателями не только потому, что понимал незаконность такой деятельности, но и потому, что огласка могла принести вред Ихтиандру: «Как всякий хирург, он знал неудачи. Немало человеческих жизней погибло под его ножом от его собственных ошибок, прежде чем он достиг совершенства. Однако он никогда не задумывался над этими жертвами. Погибли десятки, спасены тысячи. Эта арифметика вполне удовлетворяла его.
Но за судьбу Ихтиандра он считал себя ответственным. Ихтиандр был его гордостью. Он любил юношу как лучшую свою работу. А кроме того, он привязался к Ихтиандру и полюбил его как сына. И теперь болезнь Ихтиандра и его дальнейшая судьба беспокоили, заботили Сальватора».
И когда человеку-амфибии грозит смерть, учёный уговаривает смотрителя устроить побег для юноши и спасти его.
Таким образом, Сальватор – талантливый, смелый, гениальный и ответственный экспериментатор, способный реализовать самые безумные идеи.
Вариант выступления 3 ученика.
Если говорить о Сальваторе как о хирурге, то, безусловно, его смелость, гениальность принесли пользу тем людям, чьи жизни он спас. Я думаю, не один солдат – участник Первой мировой войны – был благодарен доктору за то, что тот решился на операцию, от которой многие коллеги Сальватора отказывались. Многие индейцы признательны учёному за ту помощь, которую он оказал им. Неслучайно они называют его богом.
Операция по пересадке жабр ребёнку тоже носит гуманный характер: во-первых, смертельно больной мальчик выздоравливает, во-вторых, подобная трансплантация помогает усовершенствовать человека, даёт возможность жить в воде и осваивать океан. Т.е. можно сказать, что учёный следует девизу, который сформулировал Л.Н.Толстой: «Дело науки — служить людям».
Однако общество не готово к таким экспериментам. И Сальватор говорит об этом на суде: «…Вокруг Ихтиандра уже завязалась борьба. Кто донёс на меня из мести? Вот этот Зурита, укравший у меня Ихтиандра. А у Зуриты Ихтиандра отняли бы, чего доброго, генералы и адмиралы, чтобы заставить человека-амфибию топить военные корабли. Нет, я не мог Ихтиандра и ихтиандров сделать общим достоянием в стране, где борьба и алчность обращают высочайшие открытия в зло, увеличивая сумму человеческого страдания».
Учёный желал принести пользу человечеству, но, к сожалению, его опыт сделал несчастными многих людей вокруг, в том числе и спасённого им Ихтиандра.
2.2. Выступление 2 группы, анализирующей образ Ф.Ф. Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Вариант выступления 1 ученика.
Филипп Филиппович Преображенский – хирург, профессор, учёный, специализирующийся на омоложении. Преображенский известен не только в советской России, но и далеко за её пределами.
Читатель узнаёт о деятельности профессора из 2 главы: Преображенский занимается частной практикой и принимает у себя дома. Из диалогов с его пациентами мы узнаём о том, что он проводит операции по пересадке яичников, мужских половых желёз тем людям, которые бы хотели вернуть молодость или, по крайней мере, замедлить старение. В списке его пациентов есть и представители советской власти. Об этом мы узнаём из телефонного разговора Филиппа Филипповича с неким Петром Александровичем, давшим бронь, по которой профессорская квартира не подлежит уплотнению.
Вечерами Преображенский, когда не посещает театр, занимается исследованиями человеческого мозга: «В отвратительной едкой и мутной жиже в стеклянных сосудах лежали человеческие мозги. Руки божества, обнажённые по локоть, были в рыжих резиновых перчатках, и скользкие тупые пальцы копошились в извилинах. Временами божество вооружалось маленьким сверкающим ножиком и тихонько резало жёлтые упругие мозги».
Учёный в качестве эксперимента пересаживает бездомному псу гипофиз и половые железы человека – Клима Чугункина, балалаечника, пьяницы и преступника. Примерно через месяц «Филипп Филиппович, как истый учёный, признал свою ошибку – перемена гипофиза даёт не омоложение, а полное очеловечение».
Вариант выступления 2 ученика.
Ф.Ф.Преображенский – энциклопедически образованный человек, способный аналитически мыслить, увлечённый своим делом. Учёный имеет огромный опыт в научной деятельности и опирается только на факты: «Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод».
Преображенский знает себе цену, любит комфорт, порядок в быту и профессиональной деятельности, никому не позволяет нарушать заведённый в доме порядок. Этот человек способен прямо и открыто говорить о проблемах, в том числе и социальных (достаточно вспомнить его знаменитый монолог о разрухе). Филипп Филиппович не жалует власть советов, однако идёт на сделку с ними ради возможности беспрепятственно заниматься наукой, экспериментами.
Профессор весьма самокритичен и способен признавать свои ошибки. Вот что он говорит своему ассистенту и ученику – доктору Борменталю И.А.: «Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо. И вот теперь, спрашивается – зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают. <…> Можно привить гипофиз Спинозы или ещё какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высокостоящего. Но на какого дьявола? – спрашивается. Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. Теперь вам понятно, доктор, почему я опорочил ваш вывод в истории Шариковской болезни. Моё открытие, черти б его съели, с которым вы носитесь, стоит ровно один ломаный грош…»
Но предложение Борменталя избавиться от Шарикова учёный не принимает категорически: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками». Хотя соглашается сделать аборт четырнадцатилетней девушке, совращённой довольно известным в Москве человеком, омоложением которого тоже занимался профессор.
Во время операций учёный становится сосредоточенным, жёстким, грубоватым, даже в какой-то степени азартным. Неудачный эксперимент с Шариком не остановил профессора. В конце повести мы видим его вновь за работой: «Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился…».
Вариант выступления 3 ученика.
Трудно однозначно оценить деятельность данного героя. С одной стороны, работа ученого по омоложению организма – дело благородное, это даёт возможность человеку продлить свою жизнь, подольше побыть рядом с родными, быть полезным обществу даже в зрелом возрасте. Но пациенты профессора – в основном люди обеспеченные (за процедуры и операции доктор берёт дорого), к тому же высоконравственными их сложно назвать (некий субъект с зелёными волосами и «в кальсонах кремового цвета, с вышитыми на них шёлковыми чёрными кошками», мечтающий о молодых девицах; дама «в лихо заломленной набок шляпе и со сверкающим колье на вялой и жёваной шее», влюбленная в шулера и ловеласа Морица, «который дьявольски молод»; некое известное всей Москве лицо, совратившее четырнадцатилетнюю девушку и проч.). Неслучайно Шарик, невольно наблюдавший за приёмом, назвал квартиру Преображенского похабной. Принесёт ли пользу обществу омоложение развратников и пошляков? Вряд ли.
С другой стороны, исследования и опыты Преображенского носят антигуманный характер, противоречащий природе и ходу самой человеческой жизни. Складывается впечатление, что Филипп Филиппович решил потягаться с богом, однако Булгаков сравнивает профессора с разбойником, выделяет в нём хищнические черты («ястребиный нос» «ястребиные ноздри», «хищно скомандовал», «жрец», «оба заволновались, как убийцы», «зверски глянул», «отвалился окончательно, как сытый вампир»). Действительно, Филипп Филиппович преступает законы природы и природа его «наказывает», давая «полюбоваться» творением профессора – Шариковым.
2.3. Выступление 3 группы, анализирующей образы Леруа и Кларенса из рассказа «Тревожных симптомов нет» И.И. Варшавского.
Вариант выступления 1 ученика.
Учёный Леруа, так же, как и булгаковский герой, работает в сфере медицины омоложения в одной из лабораторий Дономаги. Но его задача – «выпускать по-настоящему работоспособных учёных», на которых в стране запрос: «В науке нужны руководители, исполнители всегда найдутся. <…> Чем дальше, тем больше проблем, проблем остреньких, не терпящих отлагательства, от которых, может быть, зависит само существование рода человеческого». В лаборатории доктор проводит полную или частичную регенерацию организма учёных в возрасте, которые будут входить в «касту бессмертных». Новшеством является проведение инверсии памяти: «Для этого машина должна обшарить все закоулки человеческого мозга, развернуть бесконечной чередой рой воспоминаний, осмыслить подсознательное и решить, что убрать навсегда, а что оставить. Очистка кладовых от старого хлама».
Вариант выступления 2 ученика.
Леруа довольно давно работает в данной сфере, поэтому считает себя выдающимся учёным, знания и умения которого всегда будет востребованы. Вот что он говорит своему помощнику Крепсу: «Неужели вы думаете, Крепс, что меня волнует, какая из социальных систем восторжествует в этом мире? Я знаю себе цену. Ее заплатит каждый, у кого я соглашусь работать».
Леруа трудно назвать бессребреником: на содержание лаборатории, процедуры и операции выделяются огромные деньги, Леруа хорошо платят. Сам себя он называет честным наёмником, выполняющим заказ. Учёный уверен в правильности своих действий, просматриваются в нем и признаки мании величия: «Я устал, как господь бог на шестой день творения. Нужно немного развлечься». И его никогда не посещали сомнения относительно правомерности и этичности того, чем он занимается.
Одним из пациентов Леруа является столетний математик Олаф Кларенс: «Последнее время мозг уже работал неважно, ни одной статьи за этот год. Сто лет не шутка». Его супруга Эльза уже прошла регенерацию, Кларенс хочет явиться к ней «обновлённым не только физически, но и духовно» накануне 75-летия их свадьбы. Помимо этого, математиком движет желание доказать ученой общественности, что он ещё способен на открытия. А инверсию памяти он идёт сознательно, желая избавиться от «ненужного балласта».
Вариант выступления 3 ученика.
К деятельности Леруа относятся по-разному. Его пациенты, безусловно, довольны результатом. Например, Ольф Кларенс после омоложения чувствует прилив сил, готов горы свернуть. А после инверсии памяти его мозг избавился от ненужных данных, воспоминаний, психологических травм. Для ученого это очень важно: в голове должно быть достаточно свободного места для будущей деятельности хотя бы на ближайшие 50 лет.
Крепс не одобряет подобные способы омоложения, считает это мерзким, он сомневается в пользе подобных экспериментов над телом человека. За пределами Дономаги метод Леруа не находит сторонников, многие учены считают операции ученого кощунственными.
Нельзя не согласиться с ними. Последствия омоложения Кларенса тому подтверждение. Жизненный опыт, важные моменты личной жизни (разбитая в детстве банка варенья, избиение ватагой школьников, месть врагу на реке, свидание с Эльзой, первая лекция, рождение и гибель сына) машина в процессе инверсии либо стёрла, либо ужала «до размера фотографии» или заголовка в газете. Поэтому по дороге домой герой не узнаёт розы на клумбе, зайдя в университет, при студентах унижает своего друга и коллегу, а дома, увидев над кроватью фотографию сына-космонавта, принимает юношу за новое увлечение супруги. Кларенс забыл о ребёнке так же, как и о том, что в этом году они с женой отмечают 75-летие совместной жизни. Эльза не может смириться с тем, что произошло с Кларенсом, и совершает самоубийство. Но Кларенс испытывает раскаяние лишь в первые минуты («Боже, каким я был кретином! Продать душу! Стать вычислительной машиной…»). После ухода врача, констатировавшего смерть, математик принимается за доказательства теоремы Лангрена, делая записи на обратной стороне свидетельства о смерти, и уже не обращает внимание на покойницу. Ужасно звучит ответ Кларенса на звонок Леруа, справляющегося о самочувствии героя: «Великолепное!» Не менее ужасны в финале рассказа слова профессора, оценивающего свою работу: «Всё в порядке. Операция удалась на славу. Тревожных симптомов нет». А они-то как раз и есть: обновление памяти человека доверили компьютеру, роботу. И Кларенс после омоложения превратился в такого же робота, не способного сострадать, любить, ценить человеческие отношения.
2.4. Выступление 3 группы, анализирующей образ Л. Бокерии из биографического очерка «Лео Бокерия» И.И. Цыбульского.
Вариант выступления 1 ученика.
Лео Антонович Бокерия – наш современник, известный во всём мире кардиохирург, прославившийся тем, что один из первых ещё в начале 70-х годов прошлого столетия решил осваивать метод гиперболической оксигенации, при котором операции на сердце проводят при повышенном барометрическом давлении кислорода. Этот метод позволил спасать совсем маленьких детей с врождёнными пороками сердца. К его достижениям можно отнести также разработку методов хирургического лечения нарушений сердечного ритма – аритмии. Бокерия впервые в мире применил лазер и использовал компьютер при оперировании сердца. Теперь это стандартные методы при хирургическом вмешательстве в область сердца. Учёный одним из первых стал имплантировать искусственные желудочки сердца, в том числе и у младенцев.
С конца 60-х годов 20 века Бокерия работает в центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, а в середине 90-х годов стал его директором и превратил эту клинику в одну из лучших в мире. В медицинском центре имени Бакулева в год проводится более 5000 операций, Лео Антонович до сих пор является практикующим хирургом. В сутки он проводит 5-6 операций разной степени сложности. За годы работы хирург спас тысячи человеческих жизней, самым юным пациентом Лео Бокерии был младенец полутора часов от роду, самым возрастным – пациент 93 лет.
Уникальность операций заключается ещё и в том, что делаются они на открытом сердце, охлаждённом с помощью специального раствора и медицинского льда. Сердце постепенно замедляет свою работу. А потом и вовсе останавливается. Затем подключается аппарат искусственного кровообращения, благодаря которому врачи могут «делать сложные операции, надолго отключая сердце... Машина на время операции замещает функцию сердца и легких...» Работа ведётся с помощью специального оборудования (очки с длинными объективами, в которые вставлены увеличительные линзы, лобный рефлектор, камеры), позволяющего видеть в трёхмерном изображении операционное поле, чтобы сама операция была безопасна.
Вариант выступления 2 ученика.
Лео Антонович Бокерия добился признания в области кардиохирургии благодаря своему усердию, титаническому труду, желанию постоянно учиться. Желание помочь больным людям подвигло доктора стать конструктором, экспериментатором, даже скульптором. Бокерия обладает силой воли, терпением, тактом, как и положено профессионалу. Коллеги и пациенты любят доктора. Во время операции он спокоен, сосредоточен. Команды ассистенту и операционной сестре отдаёт чётко, но тихо. Если оперирует малыша, то и лексика у него с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «сосудики», «держалочка», «ножнички», «салфеточку», «дырочку». Когда операция подходит к концу или «невесомая и почти невидимая ювелирная работа» выполнена успешно, доктор позволяет себе пошутить и над собой, и над коллегами.
Когда Бокерия стал директором центра имени Бакулева, ему пришлось раскрыть в себе и новые таланты: предпринимателя, бухгалтера, завхоза, дизайнера. Сметы, договоры, даже выбор мебели в приемный покой нового корпуса, строительства которого добился учёный, – все проходило только через него.
Бокерия много работает, безусловно, устаёт, но не видит смысла жизни без труда. Поэтому его смело можно назвать энтузиастом и трудоголиком.
Вариант выступления 3 ученика.
Хирургия Лео Бокерии – это пример того, как смелость, инициатива и любовь к своему делу приносят пользу человечеству. Новые методы оперирования, проводившиеся экспериментально, теперь успешно применяются не только в центре Бакулева, но и в зарубежных клиниках.
Наряду с интенсивной операционной деятельностью Бокерия также активно занимается преподаванием. Он создатель крупнейшей в стране кардиохирургической школы, руководитель кафедры сердечно-сосудистой хирургии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, Российской академии последипломного образования и факультета послевузовского образования медико-стоматологического университета.
Им воспитано не одно поколение высококвалифицированных специалистов. Одним из его учеников является бывший пациент – Заур Козырев. В 2004 году он был среди заложников школы №1 г. Беслана, которую захватили террористы. Во время штурма мальчика ранили. Осколок оказался в сердце… Лео Бокерия взялся за сложнейшую срочную операцию, чтобы спасти ребёнка. Окончив школу, Заур решил стать кардиохирургом, чтобы вместе со своим спасителем помогать порой безнадёжным больным.
Жизнь Лео Антоновича Бокерии – это пример самозабвенного труда и человеколюбия. Достижения учёного, его вклад в развитие отечественной и мировой медицины вызывают у меня уважение.
- Формулирование тезиса (ответа на вопрос темы «Человек науки – каким он должен быть?»).
Слово учителя. Спасибо, ребята, за такую подробную характеристику учёных, представленных в литературных произведениях.
Возвращаясь к теме сочинения, попробуем ответить на вопрос «Каким же должен быть человек науки?»
Варианты учащихся:
- талантливым;
- целеустремлённым, напористым;
- смелым экспериментатором;
- пунктуальным, дисциплинированным;
- трудолюбивым, усидчивым;
- гуманистом;
- новатором;
- должен соблюдать этические нормы;
- на первом месте – наука ради науки и людей, деньги – на втором.
А что, на ваш взгляд, неприемлемо для ученого?
Варианты ответов:
- изучение науки только ради денег (меркантильность);
- пренебрежение этическими нормами;
- незаконная деятельность (работа без лицензии, подпольные опыты и операции);
- отсутствие эмпатии, жалости.
- Выбор цитат и афоризмов для эпиграфа, характеристики человека науки или заключения.
Слово учителя. Чтобы подкрепить свои мысли авторитетным мнением, мы в сочинении можем процитировать выдающихся людей (писателей, философов, учёных). Какие афоризмы можно включить в сочинение по данной теме?
Выступление ученика, готовившего подборку цитат.
- В качестве эпиграфа к сочинению на предложенную тему можно взять следующие высказывания:
а) «Задача ученых заключается не только в развитии научных исследований, но и в борьбе за их использование на благо общества, на благо всех людей мира» (И. И. Артоболевский);
б) «Дело науки — служить людям». (Л. Н. Толстой) [7].
Каким должен быть человек науки, говорят следующие цитаты:
а) «Ученый во всем должен быть абсолютно честен. Малейшее отклонение от этого качества является тягчайшим преступлением» (К. И. Скрябин) – опора только на факты;
б) «Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло» (Г. С. Сковорода) – об учёном – гуманисте и альтруисте;
в) «Наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека» (И. П. Павлов) – о самоотдаче и самозабвенном труде человека науки;
г) «Ученый должен идти по непроторенным путям, несмотря на препятствия» (Н. И. Лобачевский) – о смелости и новаторстве учёных – экспериментаторов;
д) «Нравственность должна быть полярной звездой науки» (С. Буффлер) – об этичности научных экспериментов;
е) «Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком» (О. Бальзак) – о жажде познания как движущей силе ученого [7].
В заключительной части можно обратить внимание на следующее:
- роль природы, времени в оценке деятельности человека науки: «Природа — это лучшая и объективнейшая учительница при решении самых трудных вопросов науки» (В. В. Докучаев);
- сложность деятельности учёного: «Ученый должен идти по непроторенным путям, несмотря на препятствия» (Н.И.Лобачевский);
- цели и задачи служителей науки: «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами» (Ф. Бэкон).
- Итоги занятия.
Итак, сегодня мы проанализировали произведения, в которых представлены образы служителей науки, дали характеристику главным героям, подобрали афоризмы, в общем, собрали рабочий материал для написания сочинения по теме «Человек науки – каким он должен быть?». У многих получились неплохие шпаргалки для творческой работы (см. приложения 1, 2). Надеюсь, что этот материал будет вам полезен и при написании сочинения в 27 задании ЕГЭ по русскому языку, когда будете формулировать и обосновывать своё отношение к позиции автора предложенного текста.
- Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Человек науки- каким он должен быть?».
Список литературы и интернет-источников
- Беляев А.Р. Человек-амфибия. – М.: 2024
- Булгаков М.А. Собачье сердце. – М.: 2024
- Варшавский И.И. Тревожных симптомов нет. – М.: 1972.
- Цыбульский И.И. Лео Бокерия. – М.: 2012.