Данный материал поможет организовать подготовку к ВПР по русскому языку для 6 класса в сентябре 2022 года.
Автор-разработчик: Валикова Татьяна Вячеславовна
Материал для подготовки к ВПР
- Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Те(р,рр)иторию нынешней Курской области в древност… занимали обширные степи с зар…слями лесов. (З,с)десь п…слись огромные ст…да туров сайгаков. Об…тало большое ко(л,лл)ичество мелких грызунов гн…здились крупные птиц…. (4)
Земл…делие было главным занятием курян. Но те земли, которые сейчас относ…тся к Центрально-Черноземному заповеднику, предназн…чались только для вып…са скота и заготовк… сена. Таким образом, в последние 300-400 лет (лугово)степная р…стительность на совреме(н,нн)ой те(р,рр)итории зап…ведника никогда (не)подвергалась ра(з,с)пашке.
Основатель зап…ведника профе(с,сс)ор Московского университета Василий Васильевич Алёхин, курянин. «Курской бот…нической аномалией» называл(3) он степи зап…ведника, ведь на одном квадратном метре распол…галось до 80 видов р…стений. Алёхин посв…тил изучению этих степей всю свою жизнь. Его и(с,сс)ледования степной цел…ны представля…т большую научн… це(н,нн)ость(2).
(По материалам научно-популярного издания «Центрально-Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.А. Алехина»)
- Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: морфемный и словообразовательный(2), морфологический (3), синтаксический(4) разбор предложения.
- В выделенном предложении найдите слово(а), в котором(ых) не совпадает количество букв и звуков, выпишите это(и) слово(а). Объясните причину данного несовпадения.
- Поставьте знак ударения в следующих словах: облегчить, сливовый, квартал, щавель.
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Основной задачей заповедника стало изучение взаимоотношений между степью и лесом.
- Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) степь более красивее
2) известное МГУ
3) над шестьюдесятью гектарами
4) на обоих лугах
- Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В.В. Алёхин стал инициатором создания заповедника.
2) Даже в годы Гражданской войны В.В. Алёхин не прерывал своей деятельности в курских степях.
3) Результат поездок по Курской области открытие целины Ямской степи.
4) Запрещались распашка Стрелецкой степи и рубка прилегающих к ней дубрав.
- Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Большая заслуга в сохранении целинных степей принадлежит Курскому музею краеведения который обеспечивал наблюдение за сохранностью степи.
- Василий Васильевич Алёхин не раз приезжал в курские степи продолжал исследования растительности.
- В изучении почв заповедника принимали участие академик И.В. Тюрин научный сотрудник К.В. Веригина.
- В 1923 году В.В. Алёхин организовал в МГУ кафедру геоботаники был назначен её заведующим проявил замечательные качества руководителя.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.
(1)С организацией заповедника развернулась научно-исследовательская работа. (2)Первые открытия были сделаны сотрудником Почвенного института Академии наук СССР Е.А. Афанасьевой, которая стала общепризнанным знатоком чернозёмов.
(3)Но, к сожалению, успешно начатые работы были прерваны событиями Великой Отечественной войны. (4) Немецко-фашистские оккупанты нанесли огромный ущерб заповеднику. (5) Они сплошь вырубили все леса на Стрелецком и Ямском участках. (6) Несколько лучше сохранился Казацкий участок, чему в большей степени способствовали действия партизан, одна из баз которых находилась в лесу, в воронке Казацкого леса. (7) В одном из урочищ были вырублены деревья для заготовок изделий из резины. (8) На центральной усадьбе распахан ботанический питомник на площади около четырёх гектаров. (9)Уничтожены опытные делянки по воспроизводству процесса образования перегноя в черноземе. (10)Глубокой горечью наполнен один из последних отчётов В.В. Алёхина летом 1945 года с описанием ущерба заповеднику во время войны.
(11)Восстановление заповедника под руководством старейшего лесничего В. К. Герцыка было начато сразу после освобождения территории Курского края от оккупантов в 1943 году. (12)В 1945 году Василий Васильевич Алёхин в последний раз посетил заповедник, в котором работало уже двенадцать ботаников из Московского университета. (13) До 1946 года работами по восстановлению заповедника руководил сам профессор, а после его смерти – ученик Алёхина, ботаник Сергей Сергеевич Левицкий.
(14) Сейчас территория Центрально-Чернозёмного заповедника состоит из шести отдельных участков: Стрелецкий, Казацкий, Букреевы Бармы, Баркаловка, Зоринский, Пойма Псла расположены на расстоянии от восемнадцати до двухсот километров друг от друга.(15)Мощные чернозёмы на нескашиваемой целине находятся в режиме, близком к тому, в каком они были в доисторических степях, и по запасам питательных веществ не имеют себе равных в Европе.
(По материалам научно-популярного издания «Центрально-Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.А. Алехина»)
- Определите и запишите основную мысль текста.
- Составьте и запишите план текста из четырёх пунктов.
- Почему работы по изучению состава почв заповедника были прерваны?
- Определите и запишите лексическое значение слова «знаток» из предложения 2. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
- Определите стилистическую окраску слова «оккупанты» из предложения 4, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
- Объясните и запишите значение фразеологизма «не иметь себе равных». Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Материал для проверки
Текст 1
Территорию нынешней Курской области в древности занимали обширные степи с зарослями лесов. Здесь паслись огромные стада туров, сайгаков. Обитало большое количество мелких грызунов, гнездились крупные птицы
Земледелие было главным занятием курян. Но те земли, которые сейчас относятся к Центрально-черноземному заповеднику, предназначались только для выпаса скота и заготовки сена. Таким образом, в последние 300-400 лет лугово-степная растительность на современной территории заповедника никогда не подвергалась распашке.
Основатель заповедника - профессор Московского университета Василий Васильевич Алехин, курянин. «Курской ботанической аномалией» называл он степи заповедника, ведь на одном квадратном метре располагалось до 80 видов растений. Алехин посвятил изучению этих степей всю свою жизнь. Его исследования степной целины представляют большую научную ценность.
Ответы к некоторым заданиям
- Ценностью (суффиксальный способ образования).
- Земледелие, занятие. Буква «е» обозначает два звука, так находится после гласного.
- Ударение выделено заглавной буквой: облегчИть, слИвовый, квартАл, щавЕль.
- Основной (прил.) задачей (сущ.) заповедника (сущ.) стало (глаг.) изучение (сущ.) взаимоотношений (сущ.) между (предл.) степью (сущ.) и (союз) лесом (сущ.).
- Степь более красива, известный МГУ.
- Результат поездок по Курской области - открытие целины Ямской степи (тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им.п.)
- В 1923 году В.В. Алёхин организовал в МГУ кафедру геоботаники, был назначен её заведующим, проявил замечательные качества руководителя (две запятые, разделяющие однородные сказуемые в предложении).
- Основная мысль текста: преодолев немало трудностей во время Великой Отечественной войны, сотрудники заповедника сохранили все его богатства.
- План:
- научно-исследовательская работа в заповеднике;
- оккупанты нанесли огромный ущерб заповеднику;
- восстановление заповедника;
- заповедник в настоящее время.
- Работы в заповеднике были прерваны из-за оккупации Курского края фашистами.
- Знаток - человек, обладающий большими сведениями, познаниями в какой-либо области, тонким пониманием чего-либо, изощренным вкусом в чем-либо. Другое значение: знаток – член команды клуба знатоков.
- Стилистически окрашенная лексика (книжное); синонимы - завоеватель, агрессор, враг.
- Лучший, вне конкуренции.