Данные материалы предназначены для проведения итогового собеседования в 9 классе. Они состоят из 2 вариантов и составлены в соответствии с демоверсией ФИПИ 2023 года.
Краеведческая направленность представленных текстов даёт возможность приобщить обучающихся к культурному наследию родного края, способствует формированию патриотизма.
Автор-разработчик: Валикова Татьяна Вячеславовна
Тренировочный вариант 1 для подготовки к итоговому собеседованию (9 класс)
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о создании соборного храма Знаменского мужского монастыря (XIX век). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Соборный храм Знаменского мужского монастыря – одна из «визитных карточек» Курска. Ему исполнилось более 200 лет. Но кто автор проекта? По сей день в этом вопросе нет чёткой определённости.
Идея сооружения нового храма возникла в связи с начавшейся в конце XVII столетия перепланировкой города. Были обнаружены трещины на сводах старого храма, и руководивший тогда обителью отец Палладий отправился в Санкт-Петербург, чтобы обратиться к наиболее известному архитектору для составления плана постройки нового собора. Находясь в столице, Палладий оценил одну из достопримечательностей – Троицкий собор Александро-Невской лавры с его двубашенной колокольней, создававшийся под руководством архитектора Ивана Старова. Кроме этого, Палладий был знаком с Фёдором Демерцовым, архитектором Арсенала на Литейном проспекте Санкт-Петербурга. Основы архитектурных решений этих замечательных зодчих и будут использованы при проектировании и строительстве главного храма Курска. Архитектура этого сооружения отличается простотой, строгостью и сдержанностью: сразу привлекает к себе внимание обилие колонн, стены возведены без вертикальных швов, окна обрамлены наличниками, использованы барочные мотивы.
Заключительным аккордом строительства Знаменского собора стало возведение в 1826 году колокольни. Таким образом, в Знаменском соборе преломилось творчество трех выдающихся личностей: архитекторов Ивана Старова и Фёдора Демерцова, а также отца Палладия, в прошлом артиллерийского инженера. (184 слова)
(По материалам исследования Ю. Озерова)
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова исследователя творчества архитектора Ф. Демерцова Е. Мурашовой: «Он относится ко второму поколению зодчих русского классицизма. Документальные материалы и чертежи показывают, что он был вполне оригинальным мастером, хотя и менее значительным по масштабу, чем его современники Захаров, Воронихин...»
Подумайте, где лучше использовать слова Е. Мурашовой пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы. Используя карточку участника собеседования, выполните задание. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником - экзаменатором.
Карточки участника собеседования.
Задание 3. Тема 1. Летний отдых (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
- особенности природы и ландшафта;
- каков внешний вид человека, изображённого на фотографии;
- какие качества развивает в человеке занятие рыбной ловлей;
- Ваши впечатления от фотографии.
Задание 3. Тема 2. Школьный праздник. Расскажите о Вашем любимом школьном празднике.
Не забудьте рассказать:
- в каком школьном празднике Вы принимали участие;
- кто был Вашим помощником;
- почему этот праздник Вам особенно запомнился.
Задание 3. Тема 3. Почему человеку иногда необходимо побыть одному?
Почему человеку иногда необходимо побыть одному?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
- Всегда ли человек должен быть окружён людьми?
- Согласны ли Вы с тем, что человеку в определённый момент необходимо побыть одному? Что это может быть за момент?
- Над какими вопросами Вы задумываетесь, когда остаётесь в одиночестве?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. Летний отдых
- Какие пейзажи можно встретить в Вашем родном крае?
- Опишите Ваше любимое занятие во время отдыха на природе.
- Почему людям необходимо бывать на природе?
Задание 4. Тема 2. Школьные праздники
- Какие школьные мероприятия помогают классу сдружиться?
- Что Вам больше нравится: придумывать праздник самому или заниматься этим с одноклассниками? Почему?
- Что надо сделать, чтобы этот праздник надолго остался в памяти?
Задание 4. Тема 3. Почему человеку иногда необходимо побыть одному?
- Для Вас важны минуты, когда вы находитесь в одиночестве?
- Встречали ли Вы людей, которые не страдают от своего одиночества?
- Считаете ли Вы, что одиночество есть равнодушие к окружающим?
Тренировочный вариант 2 для подготовки к итоговому собеседованию (9 класс)
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о выдающемся русском поэте Афанасии Афанасьевиче Фете (1820-1892). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Афанасий Афанасьевич Фет — один из выдающихся русских лириков, убеждённый защитник идеалов так называемого «чистого искусства», основоположник «импрессионистического стиля» в поэзии.
С именем этого поэта связана и Курская земля. В 1877 году он покупает старинное имение Воробьевку в Щигровском уезде. Именно курские просторы дают Афанасию Афанасьевичу Фету вдохновение. В 1880-е годы одна за другой появляются книжечки его стихов под общим заглавием «Вечерние огни» — подлинные шедевры лирического творчества.
В художественном мире Фета любовь, природа, философия, поэзия, Бог — это разные проявления одной и той же творческой силы — Красоты. «Неясность» стихотворений Фета исследователи объясняют их близостью к музыкальным композициям, когда поэт ощущал охватившую его полноту чувств как внутреннюю музыку. Об «импрессионизме» лирики поэта заговорили потому, что его стремление воплотить в сюжете цепь мгновенных впечатлений порождало отрывочность накладываемых образов-«мазков» — по аналогии с техникой картин Клода Моне.
«Неясность» творчества Фета по природе своей вполне реалистична. Поэт не тонет в многозначности своих ощущений, а даёт им выразительную словесную форму. Лирика Фета столь же «импрессионистична», сколь и удивительно пластична в своей зримой конкретности. И это неудивительно. Он считал прямой обязанностью поэта не просто бессознательно чувствовать красоту, но и выставить её на «всеобщее уразумение». (185 слов)
(По материалам энциклопедического словаря-справочника «Литература в школе от А до Я»)
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Афанасия Афанасьевича Фета о значении красоты в творчестве: «Пока глаз не видит её явных, хотя и тонко звучащих форм – он ещё не поэт».
Подумайте, где лучше использовать слова А.А. Фета в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы. Используя карточку участника собеседования, выполните задание. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником - экзаменатором.
Карточки участника собеседования.
Задание 3. Тема 1. Экскурсия в усадьбу князей Барятинских «Марьино» в Курской области (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
- что изображено на фотографии;
- время года и место действия;
- общее настроение, которое передано на фотографии;
- Ваши впечатления от фотографии.
Задание 3. Тема 2. Любимое место родного края. Расскажите о Вашем любимом месте, которое для Вас дорого.
Не забудьте рассказать:
- как выглядит это место;
- какие воспоминания у Вас с ним связаны;
- почему оно Вам так дорого.
Задание 3. Тема 3. Любая ли поэзия — искусство?
Какую поэзию можно назвать настоящим искусством?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
- Какие стихи Вам нравятся?
- Почему одни стихотворения остаются в памяти надолго, а другие быстро забываются?
- В чем истинное предназначение искусства?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. Экскурсия в усадьбу князей Барятинских «Марьино» в Курской области
- Любите ли Вы посещать места, связанные с историей и культурой родного края?
- Чем, по Вашему мнению, полезны такие путешествия?
- Что бы Вы порекомендовали тем, кто отправляется в путешествие по знаменитым местам малой родины?
Задание 4. Тема 2. Любимое место родного края. Расскажите о Вашем любимом месте, которое для Вас дорого.
- Может ли у человека быть не одно любимое место?
- Стоит ли рассказывать друзьям о своих любимых местах? Почему?
- Что надо делать, чтобы это место ещё много лет радовало людей, посещающих его?
Задание 4. Тема 3. Любая ли поэзия — искусство?
- Почему современные стихотворения зачастую не остаются в памяти людей надолго?
- Отличается ли современная поэзия от стихотворений классиков?
- Известны ли Вам примеры, когда поэзия оказывала благоприятное влияние на людей?