23 августа 2021 года в рамках августовского педагогического совещания работников системы образования Курской области «Векторы воспитательной политики: ребенок в цифровую эпоху» в формате онлайн-совещания состоялось тематическое расширенное заседание отделения учителей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области «Реализация воспитательного потенциала предметов «Русский язык» и «Литература», «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература»» (167 точек подключения по Курской области).
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась Марина Валентиновна Бабкина, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, к.п.н.
Модератор заседания Ольга Николаевна Зимнева, к.ф.н., доцент кафедры СГО, координатор отделения учителей-словесников РУМО, познакомила участников ВКС с программой заседания, акцентировав внимание на том, что Программа воспитания обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания школьников.
Программа заседания (прилагается).
Обсуждение актуальных вопросов в сфере филологического образования началось с темы «Обновление нормативно-правовой базы в области российского образования», которую представила участникам заседания Ольга Николаевна Зимнева, проанализировавшая изменения законодательства в сфере образования в первом полугодии 2021 года. Ею были рассмотрены основные положения обновленного ФГОС ООО и Примерной программы воспитания, а также даны методические рекомендации по планированию образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году.
Одним из условий личностного воспитания является сформированность ключевых компетентностей, среди которых центральное место занимает читательская компетентность. Вопрос о повышении читательской компетентности обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО и Программы воспитания рассматривался Татьяной Сергеевной Кузнецовой, учителем русского языка и литературы МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, и Ириной Николаевной Османовой, учителем русского языка и литературы МКОУ «Кармановская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области».
Татьяна Сергеевна Кузнецова представила пособие, в котором предлагаются примеры заданий для развития читательской грамотности учащихся 5 класса. Сборник содержит разнообразные тексты (в том числе краеведческой направленности), к которым приведены задания, направленные на развитие умения читать и понимать тексты, работать с информацией, представленной в различной форме. Материалы пособия могут быть использованы учителями русского языка как для подготовки и проведения уроков, так и для занятий внеурочной деятельности.
О роли учителя в воспитании читательского вкуса современного школьника говорила Оксана Александровна Мосякина, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №4» г. Железногорска Курской области. В своем выступлении Оксана Александровна подчеркнула, что школа вместе с библиотеками и другими учреждениями культуры может помочь подростку сориентироваться в мире классической и современной литературы, приобрети опыт культурного общения с книгой для того, чтобы применить эти знания для осознанного самостоятельного выбора произведения.
Живой интерес вызвал вопрос, связанный с личностным развитием школьников на уроках литературы при сопоставлении литературного произведения и реальных событий. На примере урока «Необыкновенная судьба обычного человека» (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и материалам школьного музея) Валентина Николаевна Журбенко, учитель русского языка и литературы МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области, продемонстрировала, как важно изучать историю своего народа через художественную литературу, документы и материалы музея.
Материалами из опыта работы по формированию нравственных ценностей у обучающихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку поделилась Ирина Васильевна Николаенко, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова Курской области, обратив особое внимание на воспитательный потенциал текстов КИМ ОГЭ.
Значимую роль в воспитании нравственных качеств личности обучающегося играют интегрированные уроки. Актуальность интегрированных уроков русского языка и литературы вызвана необходимостью обращения к текстам художественной литературы в ходе подготовки учащихся к сдаче государственных экзаменов по русскому языку. Елена Николаевна Чернухина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» г. Железногорска Курской области, объяснила, как интегрированные уроки на практике обеспечивают целостность и устойчивость знаний школьников, способствуют повышению их духовно-нравственной культуры.
Для формирования у подростков навыков понимания нравственно-смыслового содержания текстов должны быть реализованы личностно-развивающие возможности дидактического материала, различного типа заданий, в том числе тестового характера, учебных ситуаций при их выборе, конструировании и применении. Ирина Александровна Каськова, преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, подробно охарактеризовала критерии, показатели, уровни сформированности навыков понимания нравственно-смыслового содержания текстов.
У учителя филолога в руках важнейший инструмент воспитания – художественная литература. Изучение родной литературы способствует не только обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, но и формированию коммуникативной и межкультурной компетенций. Елена Васильевна Талдыкина, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области, представила материал по родной (русской) литературе, позволяющий учителю не только успешно выполнять требования, предъявляемые государственными образовательными стандартами, но и воспитывать в учениках патриотические чувства. Специфика патриотического воспитания на уроках проявляется через работу с художественными текстами.
Воспитательный потенциал уроков родной (русской) литературы раскрыла Ольга Ивановна Ефремова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, презентуя комплект рабочих материалов для организации уроков родной (русской) литературы, подготовленный под руководством О.Н.Зимневой членами отделения учителей русского языка и литературы РУМО Н.И.Агибаловой, С.Н.Мальцевой, Г.В.Дунаевой, Е.В.Романовой, О.И.Учаевой, Е.А.Гридуновой, Н.А.Зининой, М.А.Соболевой, О.И.Ефремовой и учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Новикова К.И.» Курского района Курской области Л.Н.Евдокимовой. Электронная форма рабочих тетрадей ориентирована на сопровождение и поддержку основного курса родной литературы. Было принято решение разработанные материалы объединить в электронный сборник.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области Ольга Ивановна Ефремова поделилась опытом повышения квалификации по ДПП ПК «Особенности организации работы со школьниками, проявляющими способности в литературном творчестве и познавательную направленность в изучении области «Филология» в Образовательном Фонде «Талант и успех» (г. Сочи). По окончании обучения ею была успешно защищена модульная программа «Основы журналистики в школе».
Заседание завершилось подведением итогов работы и взаимными поздравлениями с началом нового учебного года.
МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ доступны для скачивания (прилагаются).